Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Движение может заменить
лекарство – но ни одно
лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, стимулируется иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 387.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕДИЛОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заседание РМО инструкторов по физической культуре
Выступление на тему:
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Инструктор по физичейской культуре Романова Татьяна Николаевна
2022год
«Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: познакомить детей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности.
«Движение может заменить
лекарство – но ни одно
лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо
На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошколят, все больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни.
Давайте вспомним, как мы проводили время в нашем детстве: бегали босиком, прыгали на скакалке, в резиночку, крутили обруч, играли в классики, с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: прятки, банки-палки, 12 палочек, казаки-разбойники, цепи-кованы, колечко и многое другое…
Сейчас мы редко видим прыгающих и бегающих детей на улице. Современное поколение ведет малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а так же играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Отсюда наши дети:
- моторно неловкие;
- невнимательные;
- гиперактивные;
- плохо ориентируемые;
- с ЗРР, ЗПР и т.д.
Что же с этим делать? Есть метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Это нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, стимулируется иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.
Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое.
Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика. Сегодня я представлю вам упражнения на развитие дыхания, глазодвигательную гимнастику. Игры на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
• развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
• работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
активизация речи;
• работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
Примеры упражнения см. в Приложении
Приложение
Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые в работе:
- Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.
2. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.
1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).
2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».
3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.
4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).
5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.
6. Поменяйте руку и повторите то же самое.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.
Примеры функциональных упражнений.
«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.
Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяющего жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Примеры коммуникативных упражнений.
Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
«Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д - Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.
9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Нейродинамические упражнения.
10. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование)
С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития обучающегося
11. Нейро игра «Ходьба»
Для ходьбы можно использовать оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные (верёвочные) лестницы.
12. Балансир для детей
Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.
Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Обучающимся будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья обучающегося. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия. Балансир может быть деревянным или пластиковым.
Польза от занятий на балансире:
- развивается координация;
- укрепляются все мышцы тела;
- улучшается мозговая деятельность;
вырабатывается чувство равновесия.
13. Нейроскакалка
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность, тренирует равновесие, координацию движения и вестибулярный аппарат.
14.Игра «Моталочки»
Эти игры координируют попеременное движение рук, что способствует межполушарному взаимодействию, повышает игровую мотивацию детей, происходит одновременно самомассаж пальцев рук, что способствует развитию мелкой моторики.
Вырабатывается соревновательный дух, скорость, реакция,
развивается ловкость и глазомер,
- развивает координацию движений.
15. Кинезиологические упражнения
В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их стихами.
16. Нейрогимнастика
В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Предлагаю вашему вниманию комплекс нейрогимнастики под музыкальное сопровождение.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста, которые использую в работе:
- Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произнося их вслух или про себя.
- Лезгинка.
Левую руку сложить в кулак, большой палец оставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
- Зеркальное рисование
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.
- Ухо - нос.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.
С мячом:
- Упражнение Слева направо
Первое упражнение крайне простое – перекидывайте мячик из одной руки в другую. Основное правило – бросать на уровне глаз. В любом случае не выше головы.
- Упражнение Нарисовать восьмерку
Представьте перед собой школьную доску и пальцем одной из рук нарисуйте лежащую на боку восьмерку – знак бесконечности. Повторите то же самое другой рукой. Затем сложите руки следующим образом: указательный палец к указательному, большой палец – к большому. Смотрите во время выполнения упражнения в образовавшееся отверстие. Нарисуйте максимально большую «лежащую восьмерку», с каждым оборотом делайте ее все меньше и меньше.
Несмотря на то, что это упражнение выполняется без мячиков, оно очень важно для обучения жонглированию, так как при его выполнении активируется мозолистое тело - широкий пучок комиссуральных нервных волокон, соединяющий два полушария большого мозга.
- Упражнение Восьмерка. Поймать у головы
Бросайте мяч по траектории «лежащей восьмерки». Мяч ловите как можно более широко и высоко.
- Упражнение Восьмерка. Поймать внизу
Это упражнение очень напоминает предыдущее, но до мячика следует дотрагиваться, только когда он окажется внизу.
- Упражнение Вниз-вверх. Л.
Исходное положение: ведущая рука находится на уровне лба с мячом, вторая – на уровне пояса. Бросаете мяч вертикально вниз, ловите его внизу, затем поднимаете руку. Бросаете снова.
- Упражнение Вниз-вверх. П.
То же самое, что и упражнение 5, но поменять местами руки.
- Упражнение Бросил – взмахнул – поймал
Упражнение начинаем делать более слабой рукой. Для правшей – это будет левая. Бросаете мяч вертикально вверх – на высоту глаз, затем резко поднимаете руку на высоту мячика, затем ловите мячик. Потом тренируете это же упражнение другой рукой.
- Упражнение Слева направо
Аналогично упражнению 1. Но теперь оно будет получаться более уверенно и осмысленно.
- Упражнение Двойной бросок
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика. Высота броска – не выше уровня глаз.
- Упражнение Двойной бросок крест- накрест
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика крест-накрест. Высота броска – не выше уровня глаз.
- Упражнение Двойной бросок с хлопком в ладоши
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мяча- хлопок и ловим. Высота броска – не выше уровня глаз.
- Упражнение Подбросил, прикоснулся и обратно
Одной рукой подбрасываете мяч вверх, пока мяч находится в воздухе, следует дотронуться мячом, находящимся в другой руке, до ладони освободившейся руки. В тот момент, когда первый мяч достигнет апогея и начнет падать, вторая рука возвращается в первоначальное положение.
- Упражнение Подбросил, прикоснулся и обратно
То же самое, что и упражнение 12, только руки меняются ролями.
- Упражнение Падение мяча с движением рук
Поднимаете правую руку с мячом примерно до уровня глаз и отпускаете мяч. Ловите его этой же рукой. Пока мяч падает, поднимаете вторую руку вверх.Делаете то же самое, сменив руки.
- Упражнение Подбросил - поймал сверху
Левая рука полусогнута, локоть почти прикасается к телу. Правая рука находится под левой. Подбрасываете ей мячик вертикально вверх, пока он находится в полете, перемещаете правую руку в положение над левой. Ловите мяч. Повторяете.
- Упражнение Подбросил, сделал полукруг
Одной рукой подбрасываете мяч, другой описываете дугу в воздухе - с одной стороны до другой.
- Упражнение Подбросил, сделал полукруг
То же самое, но сменив руки.
- Упражнение Двойной обмен
Это самое важное упражнение при обучении жонглированию.Руки полусогнуты. Локти почти дотрагиваются до тела. Правая рука подбрасывает мяч вверх к середине. После того, как мяч достигнет апогея, левая рука подбрасывает другой мяч по аналогичной траектории. Мяч, брошенный правой рукой, ловится левой и наоборот.
- Упражнение Двойной обмен
Упражнение 18 без пауз. Следите за чередованием бросков:
справа (первый бросок) - слева (второй бросок)
слева (первый бросок) - справа (второй бросок)
Лучший возраст к выполнению гимнастики для мозга в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
Такие тренировки при грамотном подходе педагогов и родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
Метод замещающего онтогенеза как базовая нейропсихологическая технология преодоления проблем в развитии мозга человека. Способы применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста....

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
В статье дается описание метода замещающего онтогенеза как базовой нейропсихологической технологии преодоления проблем в развитии мозга человека. Также рассматривается вопрос применения данного метода...
Игры и упражнения для запоминания детьми дошкольного возраста графического изображения цифр
Игры и упражнения для запоминания детьми дошкольного возраста графического изображения цифр...

Семинар–практикум для воспитателей по теме «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»
Способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого – педагогическое сопровождения дошкольников в связи с нарастающим неблагополучием процессо...

Реферат «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координ...

«Роль нейропсихологических игр и упражнений в развитии детей дошкольного возраста»
Дорогие родители! Предлагаю вашему вниманию информацию на тему: " Роль нейропсихологических игр и упражнений в развитиии детей дошкольного возраста"...















