Педагогический проект «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» Автор: Савина Елена Игорьевна
проект (старшая группа)

Савина Елена Игорьевна

Педагогический проект

«Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

 

 

Автор:

Савина Елена Игорьевна

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нягань

2023- 2024

 

 

 

 

 

1.Краткая аннотация проекта

     Значение хорошо развитой опорно – двигательной системы трудно переоценить: сильные мышцы, здоровый позвоночник, правильно сформированная осанка, прямые и крепкие ноги являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.

     Основой проекта «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» являются принципы развивающей педагогики оздоровления, а также стимулирования и развития творчества детей при разучивании нового материала, что позволяет повысить интерес детей к деятельности, мотивацию, работоспособность, эмоциональное состояние, снизить утомляемость.

Оздоровительное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Упражнения улучшают нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии, оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.  В процессе занятий физическими упражнениями происходит усиление кровоснабжения работающих мышц, связок и даже костей.

   Синтез различных видов деятельности позволяет осуществлять своевременную профилактику имеющегося нарушения состояний опорно – двигательного аппарата, сформировать стойкой навык правильной осанки, закрепления навыка правильной походки, правильной установки стоп при ходьбе и оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка.

 

 

 

2.Обоснование проекта

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержат принципы развивающего образования и оздоровления ребенка, принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии.

Конвенция о правах ребенка  декларирует идеи, что должны приниматься любые эффективные меры с целью упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Психолого-педагогические и методические аспекты профилактики  и  коррекции нарушений  осанки  и  плоскостопия  у  детей  дошкольного  возраста нашли достаточно большое место в разнообразных публикациях, научных работах и учебных пособиях. Целям, задачам и  методикам  профилактики  и  коррекции нарушений  осанки  и  плоскостопия  у  детей  дошкольного  возраста посвящены работы Андреева Ю. А., Бобырь А.И., Васичкина В. И., Выдрина В.М., Евстафьева Б.В., Евсеева С. П., Никитина В.В., Николайчука Л.В., Николайчука Э.В., Тейлор Дж., Фонарева М.И., и  других  авторов.

Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений - важная характеристика качества системы дошкольного образования (В.И. Теленчи, 1987; А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская, 1989; B.C. Коваленко, К.А. Похис, К.М. Сергеева и др., 1997)

Р.Б.Стеркина (1996) отмечает, что по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшилось: снизилось число детей абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, а также имеющих хроническое заболевание.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что у детей 4-7 лет болезни костно-мышечной системы занимают 1-ое место (нарушение осанки, сколиозы и др.). По  мнению  учёных, за последние годы происходит резкое увеличение деформаций опорно-двигательного аппарата.

Так, например, нарушение осанки составляет около 80%, а плоскостопие - 40%.

Признавая научную ценность указанных выше работ, возникла необходимость создания  комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик  профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия. Необходимость данного исследования, обусловлена, с одной стороны, увеличением количества  с детей с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата, с  другой  стороны недостаточной  разнообразностью  комплексов  для  профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия.

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.

Правильной осанкой принято называть привычную позу не­принужденно стоящего человека, с небольшими естественны­ми изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад. В толковом словаре В. И. Даля написано: «Под осанкой разумеют стройность, ве­личавость, приличие и красоту».

Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Изменение социально-экономических условий, усложнение образовательных программ, снижение двигательной активности приводит к росту числа детей с различными нарушениями в состоянии здоровья. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения.

В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Недостаточная двигательная активность; переуплотнённость групп; слабая организация оздоровительных мероприятий, односторонность методических разработок по профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата вызывает необходимость разработки системы комплексов упражнений с использованием нетрадиционных методов оздоровления для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия у детей старшего возраста, посещающих детский сад.

Актуальность работы    заключается в  том,  что  существующие  методики  профилактики  нарушения  осанки  и  плоскостопия   включают  в  себя  узкий  круг  упражнений,  не  в  полной  мере  решающие  проблему  оздоровления  детей в  условиях  ДОУ.

Цель  проекта заключается в  создании системы  комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик, способствующие  устранению имеющихся нарушений в осанке и своде стопы.

Задачи проекта:

  1. Провести изучение динамики уровня физического развития, физической подготовленности и морфо-функционального состояния дошкольников;
  2. Определить оптимальные алгоритмы комплексной диагностики физического состояния детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  3. Разработать комплексы упражнений  по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников с использованием нетрадиционных  методик;
  4. Обосновать эффективность разработанной  системы.

Объектом педагогического  проекта выступает система профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия   у  детей  дошкольного  возраста.

Предметом  педагогического  проекта выступают нетрадиционные методики, способствующие повышению эффективности профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия у детей  дошкольного  возраста  в  условиях ДОУ.

В  основу  разработки  проекта  была  положена  гипотеза – профилактика  нарушений  осанки  и  плоскостопия  будет  осуществляться  более  эффективно,  если  в  занятия  будут  включены  комплексы  упражнений  с  использованием  нетрадиционных  методик  оздоровления детей (фитболгимнастика,  точечный массаж, босохождение,  игровые  и  дыхательные  упражнения и т.д.).

         Степень новизны работы заключается в следующем:

  • развитие детей осуществляется посредством авторских комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик  оздоровления, что позволяет повысить интерес, мотивацию, работоспособность, снизить утомляемость;
  • применение нового эффективного тренажера (фитбол) и разработка методических рекомендаций по его использованию при нарушениях осанки у дошкольников;
  • разработка структуры занятий, позволяющих интегрировано   реализовывать образовательные и оздоровительные задачи;
  • реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством комплекса упражнений и  подвижных  игр на  формирование  правильной  осанки  и  коррекции  плоскостопия.
  1. Основное содержание проекта

Прежде  чем  приступить  к  работе  над  проектом,  я  изучила  психолого-педагогическую  и  методическую  литературу  по  теме.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации инновационного проекта использовала  следующие методы и приемы: игровой, словесный, практический, показ, метод интеграции.

В процессе работы по профилактике опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста руководство­валась  следующими принципами:

  1.  Принцип дифференциации и индивидуализации предпо­лагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы.
  2.   Принцип доступности предусматривает осуществле­ние профилактической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физи­ческом и психическом развитии детей.
  3. Принцип системности: достижение цели обеспечивает­ся решением комплекса задач оздоровительной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить про­гнозируемый результат.
  4. Принцип последовательности заключается в постепен­ном повышении требований в процессе оздоровительной рабо­ты и увеличении оптимальной физической нагрузки.
  5.  Принцип научности лежит в основе всех оздоровитель­ных технологий, способствующих формированию здорового образа   жизни,   укреплению   опорно-двигательного   аппарата у детей дошкольного возраста.
  6.   Принцип оздоровительной направленности обеспечи­вает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движений (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, разнообразные виды массажа, работа на тренажёрах, упражнения на релаксацию. (см.приложение № 1).

Работа по  реализации проекта  начиналась  с создания предметно-развивающей среды. Для занятий был  оснащён тренажёрный зал , где были оформлены две стены :

  • стена без плинтуса, для формирования навыка правильной осанки;
  •  стена с зеркалами,  для самоконтроля  над правильностью выполнения упражнений и коррекции в случае необходимости. 

Было приобретено спортивное оборудование:

- Детские тренажёры: «гребной тренажер», «велотренажёр», «беговая дорожка», «батуты», «бегущий по волнам»;

  • большие гимнастические мячи – фитболы;
  • массажные дорожки,
  • массажные коврики,
  • массажные мячи,
  • комплекс «Геркулес»

Одной  из нетрадиционных методик входящих в систему оздоровительных мероприятий  является босохождение.

 С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.  Босохождение длится 25 - 30 мин на протяжении всего занятия. Босохождение является чрезвычайно полезным, причем не, только для формирования правильного свода стопы, но и для снятия напряжения в ногах, поднятия иммунитета и повышения общего тонуса организма детей.

Основной формой профилактики осанки и плоскостопия в системе оздоровительной  гимнастики  являются упражнения. Упражнение — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача.

Курс  оздоровительных  мероприятий  рассчитан на 1  год  и  делится  на  3этапа.

В подготовительном  этапе курса оздоровительной системы я использовала знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. В самом  начале  можно  включить комплексы  общеразвивающих  упражнений, которые используются при всех видах нарушений опорно-двигательной системы и повышают уровень общей физической подготовленности ребенка. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них, с использованием тренажеров, массажёров.

В основном  этапе количество повторений каждого упражнения в комплексе увеличивается. Добавляются корригирующие  или специальные упражнения. Они выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях, упражнения на фитболах.  Специальные упражнения обеспечивают профилактику и коррекцию имеющихся нарушений в опорно – двигательном аппарате.

В заключительном   этапе  курса  нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения - 4 - 6 раз. Через 2 - 3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных), для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, один курс оздоровительной гимнастики. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Детям с нарушением осанки целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. Поэтому были приобретены тренажеры по профилям нарушений опорно-двигательного аппарата. Этот вид тренировки является перспективным направлением оздоровительной физкультуры в дошкольных учреждениях. Упражнениями на тренажерах рекомендуется заниматься - от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30 - 40 секунд. При наличии 4 видов видов тренажеров дети после одной минуты упражнений на одном тренажере по кругу переходят к другому.

Занятия на имеющихся в нашем детском саду тренажерах способствуют:

  • Гребной тренажер - тренировке дыхательной и сердечнососудистой систем, способствует развитию выносливости;
  • Бегущий по волнам - предназначен для укрепления мышц ног, координации движений и общей моторики, развития чувства равновесия;
  • Детская беговая дорожка - для улучшения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие координации движений, для укрепления разных мышц ног, развития выносливости;
  • Велотренажер - предназначен для укрепления мышц ног, развития выносливости.

Новой, дополнительной формой занятий по физическому воспитанию и коррек­ции осанки у детей  является фитбол-гимнастика .

Упражнение на фитболах являются средством коррекции различных нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому используется в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как предмет, снаряд или опора. Овладение упражнениями фитбол – гимнастики позволяет укрепить здоровье и физическую подготовленность детей.

Чтобы разнообразить упражнения и повысить интерес детей к занятиям  я  использовала массажное оборудование: массажные коврики, массажные мячи, деревянные скалочки. Мышцы и связки стопы должны работать. Заставить их работать можно, гимнастикой на специальных массажных ковриках с неровной поверхностью.  Массажный коврик - идеальная профилактика плоскостопия,  он предназначен специально для лечения и профилактики плоскостопия. Оптимальный профилактический и лечебный эффект детского массажного коврика достигается за счет того, что массажные бугорки на его поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. 

Так же, на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа. Воспитанники освоили приемы игрового массажа А. Уманской и К. Динейки – закаливающее дыхание «Поиграем носиком» и точечный массаж "9 волшебных точек" по методике А.А.Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо, перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив детям игры: "Заводим машину", "Буратино", "Солнечные зайчики". Такой массаж рассчитан на осенние и весенние месяцы (сентябрь, октябрь; март, апрель) чтобы привлечь детей к самопрофилактике в ранние периоды заболевания  дыхательных органов.  Антистрессовый массаж  Фрица  Ауглина проводится в конце учебного года (март, апрель), чтобы помочь детям снять накопившую усталость, напряжение. 

Восточная гимнастика с элементами У – ШУ улучшает концентрацию внимания, усиливает  иммунитет, снижает уровень  беспокойства. Для того, чтобы массаж не выполнялся механически, создаю у детей радостный эмоциональный настрой в форме весёлого стихотворного рассказа, который помогает создать образ и творчески подойти к процессу оздоровления.

В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо впи­сываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в качестве кружковой работы в виде обязательных еженедельных оз­доровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Занятия проводятся с октября по май 2 раз в неделю по 25-30 минут. При этом соблюдаются санитар­но-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полно­ценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна (СанПиН 2.4.1.3049-13).

     Численность группы 8-10 человек. Форма и тип оздо­ровительного занятия в основном соответствуют физкультурно­му занятию классического типа по общепринятой методике для дошкольных учреждений. При проведении оздоровительных занятий обязательно учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На за­нятиях используются три основных способа организации детей для выполнения заданий: фронтальный, групповой и индивиду­альный.

Следует отметить, что созданию эмоционального комфорта во время организации и проведения оздоровительных занятий способствует музыкальное со­провождение.

     Таким образом, акцент в оздоровительной работе делается на повышении резистентности  организ­ма и профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

Основные виды физических упражнений:

•  общеразвивающие;

•  дыхательные;

•  на укрепление мышц стопы;

•  на формирование правильной осанки;

•  для развития и укрепления мышечного тонуса;

•  на напряжение и расслабление мышц.

Основные виды движений:

•  ходьба;

•  оздоровительный бег;

•  прыжки;

•  ползание, лазание;

•  метание;

•  упражнения на равновесие;

•  упражнения на развитие координации движений.

Оздоровительная физкультура показана всем детям с нарушениями осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет.

 

  1. Ресурсы

Временные: проект рассчитан на один год.

Информационно- методические:

  • Галанов А.С. Оздоровительные  игры для  дошкольников  и  младших  школьников. Спб.:Речь, 2007. 160с,
  • Клюева М.Н. Корригирующая  гимнастика  для  детей  с  нарушением  опорно-двигательного аппарата  в  условиях  детского  сада. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 79с.
  • Козырева О.В. Лечебная  физкультура  для  дошкольников – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  • Красикова И.С. Детский  массаж  и  гимнастика  для  профилактики и лечения  нарушений  осанки,  сколиозов  и  плоскостопия. – Спб.: КОРОНА-Век, 2009. – 320с.
  • Е.И.Подольская Профилактика  плоскостопия  и  нарушения  осанки  у  старших  дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2009. – 80с.
  • Потапчук А.А., Овчинникова Т.С.   Двигательный  игротренинг  для  дошкольников. – Спб.: Речь; 2009.176с.
  • Потапчук А.А  Лечебные  игры  и  упражнения  для  детей. –Спб.: Речь, 2007. – 99с.

Материально-технические:

  • компьютер, аудио-видео аппаратура (для расширения знаний детей);
  • мячи большие гимнастические (фитболы)
  • индивидуальные гимнастические коврики
  • коврики массажные
  • тренажёры:
    • гребной тренажёр
    • беговая дорожка
    • велотренажёр
    • «бегущий по волнам»
  • доска с ребристой поверхностью
  • двухскатная доска
  • балансиры
  • дорожки массажные                                            
  • прибор для измерения гибкости, секундомер;
  • наглядные пособия;
  • методическая литература.
  1. Партнеры:

Медицинская сестра, воспитатели подготовительных к школе групп «Малинка», «Незабудка», «Лесовичок» МАДОУ МО г.Нягань Д/с №8 «Росинка»,родители воспитанников.

 

  1. Целевая аудитория:

Комплектование детей для оздоровительных занятий проводится с учетом их общего функционального состояния, данных медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности. Проект  рассчитан  на детей  старшего  дошкольного  возраста, посещающих ДОУ. Численность группы 8-10 человек. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Няган и «Детский сад № 5 « Дубравушка » «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» ПРОЕКТ

Слайд 2

Савина Елена Игорьевна Воспитатель : Савина Елена Игорьевна Руководитель кружка « Здоровейка »

Слайд 3

Тема проекта: «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Слайд 4

Актуальность: увеличение количества с детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабая организация оздоровительных мероприятий, односторонность методических разработок по профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, вызывает необходимость разработки системы комплексов упражнений с использованием нетрадиционных методов оздоровления, для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад.

Слайд 5

Цель проекта: создание системы комплексов упражнений с использованием нетрадиционных методик, способствующих устранению имеющихся нарушений в осанке и своде стопы.

Слайд 6

Объектом педагогического проекта выступает система профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Предметом педагогического проекта выступают нетрадиционные методики, способствующие повышению эффективности профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Слайд 7

Задачи проекта: провести изучение динамики уровня физического развития, физической подготовленности и морфо-функционального состояния дошкольников; определить оптимальные алгоритмы комплексной диагностики физического состояния детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разработать комплексы упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников с использованием нетрадиционных методик; обосновать эффективность разработанной системы.

Слайд 8

Гипотеза: предполагается, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия будет осуществляться более эффективно, если в занятия будут включены комплексы упражнений с использованием нетрадиционных методик оздоровления детей ( фитбол -гимнастика, точечный массаж, босохождение , игровые и дыхательные упражнения и т.д.

Слайд 9

создание физкультурно - оздоровительной среды; изучение физического состояния и динамики отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей; формирование групп по профилю нарушений опорно – двигательного аппарата; составление перспективного плана проекта. работа с детьми: тестирование; опробация системы упражнений на базе подготовительных групп №8,9,10 работа с родителями: консультации; семинар – практикум; родительские собрания; информационный стенд . обмен педагогическим опытом: открытый показ занятий по профилактике нарушения осанки, плоскостопия; семинар – практикум; консультации; распространение опыта работы на сайте детского сада. 2 этап Этапы реализации проекта 1 этап 3 этап

Слайд 10

Создание физкультурно – развивающей среды наличие стены с зеркалами для самоконтроля; наличие стены без плинтуса, для формирования навыка правильной осанки. Зал отвечает всем требованиям для проведения занятий оздоровительной гимнастикой:

Слайд 11

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря Детские тренажёры: « гребной тренажер» «велотренажёр» «беговая дорожка» «батуты» «бегущий по волнам» большие гимнастические мячи – фитболы ; массажные дорожки; массажные коврики; массажные мячи; комплекс «Геркулес»; шведские стенки и т.д.

Слайд 12

В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в качестве кружковой работы, в виде обязательных еженедельных занятий. Занятия проводятся с октября по май - 2 раза в неделю по 30 минут. Численность групп 8-10 человек, группы формируются с учётом имеющихся отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата . Форма и тип оздоровительного занятия в основном соответствуют физкультурному занятию классического типа по общепринятой методике для дошкольных учреждений .

Слайд 13

Наибольший оздоровительный эффект в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников достигается при комплексном использовании следующих средств: профилактические упражнения, фитбол-гимнастика , тренажёры, массажное оборудование, дыхательные упражнения, массаж биологически активных точек, упражнения на расслабление.

Слайд 14

Основной формой профилактики осанки и плоскостопия в системе оздоровительных комплексов являются упражнения Общеразвивающие упражнения - используются при всех видах нарушений опорно – двигательной системы и повышают уровень общей физической подготовленности ребенка Специальные упражнения обеспечивают профилактику имеющихся нарушений в опорно – двигательном аппарате

Слайд 15

Босохождение - одно из нетрадиционных методик входящих в систему оздоровительных комплексов; является чрезвычайно полезным, причем не только для формирования правильного свода стопы, но и снятия напряжения в ногах, поднятия иммунитета и повышения общего тонуса организма детей - длится 25, 30 минут.

Слайд 16

Тренажёры - детям с нарушением осанки и деформацией стопы целесообразно выполнять упражнения на тренажерах специально подобранных по профилю нарушений опорно – двигательного аппарата; при наличии нескольких видов тренажеров дети после 1 - 2 минут упражнений на одном тренажере по кругу переходят к другому.

Слайд 17

Фитбол – гимнастика - является новой, дополнительной формой занятий по физическому воспитанию и профилактики осанки и плоскостопия у детей. лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани.

Слайд 18

Массажное оборудование : массажные коврики, массажные мячи, деревянные скалочки - идеальная профилактика плоскостопия; массажные бугорки на их поверхности, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов.

Слайд 19

Массаж биологически активных точек – на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, приёмы физиологического и психологического расслабления ( антистрессовый массаж) и точечного массажа.

Слайд 20

Чтобы привлечь взрослых, воспитателей и родителей , к данной проблеме, были запланированы и проведены: семинар – практикум, открытые показы занятий , родительские собрания, оформлены информационные уголки , это позволило обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей и воспитателей в оздоровительно-профилактических вопросах воспитания детей.

Слайд 21

Оценка эффективности данного проекта была проведена : в ходе тестирования состояния мышечной системы детей старшего дошкольного возраста по профилю нарушения осанки; в ходе проведения плантографии ; в ходе профилактического осмотра врачей детской поликлиники ;

Слайд 22

Тестирование состояния мышечной системы ребёнка: Тестирование силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины проводится по методике Н.А.Гукасова . - Подвижность позвоночника вперед (см); - Силовая выносливость мышц спины (мин); Силовая выносливость мышц брюшного пресса (сек) 95% детей к концу года имеют высокие и хорошие показатели мышечной системы. Результаты профилактического осмотра: По результатам осмотра врачей, сняты с учёта 24 ребёнка, что составляет 40% - осанка, 48% – плоскостопие от общего количества детей посещающих занятия.

Слайд 23

Ожидаемый результат: применение системы комплексов упражнений с использованием нетрадиционных методик, позволяет не только существенно повысить оздоровительный эффект занятий, но и развить физические качества детей. сформировать жизненно необходимые навыки правильной осанки и правильной установки стоп, воспитать у ребенка сознательное отношение к здоровому образу жизни. сократить количество воспитанников имеющих нарушения осанки и плоскостопия.

Слайд 24

Целесообразность комплексов упражнений направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия позволило получить прирост показателей характеризующих развитие физических качеств у детей, который имеет следующую динамику: в 201 5 -201 6 учебном году высокий уровень физического развития - 64% детей, в 201 6 -201 7 учебном году - 76%, в 201 7 -201 8 учебном году - 96%, низкий уровень отсутствует. Это эффективно влияет и на подготовку детей старшего дошкольного возраста к соревнованиям, а значит даёт возможность детям участвовать в спортивной жизни детского сада, города и округа.

Слайд 25

Дети становятся более подвижными, сильными, решительными, уверенными в себе. Каждый год участвуя в губернаторских соревнованиях занимают призовые места.

Слайд 26

Применение приведенной в работе системы комплексов упражнений позволит сформировать жизненно необходимые навыки правильной осанки и правильной установки стоп, воспитать у ребенка сознательное отношение к здоровому образу жизни; Применение комплексов упражнений направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия достоверно улучшает показатели физического состояния дошкольников. Практическая значимость

Слайд 27

разработать методическое пособие с рекомендациями для каждой формы занятий в помощь для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ; внедрить в детскую дошкольную практику оздоровительные занятия с использованием комплексов нетрадиционных методик в виде лечебных игр и фитбол-гимнастики , массажей и т.д. установить преемственность в использовании средств физического воспитания в детском дошкольном учреждении и семье; распространить положительный опыт работы над проектом в дошкольных образовательных учреждениях города и округа; разместить проект в социальной сети работников образования, с целью массового использования ее в детских дошкольных учреждениях. Перспективы развития



Предварительный просмотр:

_DSC0179

Описание: C:\Users\Аня\Desktop\временная\medium_SDIM0984.jpg

_DSC0219

Описание: C:\Users\Аня\Desktop\дракоша\fitball_lg.jpg

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Педагогический проект

«Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Автор:

Савина Елена Игорьевна

Воспитатель

г. Нягань

2023- 2024

1.Краткая аннотация проекта

     Значение хорошо развитой опорно – двигательной системы трудно переоценить: сильные мышцы, здоровый позвоночник, правильно сформированная осанка, прямые и крепкие ноги являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.

     Основой проекта «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» являются принципы развивающей педагогики оздоровления, а также стимулирования и развития творчества детей при разучивании нового материала, что позволяет повысить интерес детей к деятельности, мотивацию, работоспособность, эмоциональное состояние, снизить утомляемость.

Оздоровительное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Упражнения улучшают нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии, оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.  В процессе занятий физическими упражнениями происходит усиление кровоснабжения работающих мышц, связок и даже костей.

   Синтез различных видов деятельности позволяет осуществлять своевременную профилактику имеющегося нарушения состояний опорно – двигательного аппарата, сформировать стойкой навык правильной осанки, закрепления навыка правильной походки, правильной установки стоп при ходьбе и оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка.

2.Обоснование проекта

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержат принципы развивающего образования и оздоровления ребенка, принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии.

Конвенция о правах ребенка  декларирует идеи, что должны приниматься любые эффективные меры с целью упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Психолого-педагогические и методические аспекты профилактики  и  коррекции нарушений  осанки  и  плоскостопия  у  детей  дошкольного  возраста нашли достаточно большое место в разнообразных публикациях, научных работах и учебных пособиях. Целям, задачам и  методикам  профилактики  и  коррекции нарушений  осанки  и  плоскостопия  у  детей  дошкольного  возраста посвящены работы Андреева Ю. А., Бобырь А.И., Васичкина В. И., Выдрина В.М., Евстафьева Б.В., Евсеева С. П., Никитина В.В., Николайчука Л.В., Николайчука Э.В., Тейлор Дж., Фонарева М.И., и  других  авторов.

Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений - важная характеристика качества системы дошкольного образования (В.И. Теленчи, 1987; А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская, 1989; B.C. Коваленко, К.А. Похис, К.М. Сергеева и др., 1997)

Р.Б.Стеркина (1996) отмечает, что по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшилось: снизилось число детей абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, а также имеющих хроническое заболевание.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что у детей 4-7 лет болезни костно-мышечной системы занимают 1-ое место (нарушение осанки, сколиозы и др.). По  мнению  учёных, за последние годы происходит резкое увеличение деформаций опорно-двигательного аппарата.

Так, например, нарушение осанки составляет около 80%, а плоскостопие - 40%.

Признавая научную ценность указанных выше работ, возникла необходимость создания  комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик  профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия. Необходимость данного исследования, обусловлена, с одной стороны, увеличением количества  с детей с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата, с  другой  стороны недостаточной  разнообразностью  комплексов  для  профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия.

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад. В толковом словаре В. И. Даля написано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту».

Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Изменение социально-экономических условий, усложнение образовательных программ, снижение двигательной активности приводит к росту числа детей с различными нарушениями в состоянии здоровья. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения.

В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Недостаточная двигательная активность; переуплотнённость групп; слабая организация оздоровительных мероприятий, односторонность методических разработок по профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата вызывает необходимость разработки системы комплексов упражнений с использованием нетрадиционных методов оздоровления для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия у детей старшего возраста, посещающих детский сад.

Актуальность работы    заключается в  том,  что  существующие  методики  профилактики  нарушения  осанки  и  плоскостопия   включают  в  себя  узкий  круг  упражнений,  не  в  полной  мере  решающие  проблему  оздоровления  детей в  условиях  ДОУ.

Цель  проекта заключается в  создании системы  комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик, способствующие  устранению имеющихся нарушений в осанке и своде стопы.

Задачи проекта:

  1. Провести изучение динамики уровня физического развития, физической подготовленности и морфо-функционального состояния дошкольников;
  2. Определить оптимальные алгоритмы комплексной диагностики физического состояния детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  3. Разработать комплексы упражнений  по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников с использованием нетрадиционных  методик;
  4. Обосновать эффективность разработанной  системы.

Объектом педагогического  проекта выступает система профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия   у  детей  дошкольного  возраста.

Предметом  педагогического  проекта выступают нетрадиционные методики, способствующие повышению эффективности профилактики  нарушений  осанки  и  плоскостопия у детей  дошкольного  возраста  в  условиях ДОУ.

В  основу  разработки  проекта  была  положена  гипотеза – профилактика  нарушений  осанки  и  плоскостопия  будет  осуществляться  более  эффективно,  если  в  занятия  будут  включены  комплексы  упражнений  с  использованием  нетрадиционных  методик  оздоровления детей (фитболгимнастика,  точечный массаж, босохождение,  игровые  и  дыхательные  упражнения и т.д.).

        Степень новизны работы заключается в следующем:

  • развитие детей осуществляется посредством авторских комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик  оздоровления, что позволяет повысить интерес, мотивацию, работоспособность, снизить утомляемость;
  • применение нового эффективного тренажера (фитбол) и разработка методических рекомендаций по его использованию при нарушениях осанки у дошкольников;
  • разработка структуры занятий, позволяющих интегрировано   реализовывать образовательные и оздоровительные задачи;
  • реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством комплекса упражнений и  подвижных  игр на  формирование  правильной  осанки  и  коррекции  плоскостопия.
  1. Основное содержание проекта

Прежде  чем  приступить  к  работе  над  проектом,  я  изучила  психолого-педагогическую  и  методическую  литературу  по  теме.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации инновационного проекта использовала  следующие методы и приемы: игровой, словесный, практический, показ, метод интеграции.

В процессе работы по профилактике опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста руководствовалась  следующими принципами:

  1.  Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы.
  2.   Принцип доступности предусматривает осуществление профилактической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физическом и психическом развитии детей.
  3. Принцип системности: достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  4. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе оздоровительной работы и увеличении оптимальной физической нагрузки.
  5.  Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа   жизни,   укреплению   опорно-двигательного   аппарата у детей дошкольного возраста.
  6.   Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движений (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, разнообразные виды массажа, работа на тренажёрах, упражнения на релаксацию. (см.приложение № 1).

Работа по  реализации проекта  начиналась  с создания предметно-развивающей среды. Для занятий был  оснащён тренажёрный зал , где были оформлены две стены :

  • стена без плинтуса, для формирования навыка правильной осанки;
  •  стена с зеркалами,  для самоконтроля  над правильностью выполнения упражнений и коррекции в случае необходимости. 

Было приобретено спортивное оборудование:

- Детские тренажёры: «гребной тренажер», «велотренажёр», «беговая дорожка», «батуты», «бегущий по волнам»;

  • большие гимнастические мячи – фитболы;
  • массажные дорожки,
  • массажные коврики,
  • массажные мячи,
  • комплекс «Геркулес»

Одной  из нетрадиционных методик входящих в систему оздоровительных мероприятий  является босохождение.

 С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.  Босохождение длится 25 - 30 мин на протяжении всего занятия. Босохождение является чрезвычайно полезным, причем не, только для формирования правильного свода стопы, но и для снятия напряжения в ногах, поднятия иммунитета и повышения общего тонуса организма детей.

Основной формой профилактики осанки и плоскостопия в системе оздоровительной  гимнастики  являются упражнения. Упражнение — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача.

Курс  оздоровительных  мероприятий  рассчитан на 1  год  и  делится  на  3этапа. 

В подготовительном  этапе курса оздоровительной системы я использовала знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. В самом  начале  можно  включить комплексы  общеразвивающих  упражнений, которые используются при всех видах нарушений опорно-двигательной системы и повышают уровень общей физической подготовленности ребенка. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них, с использованием тренажеров, массажёров.

В основном  этапе количество повторений каждого упражнения в комплексе увеличивается. Добавляются корригирующие  или специальные упражнения. Они выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях, упражнения на фитболах.  Специальные упражнения обеспечивают профилактику и коррекцию имеющихся нарушений в опорно – двигательном аппарате.

В заключительном   этапе  курса  нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения - 4 - 6 раз. Через 2 - 3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных), для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, один курс оздоровительной гимнастики. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Детям с нарушением осанки целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. Поэтому были приобретены тренажеры по профилям нарушений опорно-двигательного аппарата. Этот вид тренировки является перспективным направлением оздоровительной физкультуры в дошкольных учреждениях. Упражнениями на тренажерах рекомендуется заниматься - от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30 - 40 секунд. При наличии 4 видов видов тренажеров дети после одной минуты упражнений на одном тренажере по кругу переходят к другому.

Занятия на имеющихся в нашем детском саду тренажерах способствуют:

  • Гребной тренажер - тренировке дыхательной и сердечнососудистой систем, способствует развитию выносливости;
  • Бегущий по волнам - предназначен для укрепления мышц ног, координации движений и общей моторики, развития чувства равновесия;
  • Детская беговая дорожка - для улучшения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие координации движений, для укрепления разных мышц ног, развития выносливости;
  • Велотренажер - предназначен для укрепления мышц ног, развития выносливости.

Новой, дополнительной формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей  является фитбол-гимнастика .

Упражнение на фитболах являются средством коррекции различных нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому используется в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как предмет, снаряд или опора. Овладение упражнениями фитбол – гимнастики позволяет укрепить здоровье и физическую подготовленность детей.

Чтобы разнообразить упражнения и повысить интерес детей к занятиям  я  использовала массажное оборудование: массажные коврики, массажные мячи, деревянные скалочки. Мышцы и связки стопы должны работать. Заставить их работать можно, гимнастикой на специальных массажных ковриках с неровной поверхностью.  Массажный коврик - идеальная профилактика плоскостопия,  он предназначен специально для лечения и профилактики плоскостопия. Оптимальный профилактический и лечебный эффект детского массажного коврика достигается за счет того, что массажные бугорки на его поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. 

Так же, на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа. Воспитанники освоили приемы игрового массажа А. Уманской и К. Динейки – закаливающее дыхание «Поиграем носиком» и точечный массаж "9 волшебных точек" по методике А.А.Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо, перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив детям игры: "Заводим машину", "Буратино", "Солнечные зайчики". Такой массаж рассчитан на осенние и весенние месяцы (сентябрь, октябрь; март, апрель) чтобы привлечь детей к самопрофилактике в ранние периоды заболевания  дыхательных органов.  Антистрессовый массаж  Фрица  Ауглина проводится в конце учебного года (март, апрель), чтобы помочь детям снять накопившую усталость, напряжение.  

Восточная гимнастика с элементами У – ШУ улучшает концентрацию внимания, усиливает  иммунитет, снижает уровень  беспокойства. Для того, чтобы массаж не выполнялся механически, создаю у детей радостный эмоциональный настрой в форме весёлого стихотворного рассказа, который помогает создать образ и творчески подойти к процессу оздоровления.

В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в качестве кружковой работы в виде обязательных еженедельных оздоровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Занятия проводятся с октября по май 2 раз в неделю по 25-30 минут. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна (СанПиН 2.4.1.3049-13).

     Численность группы 8-10 человек. Форма и тип оздоровительного занятия в основном соответствуют физкультурному занятию классического типа по общепринятой методике для дошкольных учреждений. При проведении оздоровительных занятий обязательно учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей для выполнения заданий: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Следует отметить, что созданию эмоционального комфорта во время организации и проведения оздоровительных занятий способствует музыкальное сопровождение.

     Таким образом, акцент в оздоровительной работе делается на повышении резистентности  организма и профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

Основные виды физических упражнений:

•  общеразвивающие;

•  дыхательные;

•  на укрепление мышц стопы;

•  на формирование правильной осанки;

•  для развития и укрепления мышечного тонуса;

•  на напряжение и расслабление мышц.

Основные виды движений:

•  ходьба;

•  оздоровительный бег;

•  прыжки;

•  ползание, лазание;

•  метание;

•  упражнения на равновесие;

•  упражнения на развитие координации движений.

Оздоровительная физкультура показана всем детям с нарушениями осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет.

  1. Ресурсы

Временные: проект рассчитан на один год.

Информационно- методические:

  • Галанов А.С. Оздоровительные  игры для  дошкольников  и  младших  школьников. Спб.:Речь, 2007. 160с,
  • Клюева М.Н. Корригирующая  гимнастика  для  детей  с  нарушением  опорно-двигательного аппарата  в  условиях  детского  сада. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 79с.
  • Козырева О.В. Лечебная  физкультура  для  дошкольников – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  • Красикова И.С. Детский  массаж  и  гимнастика  для  профилактики и лечения  нарушений  осанки,  сколиозов  и  плоскостопия. – Спб.: КОРОНА-Век, 2009. – 320с.
  • Е.И.Подольская Профилактика  плоскостопия  и  нарушения  осанки  у  старших  дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2009. – 80с.
  • Потапчук А.А., Овчинникова Т.С.   Двигательный  игротренинг  для  дошкольников. – Спб.: Речь; 2009.176с.
  • Потапчук А.А  Лечебные  игры  и  упражнения  для  детей. –Спб.: Речь, 2007. – 99с.

Материально-технические:

  • компьютер, аудио-видео аппаратура (для расширения знаний детей);
  • мячи большие гимнастические (фитболы)
  • индивидуальные гимнастические коврики
  • коврики массажные
  • тренажёры:
  • гребной тренажёр
  • беговая дорожка
  • велотренажёр
  • «бегущий по волнам»
  • доска с ребристой поверхностью
  • двухскатная доска
  • балансиры
  • дорожки массажные                                            
  • прибор для измерения гибкости, секундомер;
  • наглядные пособия;
  • методическая литература.
  1. Партнеры:

Медицинская сестра, воспитатели подготовительных к школе групп «Малинка», «Незабудка», «Лесовичок» МАДОУ МО г.Нягань Д/с №8 «Росинка»,родители воспитанников.

  1. Целевая аудитория:

Комплектование детей для оздоровительных занятий проводится с учетом их общего функционального состояния, данных медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности. Проект  рассчитан  на детей  старшего  дошкольного  возраста, посещающих ДОУ. Численность группы 8-10 человек.  

  1. План – график коррекционно – профилактических и оздоровительных мероприятий

Наименование мероприятий

сроки

1 этап (подготовительный)

ответственные

1.1.

Создание физкультурно - оздоровительной среды: приобретение и создание оборудования нестандартными пособиями: мягкими модулями; «нестандартными» ковриками, массажерами: создание наглядных пособий, подбор методической литературы, подбор и  запись музыкальных произведений,

Первая декада сентября

Зав. ДОУ, зам.зав.по  ВМР, зам. зав. по АХЧ ,старший  воспитатель, воспитатели, ПДО,

1.2.

Изучить особенности физического состояния и динамику отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста

Вторая декада

сентября

ПДО, медицинская сестра

1.3.

Сформировать группы по профилю нарушений опорно – двигательного аппарата

Вторая декада

сентября

ПДО

1.4.

Определить эффективные средства, методы и формы физического воспитания, используемые  для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата, с учетом уровня развития детей (составление перспективного плана проекта), и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий,

Третья декада сентября

ПДО

1.5

Консультации для родителей детей, посещающих оздоровительную  группу, оформление стендов в группе: «Как ухаживать за стопами», «Осанка – красота и здоровье»

Четвертая декада сентября

ПДО, медсестра

                      2 этап (основной)

1.Работа с детьми

1.1.

Тестирование силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса

          Хождение по дорожкам «Здоровья»

Точечный массаж (по А.А. Уманской)

Сентябрь

1.2.

 Комплекс №1

          Хождение по дорожкам «Здоровья»

Точечный массаж (по А.А. Уманской)

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия без предметов

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки, с использованием игровых упражнений.

 Занятия на тренажерах: «беговая дорожка»,     «велотренажер», «гребной тренажер».

Октябрь

Ежедневно

 25-30 мин

1-2 неделя

1-2 неделя

3 -4 неделя

1.3.

       Комплекс №2

    Босохождение по нестандартному физкультурному       оборудованию

       Закаливающий массаж подошв  «Поиграем с        

         ножками».

«Игры которые лечат» - профилактика болезней дыхательной системы

Занятия по профилактике плоскостопия в исходном положении сидя на стуле.

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки,  с использованием игровых упражнений.

Комплексы упражнений с использованием фитболов.

Ноябрь

Ежедневно

 25-30 мин

Ежедневно

Ежедневно

1-2 неделя

1-2 неделя

3 -4 неделя

1.4.

       Комплекс № 3

    Босохождение по нестандартному физкультурному         оборудованию.

Гимнастика  ДО – ИНЬ – комплекс упражнений для ослабленных детей.

Комплексы упражнений с использованием фитболов.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия в исходном положении сидя на стуле.

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки,  с использованием игровых упражнений.

Декабрь

Ежедневно  

Ежедневно

1 – 2 неделя

3 - 4 неделя

3- 4 неделя

1.5.

         Комплекс № 4

  Босохождение по нестандартному      физкультурному   оборудованию.

Игровой массаж по методике А. Уманской и К. Динейки – закаливающее дыхание «Поиграем носиком».

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия выполняемые в исходном положении сидя на полу.

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки,  с использованием гимнастической палки.

Январь

Ежедневно  

Ежедневно

1 - 2 неделя

1 - 2 неделя

1.6

Комплекс № 5

Босохождение

Восточная гимнастика с элементами У – ШУ.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия выполняемые в исходном положении лежа.

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки,  с использованием мяча.

Занятия на тренажерах: «беговая дорожка», «велотренажер», «гребной тренажер».

 

Февраль

Ежедневно

Ежедневно

1 - 2 неделя

1 - 2 неделя

3 – 4 неделя

1.7

 Комплекс № 6

Антистрессовый и интелектуальный массажи Фрица  Ауглина.

Игры которые лечат (направлены на преодоление плоскостопия).

Точечный массаж (по А.А. Уманской).

Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки.

Комплексы упражнений с использованием фитболов.

Март

Ежедневно

1 - 2 неделя

1 - 2 неделя

3- 4 неделя

1.8

     Комплекс №7

Хождение по дорожкам «Здоровья»

Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки.

             Занятия на тренажерах: «беговая дорожка»,           «велотренажер», «гребной тренажер».

Тестирование силовой выносливости мышц спины  и мышц брюшного пресса.

Апрель

Ежедневно

1 - 2 неделя

3 - 4неделя

1.9

     Комплекс №8

Босохождение  по нестандартному физкультурному оборудованию

Игровые упражнения: «Потягивание», «Массаж лица».

Подвижные игры  направленные на формирование правильной осанки и исправления плоскостопия.

Занятия на тренажерах: «беговая дорожка»,     «велотренажер», «гребной тренажер».

Май

Ежедневно

Ежедневно

1 - 2 неделя

3 - 4неделя

2. Работа с родителями

2.1.

Консультации для родителей с целью ознакомления и привлечения родителей к реализации проекта «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Сентябрь

ПДО

Медецинская сестра

2.2.

Семинар практикум «Задания на дом»:

  • консультация;
  • распечатки заданий по профилю нарушения опорно – двигательного аппарата;
  • практическое занятие – комплексы оздоровительных упражнений (дети с родителями)

Октябрь

ПДО

2.3.

Консультации:

  • «Плоскостопия можно избежать» - профилактика и коррекция нарушений свода стопы;
  • «Игровой массаж» - рефлексотерапия, массаж биологически активных точек.
  • «Игры которые лечат» -  подвижные игры направлены на профилактику нарушений опрно – двигательного аппарата;
  • «Самовытяжение» - как правильно просыпаться, комплексы упражнений побудительной гимнастики;

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

2.4.

Привлечение родителей  к  оформлению физкультурных уголков   в  группах.

В течение года

2.5.

Круглый стол с участием родителей «О здоровье всерьез».

Март

2.6

Дни открытых дверей  «Соберем своих друзей».

Октябрь Апрель

2.7

Мультимедийная презентация проекта с целью ознакомления общественности с полученными результатами по итогам реализации проекта.

Май

3.Методическая работа (обмен педагогическим опытом)

3.1

Открытый показ

  • Занятие по профилактике нарушения осанки «История про сороконожку» - упражнения на фитболах.
  • Занятие по профилактике  плоскостопия «Босоножье».

Октябрь

ПДО

Ноябрь

ПДО

3.2.

Оформление уголка здоровья «Помоги себе сам» - информация для родителей и воспитателей.

Сентябрь

ПДО

Участие в родительских собраниях по группам  и общих родительских собраниях по оздоровлению детей.

В течение  года

ПДО

3.3.

Распространение опыта работы по данному направлению через размещение материала на сайте детского сада.

ПДО

Ст.воспитатель,

Методист

3.4.

«Самовытяжение» - семинар – практикум для воспитателей старших и подготовительных групп.

Ноябрь

ПДО

3.5.

Проведение индивидуальных консультаций, рекомендаций для педагогических работников.

Октябрь-апрель

ПДО

3.6.

Презентация на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре ДОУ

В течение года

ПДО

Ст.воспитатель,

Методист

  1. Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться:

  • в  ходе  тестирования состояния мышечной системы детей старшего дошкольного возраста  по профилю нарушения осанки  по методике Н.А.Гукасова «Состояние мышечной системы детей старшего дошкольного возраста»;
  • в  ходе  профилактического  осмотра  врачей  детской  поликлиники;
  • в  активном  участии  воспитанников  в  соревнованиях  и  спартакиадах.
  1. Ожидаемые результаты:
  • применение  системы  комплексов  упражнений с  использованием  нетрадиционных  методик,  позволит  не  только существенно  повысить  оздоровительный  эффект  занятий,  но  и развить физические  качества  детей;
  • увеличение количества  детей  снятых  с  учёта    по  результатам  осмотра  врачей  детской  поликлиники   на 30%;
  • увеличение  показателей  силовой  выносливости  мышц  спины  и  брюшного  пресса, гибкости  позвоночника на 45%;
  • сокращение  количества воспитанников  имеющих  нарушения  осанки и  плоскостопия.
  1.   Перспективы развития проекта:

        Использование системы комплексов упражнений в педагогической работе эффективно повлияло  на развитие и формирование физических способностей детей, на подготовку детей старшего дошкольного возраста к соревнованиям. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что дошкольники имеют положительную динамику развития физических качеств.

Увеличилось  количество  детей  снятых  с  учёта    по  результатам  осмотра  врачей  детской  поликлиники

Перспективы  развития  проекта:

  • Разработка  методического  пособия для  инструкторов  по физической  культуре и  воспитателей  ДОУ.
  • Распространение  положительного  опыта  работы  над  проектом  в  дошкольных  образовательных  учреждениях  города  и  округа;
  • Размещение  проекта  в  социальной  сети работников  образования.

 

  1.  Литература
  1. Диагностика физической подготовленности старших дошкольников. М.А. Рунова;
  2. Комплексы  лечебной  гимнастики  для  детей  5-7лет/авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143с.
  3. Лечебная  физкультура  и  массаж. Методика  оздоровления  детей  дошкольного  возраста: Практическое  пособие/Г.В.Каштанова, Е.Г.Ммамаева, О.В.Сливина, Т.А.Чуманова; под общ.ред.Г.В.Каштановой, М.:АРКТИ, 2006.-104с.
  4. Формироание  правильной  осанки  и  коррекции  плоскостопия у  дошкольников: рекомендации,  занятия,  игры,  упражнения/авт.-сост. Т.Г.Анисимова, С.А.Ульянова; под ред.Р.А.Ерёминой. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146с.
  5. Асачёва Л.Ф., О.В.Горбунова Система  занятий  по  профилактике  нарушений  осанки  и  поскостопия. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.- 111с.
  6. Галанов А.С. Игры  которые  лечат (для  детей от5 до 7 лет).-М.:Педагогическое  общество  России, 2005.-96с.
  7. Галанов А.С. Оздоровительные  игры для  дошкольников  и  младших  школьников. Спб.:Речь, 2007. 160с,
  8. Клюева М.Н. Корригирующая  гимнастика  для  детей  с  нарушением  опорно-двигательного аппарата  в  условиях  детского  сада. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 79с.
  9. Козырева О.В. Лечебная  физкультура  для  дошкольников – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  10. Красикова И.С. Детский  массаж  и  гимнастика  для  профилактики и лечения  нарушений  осанки,  сколиозов  и  плоскостопия. – Спб.: КОРОНА-Век, 2009. – 320с.
  11. Е.И.Подольская Профилактика  плоскостопия  и  нарушения  осанки  у  старших  дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2009. – 80с.
  12. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С.   Двигательный  игротренинг  для  дошкольников. – Спб.: Речь; 2009.176с.
  13. Потапчук А.А  Лечебные  игры  и  упражнения  для  детей. –Спб.: Речь, 2007. – 99с.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

Задачи:

1. Образовательные задачи.

  • закреплять технику ходьбы по ребристой доске с мешочком на голове;
  • закреплять технику бега и быстрой ходьбы, правильную работу рук;
  • совершенствовать навыки самостоятельного построения и перестроения в колонну, в шеренгу, используя звуковые, зрительные сигналы;

2. Развивающие задачи:

  • развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость;
  • развивать координацию движений крупных и мелких мышечных групп.

 3. Формирующие задачи:

  • формировать правильную осанку, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов, укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;

4. Воспитывающие задачи:

  •  воспитывать сознательное отношение к занятиям;
  • воспитывать позитивные качества характера (находчивость, сила воли, целеустремленность;

5. Валеологические задачи:

  •  содействовать формированию представления о строении тела человека и функционировании основных органов и систем организма

Части занятия

С о д е р ж а н и е

Дозировка

Методические

рекомендации

Вводная часть

 (4 – 5 мин)

  1. Построение: коррекция осанки без опоры.
  2. Ходьба:  обычная; на носках - руки вверх, на пятках – руки в стороны,  высоко  поднимая колени – руки на пояс; с захлёстом.
  3. Быстрая ходьба.
  4. Бег. Правым боком приставными шагами, левым боком, подскоки на правой, на левой ноге.
  5. Быстрая ходьба.
  6. Ходьба по дорожке «Здоровья»:
  •  гимнастическая палка
  • двускатная доска
  • дорожка следков
  • массажная дорожка
  • ребристая доска

Основная часть

20 мин

Тестирование силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины

  1. Подвижность позвоночника вперед проводится из исходного положения стоя. Попросите ребёнка нагнуться вперёд опустив руки вниз и не сгибая коленей. Если подвижность позвоночника в норме, ребёнок концами пальцев достаёт пола. Если ребёнок не может достать пола, расстояние от пола до средних пальцев опущенных рук измеряется линейкой или сантиметровой лентой.

  1. Силовая выносливость мышц спины проводится следующим способом: попросите ребёнка, лежащего на полу на животе, приподнять голову и верхнюю часть груди и руки. Руки отведены назад или  в «крылышках». По секундомеру определяется время удержания этой позы.

  1. Силовая выносливость брюшного пресса: переход из положение лёжа на спине  в положение сидя. Причём ребёнок должен садится с прямой спиной, руки - на поясе.  Удерживайте ноги ребёнка в области голеней. Задайте определённый темп: полное движение сесть – лечь совершается за 5 сек. Упражнение прекращается при появлении явных признаков утомления: покраснение лица, дрожание, отталкивание от пола руками.

  1. Оздоровительная игра:

«Зоопарк»

Оборудование: обручи разных цветов по числу детей.

Содержание игры. Перед игрой распределяют роли: девочки — «медведи», мальчики — «цапли», педагог — «охотник». Каждый ребенок занимает обруч, лежащий на полу. По сигналу охотника «Медведи!» из обручей выходят девочки и двигаются по залу за охотником на наружном своде стопы. По сигналу «Цапли!» из обручей выходят мальчики и идут за охотником, высоко поднимая колени. По сигналу «Охотник!» все звери и охотник стараются занять свободный обруч. Ребенок, который остался без обруча, становится охотником.

Вариант 1. Все дети исполняют одну и ту же роль, например становятся «лисятами». Охотник вызывает каждого по имени, и дети начинают двигаться по залу на коленях и ладонях, как лисята. При повторении игры дети исполняют роль другого животного.

Вариант 2. В игре используют обручи трех цветов: красные — в них находятся «зайцы», которые по сигналу начинают прыгать по залу на двух ногах; синие — в них находятся «медведи», которые ходят на ладонях и стопах; зеленые — это«паучки», которые по сигналу ходят на четвереньках. При повторении игры дети меняются ролями.

«Звонкие мячи»

Оборудование: мячи большого диаметра.

Содержание игры. Игроки делятся на пары и ложатся на живот лицом друг к другу на расстоянии 2—3 метра. По сигналу педагога дети приподнимают туловище и начинают перекатывать мяч партнеру, следуя музыкальному ритму (от медленного до быстрого). Когда дети начинают терять мяч, они вместе с педагогом произносят:

Звонкий мячик наш катился

 И немножко заблудился.

Надо нам объединиться,

Мячом веселым поделиться.

Каждые две пары сдвигаются, соприкасаясь телами, руки на плечах партнера. По сигналу педагога дети выполняют перекаты мяча паре, находящейся напротив, одновременно правой рукой одного игрока и левой рукой другого.

Игровые упражнения:

«Перебрось мяч»

Оборудование: мячи по числу детей.

Дети стоят прямо, слегка расставь ноги, руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По си налу перебрасывают мяч из одной руки в другую движение кисти, энергично ее поворачивая.

«Догони мяч»

Оборудование: мячи.

Несколько детей перебрасывают м* через веревку длиной 50—60 см, натянутую на высоте 1,5 г Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараютс бросить мяч повыше, но недалеко.

«Ударь мяч и догони»

Оборудование: мячи.

 Дети ударяют по мячу ногой, догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место.

«Оттолкни и поймай мяч»

Оборудование: мячи.

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3—3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу к стоящим, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигнал педагога дети меняются местами.

«Проведи мяч»

Оборудование: мячи. 

Дети стоят в шеренгу у стартовой черты. У каждого в ногах мяч. По сигналу педагога дети ведут мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачиваются и ведут мяч обратно.

Следить за осанкой, качеством выполнения основных движений.

Заключительная часть

3- 5

мин

Последовательность массажа по системе А.А.Уманской:

1-я зона - поставить под яремную ямку 4 своих пальца, кроме большого, при этом верхняя граница зоны находится под мизинцем. Часто в этом месте может находится небольшой выступ.
2-я зона - область яремной ямки..

3-я зона - область чуть ниже начала роста бровей.
4-я зона - массировать необходимо осторожно, не придавливая сонную артерию. Точечный массаж этой зоны улучшает деятельность щитовидной железы, регулирует химический и гормональный состав крови, помогает значительно уменьшить охриплость.
5-я зона - область уха, находится на козелке уха - это небольшой хрящевой выступ на внешнем ухе, в передней части ушной раковины

6-я зона - область носа и гайморовых пазух, располагается по краям крыльев носа, прямо над зубами-клыками, где обнаруживаются ямочки.

sch1

массировать

4 пальцами вместе;

8 раз

по часовой стрелке по кругу;

8 раз против часовой стрелке.

№2       Тесты для выявления нарушений осанки

       Обследование подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц определяет состояние мышечной системы ребенка и, в дальнейшем, позволяет контролировать результаты занятий лечебной гимнастики

Тестирование силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины

по традиционной методике

      Подвижность позвоночника вперед проводится из исходного положения стоя. Попросите ребёнка нагнуться вперёд, опустив руки вниз и не сгибая коленей. Если подвижность позвоночника в норме, ребёнок концами пальцев достаёт пола. Если ребёнок не может достать пола, расстояние от пола до средних пальцев опущенных рук измеряется линейкой или сантиметровой лентой.

     Силовая выносливость мышц спины проводится следующим способом: попросите ребёнка, лежащего на полу на животе, приподнять голову и верхнюю часть груди и руки. Руки отведены назад или в «крылышках». По секундомеру определяется время удержания этой позы.

     Силовая выносливость брюшного пресса: переход из положение лёжа на спине в положение сидя. Причём ребёнок должен садится с прямой спиной, руки - на поясе.  Удерживайте ноги ребёнка в области голеней. Задайте определённый темп: полное движение сесть – лечь,  совершается за 5 сек. Упражнение прекращается при появлении явных признаков утомления: покраснение лица, дрожание, отталкивание от пола руками.

Плантография — это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стопы на бумаге.

Способ определения деформации стопы совместно с детьми –стопы смочить водой, чтобы слегка была мокрая, а затем всем весом встать на две ноги, туловище прямо, ноги поставить и параллельно друг другу, так чтобы они слегка соприкасались .Есть или нет плоскостопие в этом нам поможет ниже приведенная картинка с описанием.

 Точка А - это центр пятки.

На рисунке А показана идеальная здоровая стопа. Изгиб свода выходит за линию АС

На рисунке Б показано плоскостопие 1-й степени. Изгиб проходит между линиями АС - АВ

На рисунке В плоскостопие 2-й или 3-й степени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

Презентация «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Презентация «Формирование правильной осанки и  профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...

«Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в процессе дидактической игры»

Эффективное формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе дидактической игры. Эффективным средством развития познават...