Опыт работы "Оздоровительная и развивающая работа на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Трещёва Татьяна Анатольевна

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Одним из важных вопросов музыкального  воспитания дошкольников является поиск эффективных, современных  средств и методов, с помощью которых достигается  всестороннее, гармоническое развитие детского организма. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного развития ребенка, формируется личность человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_po_ozdorovleniyu.doc175.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Музыкального руководителя Трещевой Татьяны Анатольевны.

ПЛАН:

  1. Актуальность.
  2. Цели и задачи.
  3. Виды оздоровительной работы.
  4. Методы и приемы:
  1. Пальчиковые игры.
  2. Музыкальная гостиная.
  3. Пение.
  4. Дыхательные упражнения и вокальная гимнастика.
  5. Развитие динамического ансамбля.
  6. Музыкально- подвижные игры.
  7. Игротанцы.
  1. Диагностика, разработанные занятия.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Заключение.

Библиографический список литературы.

Приложения.

I АКТУАЛЬНОСТЬ.

«Быть здоровым значит,

быть целостным, быть гармоничным,

иметь мир в душе»

В. Леви.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Одним из важных вопросов музыкального  воспитания дошкольников является поиск эффективных, современных  средств и методов, с помощью которых достигается  всестороннее, гармоническое развитие детского организма. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного развития ребенка, формируется личность человека.

В последние годы увеличилось число ослабленных, часто  и длительно болеющих детей. Экологические  проблемы, различные отрицательные бытовые  факторы, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим  положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В современных социально-экономический  условиях развития  общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и в семье.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач, и в том числе оздоровления организма.

Следует подчеркнуть, что накопление у ребенка опыта идет через игру – это механизм самоорганизации и самообучения.

Благодаря новому подходу в музыкальном воспитании, укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывая у них устойчивые навыки в выполнении оздоровительных упражнений,  с ранних лет закладывается в сознании дошкольников любовь к оздоровительным занятиям.

 Поэтому использование нетрадиционных упражнений и здоровьесберегающих методик позволяют не только построить музыкальное занятие интересно и увлекательно, но и способствуют всестороннему, здоровому развитию ребенка.

Считаю, что занятия музыкой, пением, танцами укрепляют его здоровье, помогают ребенку найти душевное равновесие, развивают коммуникабельность, а результатом являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

II  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Основная цель:

 Укрепление здоровья, развитие музыкальных способностей средствами музыки и движений, формирование  разнообразных качеств личности.

Исходя из целей предусматривается решение следующих задач:

  1. Укрепление здоровья:
  • способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
  1. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
  • развивать мышечную силу, гибкость,

двигательных    качеств  и     умений;    

              -  содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха,

                    памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

                - формировать навыки выразительности, пластичности,        

                   грациозности и изящества  движений, развивать ручную

                    умелость и мелкую моторику.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

                 - развивать воображение, мышление, находчивость и

                    познавательную  активность, расширять кругозор;

                 - формировать навыки  самостоятельного выражения движений                                                

            под музыку;

        - воспитывать умения эмоционального выражения,                

          раскрепощенности и творчества в движениях;

4.  Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

         - воспитание умения сопереживать другим людям и

          животным;

         - воспитание умения вести себя в группе во время  движения;

         - формирование чувства такта и культурных привычек в

           процессе группового общения с детьми и взрослыми.

5. Развивать вокально- хоровые навыки у детей:

                       - формировать у детей певческие умения и навыки,      

                        способствующие выразительному исполнению;

                       - развивать музыкальный слух, голос, формируя естественное

                        детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон;

  • помогать проявлению творческих способностей,

самостоятельному использованию знакомых песен в играх,

        хороводах, исполнять песни в сопровождении и без               

        сопровождения инструмента.

6. Развитие у детей музыкального восприятия:

  • развивать интерес, любовь к музыке;
  • повышать музыкальную восприимчивость, зачатки      

музыкального  слуха;

  • знакомить с  классической музыкой, слушать музыку в повседневной жизни детского сада;
  • побуждать детей выражать свои  музыкальные впечатления

в исполнительной и творческой деятельности.

III  ВИДЫ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ.

В своем опыте работы рассмотрела нетрадиционные виды упражнений: пальчиковые, дыхательные, вокальные, помогающие развивать музыкальные способности. Особое внимание  уделено такому виду деятельности, как развитие вокально-хоровых навыков у детей  и дыхательной гимнастике, способствующей формированию певческих  умений, так как пение это  сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, правильное  дыхание.

Музыкально – подвижные игры  несомненно  имеют большое влияние на развитие и совершенствование функциональных возможностей организма. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, музыкальных способностей детей.

Игротанец – один из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных видов деятельности. Доступность этого вида основывается на простых танцевальных движениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в композицию,  но и образными движениями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Очень важно после  танцевальной композиции выполнять дыхательные упражнения. Они помогут детям расслабиться, восстановить организм после эмоционального возбуждения и физической нагрузки, регулировать процесс дыхания. Концентрировать на нем  внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

И конечно же хочется отметить, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.

С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на организм.

Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

IV  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ.

« Рука у каждого человека…таит

        в себе чудодейственную силу

                                                                         излечения болезней».

                                                                                                             Анаксагор

К сожалению, в последнее время возрастает число детей, у которых нарушено звукопроизношение, недостаточный уровень концентрации внимания,  плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, в результате чего изменяются некоторые формы поведения, возможна смена настроения. Для того чтобы малыш с такими серьезными проблемами раскрылся, необходимы совместные усилия медиков, педагогов, и конечно, музыкального руководителя. Действенным средством для развития таких детей являются пальчиковые игры.

    В процессе общего развития ребенка нельзя недооценивать развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух – четырехстрочный  текст для них не представляет особого труда. Часто услышанные слова  вызывают двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. В детстве все играли « Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила…»  Если напомнить  уже подросшему ребенку эту потешку, он обязательно начнет выполнять движения руками.

Пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему радость.

              Игры оригинальны тем, что  представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

           Современные исследования физиологов подтвердили: нервные  окончания пальцев рук, да и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий.

На руке находится много точек – зон, обладающих общим успокаивающим действием на организм.

             Комбинации и фигуры, изображаемые пальцами доступны каждому и не имеют противопоказаний. Занимаясь ежедневно, человек очень скоро почувствует их оздоровительное значение.

            Систематическая работа по тренировке легких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшается память, внимание, слух и зрение.

На большое значение этих упражнений для речевого развития детей обращается внимание в книге  М.И. Кольцовой

« Ребенок учится говорить» ( М., 1979). Она отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга.

Эта зона расположена близко  от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Логопеды и воспитатели часто занимаются развитием мелкой моторики,  используя малые фольклорные формы, короткие стихи. Ряд упражнений под музыку также способствует развитию мелкой моторики, это « Веселые ладошки», « Дудочка», « Полоскать платочки», « Собираем камешки», а также игровое задание « Воображаемый оркестр» ( детям предлагают сыграть на дудочке, рояле и т.д)Еще больше будут способствовать развитию мелкой моторики упражнения с предметами: « Упражнения с мячами» , « Веселая ленточка», « Цветочки».

На музыкальных занятиях  пальчиковые игры провожу с музыкальным сопровождением, так как в этом случае решаются задачи музыкального воспитания. Все упражнения с детьми выполняю спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Музыкальное сопровождение развивает музыкальные способности ребенка – слух ( звуковысотный и динамический); чувство ритма, музыкальную память, формируются певческие навыки, осуществляется знакомство детей с элементарной теорией музыки.

В своей работе использую следующие игры: « Разминка», « Дружная семейка», « Белка», « Птичка», « Котенок», « Игра с пальчиком» . Если  текст разминки без музыкального сопровождения , то сочиняю свою мелодию. Детям такие упражнения очень нравятся, они с большим удовольствием выполняют их на занятиях.

Вот, например,  пальчиковая игра «Пальчики» для детей старшего возраста. Цель игры – координация движений и мелкой моторики, развитие памяти. Провожу ее в начале занятия, для того чтобы сконцентрировать внимание детей, для развития ручной умелости, игра также способствует сплочению детского коллектива:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.         ( Хлопают в ладоши)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.     ( Соединяют вместе пальцы        рук)

Один, два, три, четыре, пять!                                    ( Поочередно соединяют пальцы)

Начинаем счет опять.

Один, два, три, четыре, пять!                                         ( Поочередно соединяют пальцы рук)

Вот и кончили считать.           (Дети складывают руки в замок )

Еще пример игры для детей старшего возраста, которую использую после слушания музыки, или как игровой момент перед танцем с листочками, ленточками, перед пением песенки про дождик, или осень.

Цель игры: развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук, оказывать положительное воздействие на улучшение памяти, мышления.

Дождь, дождь целый день                            ( Хлопают в ладоши)

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля от воды размокла.    ( Встряхивают кистями рук)

Воет, воет за окном

Недовольный ветер.                                    ( Раскачивают кистями рук вправо,       влево)      

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.                                    ( Пальцы сжаты в кулаки, круговые движения кистями рук)

Ветер, ветер не стучи

В запертые сени!                                              ( Встряхивают кистями рук)

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья!                                             ( Потирают ладонь об ладонь)

Вот еще несколько пальчиковых игр, которые я использую на занятиях в младших группах:

Плавают утята на пруду:                          ( Плавные движения руками)      

Головой ныряют- хвостик на виду! (Швейцарская песенка)

                                                   ( Кисти рук поднять вверх, опускать пальцы вниз)

Лишь заря на дворе- утка в дудочку играет, ( Имитация игры на дудочке)

А утята подпевают: кря, кря, кря! Кря, кря, кря! (Польская песенка)

                                                       ( Кисти поднять вверх, поочередно опускать пальцы вниз)

Мой утенок, клюй зерно, на дворе уже темно.   ( Пальчиками стучат по ладошке)

Ночь подходит, день уходит-                  ( Складывают ладошки вместе)

Спать утятам:  кря, кря, кря…(Венгерская песенка)

Эти игровые упражнения можно использовать в построении и комплексных, интегрированных занятий, и тд. Это может быть и начало занятия и как игровой момент перед игрой, после игры, перед танцевальной композицией.

Основная цель:   развитие мелкой моторики, развитие речи и  памяти.

Также на занятиях  использую пособие « Игры – забавы по развитию мелкой моторики  рук у детей с музыкальным сопровождением» О.Н. Громова ( М., 2001г.) В этом пособии рекомендуется  развивать мелкую и общую моторику параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладеет  двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики  я учу ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции.

 С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в

двигательно – пространственных упражнениях.

   Важным итогом работы считаю проявление творческих способностей у детей, когда они сами начинают придумывать пальчиковые игры,

« озвучивая»  пальчиками выученные песни. Таким образом, пальчиковые игры являются действенным и эффективным средством развития детей.

2.  МУЗЫКАЛЬНАЯ   ГОСТИННАЯ.

 

« Музыка, как всякое искусство, помогает

детям познавать мир, причем воспитывает

не только их художественный вкус и творческое

воображение, но и любовь к жизни, к человеку,

к природе, любовь к своей Родине,

интерес и чувство дружбы к народам других стран».

Д.Б. Кабалевский

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное , эстетическое восприятие мира.

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года ( В.М. Бехтерев) Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен  соответствовать возрасту ребенка. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Интерес  к музыкотерапии врачей и психологов, которые на  основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность  музыкотерапии, постоянно растет ( Кристорф Швабе, 1974).

В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В своей работе  использую вокальную и инструментальную музыку и стараюсь исполнять ее так, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно. Стараюсь увлечь детей игрой, теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмысленно.

Важное значение уделяю классической музыке. Это особый мир -  в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. На занятиях использую магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффектно их сочетание  с «живым» исполнением. Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками  классические произведения разных  времен – музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и  современных композиторов – классиков.

Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самой необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное – дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

  • « Какие чувства передает музыка?»;
  • « О чем рассказывает музыка?»;
  • « Как рассказывает музыка?»

( разработка О.Радыновой « Музыкальные шедевры»)

Одним из любимых произведений детей подготовительной группы  стал романс Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина « Метель». Дети  затаив дыхание слушают симфонический оркестр. Как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке – идет работа чувств, работа души!

Прием оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушание музыки  и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к  музыкальным произведениям, заинтересованность – ведь они участвуют  в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке.

И еще: так углубляются их  представления о вокальных возможностях  музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

На занятиях я  варьирую приемами развития музыкального восприятия. Так, оркестровку  сочетаю с передачей  характера музыки в движении, инсценировкой песен (одни оркеструют, другие инсценируют). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Отход  от  стереотипной  структуры придает занятию живость, непосредственность, способствует  самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу.

Знакомлю  детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов – П.И. Чайковского, Н. А. Римского – Корсакого, К. Сен – Санса.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. По утрам, в момент приема детей в детский сад, воспитатели включают записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Приятный утренний настрой  положительно воздействует не только  на детей, но и на их родителей – вселяет  уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Прогулка тоже может проходить под музыку. Ведь это приятно и здорово! Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает  определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем  воздухе, дети могут танцевать, рисовать, подпевать, запоминая слова новых песен.

Например, во время проведения праздника Масленица ( который проводился на площадке детского сада) звучала яркая, веселая музыка во время подвижных игр – соревнований, катания на лошадке -  это вносило в праздник особое  состояние задора  и эмоционального подъема.

Во время летнего праздника дети играли в игру « Шмель», музыка для игры  использовалась Н.А. Римского – Корсакого « Три чуда». Дети сразу перевоплотились в легких, летающих шмелей, которые кружат над цветочной поляной. Радость от прослушивания музыкального произведения выражалась не только в эмоциях, но и в элементах движений.

Одним из методов расслабляющего  воздействия на ребенка является  применение музыкальных произведений в период засыпания и пробуждения. Для  этого в нашем детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон и диски со специально подобранными мелодиями – « колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная  музыка помогает детям заснуть.

Жизнь детей в нашем детском саду интересная, музыкальная, яркая,  богатая впечатлениями, как хорошая интересная книга, а лучшие страницы этой книги – праздники и развлечения.

Музыкальный праздник… С каким нетерпением ждут его дети! И вот долгожданный день наступил – искристый и радостный, полный удивительных чудес, волшебных красок, музыкальных звуков и звонкого смеха. Счастливые глаза детей – лучшая награда всему педагогическому коллективу детского сада. Наши сценарии являются небольшими театрализованными представлениями, мини – спектаклями, в основе  которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь  музыкальный материал.

Вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивая речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствует становлению эмоциональной устойчивой личности ребенка. Деятельность на празднике в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно праздник может стать стержнем в развитии образного мышления и воображения. Музыка несет в себе мощное  коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Восприятие музыки:

  1. Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  2. Помогает установить контакт.
  3. Музыка содействует развитию  коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
  4. Повышает самооценку на основе самоактуализации.
  5. Способствует отреагированию чувств.
  6. Развивает эмпатию.
  7. Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных  отношений.
  8. Формирует ценные практические навыки: игры на музыкальных инструментах, пения, слушания музыки и т.д.
  9. Помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением, импровизацией.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыки:

  • Музыка оказывает сильное  успокаивающее воздействие на

гиперактивных детей;                                

  • Замкнутые, скованные дети  становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
  • Улучшается речевая функция;
  • Улучшается сенсомоторная функция;
  • Музыка очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению  эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие  способы исчерпаны.
  • Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музыцирования; развиваются его интересы.

Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника.

        « Человек стал человеком, когда услышал шепот  листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой».

                                                                                                      В. Сухомлинский

        3.  ПЕНИЕ.

«Пение – мощный фактор в жизни человека.

С помощью пения человек выражает свои чувства;

будь – то любовь, гнев, печали и вдохновения.

Все в жизни пронизано пением…»

Д.Б. Кабалевский

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию личности.

Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников.

Его задачи:

  1. Развитие  певческих способностей с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса.
  2. Развитие здорового голосового аппарата.

Пение – это не только  развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного  и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми.

Головной мозг человека разделен на два полушария – правое и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию: правополушарная ( эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую одаренность; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует освоению точными науками. Гармоничность и  сбалансированность работы полушарий головного мозга дает возможность добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой деятельности.

В дошкольном воспитании главной задачей является объединение деятельности обоих полушарий мозга, обеспечение их взаимодополняемости.

Вокальное пение способствует объединению деятельности  полушарий головного мозга, в ходе него тренируются память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, способствующее хорошему настроению.

Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения  обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется  координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в  организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних  органов.

Ребенок – дошкольник за каждый правильный вдох вбирает 1,5 – 3 литра воздуха, поэтому помещение, где проходят занятия, должно быть проветрено.

Работа над песней – не скучное, заучивание текста и не механическое подражание педагогу. Это увлекательный процесс,  напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.

Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь следует выявить голосовые и певческие возможности ребенка.

Так, у детей дошкольного возраста они невелики и обусловлены тем, что певческий аппарат еще не сформирован.

До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно – слуховых и  ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. С маленькими детьми  я использую попевки и небольшие песенки подражательного характера. Мелодии простые, построенные на двух – четырех звуках в диапазоне кварты ре1-соль1. Ритмический  рисунок состоит из четверных и восьмых длительностей, темп и сила звучания – средние, дыхание кратковременное.

Вот пример :

« Мальчик – пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел»

Эту попевку можно и использовать как пальчиковую игру.

В 3-5 лет происходит координация слуха  и голоса, музыки и движения.

Диапазон пения – ре1-ля1, ре1 – си1. Дыхание становится более устойчивым, дети поют более протяжные фразы. К 5 годам они уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное). Мелодии  исполняются более сложные, в медленном и среднем темпе.

Например, « Люлю, бай» русская народная колыбельная, « Петушок», русская народная прибаутка, « Кукушечка», русская народная мелодия и т.д.

В 5-7 лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, проявляются элементы эстетического отношения к пению. Диапазон шире:  ре1 – до2 или ре1 – ре2. В этом возрасте проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Потому следует  использовать более разнообразный  песенный репертуар, темп от медленного до подвижного. Сила голоса у детей 5-7 лет широкой амплитуды.

Для них наиболее типичным является использование умеренных динамических оттенков. Большой  вред может нанести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних.

Частое использование высоких  звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который следует осваивать в определенной системе и последовательности.

Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов -  народные попевки, песни – хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они способствуют  развитию слуха, формируют музыкальный вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

« Зайка», « Паровоз», музыка Красевой, « Лиса по лесу ходила», русская народная попевка, « Дудочка», « Кукушечка» и т.д.

Известно, что успех работы зависит от умений педагога, знаний и учета возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

Музыкальный руководитель должен уметь петь без музыкального сопровождения, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой голоса и, наконец, хорошо говорить,  рассказывать, объяснять.  Только интересный, талантливый человек может заинтересовать и повести ребенка в мир музыки.

Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь? Для меня это развитие личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства.  Певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети хотели петь, следует показать им всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным  и захватывающим.

Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению содержит  в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.

Подготовительный, или ознакомительный , этап.

Впервые дети узнают, кто такие дирижер, солист и что такое хор. Для наглядности демонстрируется картинка, на которой изображены хор, солисты, а  также происходит прослушивание аудиозаписи со звучанием детского хора или отдельных исполнителей.

 С помощью выразительного  исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали  настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни.

После получения базовых понятий я объясняю детям правила певческой постановки: как надо сидеть и стоять во время пения ( руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно.  Преимущественна вертикальная форма рта, так как она помогает

« округлению» звука, его красоте). К этим требованиям следует постоянно возвращаться на каждом занятии, так как навыки  певческой установки усваиваются детьми постепенно.

Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках,  не выпевая высоких, которые им раньше  удавались.  Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад.

Через одно – два занятия ( индивидуальные и подгруппами) диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.

4. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  И ВОКАЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА.

Важную роль в этом процессе играет  дыхание. Емкость  детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом.

Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.  Дыхательная  гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости  к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках, а также для развития вокальных  навыков у детей.

Процесс дыхательных движений осуществляется  диафрагмой и межреберными мышцами. Существует несколько видов дыхания : нижнее, или « брюшное», среднее, или « реберное», верхнее, или « ключичное»,

« смешанное», или « полное дыхание йогов». Значит, вдох и выдох, сменяя  друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть, зависит от типа дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Из всего вышесказанного можно сделать  вывод, какую огромную  роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти  обдуманно и ответственно.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как « пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи.

С первых занятий следует приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Для этого  я с детьми выполняю несложные дыхательные упражнения, которые  включаю в каждое музыкальное занятие. Эти упражнения помогут в развитии речевого дыхания и правильного произношения. Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья.

Для правильной постановки дыхания также в своей работе использую вокальную гимнастику, автором методики является  Александра Муравьева. Главная задача вокальной гимнастики – скоординировать вокальные звуки на примарном речевом регистре (примарный тон – самый низкий звук речи ребенка, с него начинается постановка голоса). Для выявления примарного тона достаточно прислушаться к речи ребенка – предложить рассказать что – либо, прочитать стихотворение. Настройка певческого аппарата начинается с принятия правильной позы: корпус и плечи без напряжения слегка отведены назад, опора на поясничные позвонки.   Параллельно с вокальной гимнастикой происходит развитие чувства образа.

Любое дыхательное упражнение начинаю выполнять с потягивания, плавных движений:

« Поза горы» - соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Постараться почувствовать, как растет, вытягивается позвоночник. Развернуть грудную клетку, шею не напрягать. Дыхание спокойное, произвольное. Выполняя дыхательные упражнения с детьми, слежу, чтобы они не напрягали мышцы лица,  выполняли упражнения спокойно, без  усилий.

Дыхание животом, грудной клеткой ( « гармошка») можно выполнять сидя на стульчиках, сидя по- турецки, стоя.

Первое время дети несколько  утрируют вдох, порой делают его даже с призвуком, но со временем это проходит.

Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука.  На данном этапе обучения целесообразна только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звучания голоса.  Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а  проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения  я прививаю навыки протяжного пения. Для достижения этой цели подходят  русские народные попевки « Дудочка», «Андрей – воробей», а так же дыхательные упражнения « Паровозик», « Веселая пчелка», «Зевота».

Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает  четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции  я использую следующие приемы : выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Также провожу дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции, например « Трактор», « Стрельба»,

« Фейерверк», « Гудок парохода».

Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата ( губ, языка, неба, нижней челюсти) .

Для  формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как  образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т.к. со звукообразованием связана напевность. Начинаю работу над плавностью исполнения с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из – за « пестроты» гласных. Для ровного звука я использую  попевки , упражнения на гласных «У», «Ю». Большое внимание в вокальном формировании уделяю гласному звуку « О». Пение упражнений на гласную «О» способствует образованию красивого звука. Помогают в этом случае и звуковые дыхательные упражнения « Зевота», « Соня». Снять напряжение со связок, правильно сфокусировать звук поможет сочетание гласных и согласных звуков: «ЭЛЬ», «АЛЬ», «ИЛЬ», « ОЛЬ», «УЛЬ», «ЮЛЬ». В другом варианте сначала произносится согласная, а затем – гласная «ЛЬ – Я», «ЛЬ-О», « ЛЬ-У», « ЛЬ-Ю», « ЛЬ-И». Фокусировка согласных звуков разработана А.Д. Демченко в упражнениях для сказки « Дремундия». Это цикл упражнений , которые  выполняются с сопровождением рассказа сказки о волшебной стране

« Дремундии».Если гласные необходимо тянуть, то согласные  произносятся четко и легко. Важно учить  детей произносить согласные  в конце слова.

5. РАЗВИТИЕ   ДИНАМИЧЕСКОГО, РИТМИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ.

Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя ( « Во поле береза стояла», « А я по лугу» ( хороводная)).

Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов : высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен провожу не только хором, но и группами, солистами.

На занятиях вношу элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, игра « Что ты хочешь, кошечка?», когда я пою начало музыкальной фразы, а дети всей группой или индивидуально  пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано.

Важно учить детей слушать и слышать  сопряжение двух звуков – интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов.

С одной стороны они обеспечивают интонационно чистое пение, с другой стороны – зависит выразительность исполнения.

Через певческую деятельность  происходит приобщение ребенка к  музыкальной культуре, оздоравливание  детского организма, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших  человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

6.  МУЗЫКАЛЬНО- ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ.

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский.

В жизни дошкольников игры занимают самое большое место. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. С помощью музыкально-подвижных игр развивается интерес к пению, музыке, воспитывается музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию.

Дети учатся в играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки ( веселый, бодрый, спокойный) форму и отдельные средства музыкальной выразительности – скорость звучания ( темп), громкость звучания ( динамику), соотношение звуков по времени ( ритм).

Но самое главное – через игру песня входит в быт детского сада и семьи, исполняется без инструментального  сопровождения, разумеется, ели мелодия несложная.

Дети любят игры, в которых есть действие, ловля или прятки, выбор нового водящего. Например, в игре « Мяч» Т.И. Суворова, детям нравятся ритмические движения с мячом, поскоки, красочное инструментальное сопровождение.

В игре « Зайка» Т.И. Суворова  детей привлекают выступления в разных ролях, в игре « Ленточки», активные движения под музыку и в конце момент ловли. В игре « Медведюшка» М. Красева детей восхищает то, что медведь воспроизводит все действия, о которых поется в песне. Для детей, особенно младшего дошкольного  возраста  я использую на занятиях  музыкально-подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную активность ребенка, но и способствуют развитию совершенствованию основных движений. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, суставных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию.

Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении музыкально-  подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и  благотворно влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление), красочное музыкальное сопровождение, создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.

Музыкально-подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и смену музыки и неожиданные изменения игровой обстановки.

Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Такая активная двигательная деятельность  тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. В процессе игры ребенок направляет свое внимание не только на достижение цели, но и на способ выполнения движений. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя игровые движения.

Для игры характерно особое явление, свойственно только ей, -  растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов, которых в другой деятельности он никогда бы не добился. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно.

Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо – эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Ценность музыкально- подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.

Подвижные игры с пением, особенно игры на воздухе ( в теплое время года), несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Следовательно, игра целостно воздействует на  детский организм, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.

Правильно организованные и систематически проводимые музыкально-подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства, развивают музыкальные способности.

7  ИГРОТАНЦЫ.

« Движение, как таковое, может по своему

действию заменить любое средство,

но все лечебные средства мира

не могут заменить действие движений».

С.А. Тиссо

 Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Этот вид деятельности, в основе которого лежит музыка развивает эмоциональность, образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы и т.д. Движения под музыку способствуют развитию ловкости, точности, координации движений, воспитывают выносливость, развитие силы, гибкости, пластичности, формируют правильную осанку, красивую походку, умение ориентироваться в пространстве, обогащают двигательный опыт разнообразными видами движений. Танцевальные движения, органически связанные с содержанием произведения способствуют к целостному его восприятию. В то же время, отражая особенности мелодического склада, ритма, общего настроения музыкального произведения и танца создают предпосылки для осознания выразительных средств музыки.

Но для того, чтобы танцевальная композиция могла выполнять свое назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом, пользоваться необходимыми средствами выразительности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас изученных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует. Так, например, для того чтобы разучить танец « Кадриль» мы заранее разучили хороводный шаг, отрабатывали его. Также русский шаг с припаданием и движение в парах  приставным шагом.  Для отработки таких основных движений я использовала  на музыкальных занятиях игры русские – народные, включая в игру танцевальные движения. Отрабатывали их без музыки и с музыкальным сопровождением. Характер и элементы русских плясок  детей подготовительной группы детям хорошо знакомы и вызывают у них определенные образы и чувства.

Для того чтобы движения были раскованными и пластичными, я использую в своей работе различные упражнения из  учебных пособий Т.И. Суворовой.

 «Упражнения с листьями» на музыку Золотарева, « Упражнение с султанчиками» и т.д. Они помогают мне в полном единстве с музыкой разучить с детьми новые движения, прививать навыки, необходимые для отражения музыки в движении.

Правильный и выразительный показ очень стимулирует детей на работу над танцем. Дети очень любят двигаться под музыку. Обычно в старшем возрасте они умеют хорошее двигательное развитие, значительный запас движений и более развитое музыкальное восприятие. Требования, предъявляемые к детям старшей группы в отношении четкости выразительности движений, предполагают серьезную и систематическую работу над каждым движением, построением. Репертуар танцевальных композиций обширен, следует выбрать не только наиболее интересный, но и доступный детям. Главная задача состоит в том, чтобы наиболее насыщенно было построено занятие, учить детей правильно, ритмично, выразительно исполнять композицию.

Каждое упражнение помогает мне обучать детей  не только разнообразным движениям, но и совершенствовать умение двигаться. Одни упражнения сосредотачивают внимание детей на изучение нового для них движения, другое на перестроение.

 

С первых занятий игротанцами я  приучаю детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. На занятиях использую различные методические приемы – это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т.д.

Важно обращать внимание детей на характер исполнения, « вхождение в образ», на необходимость после окончания звучания какое – то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке.

Еще одна, не « музыкальная», но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. На занятиях я показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец.

Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

Процесс разучивания и освоения танцевальной композиции основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, на мой взгляд, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка.

Такой самонастрой способствует эмоциональному «заражению», установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности.

Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу я выбираю наиболее оптимальные – это загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.

Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за моими движениями. Темп и ритм движений, их последовательность а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая).

Главное развить любовь и интерес к занятиям, чтобы ребенку каждое занятие приносило радость, психологическое раскрепощение, которое возможно при условии уверенности в своих силах, освоение собственного тела, как выразительного « инструмента».

V ДИАГНОСТИКА, РАЗРАБОТАННЫЕ ЗАНЯТИЯ.

VI   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА.

После проведения обследования детей в начале года я разрабатываю

« индивидуальный план» для детей, нуждающихся в помощи, т.е. отмечаю проблемы и особые достижения в музыкальном  воспитании и корректирую их развитие. Индивидуальную и подгрупповую работу планирую на свободное от занятий время. Наиболее результативное время – это вторая половина дня, так как дети отдохнувшие. Утром, в свободное от занятий время. Если это  один ребенок или малая подгруппа ( 2-3) человека, то в занятия  обязательно вношу дыхательные упражнения, или вокальную гимнастику. Если занятие  настроено на закрепление или усвоение отдельных элементов танца, то дыхательные упражнения на восстановление дыхания.

Главное, чтобы ребенок желал заниматься и не уставал от занятий.

Какие бы я хотела видеть  от работы  ожидаемые результаты в музыкальной деятельности?

Ожидаемые результаты:

- охотно участвует в концертных выступлениях;

- стремиться вызвать эмоциональные реакции у зрителей;

- уверенно  держится на сцене;

- эмоционально отзывчив на музыку;

- оформлены выразительные певческие и пластические способности;

-  проявляет музыкальное творчество, любит импровизировать при пении, игре на музыкальных инструментах, танце и т.д.

Многие мои воспитанники учатся в музыкальной школе, отрадно то, что они часто навещают меня и обмениваются впечатлениями о выступлениях на концертах. Дети принимают участие в городских мероприятиях, такие как День города, музыкальные фестивали, тематические  концерты в музее И.А. Бунина. В конце года с музыкальной программой дети выступали в фестивале детского творчества среди дошкольных учреждений, также принимали участие в городском конкурсе

« Мисс  детского сада», где наша участница заняла призовое место.

VII  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

От  состояния  здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

 Я считаю, что одним из важных вопросов улучшения музыкального воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского  организма.

Поэтому  предполагаю, что  освоение  нетрадиционных видов упражнений на  музыкальных занятиях поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.   Комплексный подход к построению музыкальных занятий и праздников создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его музыкальному и умственному развитию.

Дождь, дождь целый день                            ( Хлопают в ладоши)

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля от воды размокла.    ( Встряхивают кистями рук)

Воет, воет за окном

Недовольный ветер.                                    ( Раскачивают кистями рук вправо,       влево)      

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.                                    ( Пальцы сжаты в кулаки, круговые движения кистями рук)

Ветер, ветер не стучи

В запертые сени!                                              ( Встряхивают кистями рук)

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья!                                             ( Потирают ладонь об ладонь)

Вот еще несколько пальчиковых игр, которые я использую на занятиях в младших группах:

Плавают утята на пруду:                          ( Плавные движения руками)      

Головой ныряют- хвостик на виду! (Швейцарская песенка)

                                                   ( Кисти рук поднять вверх, опускать пальцы вниз)

Лишь заря на дворе- утка в дудочку играет, ( Имитация игры на дудочке)

А утята подпевают: кря, кря, кря! Кря, кря, кря! (Польская песенка)

                                                       ( Кисти поднять вверх, поочередно опускать пальцы вниз)

Мой утенок, клюй зерно, на дворе уже темно.   ( Пальчиками стучат по ладошке)

Ночь подходит, день уходит-                  ( Складывают ладошки вместе)

Спать утятам:  кря, кря, кря…(Венгерская песенка)

УТРО. ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ.

Используемые музыкальные произведения

  1. П.И. Чайковский. Марш из балета « Щелкунчик»
  2. П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета « Щелкунчик»
  3. И. Штраус. Полька « Трик – трак»
  4. М.И. Глинка « Детская полька»
  5. А. Вивальди. « Зима».
  6. П.И. Чайковский « Апрель»
  7. Г.В. Свиридов « Веселый марш»
  8. Н.А. Римский – Корсаков. Вступление « Три чуда»
  9. И. Штраус. « На прекрасном голубом Дунае»
  10. В.А. Моцарт. « Музыкальная шкатулка»
  11. М.И. Глинка. « Вальс – фантазия»
  12.  И. Штраус. « Сказки Венского леса».

ПРОГУЛКА.

Используемые музыкальные произведения:

  1. Русская  народная песня « Ах вы, сени…»
  2. С.В. Рахманинов. « Итальянская полька»
  3. Русская народная песня « Пойду ль я, выйду ль я..»
  4. Русская народная песня « Во саду ли, в огороде…»
  5. В.Г. Кикта. « Оранжевый скоморох»
  6. В. Агафонников. « Сани с колокольчиками»
  7. Н.А. Римский – Корсаков. Опера « Снегурочка», песни , пляски птиц.
  8. А.П. Петров « Я шагаю по Москве»
  9. В. Шаинский « Улыбка», « Песенка крокодила Гены»
  10.  М.И. Глинка. Марш Черномора  ( опера « Руслан и Людмила»)
  11. Г.В. Свиридов.  Весенний марш из музыки к повести А.С. Пушкина

« Метель»

  1. П.И. Чайковский. Марш из балета « Щелкунчик».

СОН.

Используемые музыкальные произведения:

     1.Колыбельные:

« Тише. Тише», « Спи – засыпай, маленькая принцесса», « Ла – Ле – Лю»,

« Приход  весны», « Музыкальная шкатулка», « Засыпающий малыш»,

« Сколько звездочек на небе», « Спи, малыш мой, засыпай».

     2. П.И. Чайковский. « Октябрь»

  1. Ц.А. Кюи. Колыбельная.
  2. Г.В. Свиридов. « Грустная песенка»
  3. К.В. Глюк « Орфей и Эвридика», « Мелодия»
  4. Ф. Шуберт. « Аве Мария».

Пробуждение. 

Используемые произведения:

  1. В.А. Моцарт. « Музыкальная шкатулка»
  2. Дж. Россини. « Кошачий дуэт»
  3. А.Т. Гречанинов. « Бабушкин вальс»
  4. А.Т. Гречанинов. « Материнские ласки»
  5. Н.А. Римский – Корсаков. « Три чуда. Белка»
  6. И. Штраус. « Полька пиццикато»
  7. Н.А. Римский – Корсаков « Полет шмеля»
  8. П.И. Чайковский. Вальс фа-диез-минор
  9. Р.Щедрин. Юмореска
  10. П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей
  11. Л.В. Бетховен. Соната № 14, 2-я часть
  12. А.И. Хачатурян. Вальс к драме « Маскарад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса ,направленного на  развитие музыкальных и творческих способнос...

Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Иллюстрация опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста....

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...

Крупотерапия в работе воспитателя, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Крупотерапия форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов....