Главные вкладки

    Равные возможности - шаг вперёд в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

    3 сообщения / 0 новое
    Последнее сообщение
    Равные возможности - шаг вперёд в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

    Равные возможности – шаг вперёд в образовании детей с ОВЗ

                                                                            Ширеторова Людмила Галсановна,

                                                                       учитель английского языка

                                                                       ГБООУ «Верхнесаянтуйская

                                                                       санаторная школа – интернат»

                                                                       с. Верхний Саянтуй

                                                                      Тарбагатайский район

    «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; ибо ты владеешь в изобилии – и ты беден и нищ. Ты владеешь в изобилии вещами бренными; и ты нищ в том, что касается вечного. Нищий стучится у твоих ворот, а ты сам стучишься, подобно нищему, во врата Господни. Как ты поступишь с тем, кто просит тебя, так и с тобой поступит Господь. Ты одновременно и пуст и полон. Наполни пустоту из своей полноты подобно тому, как из полноты господа может быть наполнена твоя пустота».

                                                                              Аврелий Августин Блаженный

     

                Как много хочется сказать, столько чувств переполняют меня, боюсь сказать многое и упустить главное. Столько лет я думала об этой проблеме  в нашем обществе. Почему мы относимся к людям с ОВЗ настороженно, порой стыдливо отворачиваем взгляд? Может быть, нам стыдно за то, что имея физическое совершенство по сравнению с ними, мы не имеем душевной силы признать их равными себе. Ведь имея от природы  здоровое тело и  развитый интеллект, мы часто жалуемся на то, как мы несчастны, как к нам несправедливо относятся люди, как у нас всё в жизни плохо. Насколько мы бедны духом, скудны умом и жалки по сравнению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Всё даётся в сравнении!

                Много лет тому назад я пришла в сельскую школу молодым учителем английского языка,  и ко мне в класс попала девочка с горбом. На уроках всё было хорошо; девочка занималась наравне с одноклассниками в меру своих способностей, с удовольствием посещала школу,  как мне казалось, на переменах играла с детьми.  После первой четверти у девочки пропало желание ходить в школу. На переменах её стали обижать дети, особенно мальчишки, били её по горбу и обзывали. Я не смогла защитить её, девочка ушла из школы и  не получила образования. И все эти 30 лет я помню Галю, сгорбившуюся в углу, и мне стыдно от чувства бессилия, которое я испытываю и сегодня.

                Большое человеческое сердце Эржены Будаевой помогло обществу нашей республики повернуться лицом к детям с ОВЗ. Сегодня Эржены Хышигтуевны  нет с нами рядом, но дело её живёт и отзывается в сердцах людей. Из интервью руководителя Бурятского регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Эржены Будаевой корреспонденту  ИРА «Восток-Телеинформ»:

    - Эржена Хышиктуевна, когда в Бурятии впервые зашла речь об инклюзивном образовании? 

    - Основателем инклюзивного движения в Бурятии стала Галина Горбатых, ныне заместитель председателя Бурятского регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», это было в 2004 году. Стартом послужил проект московской организации «Перспектива». Это был международный проект, объединявший инвалидов из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Абхазии. В его рамках проходили тренинги, в школах проводились уроки доброты, семинары на тему инклюзивного образования. Мы проводили республиканские форумы, где обсуждалось – а нужно ли нам инклюзивное образование как таковое? Признаюсь, поначалу мы встретили крайнее неприятие, вплоть до того, что даже термин «инклюзия» у нас не принимали и спрашивали, зачем нам еще одно иностранное слово, почему нельзя говорить «интегрированное», «совместное» или «доступное». Но инклюзия – это, все же, международный термин, и ни один другой не объясняет так четко проблему. Ведь слово интеграция означает не совсем то, о чем мы говорим. Интеграция – это объединение каких-либо частей, а дети никогда не были частью школы. Поэтому их надо включать туда, отсюда инклюзия – от англ. «Include», что значит включать. Но согласитесь, термин «включенное образование» звучит еще хуже.

                С тех пор дело сдвинулось с мертвой точки. Но возникает много вопросов...

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.

    Разработана Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, основным направлением которой является "создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений".

    Невозможное станет возможным, им откроют иные миры! Наступит день, когда дети с ОВЗ будут учиться в обычных школах, с обычными детьми и благополучно пройдут социализацию в обществе. И люди с инвалидностью  перестанут жить в закрытом обществе. И наши дети и внуки станут добрыми  и толерантными. На улице  люди перестанут показывать пальцем на человека с ОВЗ.

    Создать идеальную специально оборудованную школу с хорошо подготовленными специалистами и тьюторами сразу не получится. Понятно, что это очень дорогостоящее удовольствие.

    Если взять сельские школы, там уже давно обучаются дети с ОВЗ в обычном классе. Сельский учитель без всякой подготовки успешно обучает такого ребенка наравне со всеми детьми. Ребенка не лишили семьи, отдав его в интернат. Ребенок не потеряет привычный ему уклад деревенской жизни, и не станет потребителем для общества. В будущем он сможет обеспечивать себя и свою семью, выращивая огород и ухаживая за скотом. Даже дети с проблемами передвижения хорошо адаптируются в деревенской жизни.

    Вопрос подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ стоит остро в нашей республике, ведь у нас нет факультета по специальному образованию. Качество переподготовки специалистов тоже невысокое.

    На мой взгляд, школа сегодня заинтересована в принятии таких детей, за этими детьми идут хорошие деньги по подушевому финансированию. Учитель также поощряется из стимулирующей части.  Но главное не в этом. Главное, чтобы школа понимала, что самая высокая ценность – это ценность личности и индивидуальности, а не ценность успехов и знаний. В школе умеют поддерживать друг друга. Главное то, что мы вместе и каждый своим темпом двигается вперёд. Подготовить надо не только учителей, но и детей, и их родителей, чтобы была доброжелательная обстановка, чтобы дети понимали, кто с ними будет учиться.

    Ребята с ОВЗ заставят всех меняться, подстраиваясь под них, мир станет лучше и для остальных людей.

    Нужно понимать, что не получится сначала построить специальные школы и только потом начинать обучать детей с ОВЗ. Надо начинать на базе того, что имеем, постепенно перестраиваясь.

    Здоровые дети придут учиться в такую школу  и увидят, что все поддерживают друг друга и улыбаются. И у педагогов будет меняться отношение к работе: учитель привык спрашивать с детей по принципу «они должны». Должны решить примеры, выучить стихотворение, быстро пробежать стометровку. А с детьми с ОВЗ так не получится, ребенок этого не может, — значит, надо искать новые пути, по-новому учить и объяснять. И остальные, здоровые дети тоже меняются: начинают понимать, что дружат не с внешностью человека, не с его ногами-руками, а с его душой.

    Инклюзивная школа – это шанс для всех.

     

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

    В нашей школе -интернате живут и обучаются дети с ОВЗ, и им не хватает общения со здоровыми детьми.Статья мне понравилась, я согласна с тем, что инклюзивная школа – это шанс для всех.

    Образование детей с ОВЗ

    О каких именно ограничениях здоровья идет речь?