Здоровосберегающие технологии в начальной школе

8 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Здоровосберегающие технологии в начальной школе

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры (дидактические, ролевые, деловые) — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

 

 

 

Здоровье сбережение детей начальной школы!

Полностью согласна с Вами! Особенно осанка, по-мне, это самое сложное..чуть ли не каждый 5 минут приходится напоминать!!

А еще мы с детьми попробовали очень интересную игру!
https://zen.yandex.ru/media/id/5f4d24c2246c6745692dace7/kak-zaniat-detei...

Как раз на здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Эта тема очень актуальна в наше время, поскольку здоровье детей в начальной школе желает лучшего.
Педагог Ж.-Ж. Руссо сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
От здоровья наших детей зависит многое в успешном освоении школьной программы.
«Здоровые дети – здоровая нация».

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Эта тема очень актуальна в наше время, поскольку здоровье детей в начальной школе желает лучшего.
Педагог Ж.-Ж. Руссо сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
От здоровья наших детей зависит многое в успешном освоении школьной программы.
«Здоровые дети – здоровая нация».

Очень кратко и доступно

Очень кратко и доступно изложены самые важные аспекты формирования культуры здорового образа жизни! Спасибо за материал!

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Учитывая статистику детской заболеваемости, очень актуальная тема.

Особое внимание в своей

Особое внимание в своей работе уделяю здоровьесбережению обучающихся. Здоровьесбережение – это комплексное, системное понятие. Я рассматриваю здоровьесбережение, как совокупность методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. На своих уроках рационально сочетаю труд и отдых. Применяю комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастики. Соблюдаю режим проветривания помещения. Задача сохранения и укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
В своей работе я тесно взаимодействую с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирую свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. При этом руководствуюсь следующими основополагающими принципами:
1. Здоровый ребёнок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство моей оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Благодаря комплексному подходу использования обозначенных принципов я решаю задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
В систему здоровьесбережения включаю:
- изучение особенностей здоровья обучающихся;
- строгое соблюдение санитарно - гигиенических требований в процессе обучения;
- создание предметно-пространственной среды с целью сбережения здоровья детей;
- объём учебной нагрузки;
- затраты времени на выполнение домашних заданий;
- смена видов деятельности, включая физминутки на уроках;
- динамические перемены;
- посещение кабинета массажа и лечебной физкультуры;
- ежедневный мониторинг состояния здоровья детей (наблюдение, опрос);
- организация двигательной активности детей на прогулках (подвижные игры, труд);
- соблюдение техники безопасности во всех видах детской деятельности и обучение этому детей;
- проведение инструктажей по технике безопасности на различную тематику;
- создание психологически благоприятной обстановки в коллективе класса;
- проведение внеклассных мероприятий по формированию мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья;
- взаимодействие с медперсоналом, родителями при планировании оздоровительной работы с детьми, направлении на санаторное лечение и оздоровление;
- изучение медицинской информации о проблемах со здоровьем, рекомендаций специалистов, доведение информации до родителей;
- диагностика использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Я применяю здоровьесберегающие технологии во всех видах работы, последовательно реализуя её компоненты:
• диагностика (изучение особенностей, возможностей, потребностей детей);
• целеполагание: планирование коррекционно - развивающей деятельности;
• подбор учебного материала в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания неслышащих детей;
• конструирование каждой организуемой детской деятельности (обеспечение здоровьесберегающих условий проведения занятий и внеклассных мероприятий, самоподготовки и безопасной деятельности детей в рамках режима дня);
• отслеживание результативности применяемой технологии;
• рефлексия;
• проектирование перспективы валеологического воспитания и развития детей, формирования основ здорового образа жизни.
Владею технологией на уровне целостной системы.
Индикаторы реализации данной технологии:
1. Состояние здоровья обучающегося.
2. Личностный рост учащихся.
3. Качества обучения.
4. Ценностное отношение к здоровью.
5. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни, культура здорового образа жизни.
6. Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения.
Результаты применения: повышение качества обучения и культуры здоровья, удовлетворённость родителей работой школы.
Формирование мотивации обучающихся к ЗОЖ происходит на внеклассных мероприятиях и учебных занятиях. Моя задача как учителя и классного руководителя – объяснить обучающимся основные понятия о здоровом образе жизни. В основе работы лежит тезис: «Здоровый образ жизни – залог хорошего настроения и успехов во всем!». С учетом тезиса мною проводятся классные часы на темы:
- «Мой режим дня»
- «Мое здоровье»
- «В гостях у Мойдодыра»
- «Вредные привычки»
- «Береги уши»

К сожалению, самый сложный

К сожалению, самый сложный пункт в перечисленном выше является робота с родителями. Неправильный режим дня, который родители не могут выстроить для детей, может свести не нет все усилия педагогов.