Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Гимнастика для глаз, как часть кинезиологии".
методическая разработка

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Гимнастика для глаз, как часть кинезиологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_glazodvig.uprazhneniy.docx203.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №1" городского округа Самара

Методическая разработка

для детей старшего дошкольного возраста

"Гимнастика для глаз, как часть кинезиологии"

Автор-составитель:

учитель-логопед

Филиппова И.Г.

Самара, 2023г.

Методические рекомендации к разработке "Гимнастика для глаз"

Целевая группа разработки:

Дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность и адресность:

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм кинезиологических упражнений по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям в логопедии, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

- предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц;

- снятие напряжения;

- общее оздоровление зрительного аппарата.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

- с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

- с использованием специальных полей или изображением каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенных линий разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты. Желательно гимнастику для глаз проводить стоя. 

Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Существует определенный базовый набор движений:

- движения глаз вверх – вниз;

 - движения глаз влево – вправо;

- круговые движения глазами;

- зажмуривание глаз;

- моргание и т.д.

Время: Выполняется 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Варианты упражнений:

  1. Примерная схема выполнения глазодвигательных упражнений.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/40/54/c6d3aebb1ffec69384fd68edc0e5719a6d.jpg

  1. «Взгляд влево- вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на "прямо перед собой". (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

  1. «Горизонтальная восьмерка»

Дети вытягивают перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимают в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Рисуют в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера (либо начинают рисовать маленькую восьмерку, а затем увеличивают амплитуду движения руки).

Рисовать начинают с центра и следят глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключают высунутый изо рта язычок, одновременно с глазами и руками, повторяют движения в том же направлении.

  1. «Далеко-близко»

Педагог раздает детям картинки. Дети смотрят на картинку примерно 5 секунд не отрывая глаз. Затем переводят взгляд на окно на 5 секунд.

Делают упражнение 4-5 раз не напрягая глаз.

  1. «Посмотри, найди»

В разных углах группы подвешивают яркие игрушки, детям необходимо, не поворачивая головы, найти глазами названную педагогом игрушку. Далее педагог вместе с детьми выполняет упражнение проговаривая слова:

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

(Вращать глазами по кругу по часовой стрелке 2-3 секунды)

Зорче глазки чтоб глядели,

Чтоб они не заболели,

(Вращать глазами по кругу против часовой стрелки 2-3 секунды)

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

(Педагог называет предмет, который детям нужно найти в группе, не поворачивая головы)

  1. «Нарисуй геометрические фигуры»

Педагог предлагает детям встать, посмотреть на противоположную стену, и «нарисовать глазами» заданную геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник). Педагог проговаривает стихотворение:

Словно стол стоит квадрат.

Он гостям обычно рад.

Он квадратное печенье

Положил для угощенья.

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый словно диск луны,

Как бабулины блины.

Треугольный треугольник

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

  1. «Заинька»

Дети выполняют движения согласно тексту.

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри.

(Поднимаем глаза вверх)

Вниз морковку опусти,

Только глазками смотри.

(Опускаем глаза вниз)

Вверх-вниз, вправо-влево,

Влево-вправо, вниз-вверх.

(Переводим глаза сверху вниз и справа налево в соответствии с текстом)

Ай да заинька-плутишка,

Смог запутать он нас всех!

(Повторяем предыдущее движение глазами)

Зайка глазками моргает,

Зайка глазки закрывает.

(Часто моргаем глазами, закрываем глаза, расслабляемся)

  1. «Самолет»

Педагог предлагает детям перебраться на самолет:

Полетел самолет,

С ним собрался я в полет

(дети смотрят вверх, следя взглядом за «пролетающим самолетом»)

Правое крыло отвел-посмотрел

(поднимают правую руку вверх, отводят ее вправо, следят глазами, не поворачивая головы)

Левое крыло отвел-посмотрел

(поднимают левую руку вверх, отводят ее в влево, следят глазами, не поворачивая головы)

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

(вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки)

Поднимаюсь в высь, лечу,

Возвращаться не хочу.

(поднимаются на носочки смотрят вверх и по сторонам)

  1. «Жук»

Педагог предлагает детям «поймать жука». Ребята свободно перемещаются по группе, но по сигналу педагога останавливаются. Вытягивают правую руку вперед, указательный палец — это жук. Дети смотрят, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук на лоб приземлился,

По щеке ко рту спустился - «Ж-ж-ж»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук немного посидел,

Отдохнул и улетел.

Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

  1.   «Глазки»

Педагог, вместе с детьми, выполняет глазодвигательные упражнения согласно тексту.

Открываем глазки-раз,

А, зажмуриваем-два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули!

В данной разработке представлена лишь часть глазодвигательных упражнений, которые могут использовать в своей работе педагоги. Гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения, например глаз и языка, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".

Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....

Методическая разработка (для детей старшего дошкольного возраста) на тему: "День Земли"

День ЗемлиМодель: развлекательное мероприятиеФорма проведения: досугово- игровая.Тип мероприятия: праздникМетодическая цель: формировать у детей представление о празднике "День Земли"Задачи:1.Доставит...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Уроки этикет".

Данную разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитывает культуре поведения  и общения со взрослыми и сверстниками....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления ...