Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

5 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

Уважаемые коллеги, поделитесь пож-та своим опытом в решении этого вопроса. Какие сейчас существуют актуальные интересные методы активизации познавательной деятельности на уроках. Буду очень рада вашим сообщениям по теме.

Методы активизации познавательной деятельности

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся: 1. Применение нетрадиционных форм урока. 2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения. 3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). 4. Широкое применение проблемно-задачного подхода 5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. 6. Вовлечение учащихся в создание творческих работ. 7. Применение новых информационных технологий. На мой взгляд, наиболее эффективным является использование ИКТ технологий. Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: тематические презентации; теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме; видеофрагменты и видеосюжеты; таблицы, выполнять различные упражнения в виде игры.

Спасибо большое, Елена

Спасибо большое, Елена Геннадьевна, постараюсь использовать в своей работе больше нетрадиционных уроков, современных технологий. Думаю, результат не заставит себя долго ждать при такой работе.

Учитель начальной школы

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Активизация учащихся в процессе обучения – одно из основных направлений совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание,память, речь, воображение. Поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В процессе учения, в своей учебно – познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и ученика, всегда даёт более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании- главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками, содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, развивает их познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Осознав эти проблемы, я стала собирать и применять в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Игровые действия ребёнка, сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Кроме того, игра служит, как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. В основу организации игровой среды были положены следующие принципы: * эмоциональной комфортности ( призванный обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку). * активности( призванный стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности). * открытости ( призванный дать более широкий диапазон впечатлений от новых знаний, эмоций). * индивидуальности ( призванный сделать среду субъективно значимой, где каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность максимально реализовать себя). Урок у малышей не мыслим без игры, без красочного оформления. Столкнувшись с тем, что дети постоянно требуют игры, я сделала её непременным компонентом урока. Готовясь к уроку, продумываю каждый игровой момент, стараюсь определить цели данной игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме, и намечаю время включения игры в урок. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение голоса создаёт у детей игровое настроение. На уроке я часто использую героев сказок: Буратино, Незнайка, Знайка, Муравьишка, мудрая Черепаха, мудрая Сова и т. д., которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, разгадать загадку. Дети очень любят этих героев, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников, да и дети рады тому, что помогли любимому герою. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно – воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета(абстрагирование), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам( синтез). После отгадывания загадки необходимо добиться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни». Это заставляет ребёнка ещё раз выделить все признаки, указанные в загадке и сопоставить их с отгадкой. Мне кажется, что загадка так же необходима ребёнку, как математическая задача, так как учит ребёнка познанию окружающего мира. Такая работа активизирует мыслительную деятельность. Очень часто на уроках чтения загадка помогает детям узнать, над каким произведением они будут работать.

Спасибо огромное, Ирина

Спасибо огромное, Ирина Юрьевна, пусть у нас с вами предметы отличаются, но все равно есть много общего. Постараюсь использовать в определенных ситуациях ваши рекомендации.