родительское собрание "Здоровый образ жизни семьи- залог здоровья ребенка"
классный час (старшая группа)

Тарасова Татьяна Владимировна

Оказание помощи родителям в вопросах приобщения детей к ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_zozh.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка родительского собрания по теме:

 «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»

 

Цели: оказание практической помощи родителям в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни; дать примерные правила определения состояния своего здоровья.

Задачи:

  • акцентировать внимание родителей на проблеме формирования у детей привычки к здоровому образу жизни;
  • раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и школы в приобщении детей к ЗОЖ;
  • дать родителям практические советы.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  магниты и лепестки цветов из бумаги, секундомер или метроном. 

Вид собрания: групповое, тематическое.

Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся.

Формы проведения: лекция, беседа, опрос, демонстрация, эксперимент.

Продолжительность: 40-60 минут (зависит от активности родителей).

Предварительная работа: анкетирование родителей и анализ опроса родителей по теме собрания.

Ход собрания

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на родительское собрание, чтобы поговорить о важной теме – формирования навыков здорового образа жизни у ребят. Именно самые близкие люди, которыми вы являетесь детям, должны стать их незаменимыми помощниками в этом непростом деле. Взрослая жизнь, смена привычной школьной обстановки, период адаптации и привыкания к новому распорядку, приобретения новых друзей таит в себе много опасностей и искушений. И во многом от нас с вами зависит, удастся ли оградить ребят от вредных привычек, привить такую необходимую во взрослой жизни привычку к здоровому образу жизни. Сегодняшнюю беседу мы разделим на два блока: теоретический и практический.

 

Теоретический блок собрания

 Учащимся школы был задан вопрос: Что такое здоровье? Вот их ответы:

  • Здоровье – это красота.
  • Здоровье – это богатство, которое не продается и не покупается.
  • Здоровье надо беречь.
  • Здоровье – мы и природа.
  • Здоровье – когда я бегаю, прыгаю, и у меня все получается.
  • Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже моему коту.
  • Здоровье – это счастье, это когда здоровы мои папа и мама, когда у нас дружная семья, и я с радостью бегу домой, где меня всегда ждут.

Да, ребенок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья. Здоровая семья  – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. Давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее. Нельзя забывать о том, что семья для ребенка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно. Что объединяет всех вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!»

Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его.

Каждый человек, особенно с возрастом, начинает осознавать истинную ценность своего здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни должно начинаться с самого детства.

Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь. Наука утверждает что, большинство людей, при соблюдении ими простых правил здорового образа жизни, могут жить до 100 лет и более. Очевидно, что осознание этого факта находится в зародышевом состоянии и, как результат, люди не соблюдают самых простейших норм и правил здорового образа жизни. Что с возрастом часто приводит к неприятным и даже печальным последствиям: кто-то становится жертвой малоподвижности, вызывающей преждевременное старение; другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, атеросклероза; третьи не умеют отдыхать и отвлекаться от проблем и забот, постоянно нервничают, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям.

С каждым годом все больше людей активно укорачивают свою жизнь пристрастием к алкоголю и курению, или и того хуже – к наркотикам. Дополняет эту нерадостную картину здоровья нации и ухудшающаяся экология, внося свою лепту в разрушение здоровья человека. Учитывая эти реалии, становится очевидным желание многих людей стать на путь здорового образа жизни и воспитать осознание этого в детях.

Большинство типичных проблем связанных со здоровьем можно избежать, для этого необходимо, во-первых, их осознавать и, во-вторых, исключать из своей жизни. Лучше если это будет комплексный подход, который можно назвать формированием здорового образа жизни. Под задачей формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Можно выделить два типа факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на здоровье человека. К положительным факторам относятся:

  • рациональное питание,
  • занятия физкультурой и спортом,
  • соблюдение режима дня (сон),
  • хорошие взаимоотношения с окружающими.

К отрицательным факторам

  • курение, алкоголь, наркотики,
  • эмоциональная и психическая напряженность, стрессы,
  • неблагоприятная экология.

Поэтому, учет факторов влияющих на состояние здоровья и есть основная задача

формирования здорового образа жизни.

Питание.

В вопросах питания нет строгих догм, но существует ряд моментов, которые должны учитываться всеми. Во-первых, пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных пропорциях все основные питательные вещества. Поэтому весьма вредно для здоровья однообразное питание, при котором организм недополучает многие жизненно необходимые нутриенты, что приводит к различным расстройствам. Особенно это важно в детском и подростковом возрасте, когда

организм растет и развивается, а нехватка необходимых веществ приводит к дисбалансам в его развитии.

Систематическое недоедание и особенно переедание прямой путь к сокращению длительности жизни и ухудшению здоровья. В наше время более актуальны проблемы связанные с перееданием, что приводит к ожирению.

Ожирение, прежде всего, нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функции органов дыхания, довольно часто отмечается поражение печени, нарушается обмен веществ, что приводит к расстройству функции опорно-двигательной системы. Обильное питание приводит к перегрузке желудочно-кишечного тракта и анатомическим его изменениям. Фактически нет ни одного органа, ни одной системы, которые бы не страдали при ожирении. В первую очередь происходят изменения жирового обмена в крови и тканях, что приводит к развитию атеросклероза, ведущего к сокращению продолжительности жизни.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком долгими, не стоит принимать пищу только 1 или 2 раза в день, особенно чрезмерными порциями , т.к. это создает слишком большую нагрузку для организма, ухудшает работу всех его систем. Оптимально питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед , а самым легким – ужин. Вредно во время еды читать, смотреть телевизор, работать за компьютером и вообще отвлекаться на решение каких-либо задач. Нельзя торопиться, есть слишком горячее или холодное. Тщательное пережевывание в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, и способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости . Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Людям, не соблюдающим режим питания, особенно это касается молодежи, со временем угрожает появление болезней пищеварения, гастритов, язв и др.

Физкультура и спорт

Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой или спортом, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Замечено, что с возрастом люди, не поддерживающие регулярную физическую активность на должном уровне чаще болеют и хуже себя чувствуют. Напротив, человек тренированный даже в возрасте легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и выносливость сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Любая регулярная физическая активность укрепляет скелет, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, благотворно

влияет на нервную систему.

Ежедневная зарядка – обязательный минимум для каждого человека придерживающегося здорового образа жизни. В идеале она должна стать привычкой, как умывание по утрам. Еще лучше регулярные тренировки. Полезно заниматься практически любым видом спорта на любительском уровне. Бег трусцой, фитнес, плавание – отличный выбор для поддержания и укрепления вашего здоровья.

Для людей, ведущих сидячий образ жизни, работников офисов особенно важны физические упражнения на воздухе. Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение минимум часа является одним из важных компонентов формирующих здоровый образ жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка или пробежка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение после работы и забот дня, успокаивает нервные центры, стабилизирует дыхание.

Сон.

Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит , то он встает утром раздраженным , разбитым , а иногда с головной болью, в течение дня чувствует себя усталым и заторможенным. Точно определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Так как потребность во сне у разных людей неодинакова и зависит от многих факторов даже для одного человека. Но в среднем эта норма составляет около 8 часов, для детей 9. К сожалению, некоторые люди рассматривают время сна как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных своих дел. Хотя систематическое невысыпание приводит к нарушению работы нервной системы, снижению работоспособности, повышенной утомляемости и раздражительности.

Для нормального и спокойного сна необходимо за 1-1,5 часа до его начала прекратить напряженную умственную работу. Кушать необходимо не позднее, чем за два часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи и крепкого сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении , еще лучше приучить себя спать при открытой форточке , а в теплое время года с открытыми окнами. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию. Игнорирование этих правил гигиены сна вызывает ряд негативных явлений. Сон становится неглубоким и неспокойным, как правило, со временем развивается бессонница, различные расстройства нервной системы.

Формирование здорового образа жизни необходимо начинать уже в детстве, не откладывая на потом, когда появятся серьезные проблемы со здоровьем из-за игнорирования простых правил. Умеренное рациональное питание, регулярная физическая активность, следование режиму дня и сна, отсутствие вредных привычек позволят вам и вашим детям наслаждаться активной здоровой жизнью до глубокой старости. И помните, ваше здоровье – в ваших руках!

 

Практический блок собрания

 Ваши дети находятся в непростом возрастном периоде, называемом подростковым. Они становятся все более независимыми, на первый план выходит общение с друзьями, желание добиться признания в кругу сверстников, а отношения с родителями не всегда строятся так, как нам того хотелось бы. Тем важнее в этом периоде уметь найти подход к своему ребенку, держать руку на пульсе событий, происходящих в его жизни. Здесь большую ценность имеет искреннее желание принимать участие в жизни ребенка, при этом важны любые мелочи, начиная с элементарного умения выслушать, дать дельный совет, до совместного участия в различных мероприятиях. Вспомните, как давно Вы говорили со своим ребенком по душам? Когда в последний раз он делился с Вами своими проблемами? (Идет обсуждение ответов родителей).

Только тогда можно будет наладить контакт с ребенком, когда он будет видеть искренний интерес к своей жизни с вашей стороны, вашу готовность помочь словом и делом, своим личными примером, в том числе и в вопросах приобщения к здоровому образу жизни. Бессмысленно читать подростку нотации о вреде компьютерного излучения, опасности потери зрения, если вы сами, приходя с работы, с удовольствием занимаете место в теплом кресле у голубого экрана и надолго там задерживаетесь. Не лучше ли позвать сына или дочь на прогулку по вечернему парку и заодно в спокойной обстановке обсудить события уходящего дня? Также не достигнут цели скучные лекции о запрете курения, о его вреде для здоровья, если вы сами пренебрегаете основными аргументами своей речи. Уважаемые родители, так как большую часть своего времени ваш ребенок находится в школе, то я считаю целесообразным и очень важным в деле продолжения формирования привычки к здоровому образу жизни ваше приобщение к совместным мероприятиям. Сейчас предлагаю вспомнить ваше детство и юность, ведь наиболее яркие впечатления и незабываемые воспоминания, несомненно, оставили совместные походы и экскурсии с родителями, участие в совместных спортивных мероприятиях. Поделитесь с нами, пожалуйста, событиями тех далеких дней, которые оставили неизгладимый след в вашей памяти. Как ваши родители помогали вам понять, что здоровье – бесценный дар природы, и очень важно его сохранить?  (Родители выступают, идет обсуждение выступлений). 

Сейчас я предлагаю вам создать нашу цветочную полянку. Каждый из вас получит лист цветной бумаги, вырезанный в форме лепестка, на котором я попрошу записать мероприятие по формированию здорового образа жизни, которое вы могли бы помочь организовать и провести совместно с учащимися нашей группы в течение учебного года. (Родители пишут, листы с ответами магнитами прикрепляются к доске, образуя несколько цветов). 
Примеры мероприятий, которые записали родители:

  • катание на велосипедах, активные игры;
  •  турнир по настольному теннису среди учащихся 9 класса и их родителей;
  • «Веселые старты: папа, мама, я – дружная семья!»;
  • проведение психологического тренинга «Скажи нет курению!»
  •  проведение конкурса видеофильмов и презентаций, подготовленных учащимися совместно с родителями, о здоровом образе жизни семьи;
  •  поездка в бассейн;
  • катание на лыжах, санках, снегоходах.

Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась (названия мероприятий зачитываются, и обсуждается возможность и реальность их проведения, оговариваются примерные календарные сроки).

 

Самодиагностику на выявление «правильного питания» можно провести, ответив на простой тест: Правильно ли ты питаешься? (Родители выполняют тест)

А теперь посмотрим, что получилось? (Обсуждение результатов)

Ключ к тесту:

  • 0-13 очков – есть опасность;
  • 14-18 очков – улучшить питание;
  • 19 -24 очков – хороший режим и качество питания.

Оценка общего состояния здоровья

Далее можно предложить родителям оценить уровень своего здоровья, исходя из данного определения. Общее состояние здоровья рассматривается с учетом того, что чем больше «количества здоровья тем меньше человек подвержен различным заболеваниям»

При этом берутся во внимание следующие критерии:

  • если человек не болел в течение года – у него высокий уровень здоровья;
  • если заболевание возникло в результате эпидемии или повышенной нагрузки – средний уровень;
  • если болеет часто во время обычных нагрузок – уровень здоровья низкий.

Согласно мнению академика П. М. Амосова, «исходная тренированность определяется по уровню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем».

Чтобы определить ее, прежде всего надо знать свой пульс в покое. По пульсу можно определить состояние сердца.

Если у мужчин пульс:

  • реже 50 ударов в минуту – отлично,
  • реже 65 ударов в минуту – хорошо;
  • 65 – 75 ударов в минуту – посредственно;
  • чаще 75 ударов в минуту – плохо.

У женщин и юношей эти показатели можно увеличить примерно на 5 ударов.

 А теперь давайте проверим наше сердце. Оценку работоспособности сердечно – сосудистой системы можно произвести с помощью индекса Руфье.  (заготовка на доске или слайде презентации )

 Индекс Руфье = (4 ( П1 + П2 + П3) – 200)/10

где:

П1 –пульс за 15 с. В покое.

П2 – пульс за 15 с. После 30 приседаний за 45 с.

П3 – пульс за последние 15 с. С первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний.

Оценка:

  • атлетическое сердце – 0;
  • очень хорошее – 0,1 – 5;
  • хорошее – 5,1 – 10
  • Сердце при недостаточности;
  • средней степени – 10, 1 – 15;
  • сильной степени – 15, 1 – 20.

.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его

создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, делать приятное друг другу,
  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,
  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей.
  • Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе, как экскурсии на природу, подготовка к праздникам, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой.
  • Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
  • Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы в школе на переменах, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания.

Рефлексия

А в заключение собрания я хочу предложить вам высказать свое мнение о его результатах, довольны ли вы тем, что появились перспективы совместных с детьми дел, будете ли стремиться к их воплощению в жизнь? 

В заключение нашего собрания хочется вам пожелать  БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ.

 Приложение1

 1.Предварительного анкетирование на тему здорового образа жизни.

Вопросы анкеты:
1. Как часто Вы общаетесь с ребенком, затрагивая вопросы приобщения к здоровому образу жизни?
2. Посещает ли Ваш ребенок спортивные секции? Какие?
3. Как много времени Ваш ребенок проводит у компьютера?
4. Говорите ли Вы с ребенком о пагубности вредных привычек? Какую роль играет Ваш личный пример?
5. Знакомитесь ли Вы с литературой по данной тематике?
6. Какие вопросы, касающиеся формирования привычки здорового образа жизни, хотели бы Вы обсудить на предстоящем родительском собрании? 

 2.Тест

Правильно ли ты питаешься?

1.Как часто в течение дня питаетесь?

А) 3 раза и более;

Б) 2 раза;

В) 1 раз.

  1. Всегда ли вы завтракаете?

А) всегда

Б) не всегда

В) никогда.

  1. Из чего состоит ваш завтрак?
  2. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?

А) никогда;

Б) 1 – 2 раза в день;

В) 3 раза и более.

  1. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?

А) 3 раза в день;

Б) 1 – 2 раза в день;

В) 2 – 3 раза в неделю.

  1. Как часто вы едите жареную пищу?

А) 1 раз в день;

Б) 3 -4 раза в неделю;

В) каждый день.

7.Как часто вы едите выпечку?

А) 1 раз в неделю;

Б) 3 – 4 раза в неделю;

В) каждый день.

8.Что вы намазываете на хлеб?

А) только масло;

Б) Масло с маргарином;

В) Маргарин.

  1. Сколько раз в неделю вы едите рыбу?

А) 3 – 4 раза;

Б) 1 – 2 раза;

В) 1 раз и реже.

  1. Как часто вы едите хлеб?

А) меньше 3 дней в неделю;

Б. от 3 до 6 дней в неделю;

В) за каждой едой.

  1. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?

А) 1 – 2;

Б) от 3 до 5;

В) 6 и более.

  1. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:

А) уберете из тарелки весь жир;

Б) уберете часть жира;

В) оставите весь жир.

А теперь посмотрим, что получилось?

Ключ к тесту:

  • 0-13 очков – есть опасность;
  • 14-18 очков – улучшить питание;
  • 19 -24 очков – хороший режим и качество питания.

 3.Оценка работоспособности сердечно – сосудистой системы 

Индекс Руфье = (4 ( П1 + П2 + П3) – 200)/10

где:

П1 –пульс за 15 с. В покое.

П2 – пульс за 15 с. После 30 приседаний за 45 с.

П3 – пульс за последние 15 с. С первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний.

Оценка:

  • атлетическое сердце – 0;
  • очень хорошее – 0,1 – 5;
  • хорошее – 5,1 – 10
  • Сердце при недостаточности;
  • средней степени – 10, 1 – 15;
  • сильной степени – 15, 1 – 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Статья-рассуждение на тему здорового образа жизни, о важности ведения ЗОЖ в семье, как пример для подражания детям....

Презентация для РМО средних групп "Здоровый образ жизни семьи- залог здоровья ребенка"

Презентация подготовлена для методического объединения воспитателей, однако может быть использована на собрании с родителями....

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка"

Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения ребёнка и прежде всего внутри семьи...

Консультация для родителей дошкольников на тему : "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка"

Данный материал подходит как для проведения консультации, так и в качестве наглядной информации....

Детско-родительский проект "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка!" (ОО "Физическое развитие")

В формировании здорового образа жизни ребенка важно многое: режим дня, закаливание, правильное питание, занятия физкультурой и спортом, полезные привычки. Базовым этапом формирования у детей здорового...

родительское собрание на тему "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка"

родительское собрание  в форме круглого стола на тему ЗОЖ...