Программа по здоровьесбережению "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников"
рабочая программа

Иноземцева Ксения Андреевна

для педагогов доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya.docx28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Малышевский детский сад

ПРИНЯТО                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического совета                                       заведующий МКДОУ

протокол № ____                                                                        Малышевский детский сад

от ____________                                                                         __________ И.Н. Хохлова

                                                                                                      приказ № _____ от ________

Программа по сохранению и укреплению здоровья

на 2024 – 2025 учебный год

«Здоровьесберегающие технологии

 в музыкальном образовании дошкольников»

Составил:

музыкальный руководитель

МКДОУ Малышевский детский сад

Иноземцева Ксения Андреевна

Малышевка, 2024

Содержание

Пояснительная записка

3

Цель и задачи Программы

4

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании дошкольников

4

Содержание музыкально – оздоровительной работы

4

План работы по сохранению и укреплению здоровья

5

Вывод

6

Список использованной литературы

7

Пояснительная записка

     Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в ДОУ ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития. К тому же, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения определяют как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Данные требования изложены в нормативном документе Министерства образования и науки – приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009г.

     Программа по сохранению и укреплению здоровья направлена на сохранение и укрепление здоровья детей младшей и старшей групп МКДОУ Малышевский детский сад; определяет содержание и организацию образовательного процесса. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих психоэмоциональное благополучие, сохранение и укрепление здоровья детей. В ней определена вся система работы по музыкальному развитию воспитанников.

     Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыкальная деятельность».

     Выделяют 3 группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технологии обучения ЗОЖ: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.
  3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Цель и задачи Программы

     Цель – оптимизация системы музыкально – оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыкальная деятельность».

     Задачи:

  1. Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  2. Развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координации движений (посредством применения метода кинезиологии);
  3. Развитие познавательных процессов и личностных новообразований (обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности);
  4. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей (развитие сенсорных и моторных функций; профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний);
  5. Содействие просвещения родителей и педагогов.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании дошкольников

  1. Принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно – обоснованными и практически апробированными методиками;
  2. Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно – образовательного процесса;
  3. Принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  4. Принцип безопасности – не навреди

Содержание музыкально – оздоровительной работы

     Для решения задач Программы разработана здоровьесберегающая модель организации музыкально – оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:

- мониторинг анализа развития музыкальности, креативности и отслеживания социально – эмоционального комфорта;

- организация музыкальной здоровьесберегающей среды;

- использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности;

- просвещение педагогов и родителей.

Формы работы:

  1. Кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Данная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Обними плечи», «Ушки» и т.д. ;
  2. Пальчиковые кинезиологические игры – упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, потом другой;
  3. Музыкально – ритмические движения или ритмопластика;
  4. Валеологические распевки;
  5. Артикуляционная гимнастика;
  6. Психогимнастика;
  7. Арттерапия;
  8. Вокалотерапия.

План работы по укреплению и сохранению здоровья на НОД

Сроки

Содержание работы

Возрастная группа

Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой «Ладошки», «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы», «Насос», «Перекаты»

младшая, старшая

Попевки «Сорока», «Андрей – воробей», «Люли», «Сапожок», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолет», «Ракета», «Горошина»

младшая, старшая

Пальчиковая гимнастика «Пальчики встречаются», «Твердые ладошки», «Веселые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики»

младшая

Музыкальные подвижные игры «Ай – дили – дили», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребенок», «Беги ко мне»

младшая

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч»

старшая

Гимнастика для глаз

младшая,

старшая

Самомассаж, точечный массаж

младшая, старшая

Музыкально – ритмические движения («Ритмическая мозайка» Буренина), «Чебурашка», «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок», «Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Мячик», «Птичка польку танцевала», «Веселые путешественники» «Чунга – чанга», «Дразнилки», «Карнавальное путешествие», «Найди пару»

младшая, старшая

Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Котик и сметана», «Горячий чай», «К бабушке», «Машина», «Лошадка»

младшая

Арттерапия и вокалотерапия

старшая

Вывод

 Применение в работе здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно – образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребенка к занятиям музыкой, способствует формированию потребности в двигательной активности, способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья, позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Список использованной литературы

  1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / автор – составитель О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011
  2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И.Крылова – Волгоград: Учитель, 2009
  3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, автор – Е.В. Михеева
  4. Фонопедический метод разития голоса, В.В. Емельянова
  5. Здоровье современных дошкольников, автор – М.А.Руднова
  6. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.Н. Щетинин – Айрис – Пресс, 2007
  7. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания», М. Просвещение, 2004 г.
  8. Костина Э.П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород, 2001 г.)
  9. Д.Кэмпбелл «Эффект Моцарта», М. Просвещение, 2006
  10. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия», 1997
  11. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития дошкольников» (творческий центр, М., 2001 г.
  12. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр, М. 2001)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

 Аннотация: В статье излагается об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) при  организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образ...

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ. "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."

Опыт работы на тему: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании". Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый сло...

Консультация для музыкальных руководителей. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические ...

Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».

laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...

Мастер класс музыкального руководителя "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «...

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» ( коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, пальчиковые игры (музыкальные и речевые), «Хор рук», ритмодекламация под музыку, игры звуками, элементарное музицирова

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:1. Коммуникативные танцы 2. Координационно-подвижные игры3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) 4. &laq...