Программа по здоровьесбережению "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников"
рабочая программа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Малышевский детский сад
ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педагогического совета заведующий МКДОУ
протокол № ____ Малышевский детский сад
от ____________ __________ И.Н. Хохлова
приказ № _____ от ________
Программа по сохранению и укреплению здоровья
на 2024 – 2025 учебный год
«Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном образовании дошкольников»
Составил:
музыкальный руководитель
МКДОУ Малышевский детский сад
Иноземцева Ксения Андреевна
Малышевка, 2024
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи Программы | 4 |
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании дошкольников | 4 |
Содержание музыкально – оздоровительной работы | 4 |
План работы по сохранению и укреплению здоровья | 5 |
Вывод | 6 |
Список использованной литературы | 7 |
Пояснительная записка
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в ДОУ ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития. К тому же, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения определяют как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Данные требования изложены в нормативном документе Министерства образования и науки – приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009г.
Программа по сохранению и укреплению здоровья направлена на сохранение и укрепление здоровья детей младшей и старшей групп МКДОУ Малышевский детский сад; определяет содержание и организацию образовательного процесса. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих психоэмоциональное благополучие, сохранение и укрепление здоровья детей. В ней определена вся система работы по музыкальному развитию воспитанников.
Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыкальная деятельность».
Выделяют 3 группы здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
- Технологии обучения ЗОЖ: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.
- Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Цель и задачи Программы
Цель – оптимизация системы музыкально – оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыкальная деятельность».
Задачи:
- Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координации движений (посредством применения метода кинезиологии);
- Развитие познавательных процессов и личностных новообразований (обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности);
- Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей (развитие сенсорных и моторных функций; профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний);
- Содействие просвещения родителей и педагогов.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании дошкольников
- Принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно – обоснованными и практически апробированными методиками;
- Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно – образовательного процесса;
- Принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
- Принцип безопасности – не навреди
Содержание музыкально – оздоровительной работы
Для решения задач Программы разработана здоровьесберегающая модель организации музыкально – оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:
- мониторинг анализа развития музыкальности, креативности и отслеживания социально – эмоционального комфорта;
- организация музыкальной здоровьесберегающей среды;
- использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности;
- просвещение педагогов и родителей.
Формы работы:
- Кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Данная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Обними плечи», «Ушки» и т.д. ;
- Пальчиковые кинезиологические игры – упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, потом другой;
- Музыкально – ритмические движения или ритмопластика;
- Валеологические распевки;
- Артикуляционная гимнастика;
- Психогимнастика;
- Арттерапия;
- Вокалотерапия.
План работы по укреплению и сохранению здоровья на НОД
Сроки | Содержание работы | Возрастная группа |
Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой «Ладошки», «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы», «Насос», «Перекаты» | младшая, старшая | |
Попевки «Сорока», «Андрей – воробей», «Люли», «Сапожок», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолет», «Ракета», «Горошина» | младшая, старшая | |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики встречаются», «Твердые ладошки», «Веселые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики» | младшая | |
Музыкальные подвижные игры «Ай – дили – дили», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребенок», «Беги ко мне» | младшая | |
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч» | старшая | |
Гимнастика для глаз | младшая, старшая | |
Самомассаж, точечный массаж | младшая, старшая | |
Музыкально – ритмические движения («Ритмическая мозайка» Буренина), «Чебурашка», «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок», «Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Мячик», «Птичка польку танцевала», «Веселые путешественники» «Чунга – чанга», «Дразнилки», «Карнавальное путешествие», «Найди пару» | младшая, старшая | |
Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Котик и сметана», «Горячий чай», «К бабушке», «Машина», «Лошадка» | младшая | |
Арттерапия и вокалотерапия | старшая |
Вывод
Применение в работе здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно – образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребенка к занятиям музыкой, способствует формированию потребности в двигательной активности, способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья, позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Список использованной литературы
- Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / автор – составитель О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И.Крылова – Волгоград: Учитель, 2009
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, автор – Е.В. Михеева
- Фонопедический метод разития голоса, В.В. Емельянова
- Здоровье современных дошкольников, автор – М.А.Руднова
- Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.Н. Щетинин – Айрис – Пресс, 2007
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания», М. Просвещение, 2004 г.
- Костина Э.П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород, 2001 г.)
- Д.Кэмпбелл «Эффект Моцарта», М. Просвещение, 2006
- Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия», 1997
- Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития дошкольников» (творческий центр, М., 2001 г.
- Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр, М. 2001)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Аннотация: В статье излагается об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образ...

ДОКЛАД НА ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ музыкальных руководителей дошкольных учреждений тема: «Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Доклад по парциальной программе "Волшебная палитра"...
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ. "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."
Опыт работы на тему: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании". Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый сло...
Консультация для музыкальных руководителей. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические ...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...

Мастер класс музыкального руководителя "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «...
«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» ( коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, пальчиковые игры (музыкальные и речевые), «Хор рук», ритмодекламация под музыку, игры звуками, элементарное музицирова
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:1. Коммуникативные танцы 2. Координационно-подвижные игры3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) 4. &laq...
