Консультация для педагогов: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"
консультация

Таёкина Мария Владимировна

Консультация для педагогов.                                                                                

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».

 

Самая большая ценность для человека – это здоровье.

В  Уставе Всемирной Организации Здравоохранения - здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

 

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Формирование – это процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д.

Формирование здорового образа жизни – сложный многогранный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления  жизнедеятельности.

 

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

 

Цели и задачи оздоровительной работы в ДОУ:

Образовательные:

- Формировать у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

- Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

-Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

- развивать у детей потребность в активной деятельности.

- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Создание представлений о здоровом образе жизни:

Основная идея- здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в  группе способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

 

Направление деятельности:

Обеспечение здорового ритма жизни (режим дня)

Организация двигательного режима

Общеукрепляющие мероприятия

Профилактические мероприятия

Рациональное питание

Личная гигиена

Методы работы с детьми по формированию ЗОЖ

Работа с родителями

 

 

 

Режим дня.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является- режим дня.

Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от

возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской

деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.

 

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений , поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием. Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю зарядку. В процессе образовательной деятельности требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность , рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3 минуты.

 

Общеукрепляющие мероприятия:

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды с учетом состояния  здоровья детей и местных условий.

При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, режим одностороннего и сквозного проветривания (в отсутствии детей); приучать детей находится в помещении в облегчённой одежде, необходимо ежедневно и в любое время года обеспечивать прибывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

В своей работе совместно с другим воспитателем использую такой нетрадиционный вид закаливания как полоскание рта тёплой и прохладной водой. Этот вид закаливания является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждение ангин, разрастание миндалин и аденоидов. Применяется ежедневно.

 

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Принципы рационального питания:

- Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами СанПин

- Выполнение режима питания

- Индивидуальный подход к детям во время питания

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

 

Личная гигиена – это широкое понятие включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.

Для повышения эффективности по формированию здорового образа жизни у дошкольников используются следующие методы работы:

Рассказы и беседы;

Заучивание стихотворений

Моделирование различных ситуаций

Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

 

Работа с родителями

Консультации для родителей по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Индивидуальные беседы

Полезные советы по уходу за ребёнком дошкольного возраста

Изготовление памяток, буклетов для уголка здоровья.

Приглашение родителей на праздники, дни здоровья

 

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.                                                                                 «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».

Самая большая ценность для человека – это здоровье.

В  Уставе Всемирной Организации Здравоохранения - здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Формирование – это процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д.

Формирование здорового образа жизни – сложный многогранный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления  жизнедеятельности.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Цели и задачи оздоровительной работы в ДОУ:

Образовательные:

- Формировать у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

- Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

-Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

- развивать у детей потребность в активной деятельности.

- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Создание представлений о здоровом образе жизни:

Основная идея- здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в  группе способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

Направление деятельности:

Обеспечение здорового ритма жизни (режим дня)

Организация двигательного режима

Общеукрепляющие мероприятия

Профилактические мероприятия

Рациональное питание

Личная гигиена

Методы работы с детьми по формированию ЗОЖ

Работа с родителями

Режим дня.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является- режим дня.

Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от

возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской

деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений , поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием. Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю зарядку. В процессе образовательной деятельности требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность , рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3 минуты.

Общеукрепляющие мероприятия:

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды с учетом состояния  здоровья детей и местных условий.

При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, режим одностороннего и сквозного проветривания (в отсутствии детей); приучать детей находится в помещении в облегчённой одежде, необходимо ежедневно и в любое время года обеспечивать прибывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

В своей работе совместно с другим воспитателем использую такой нетрадиционный вид закаливания как полоскание рта тёплой и прохладной водой. Этот вид закаливания является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждение ангин, разрастание миндалин и аденоидов. Применяется ежедневно.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Принципы рационального питания:

- Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами СанПин

- Выполнение режима питания

- Индивидуальный подход к детям во время питания

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Личная гигиена – это широкое понятие включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.

Для повышения эффективности по формированию здорового образа жизни у дошкольников используются следующие методы работы:

Рассказы и беседы;

Заучивание стихотворений

Моделирование различных ситуаций

Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Работа с родителями

Консультации для родителей по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Индивидуальные беседы

Полезные советы по уходу за ребёнком дошкольного возраста

Изготовление памяток, буклетов для уголка здоровья.

Приглашение родителей на праздники, дни здоровья

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Даны рекомендации по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.Представленыв материалы ,которые прооводятся в ДОУ по  воспитанию здорового образа жизни у детей....

Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации

Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....

Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни через систему обучения навыкам гигиены полости рта»

Данная консультация будет интересна для воспитателей, которые занимаются формированием здорового образа жизни дошкольников...

Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». ...