Главная функция школы не совпадает с ее целями.Автор: Борис Бим-Бад |
Возможно, самый влиятельный сегодня педагог (в мировом масштабе!) — Джон Гудлэд (JOHN GOODLAD) — родился в 1920 году в Канаде. До сего дня работает в США.
В 1984 году у него вышла книга «Место, которое называется школой» (A Place Called School), результат тщательного изучения большой командой экспертов ВСЕГО, что происходит в учебных заведениях Америки. В 2004 году вышло специальное издание, приуроченное к 20-й годовщине выхода в свет этого бестселлера (John I. Goodlad. A Place Called School / John I. Goodlad. - Special 20th anniversary ed. - New York: McGraw-Hill, c2004. xxvi, 413 p.).
Картина получилась и остается до сего дня безрадостной. Эта картина похожа на нашу отечественную, как две капли воды.
Одну из причин печального состояния массового образования Гудлэд усмотрел в том, что цели школы разительно отличаются от ее главного назначения. Я считаю это открытием.
Вот его суть.
Пока их родители или опекуны работают, миллионы и миллионы детей, подростков, молодых людей нуждаются в присмотре, в социальном обеспечении, в уходе, в так называемой «дневной помощи» (бебиситтинг). Как обеспечить бебиситтинг для десятков миллионов детей? Если взглянуть в лицо проблемы, то станет ясным, что только школы представляют собой экономически самую выгодную службу бебиситтинга. Другой подобной службы общество не имеет.
Главная, первейшая, важнейшая функция школы — присмотр и уход за детьми, которых собирают вместе и, раз уж они собрались, их заодно пытаются обучить, дать им образование. При этом образовательную функцию школы все видят и считают главной, а социально обеспечивающую функцию не замечают.
Образовательная работа школы сегодня безнадежно устарела. По традиции, по инерции школу рассматривают преимущественно как источник информации, хотя вся эта информация находится вне школы, и она ныне доступна детям и без школы.
Образовательная задача школы в настоящих условиях сводится к организации информации, тренировке школьников в самостоятельных суждениях. Однако, в этом отношении делается очень мало. И не потому, что учителя не хотят учить критическому мышлению и решению нетиповых задач, и не потому, что дети не хотят этому учиться, а потому, что тесты тестируют не это, а как раз информацию.
Итак, школы содержат ради бебиситтинга и промывки мозгов, а оценивают их по результатам информационного тестирования. Виноваты в этом законодатели, чиновники, вообразившие, что им точно известно, как «совершенствовать» школьную систему, и не допускающие к этому процессу ни учителей, ни других профессионалов.
Так говорит Гудлэд.
|
Судя по отношению правительства к учительству -по зарплатам и унижающих авторитет учителя передачах в СМИ ,-это не закончиться НИКОГДА!
"Камера хранения" - это точно про отношение современных родителей к школе!
"Камера хранения" начинается ещё в дошкольном детстве. Как в 1,5 года отдали в государственное учреждение, так только в 11 классе получили...
Логика простая - родители зарабатывают, у них нет времени на детей, поэтому всем должны заниматься школа и учитель. При чем почти бесплатно.
Функция школы в 21 веке изменилась. Сейчас учитель часто просто уговаривает ученика ходить в школу, выполнять домашние задания, прощает двойки, неадекватность в поведении, всячески оберегает от всех невзгод. Все это делать должен учитель. Мы убеждаем, что ученик может сделать то или иное задание, стоит ему только захотеть. И так все годы обучения. На самом деле это совсем не так. Когда этот ученик выходит в большую жизнь, то он просто убежден, что с ним будут точно так же возиться и дальше. И тут наступает разочарование. Считаю, что закалку надо давать в школе, тогда легче будет в жизни. Но это мое мнение.
А я согласна с Вами, Елена Алексеевна! Мы растим детей в тепличных условиях и этим вредим им!
Все изменяется, изменяется и школа, и нам от этого не уйти. Все понимают, что такой, как была 20-30 лет назад, школа уже быть не может. А какой она должна быть в 21 веке? Никто не знает, вот и эксперементируем!
Достали экспериментами!!! Одна аттестация чего стоит! Который уже вариант на нашей памяти? Я не говорю, что это не надо делать, но в нынешнем виде работать с детьми нет времени и сил! Извращаемся в написании статей, участии в конкурсах и т.д., а вот есть от этого польза конкретному ребенку?
Мне кажется, что Ваш взгляд на проблему в корне неверный. Приняв за данность опыт человека, далекого от нашего, российского, образования, пусть и скорректированного на западный манер, – значит глубоко ошибаться.
Да, Вы правы в том, что школа в Америке – это место, где присматривают за чадами работающих родителей, но так ли было изначально у нас, в России? Вспомним историю создания различных школ в нашей стране.
Дворяне XIX века имели возможность давать образование своим детям дома, но по наступлении определенного возраста все-таки отправляли своих чад в различные элитные учебные заведения. Разве они руководствовались мыслью о том, как бы занять своих отпрысков, пока сами работают? Конечно, нет.
В другие типы школ ходили крестьянские ребятишки, а они ой как нужны были в качестве помощников своим родителям. Значит, их родители делали выбор в пользу грамоты, а не решали проблему занятости. Значит, изначально школа в нашей стране была местом прежде всего развития ребенка.
Другой вопрос, что большинство СОВРЕМЕННЫХ россиян стали воспринимать школу, как и американцы, в качестве места дневного пребывания детей, оставшихся без опеки. Мало того, родители, нацеленные на приумножение материальных ценностей, заявляют сегодня, что школа должна изменить отношение к детям, т.е. стремятся полностью переложить на педагогов уже и свои родительские обязанности по воспитанию. Отсюда следует, что тем, чем так давно болеет американское образование, мы тоже заразились. Однако не все еще потеряно, если мы, учителя, обсуждаем эту тему.
Мы забываем, что кроме обучения ,наша советская школа занималась и воспитанием, т.е ОБРАЗОВАНИЕМ, а сейчас учителя понимают, что воспитание стало иным.Берем согласие родителей на участие детей в общественно-полезном труде?! Это что?А кто будет их, кроме школы, учить трудиться?Согласие на изучение доп.предметов, факультативов!!!Вот и воспитали на свою голову, а вернее развалили систему воспитания.Теперь пытаются реанимировать, а молодые учителя не хотят работать с классом "на энтузиазме".У них свои дети, а их тоже надо кормить и воспитывать, а не ходить по музеям, квартирам "трудных".Замкнутый круг..Снова вводят школьную форму и снова недовольство со стороны родителей, да и учителей..Как всем угодить, непонятно!!!
«США имеют худшую систему образования, из всех, что мне известны. Знания наших выпускников ниже, чем в странах третьего мира. Каким же образом научная элита США еще не потерпела коллапс? Мы производим поколение идиотов - посмотрите наше ТВ и реалити-шоу. И я вам скажу: у Америки есть секретное оружие, которое называется виза для иностранных ученых H-1B. Забудьте о Гугле, забудьте о Силиконовой долине - все это сделали не американцы, а мигранты. США высасывают лучше мозги со всего мира - Индия, Китай и другие. А сами мы только плодим идиотов»
- Митио Каку, американский учёный, специалист в области теоретической физики. Известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг.
На сегодняшний день в современной школе существует две модели образования с одной стороны, мы готовим детей к сдаче ЕГЭ, с другой стороны, мы должны внедрять проектную деятельность. Как можно совместить эти две цели в 11 классе? Согласна с тем, что большинство родителей настроены негативно по отношению к школе и учителям и эта агрессия в будущем, будет только возрастать.
Всё это начинается в детском саду, потом продолжается в школе. Всё это взаимосвязанно: обучение и воспитание.......Так было раньше, будет и дальше.
Лучшим в мире было образование в СССР - доказано финнами.
В своё время Финляндия отменила Болонскую систему,ЕГЭ и фактически внедрила систему образования СССР. Результат-первое место в мире по уровню образования.
Очень советую прочитать. Правда, сравнение может привести к унынию http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200701009
К сожалению советская школа воспитала нынешних "реформаторов".