КАРТОТЕКА «Пальчиковые игры и гимнастики для детей младшего и раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

                                       КАРТОТЕКА

«Пальчиковые игры и гимнастики для детей младшего   и  раннего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikov_gimnastiki.docx62.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                       КАРТОТЕКА

«Пальчиковые игры и гимнастики для детей младшего                                                                                            и  раннего дошкольного возраста»

Подготовила: инструктор по физической культуре

 Слободчикова Елена Степановна

Методика проведения пальчиковых игр и гимнастик с детьми младшего и раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,Буквы ровно написать.
Не удержишь карандаш –Не получится пейзаж».

Значение пальчиковых игр и гимнастик.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.  Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка:«… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов.

О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».
      Для малышей важны игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев и кистей рук.  «Пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.            Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.  Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр


Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

  1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  3. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  8. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
  9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
  11. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  12. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Работа с детьми раннего возраста в обучении пальчиковым играм


Возраст


Содержание 


Технология 

До 2-х лет

Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой 

Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Знакомим с пальчиками: 

составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза);

согласованные действия двумя руками (домик, ворота)

С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

Пальчиковая гимнастика. Стихотворение с движениями

«Осенние листья» «Дождик»

Раз, два, три, Капля раз, прыжок на носочках

четыре, пять- загибают пальцы, начиная с большого Капля два. прыжок

Будем листья собирать. сжимают и разжимают кулачки Очень медленно сперва. 4 прыжка

Листья березы, загибают пальцы, начиная с большого А потом, потом, потом 8 прыжков

Листья рябины, Все бегом, бегом, бегом.

Листики тополя, Мы зонты свои

Листья осины, раскрыли, развести руки в стороны

Листики дуба мы соберем, От дождя себя укрыли. руки полукругом

Маме осенний букет отнесем. «шагают» по столу средним над головой

и указат. пальцами

Стихотворение с движениями Пальчиковая гимнастика

«Листья» «Игрушки»

Листья осенние тихо кружатся на цыпочках, На большом диване попеременно хлопают в

кружатся, руки в стороны в ряд ладоши и стучат

Листья нам под ноги Куклы Катины сидят: кулачками

тихо ложатся, приседают Два медведя, Буратино, загибают поочередно

и под ногами шуршат, движения руками И веселый Чиполлино, все пальчики

шелестят, вправо- влево И котенок, и слоненок.

будто опять закружиться поднимаются, кружатся Раз, два, три, разгибают поочередно

хотят. четыре, пять. все пальчики

Помогаем нашей Кате попеременно хлопают в

Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат

кулачками

Стихотворение с движениями Пальчиковая гимнастика

« Листочки» «Тук, тук!»

Мы – листочки, мы – листочки, дети стоят в кругу, Тук! Тук! Тук! Тук! ритмичные удары ребром

Мы - осенние листочки. держа в руках листочки. Раздается в доме стук. ладони по столу

Мы на веточках сидели. Мы капусту нарубили, хватательные движения

Дунул ветер – полетели. разбегаются по дрожкам. Перетерли, обеими руками

Мы летали, мы летали- бегают, Посолили, «солят»

Все листочки так устали. помахивая листочками. И набили плотно в кадку. удары обеими руками

Перестал дуть ветерок- садятся на корточки, по столу

Мы присели все в кружок. листья держат над головой Все теперь у нас в порядке! отряхивают руки

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

«Ветер дует нам в лицо» «Мячик»

Ветер дует нам в лицо, машут кистями рук Раз, два, прыгай, мячик. взмахи правой рукой -

по направлению к лицу как бы удары по мячу

Закачалось деревцо. качают поднятыми Раз, два, и мы поскачем. ритмичные прыжки

вверх руками на носочках,

Ветер тише, тише, тише, медленно садятся Девочки и мальчики руки на поясе

на корточки Прыгают, как мячики.

Деревцо все выше, выше. поднимаются, руки

поднимают вверх

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика

«Репка» «У Лариски – две редиски»

Репку мы сажали, движение как будто У Лариски - по очереди разгибают

роется ямка совочком Две редиски. пальчики из кулачка,

Репку поливали, перебирать пальцами, У Алешки - начиная с большого,

как будто льется вода Две картошки. на одной или обеих

Вырастала репка, медленно разжимать кулак У Сережки-сорванца - руках

Хороша и крепка, ладонь открыта, Два зеленых огурца.

пальцы согнуты А у Вовки -

Вытянуть не можем, Две морковки.

кто же нам поможет? Да еще у Петьки

Тянем-потянем, зацепиться пальцами Две хвостатых редьки.

за согнутые пальчики

Тянем-потянем! малыша и тянуть

Ух! Вытянули! расцепить пальцы

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

« Капуста» «Урожай»

Мы капусту рубим, рубим, постукивают по коленям В огород пойдем, идут по кругу,

ребрами ладоней Урожай соберем. взявшись за руки

Мы морковку трем, трем, трут кулачком по Мы морковки натаскаем «таскают»

ладони другой руки И картошки накопаем. «копают»

Мы капусту солим, солим, перебирают пальчиками – Срежем мы кочан капусты, «срезают»

«солят» Круглый, сочный, очень показывают круг руками

Мы капусту жмем, жмем. сжимают и разжимают вкусный, 3 раза

кулачки Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке. идут по кругу,

взявшись за руки

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

« Огородная – хороводная» «Овощи»

Среди детей выбирают морковь, лук, капусту, шофера. Как-то вечером на грядке идут по кругу,

Репа, свекла, редька, лук взявшись за руки, в

Есть у нас огород, дети идут по кругу, Поиграть решили в прятки, центре круга -

взявшись за руки Но сначала встали в круг. водящий с завязанными

там своя морковь растет. глазами

вот такой ширины, делают большой круг Рассчитались четко тут же: останавливаются,

вот такой вышины! поднимают руки вверх Раз, два, три, четыре, пять. крутят водящего

ты морковь сюда спеши, «морковка» выходит Прячься лучше, разбегаются,

в центр круга . Прячься глубже, приседают,

ты немного попляши, «морковка» делает Ну а ты иди искать. водящий ищет

«пружинку», дети

а потом не зевай - хлопают в ладоши

и в корзину полезай! «морковка» остается в кругу

есть у нас огород, то же, что в I куплете

там зеленый лук растет.

вот такой ширины,

вот такой вышины!

ты лучок сюда спеши,

ты немного попляши,

а потом не зевай

и в корзину полезай!

есть у нас огород,

и капуста там растет.

вот такой ширины, вот такой вышины!

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

«Огородный хоровод» «Дует, дует ветер»

Во саду ли, в огороде идут по кругу в хороводе Дует, дует ветер, качают поднятыми руками

Весело гуляли, Дует, задувает. вправо – влево над головой

Во саду ли, в огороде Желтые листочки поворачивают кисти рук

Грядки мы вскопали. «копают» С дерева срывает. к себе и от себя

В грядку семена сажали, присаживаются, «сажают» И летят листочки, разбегаются по площадке

В ямку опускали, семена Кружат по дорожке, кружатся

А потом водою теплой «поливают» Падают листочки садятся на корточки

Грядку поливали Прямо нам под ножки.

Ты расти скорей, морковка.

Грядку мы прополем. наклоняются,

«вырывают» сорняки

Будет литься летной дождик - стучат пальцами по коленям

На тебя, на поле.

Вот и осень наступила, идут по кругу в хороводе

Урожай снимаем

Радостно и весело

Пляску затеваем. делают «пружинку»

Пальчиковая гимнастика

«Компот» «Вот листочки желтые»

Будем мы варить компот . чертят пальцем Вот листочки желтые, растопыривают пальцы

круги по ладони правой руки

Фруктов много надо, вот! разводят руки в стороны Вот листочки красные. то же левой рукой

Будем яблоки рубить, рубящие движения Соберем в корзинку «собирают»

ладонями мы листочки разные.

Груши будем мы крошить, постукивают пальцем Будет в комнате красиво! разводят руки в стороны

по ладони Скажет мама нам «Спасибо!» прижимают ладони

Отожмем лимонный сок сжимают и разжимают к груди

кулачки

И посыпем сахарок. пальцы в щепотке,

«сыпят сахар»

Варим, варим мы компот, чертят пальцем круги

по ладони

Угостим честной народ! протягивают руки вперед

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

«Осень, осень к нам пришла!» «Ворона»

Осень, осень к нам пришла, хлопают в ладоши На фонарь ворона села, присесть

Дождь и ветер принесла. Посидела, посмотрела. повороты головы вправо-

Кап – кап –кап, стучат пальцем одной руки влево

Кап – кап – кап, по ладони другой «Кар!» - она сказала громко- нахмурить брови,

Дождь и ветер принесла. погрозить

Облетел осенний сад, вращают кистями рук Не капризничает Ромка?» указательным пальцем

Листья по ветру летят.

Ш –ш – ш, трут ладони друг о друга

Ш – ш – ш.

Листья по ветру летят.

Пенья птичек не слышны, машут руками как

Подождем их до весны. крылышками

Чик-чирик, чик – чирик! делают руками

Подождем их до весны! клювики

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

«Мы любим купаться!»

В ванне любим мы купаться,

Чтобы чистыми остаться.

Мы намылили мочалку,

Мыла для нее не жалко!

Мыло пенится в воде –

Грязь, смывайся с нас везде!

Трем мочалкой ушки, носик,

Ноги, руки и животик.

Голову шампунем моем,

А потом водичкой смоем.

Будем чистоту любить,

Чтоб здоровье сохранить!

(Дети выполняют движения в

соответствии со словами)

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика

«Баю –баю» « Моя семья»

Баю –баю –баю, имитируют качание куклы Вот дедушка, поочередно пригибать пальчики

Куколку качаю, Вот бабушка, к ладошке, начиная с большого

Куколка устала, кладут ладошки под щечку Вот папочка,

Целый день играла. хлопают в ладоши Вот мамочка,

Вот деточка моя.

А вот и вся семья! второй рукой охватить весь кулачок

« Наш малыш»

Этот пальчик – дедушка. согнуть пальцы в кулачок,

Этот пальчик – бабушка. по очереди разгибать их,

Этот пальчик – папочка. начиная с большого

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – наш малыш.

Пальчиковая гимнастика

« Коза рогатая»«Кубики»

Идет коза рогатая пальцы рук поджать

За малыми ребятами. указательный и мизинец

Кубик в правую руку берем, сжимают пальцы - кто кашку не ест, держать выпрямленными

правой руки в кулак Молоко не пьет,

Кубик в левую руку берем, сжимают пальцы Забодаю, забодаю! «напустить» «козу» на ребенка

левой руки в кулак

«Семья»

Кубик на кубик красиво кладем. стучат кулачками

друг о другаПапа, мама, брат и я – загибают на левой руке

Домик большой мы для кукол соединяют руки по одному пальцу

построим над головой Вместе дружная семья. показывают сжатый кулак

И новоселье куклам устроим. хлопают в ладоши

Раз, два, три, четыре - загибают на правой руке

по одному пальцу,

Все живем в одной квартире. показывают сжатый кулак

Пальчиковая гимнастика

«Встали пальчики» « Сорока»

Этот пальчик хочет спать, поочередно пригибать Сорока – белобока водить указательным пальцем

Этот пальчик – прыг в кровать, пальцы к ладошке, Кашку варила, правой руки по левой ладони

Этот пальчик прикорнул, начиная с мизинца Деток кормила.

Этот пальчик уж заснул. Этому дала, правой рукой загибать по одному

Встали пальчики – «ура!» кулачок разжать, Этому дала, пальцу левой руки, начиная с

широко расставив Этому дала, большого пальца (кроме мизинца)

В детский сад идти пора! пальцы в стороны Этому дала,

А этому не дала: погрозить правой рукой

Ты воды не носил, мизинцу левой руки

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

Пальчиковая гимнастика

«Это глазки»

Это глазки. Вот. Вот. показывают пальцем сначала

левый, потом правый глаз

Это ушки. Вот. Вот. берутся сначала за мочку левого,

потом правого уха

Это нос, это рот. левой рукой показывают рот,

правой – нос

Там спинка. Тут живот. левую ладонь кладут на спину,

правую – на живот

Это ручки. Хлоп – хлоп. показывают обе руки, потом

2 раза хлопают в ладоши

Это ножки. Топ – топ. кладут руки на бедра,

потом 2 раза топают

Ой, устали, вытрем лоб! правой ладонью проводят

по лбу

Пальчиковая гимнастика

«Тарелка»

Вот тарелка для Валерки- «рисуют» руками большой круг

Желтые колечки. «рисуют» указат. пальцами

маленькие колечки

Для котлеты, для пюре, загибают на левой руке пальцы

Для блинов и гречки. правой рукой, начиная с большого

Пальчиковая гимнастика «Чашка»

Чашка синяя для Мити, присели, правая рука на поясе,

как ручка чашки

Чтобы чаю мог попить он, загибают пальцы правой руки

Соку, сливок, лимонаду. на каждое название

Нам украсить чашку надо. показывают, как украшают

чашку точками

Пальчиковая гимнастика Стихотворения с движениями

«Магазин»

В магазин мы все ходили

и продукты там купили: идут по кругу

хлеба, мяса, молока, взмах руками влево, вправо

масла, рыбы, творога,

все к обеду припасли, прямо, широко разводят руки

чуть до дома донесли. приседают

«Мельница»

Быстро вертится крыло, махи руками

Мелет мельница зерно, круговые движения

кулаками у груди

А из молотой муки ладошки имитируют

Испечем мы пироги. лепку пирожков

Пальчиковая гимнастика

«Варись, варись, кашка»

Варись, варись кашка указател. пальцем правой руки

«мешаем кашку» в левой ладони

В голубенькой чашке. складывают руки «ковшиком»

Варись поскорее, «мешают кашку» пальчиком

Булькай веселее.

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки. складывают пальцы щепоткой

и «сыпят» крупу

У того, кто кашу ест, поглаживают животик

Вырастут все зубки! показывают зубки

« Кашка – малашка»

Надо печку растопить, указат. пальцем правой руки

Надо кашу нам сварить. «мешаем кашу» в левой ладони

Кашка-малашка, поглаживают животик

Ты так хороша,

Если добавить ведро молока, показывают руками ведро

Сахар и соль ты горстями клади. склад-т пальцы щепоткой

и «сыпят» сахар и соль

Кашу большим великанам дадим. под-т руки вверх

Гномам – чуть-чуть, щепоточку, соединяют бол. и указат.

Чайную ложечку. пальцы, показывают

И изюму клади. «чуть-чуть»

Деткам из детского сада дадим. протяг-т руки вперед

Пальчиковая гимнастика

«Шалун»

Наша Маша варила кашу. чертят пальцем круги

Кашу сварила, малышей кормила: по ладони

Этому дала, загибают по очереди пальцы

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала. пальцами другой руки берутся за

Он много шалил. мизинец и слегка покачивают его

Свою тарелку разбил.

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу. поочередно разгибать пальцы,

Покажи свою охоту. начиная с большого

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь, энергично шевелить пальцами

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Пальчиковая гимнастика

« Мизинчик»

Маленький мизинчик поочередно разгибать пальцы,

Плачет, плачет, плачет. начиная с мизинца

Безымянный не поймет:

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку.

Говорит: «не надо плакать, большим пальцем и мизинцем

На, поешь немножко!» касаться друг друга

« Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, делают рубящие движения

ладонями

Мы морковку трем, трем, водят кулачком

по ладони

Мы капусту солим, солим, пальцы в щепотке,

«сыпят соль»

Мы капусту жмем, жмем. сжимают и разжимают

кулачки

Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот . чертят пальцем

круги по ладони

Фруктов много надо, вот! разводят руки в стороны

Будем яблоки рубить, делают рубящие

движения ладонями

Груши будем мы крошить, постукивают пальцем

по ладони

Отожмем лимонный сок сжимают и разжимают

кулачки

И посыпем сахарок. пальцы в щепотке,

«сыпят сахар»

Варим, варим мы компот, чертят пальцем

круги по ладони

Угостим честной народ! протягивают руки вперед

« Лепешки»

Тешки-тетешки! «пекут» пирожки

Пекла баба лепешки,

Медом поливала, потирают ладони друг о друга

круговыми движениями

Маком посыпала, показывают пальцами,

как сыплют мак

Деточкам давала. протягивают руки вперед,

развернув ладони вверх

Пальчиковая гимнастика

«Пышка»

Пышка – лепешка «пекут» пирожки

В печи сидела,

В печи сидела,

На нас глядела, соединяют указательные и большие

В рот захотела. пальцы и приставляют их к глазам

Ам! подносят ладони ко рту

«Оладушки»

Ой, ладушки –ладушки, «пекут» пирожки

Испечем оладушки!

На окно поставим, протягивают руки

Остывать заставим.

А остынут – поедим подносят руки ко рту

И воробушкам дадим. машут кистями рук

Воробушки сели, кладут кисти на колени,

Оладушки съели – постукивают о колени

Шу-у-у!... – и улетели. поднимают руки вверх,

взмахивают кистями

Пальчиковая гимнастика

«Ладушки»

Ладушки-ладошки вытягивают руки вперед,

У ребяток – крошек. поворачивают ладони

Кашку варили, водят указательным пальцем

Кукол кормили. одной руки по ладони другой

Так! вытягивают руки вперед

ладонями вверх

Ладушки-ладошки поворачивают ладони

У ребяток – крошек. вверх-вниз

Пирожки лепили, «лепят» пирожки

В печку садили. вытягивают вперед руки

Так! ладонями вверх

Ладушки-ладошки движения те же

У ребяток – крошек.

Весело плясали, хлопают в ладоши

Звонко ударяли!

Так! один раз громко хлопают

в ладоши

Ладушки-ладошки

У ребяток – крошек.

Очень устали, прижимают ладони друг к другу

Крепко засыпали. и кладут под щеку

Так!

Пальчиковая гимнастика

«Пирожок»

Пирожок, пирожок «пекут» пирожки

Испекли мы сами,

Пирожок, пирожок

Мы подарим маме! вытягивают руки вперед

«Этот пальчик»

Этот пальчик воду носит, пальцы сжаты в кулак.

Этот пальчик дрова возит, начинают разгибать

Этот пальчик огонь разводит, с большого пальца

Этот кастрюлю на плиту ставит,

А этот кашу варит.

Каша вкусная — «ура», раскрывают все пальцы

Все трудились с утра. сжимают в кулак

Пальчиковая гимнастика

« Повар Вася»

Повар Вася очень ловко

чистит ножиком морковку,

сыр на крупной терке трет:

взад-вперед да взад-вперед.

суп мешает поварешкой

и толкушкой мнет картошку,

режет ножиком укроп:

вжик-вжик-вжик и в миску оп!

получилось вкусно чтобы,

лично с блюд снимает пробы.

всё посолит, поперчит

и горчицей погорчит.

В соответствии с текстом стихотворения дети

имитируют действия: «чистят морковку»,

«трут сыр», «мешают суп», «мнут картошку»,

«режут ножиком», «солят» и «перчат».

Пальчиковая гимнастика

«Самое вкусное»

Овощи повар в кастрюле варила. «мешают ложкой»

Самое вкусное туда положила. складывают

ладони ковшиком

Мясо, капуста, картошка, укроп загибают пальчики

Очень хотят попасть к (имя малыша) в рот. подносят

руки ко рту

Давай-ка не станем их обижать грозят пальчиком

И все, что в тарелке, будем съедать. «едят ложкой»

Стихотворение с движениями

«Ребята – поварята»

Мы веселые ребята, идут по кругу,

взявшись за руки

Мы смешные поварята.

Варим, жарим все подряд «мешают поварешкой»

двумя руками

Для гостей и для ребят.

Любим чашки, любим ложки выполняют

«пружинки»

И большие поварешки.

Быстро наш обед сварился, протягивают

руки вперед

Повар даже удивился! прижимают

руки к щекам

Стихотворение с движениями

« По малину»

По малину в сад пойдем, взявшись за руки,

В сад пойдем, в сад пойдем, идут по кругу

Мы малины наберем,

наберем, наберем.

Солнышко на дворе, поднимают руки вверх

А в саду тропинка опускают руки и мягко

водят кистями

вправо-влево.

Сладкая ты моя, хлопают в ладоши.

Ягодка-малинка!

Ты малинка, не в роток, грозят указательным

Не в роток, не в роток, - пальцем

Насыпайся в кузовок, «собирают ягоды»

В кузовок, в кузовок!

Солнышко на дворе, поднимают руки вверх

А в саду тропинка опускают руки и мягко

качают кистями

Сладкая ты моя, хлопают в ладоши.

Ягодка-малинка!

Как малины наберем,

Наберем, наберем, «собирают ягоды»

Пирогов мы напечем, «пекут пирожки»

Напечем, напечем.

Солнышко на дворе, поднимают руки вверх

А в саду тропинка опускают руки и

покачивают кистями

Сладкая ты моя, хлопают в ладоши.

Ягодка-малинка!

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем, «пекут пирожки»

Всех соседей позовем, манят руками,

Позовем, позовем. как бы подзывая к себе

Солнышко на дворе, поднимают руки вверх

А в саду тропинка опускают руки и водят

вправо-влево.

Сладкая ты моя, хлопают в ладоши.

Ягодка-малинка!

Пальчиковая гимнастика Стихотворения с движениями

« Нос, рот, голова»

Нос, рот, голова,

Уши, щечки, лоб, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп-хлоп,

Шаг вперед, шаг назад,

Это нет, а это да.

«Головами покиваем»

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

Потом глазки закрываем,

Теперь глазки открываем,

Щечки сильно раздуваем,

Ротики мы открываем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Дети выполняют движения в соответствии

со словами текста.

Стихотворение с движениями

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура! Я проснулась (-лся)

Во время чтения стихотворения дети прикасаются

пальчиками к соответствующей части лица (тела).

Стихотворение с движениями

«Где же наши ручки?»

Где же, где же ручки? прячут руки за спину

Нету наших ручек! (2 раза)

Вот, вот наши ручки, показывают руки

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки, делают «фонарики»

Маленькие ручки!

Где же, где же наши детки? закрывают лицо руками

Нету наших деток! (2 раза)

Вот, вот наши детки, открывают лицо

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки, делают «пружинку»

Маленькие детки!

Где же, где же наши ножки? приседают

Нету наших ножек! (2 раза)

Вот, вот наши ножки, встают и показывают ноги

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки, топают ногами

Маленькие ножки!

Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями

«Петушок и курочки»

Петя в желтых сапогах

Ходит по песку,

А потом как закричит:

«ку-ка-ре-ку!

Выходите, курочки,

Собирайте крошки,

Много есть здесь крошек

На моей дорожке».

Куры крыльями махали:

«ко-ко-ко-ко-ко!»

Куры носиком стучали:

«ко-ко-ко-ко-ко!»

Дай нам, петя, крошки,

Крошек не жалей,

Дай еще немножко,

Будет веселей!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Пальчиковая гимнастика

«Зима»

Снег ложится на дома, руки - в стороны,

ладонями вниз

Улицы и крыши. руки «домиком»

Тихо к нам идёт зима, палец к губам

«шагают» по столу

Мы её не слышим… рука за ухом

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим,делать? поочерёдно соединяют

В снежки играть, большой палец с остальными

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Ласковое солнышко»

Солнышко, солнышко, руки вверх, пошев-ть пальцами

Ласковое солнышко! гладят ладошками щечки

Посвети в окошко, «подзывают» руками к себе

Улыбнись немножко!

На ребяток посмотри, разводят руки в стороны

Нам веснушки подари! барабанят пальцами по щекам

Пальчиковая гимнастика

«Цыплятки»

Зёрна курочка клюёт, делают пальцами «клювики»

И цыплятки тут как тут. щепотки «клюют» по очереди

В воду уточка нырнёт, ладошки вместе -«ныряют»

А цыплятки не нырнут. погрозили пальчиком

«Есть у курицы цыпленок»

Есть у курицы цыплёнок, бол. пальцем поочерёдно

У гусыни есть гусёнок, касаются остальных,

У индюшки – индюшонок, начиная с мизинца

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – перебирают пальцы

Все красивы, хороши. по очереди

Пальчиковая гимнастика

«Лето»

Солнцем ласковым согрето, «идём» указательным и

средним пальцами

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять «ныряем» соединёнными

вместе ладонями

И цветочки собирать. «срываем» одной рукой и

«собираем» в другую

«Вот и лето пришло!»

Вот и лето пришло! хлопают в ладоши

Стало сухо и тепло. поднимают руки вверх,

пальцы растопыривают

По дорожке прямиком «скачут» пальцами

Скачут ножки босиком. по коленям

Пальчиковая гимнастика

«Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой

(ладони под углом друг к другу). Пальчики

выставляются вперед. Локотки к корпусу

не прижимаются.

Пальчиковая гимнастика

«Дерево»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу,

Пальцы растопырены и подняты вверх.

Шевелить кистями и пальцами.

Стихотворение с движениями

«Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо, машут кистями рук по направлению к лицу

Закачалось деревцо- качают поднятыми вверх руками

Ветер тише, тише, тише, медленно садятся на корточки

Деревцо все выше, выше- поднимаются, руки поднимают вверх

Пальчиковая гимнастика

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пальцы обеих рук «здороваются»

В лес идем мы погулять, пальчики «шагают»

За черникой, загибают по одному пальцу

За малиной,За брусникой,За калиной.

Землянику мы найдем, И братишке принесем.

«Здравствуй, ягодка лесная!»

Здравствуй, полянка большая! пальцы правой руки

Здравствуй, трава – мурава! по очереди здороваются

Здравствуй, ягодка лесная! с пальцами левой,

Ты поспела и вкусна. похлопывая друг друга

Мы корзиночку несём

Всю тебя мы соберём.

Пальчиковая гимнастика

«Ягоды»

С ветки ягодки снимаю, пальцы свисают вниз.

пальцами другой руки погладить каждый пальчик,

как будто снимая с неговоображаемую ягодку

И в лукошко собираю. ладошки сложить чашечкой

Будет полное лукошко, одну ладошку, сложенную

лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой

Я попробую немножко. одна сложенная ладошка

имитирует лукошко, другойрукой достать воображаемые

Я поем ещё чуть-чуть, ягодки и отправить их в рот

Лёгким будет к дому путь! «бегают» пальцами по коленям

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.

Ладони сложены вместе, дети изображают, как плывет рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

Делают хватательное движение.

Снова «плывут».

«Ромашки»

Ромашки белые цветки – ладонь вперёд, пальцы

Как пальцы маленькой руки. раздв-ть – это «ромашка»

И вот слетаются жуки переб-т пальцы «руки-

Считать ромашки лепестки. ромашки» по одному

Стихотворение с движениями

«Лягушата»

Ква! Ква! Ква! прыгают и говорят «ква»

В речку прыгать нам пора.

Ква! Ква! Ква!

Плавать можно до утра! «плавают» Раз! Два! Три!

Лапками греби! «гребут»Ква! Ква!

На берег пора! прыгают на двух ногахКва! Ква!

Поймайте комара! «ловят» комар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игра «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста.

«Мы в садике ничего не делаем, только играем...»Дружат в нашей группе девочки и мальчики.Но и мы подружимся маленькие пальчики.Раз, два, три, четыре, пятьНачинаем счет опять.С помощью  «Перчатки-...

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Представлены материалы: доклады из опыта, конспекты занятий, игры по развитию пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей с ЗПР, ОНР, алалия и др....

консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных,людей,их деятель...

Родительское собрание "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Тема:»Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».Цель:1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;2. заинтересовать проблемой;3. приобщить к паль...

ИГРЫ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. /Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста/.

данная консультация поможет родителям познакомиться со значением пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольнгого возраста...

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....