Внедрение конкурсного движения в систему физического развития дошкольного образования
методическая разработка

Наумова Оксана Игоревна

Внедрение конкурсного движения в систему физического развития дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение конкурсного движения в систему физического развития дошкольного образования

На современном этапе ведущим направлением в развитии любой образовательной организации является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, формирование разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей, развитие взаимодействия с семьей, что достигается посредством использования системы  инновационных факторов. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Одним из таких факторов  является конкурссное движение.

Конкурсное движение-это перспективная форма сотрудничества дошкольной организации с семьей, которая может реализовывать повышение педагогической  компетентности родителей, активного вовлечения их в процес общественного воспитания и в государственно-общественное управление дошкольными организациями.

Главная цель конкурсного движения- повышение самооценки детей, уверенности в своих силах, удовлетворение познавательных, художественно-эстетических потребностях, выходящих за рамки образовательной ппрограммы ДОО.

Цель внедрения конкурсного движения в дошкольные учреждения –развитие и выявление талантливых детей, взаимодействие с семьей.

Участие в конкурсах- это серьезное увлекательное испытание, которое станет для каждого новым этапом в жизни на пути к победам.

Конкурс – это мероприятие,которое является продолжением и расширением образовательного процесса, где развитие получают все участники: ребенок, родитель, педагог.  

Участие в конкурсном движении способствует эффективному развитию  системы дошкольного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к воспитанию и обучению, развитию профессиональны компетенций.

Конкурс имеет одну очень важную особенность – соревновательный момент. И для кого-то конкуренция может стать тяжёлым препятствием на пути к цели. независимо от его побед, оценок и достижений.

Любой конкурс - это культурное событие, позволяющее выявить способности детей.

Это не только проба сил, но и расширение мировоззрения ребёнка, предоставление ему возможности саморефлексии от участия, общения и выступления.

С помощью творческих конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. 

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития ребенка.
         Победы и участие детей в конкурсах являются яркими показателями качества образования.
        В процессе участия в конкурсах учим детей:
- генерировать идеи и креативно мыслить;
- верить в свои силы;
- ставить и достигать цели;
- быть конкурентно способными и стрессоустойчивыми;
- самомотивации и дисциплине;
- анализировать и делать правильные выводы.
   Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов получают дипломы, которые могут стать отличной мотивацией для новых творческих успехов!

При организации и проведении конкурсов необходимо учитывать следующие критерии:

-мотивация для участия в конкурсе (значимость мероприятия,  желание ребенка участвовать в мероприятии, победить в конкурсе, получить признание, похвалу и награду);

-материально – техническое оснащение (зависит от направления и тематики конкурса);

-стимулирование  интереса воспитанников к конкурсу;

-поддержка воспитанников и родителей во время участия в  конкурсе;

-подарки,  призы,  дипломы для всех участников конкурса.

         Спортивные конкурсы (соревнования) являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.

В системе физического воспитания спортивные соревнования занимают большое место.

      Непосредственная подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с «Организационным планом работы НМЦ», в котором предусматривают контроль за ходом подготовки к соревнованиям, своевременное комплектование судейской коллегии и организацию её работы, подготовку места проведения соревнований, информирование и привлечение дошкольных организаций к соревнованиям, организацию медицинского контроля за ходом соревнований и оказания врачебной помощи участникам.

     Главным руководителем соревнований, ответственным за их проведение является Управление образования администрации г. Орска.

       Очень важным моментом в системе управления спортивными соревнованиями является разработка положения о конкурсе (соревновании).

      Положение– основной управленческий документ, определяющий цель, задачи, состав участников соревнования, порядок и способы определения победителей.                                    

      Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками и судьями.

В положении к конкурсам  указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

В Орске среди дошкольных организаций традиционными стали такие спортивные конкурсы и мероприятия:

Мини-футбол

Конкурс спортивного танца “Ритмическая мозаика”

Веселые старты «Большие гонки»

Мини-хоккей с мячом

Единая гимнастика

Соревнования среди семейных команд “Папа, мама, я - спортивная семья”

Велогонка 

Конкурс рисунков и поделок Спорт глазами детей/ «Я выбираю спорт»

        

Для участия во всех конкурсах обязательно наличие согласие родителей (законных представителей), наличие медицинского разрешения.

Мини футбол

Мероприятие, в рамках которого решаются задачи   содействия физическому развитию и укреплению здоровья детей ДОУ;   поддержание интереса детей к спорту, занятиям футболом;  определение лучших команд среди ДОУ.

Соревнования проводятся по упрощенным правилам игры в футбол.

Система розыгрыша определяется в зависимости от количества команд, на заседании   судейской коллегии. Встречи  два тайма по 2 минуты каждая.

Данное мероприятие проводится по районам. Определяется организация, принимающая на своей территории участников мероприятия. Принимающая организация готовит площадку, необходимый инвентарь, посадочные места для зрителей. Каждая команда готовит девиз, эмблему, имеет  форму. Цвет футболок определяется заранее.

После проведения соревнований каждая команда награждается грамотами, кубками, призами.

Первоначально в соревнованиях по мини-футболу принимали всего 4 команды. Далее количество желающих увеличилось, мероприятие стали организовывать по районам. В 2019 году охват участников составил 35 дошкольных организаций города, 210 дошкольников.

        Ритмическая мозайка

Входе данного конкурса решаются задачи: формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни, развития их творческих способностей; выявление талантливых творческих коллективов и индивидуальных исполнителей; стимулирование педагогов ДОУ  к использованию ритмической гимнастики, танцевальных композиций, элементов видов спорта в качестве средств  физического развития и физической подготовки дошкольников; распространение и внедрение передового опыта работы педагогов, повышение их профессионального мастерства.

Конкурс  «Ритмическая мозаика» проводится по  номинациям: - «Ритмическая гимнастика», «Танцевальное искусство».

Для участия в конкурсе дошкольные организации в орг.комитет предоставляют заявки на участие.

Дошкольные организации, заявившие своем участии, может выставить только 1 команду. Состав команды определяется только детьми подготовительной к школе группы в возрасте от 6 до 7 лет. Состав команды от 4 до 8 детей.

Продолжительность выступления до 3 минут.

Команды выполняют общеразвивающие упражнения с традиционным физкультурным инвентарем (кубики; кегли; мячи; гимнастические палки и  скакалки; обручи; кольца, флажки; ленты длиной до 50 см;  допускается использование нескольких перечисленных предметов; одного предмета большого размера для всех участников; любые перестроения, выполняемые с использованием ходьбы, бега, подскоков; танцевальные движения.

Представляются любые танцевальные движения, перестроения. Участники могут выполнять движения все одновременно; подгруппами. Допускается солирование.

Веселые старты «Большие гонки»

        С целью формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья воспитанников, приобщение их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры проводятся веселые старты «Большие гонки» среди дошкольных организаций.

К участию в соревнованиях допускаются  дети  подготовительной к школе группы (6-7 лет), в составе 6 человек.

В соответствии с положением участники соревнований должны иметь отличительный знак (эмблема, цвет одежды). Данное мероприятие проводится по районам.

Орг.комитет разрабатывает комплекс спортивных эстафет. Проводится организованная рассылка по учреждениям.

После проведения соревнований каждая команда награждается грамотами, кубками, призами.

        

Мини-хоккей с мячом

С целью формирования здорового образа жизни дошкольников, повышения социальной активности и укрепления здоровья воспитанников, приобщения их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры  проходятся городские соревнования по мини-хоккею среди детей старшего дошкольного возраста «Юные хоккеисты». 

Определяются базовые площадки в зависимости от количества поданных заявок. В мероприятии принимают участие дошкольные учреждение города. В ходе данного мероприятия дошкольники показывают свои навыки владения элементами хоккея, устойчивый интерес и желание заниматься данным видом спорта.

Соревнования проводятся по упрощенным правилам игры в хоккей.

Все участники соревнований награждаются кубками, грамотами и медалями.

Единая гимнастика

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно, начиная с 1950 года. Дата 7 апреля приурочена ко дню создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения. На сегодняшний день членами ВОЗ являются почти 200 государств мира. Этот День призван объяснить людям, насколько важно в жизни поддерживать свое здоровье.

Каждый год у Дня здоровья разные девизы, и соответственно проводятся различные мероприятия. 

День здоровья  проводим под девизом: " Раз, два, три- на зарядку становись".

Все дошкольные работники  и их воспитанники встают на единую зарядку.

Участники данного мероприятия получают заряд бодрости и хорошего настроения.

В рамках данного мероприятия происходит массовая рассылка заранее подготовленного видео на электронные почты дошкольных организаций. В назначенный день и время все дошкольники выполняют единый комплекс утренней гимнастики.

В данном мероприятии приняли участие 60 дошкольных организаций города, дошкольные группы при школах, воспитанники детского дома.

Хочу представить вашему вниманию один из вариантов данного мероприятия.

Папа, мама, я спортивная семья

В целях активного использования средств физической культуры, спорта и туризма для организации семейного досуга, пропаганды здорового образа жизни, привлечения к активным занятиям физической культурой, спортом и туризмом дошкольных возрастных групп города Орска.

     Конкурс проводится в три этапа:

     I этап – соревнования организованные в образовательных организациях.

     II этап – соревнования организованные по районам.

     III этап - городские соревнования семейных команд;

 К участию в третьем  этапе Конкурса допускаются семейные команды (папа, мама и ребёнок) с детьми дошкольного возраста (6 – 7 лет), занявшие призовые места в районных  соревнованиях.

Количество команд- участников в районном конкурсе не ограничено.

В рамках этого конкурса осуществляется социальное партнерство между управлением образования и спорт. комитетом.

Соревнования проводятся ежегодно в соответствии с городским положением, которое составлено с учетом областных требований.

Городские соревнования проводятся в большом спортивном зале Детской спортивной школы.

Педагоги дошкольного образования проводят мероприятие совместно с представителями спорт. комитета города, которые осуществляют судейство соревнований.

Все данные по каждому заданию фиксируются в протоколе соревнования и заносятся в общую сводную таблицу результатов, открытую для просмотра.

Победители городского конкурса направляются на областной конкурс семейных команд. Где также занимают призовые места.

Велогонка

Традиционным в городе стал конкурс  Детская велогонка «Веселая велогонка». Данное мероприятие проводится в целях пропаганды здорового образа жизни и велосипедного спорта в г.Орске.

Общее руководство и организацию Велогонки осуществляет Управление образования администрации г. Орска.

Для победы в Велогонке необходимо проехать дистанцию за наименьшее время.

Ответственность за здоровье, физическую подготовку участников, культуру поведения и техническое состояние транспорта (велосипеда, самокаты) несут родители участников.

К участию приглашаются дети в возрасте от 6 до 7 лет. Количество участников от учреждения не должно превышать 3 человек.

Заезды проводятся с разделением на категории по возрасту участников и типу транспортного средства.

Трасса  выбирается простая и гладкая.

Предусмотрена предварительная работа:  рекомендуем тренироваться перед участием в Велогонке.

Велогонка проводится по  предварительной заявке на участие.

 Дети с ограниченными возможностями принимают участие в Велогонке с равными по физической подготовке и возможностям детьми в общих заездах.

Данное мероприятие происходит с участием ведомственных организаций: правоохранительных органов- осуществляющих безопасность, учреждений здравоохранения- осуществляющих контроль за сохранностью здоровья участников.

Конкурс рисунков и поделок Спорт глазами детей/ «Я выбираю спорт»

       При проведении конкурса решаются следующие задачи:

- формирование художественной компетентности дошкольников в экспериментально-творческой деятельности;

- развитие умения понимать спорт через художественно-творческую деятельность;

-    воспитание  физической  культуры через реализацию творческих замыслов в процессе художественного творчества;

-    выявление талантливых детей и стимулирование развития их творчества.

На конкурс принимаются рисунки и поделки, соответствующие тематике конкурса.

К участию принимаются индивидуальные  и групповые работы детей.

Оценка конкурсных работ проводится жюри Конкурса. При оценке работ учитывается:

  • соответствие заявленной тематике;
  • оригинальность задумки;
  • цветовое раскрытие темы;
  • аккуратность выполнения работы;
  • оригинальность;
  • проявление творческой индивидуальности.

       В конкурсе принимают участие все дошкольные организации города. Как правило на конкурс предоставляется не менее 150 работ. Все участники конкурса награждаются грамотами, призами.

        Участие в конкурсе – это способ самореализации. Ребенку необходимо быть востребованным окружающими, получать от них моральную поддержку.

Детям важно дать возможность сравнить свои достижения с успехами других, ощутить дух соревнования для того, чтобы воспитанники могли адекватно оценить свои силы и способности.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. 

       В результате участия в спортивных конкурсах у детей появляется интерес к различным видам спорта,  повышается самооценка,  воспитывается  соревновательный дух, уверенность в себе, формируется желание заниматься спортом профессионально, достигать высоких результатов.

Проведена статистика по посещению дошкольниками  городских спортивных секций:

Хоккей-34%

Художественная гимнастика -27%

Футбол- 20%

Плаванье- 18%

Самбо- 17%

Фигурное катание -19%

Конкурсное движение является одной из форм к подготовке детей к всероссийскому спортивному физкультурному комплексу ГТО.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития дошкольного образования»

Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога....

"Внедрение ВФСК ГТО в систему физического развития дошкольников"

Консультация для родителей по внедрению ВФСК  ГТО ....

Дидактическая игра "Кубонормик" с дошкольниками по внедрению ВФСК ГТО в систему физического развития дошкольников.

Образовательная область: познавательное развитие.Цель: закрепить знания детей о комплексе ГТО, прививать интерес к спорту, к здоровому образу жизни, к выполнению нормативов ГТО....