Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Загартдинова Ирина Юрьевна

Проект по формированию

культурно-гигиенических навыков

«Мойдодыр»

1. Aктуальность проектa

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрастеигровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и в образовательной области физическая культура, труд, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта :

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи проекта :

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта :

Воспитатель

Дети группы

Родители воспитанников группы общеразвивающей направленности №9

Целевая группа проекта :

проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта :

- Анкетирование родителей.

- Образовательная деятельность по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

- Дидактические игры.

- Художественное слово.

- Чтение художественной литературы.

- досуги

-, беседы.

- Работа с родителями (консультации индивидуальные и групповые, беседы, памятки).

- Создание предметно-развивающей среды в группе (картотека дидактических игр, изготовление алгoритма одевания, мытья рук, правила пользования туалетом, дидактические игры «Туфельки поссорились. Туфельки померились»«Собери картинку»).

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :

Дети 2-ой младшей группы должны –

• С помощью взрослого приводить себя в порядок.

• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .

• Держать ложку в правой руке.

• По порядку одеваться и раздеваться.

• При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .

• Аккуратно складывать снятую одежду.

• Следить за своим внешним видом.

• Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

• Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей :

• Повышение навыков культурно-гигиенических навыков детей

• Консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Перечень основных направлений проекта

-Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

-работа с родителями

Консультация для родителей на сайте МБДОУ №51 Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно»»

-работа с детьми

Продукты проекта :

- Перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

- Конспект занятия

-схемы алгоритмов одевания, мытья рук, пользование туалетом

- Сценарий досуга.

-картотека потешек по формированию культурно-гигиенических навыков

-картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков

Работа с родителями:

Анкетирование

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно» на сайте детского сада

Папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Консультация«О вежливости и этикете и хороших манерах»

Консультация «Свет. мой зеркальце скажи»

5. Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта : Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта : Октябрь 2018 года – февраль 2019 года.

Информационно-аналитический этап :

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек по данной теме.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап:

- Сбор литературы по данной теме.

- Составление плана работы.

- Разработка содержания проекта.

Основной этап:

Ноябрь:

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно» на сайте детского сада

Оформление папки. -передвижки «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Драматизация стихотворения А Барто «Девочка чумазая»

Декабрь

НОД «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети»

Оформление предметно-развивающей среды группы. :алгаритмы одевания» «Мой руки правильно» «Правила посещения туалета», изготовление дидактической игры «Туфельки посорились. Туфельки

померились»

Январь

Чтение художественной литературы«Кукла»«Умывашка» Э. Габунщина, «Мойдодыр» К. Чуковского,

заучивание потешек.

Д. игра«Поучим зайку делать пену»-закрепить умение намыливать руки до образования пены.

Февраль

Беседа «Почему нужно полоскать рот после еды»

Досуг «В гостях у Мойдодыра

Консультация для родителей«Здравствуйте И другие хорошие слова»

Заключительный этап:

Анализ анкетирования родителей

Досуг «В гостях у Мойдодыра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию

культурно-гигиенических навыков

«Мойдодыр»

1. Aктуальность проектa

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрастеигровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и в образовательной области физическая культура, труд, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта :

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи проекта :

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта :

Воспитатель

Дети группы

Родители воспитанников группы общеразвивающей направленности №9

Целевая группа проекта :

проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта :

- Анкетирование родителей.

- Образовательная деятельность по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

- Дидактические игры.

- Художественное слово.

- Чтение художественной литературы.

- досуги

-, беседы.

- Работа с родителями (консультации индивидуальные и групповые, беседы, памятки).

- Создание предметно-развивающей среды в группе (картотека дидактических игр, изготовление алгoритма одевания, мытья рук, правила пользования туалетом, дидактические игры «Туфельки поссорились. Туфельки померились»«Собери картинку»).

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :

Дети 2-ой младшей группы должны –

• С помощью взрослого приводить себя в порядок.

• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .

• Держать ложку в правой руке.

• По порядку одеваться и раздеваться.

• При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .

• Аккуратно складывать снятую одежду.

• Следить за своим внешним видом.

• Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

• Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей :

• Повышение навыков культурно-гигиенических навыков детей

• Консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Перечень основных направлений проекта

-Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

-работа с родителями

Консультация для родителей на сайте МБДОУ №51 Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно»»

-работа с детьми

Продукты проекта :

- Перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

- Конспект занятия

-схемы алгоритмов одевания, мытья рук, пользование туалетом

- Сценарий досуга.

-картотека потешек по формированию культурно-гигиенических навыков

-картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков

Работа с родителями:

Анкетирование

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно» на сайте детского сада

Папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Консультация«О вежливости и этикете и хороших манерах»

Консультация «Свет. мой зеркальце скажи»

5. Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта : Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта : Октябрь 2018 года – февраль 2019 года.

Информационно-аналитический этап :

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек по данной теме.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап:

- Сбор литературы по данной теме.

- Составление плана работы.

- Разработка содержания проекта.

Основной этап:

Ноябрь:

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков –это важно» на сайте детского сада

Оформление папки. -передвижки «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Драматизация стихотворения А Барто «Девочка чумазая»

Декабрь

НОД «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети»

Оформление предметно-развивающей среды группы. :алгаритмы одевания» «Мой руки правильно» «Правила посещения туалета», изготовление дидактической игры «Туфельки посорились. Туфельки

померились»

Январь

Чтение художественной литературы«Кукла»«Умывашка» Э. Габунщина, «Мойдодыр» К. Чуковского,

заучивание потешек.

Д. игра«Поучим зайку делать пену»-закрепить умение намыливать руки до образования пены.

Февраль

Беседа «Почему нужно полоскать рот после еды»

Досуг «В гостях у Мойдодыра

Консультация для родителей«Здравствуйте И другие хорошие слова»

Заключительный этап:

Анализ анкетирования родителей

Досуг «В гостях у Мойдодыра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, ...