Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС Е. В. Акинина, учитель русско

9 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС Е. В. Акинина, учитель русско

Любому обществу нужны одарённые люди, следовательно, и задача общества состоит в том, чтобы вовремя рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача каждой полноценной семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка. Задача школы -  поддерживать, совершенствовать развитие способностей учащихся, подготавливая почву для их реализации.

   Целью образования становится  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий: способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Задача школы -  сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.

Моя работа с детьми включает в себя следующие компоненты:

 - выявление интереса у учащегося к какому – либо предмету или какой – либо области;

- развитие у учащихся творческих способностей на уроке;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская деятельность);

- создание условий для всестороннего развития учащихся.

В целях поддержки интереса к своему предмету и в целях выявления интересов в других предметных областях, а также развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, лингвистические задачи, задачи опережающего характера. В результате этой работы у некоторых учащихся возникают вопросы, требующие ответы более углубленного характера в изучении предмета. Решением такого типа вопросов чаще всего и является очередная исследовательская работа, рождение которой происходит на внеурочном кружке "Юные исследователи" или в студии "Мир, в котором я живу". Эти внеурочные занятия я уже не первый год веду на добровольческих началах. Но результаты работ и эмоции детей вселяют в меня силу и вдохновляют на очередные вершения.

При изучении стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» один из учеников обратил внимание на то, что это не первое произведение, изучаемое на уроках литературы, в котором дан образ лошади. Подростка очень заинтересовала эта тема. Во внеурочное время мы обсудили с ним план наших действий относительно углубленного изучения этой темы и занялись исследовательской деятельностью, результатом которой стала научно – исследовательская работа «Лошадь как мерило нравственности». Формулировку темы мы позаимствовали в интернете, на сайте «Инфаурок». На районной конференции ученик достойно защитил эту работу (Диплом Призёра III степени), на очной конференции Научно – исследовательских работ и проектов «Лестница наук» в городе Москва ученик защитил работу и получил Диплом Призёра III степени. Мы продляем жизнь этой работе, публикуя её в научных журналах и на сайтах.

Помогая с домашним заданием по русскому языку своему племяннику, четверокласснику, случайно при выполнении задания сделала акцент на любви к малой родине. Ребёнок воодушевился! После выполнения работы продлился разговор по данной теме, который впоследствии «вылился» в сочинение, которое было отправлено на краевой конкурс сочинений «Золотые слова о Ставрополье» и заняло почётное I место в крае. У ребёнка появился азарт и желание работать дальше в этом же направлении. Следующей целью стала научно – исследовательская работа «Форпосты Российской империи: Санкт – Петербург и Ставрополь» (история и литература),  которая была достойно защищена учеником четвёртого класса в Москве на открытой научной конференции и оценена Диплом Призёра III степени. Работе мы не дали уйти в небытие и продолжили её жизнь в публикациях научной прессы как в печатном, так и в электронном варианте. Ученик настолько проникся  историей своей Родины, к её культуре, литературе, что «не смог сдержать свои порывы» и решил стать защитником своего горячо любимого Отечества. Он поступил в Президентское кадетское училище, в котором обучается «на отлично» и является гордостью нашего села Старомарьевка.

  Я являюсь классным руководителем. Дети моего класса также мне близки и дороги, как и мои родные. В каждом из них я пытаюсь найти способности, а также соответствующего учителя – предметника, который бы работал с данным ребёнком, развивая при этом эти способности и интерес к учёбе как к процессу познания. Результат этой деятельности – ученики моего класса на протяжении пяти лет обучения в школе под моим классным руководством являются победителями, призёрами, лауреатами, участниками многих научно – исследовательских конференций как заочного этапа, так и очного открытого этапа. В конце каждого учебного года мы с детьми подводим итог учебной деятельности за прошедший год и разрабатываем перспективы на будущий учебный год. Ученики уже определяются, но не в полной мере, с областями наук, которые их более интересуют; у кого – то уже за год возникли вопросы по определённым темам. Оговорив с каждым учеником область интереса, в течение нескольких дней мы определяемся с темой. Далее идёт моя работа как классного руководителя: я пытаюсь найти учителей - предметников, которые согласились бы работать с учеником по данной теме. Обучающиеся, получив задание на лето (исследовать самостоятельно данную тему), уходят на летние каникулы, а в начале учебного года они со своим материалом, наработанным за лето, начинают интенсивную работу с научным руководителем. Иногда не получается найти предметника и приходится самой работать с учеником в другой области. Но результаты выходят неплохие: ученик проделал научно – исследовательскую работу по обществознанию «Трансформация семьи в России» под моим руководством и занял достойное призовое место Диплом II степени в открытой краевой конференции, а также в Москве в РАНХИС им. Д. Менделеева. В дальнейшем работа публиковалась в печати научных пособий.

Другой ученик из моего класса очень заинтересован спортивным питанием. Целое лето ушло у него на изучение темы и подбор материала. Итог – научно – исследовательская работа «Спортивное питание: все «За» и «Против». Но эта работа ещё свежая и в ближайшее будущее будет защищаться.

Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.

Литературу для старшеклассников преподавать немного тяжеловато: есть произведения, которые нелегко воспринять ученикам в силу возрастных особенностей. Например, «Божественная комедия» Дате Алигьери, Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»... Большинство людей лишь в более позднем возрасте понимают суть произведения. Мне с учеником непросто было работать, изучая комедию Данте. Но конкурс «Больше книг» облегчил нам задачу. И, можно сказать, «убили два зайца»: не только с огромным удовольствием изучили это произведение, но и почерпнули жизненные принципы, и ученик создал буктрейлер по этой книге, который способствовал развитию интереса у учащихся даже младших классов. Они пытаются уже изучать это произведение, подходят периодически за комментариями к учителям – русоведам, ищут пояснений в интернете… Я считаю это хорошей тенденцией. https://youtu.be/htvukWwicGc 

Таким образом, не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к «открытиям» учеников.            Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.

   Знать свои права и обязанности – неотъемлемое условие для уважающего себя гражданина страны. Я как учитель не могу упустить это из виду. После классного часа «Каждый подросток должен знать не только свои права, но и обязанности», проведённого мною в 9 Б классе (2018 – 2019 уч. год), учащиеся заинтересовались данной темой и решили её развить, позвав на помощь учащегося 11 класса Акинина Михаила. В течение недели, во внеурочное время, более углубленно изучалась эта тема, по ней разрабатывался сценарий, который реализовался в проект: видео «Имею право, но обязан…» и впоследствии был отправлен на региональный конкурс «Имею право и обязан», где занял почётное III место. В ролике в качестве актёров, более подробно изучая актуальную тему прав и обязанностей, были учащиеся 9Б класса и также приглашались пятиклассники, так как элемент преемственности «поколений» также является неотъемлемой частью в моей  воспитательной работе. https://youtu.be/-29-AgIzuEw

Такая исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем, классным руководителем, программой, учебником материал, а «добывать знания» самостоятельно.  В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.

 «…вопрос о патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».

В. В. Путина

  Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 08 июля 2019 года подписал Указ о проведении в 2020 году в России Года Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В целях сохранения исторической Памяти в 10Б классе МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка я в своей работе как классный руководитель особое внимание  уделяю событиям 1941 – 1945 годов, направляя внеурочную деятельность не только на учащихся, но и их родителей. В сентябре 2019 года  в классе был проведён классный час «Детство, опалённое войной», который не смог оставить равнодушными детей к событиям военной эпохи. Я предложила обучающимся попытаться не на громких словах, а на деле внести свою лепту в сохранение Памяти Великой Победы. Все вместе приступили к разработке Проекта «Трудовой десант «Победы»», включив в реализацию Проекта и родителей.

     Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая Память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической Памяти вышли на первый план.

В процессе создания и реализации проекта мы смогли убедиться: для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, и способствовать в сохранении её исторической Памяти. 

https://www.instagram.com/p/BwQzDhNF6oz/?igshid=n1bxaiip2ofs 

https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2019/11/20/programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya 

https://vk.com/club181215462

Из опыта своей деятельности как учителя я могу утверждать, что выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук.

  Мне приятно видеть, как в течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности. Я считаю, что к таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения, когда учащиеся становятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания. При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. При этом развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность. Сравнивать и разделять детей педагоги категорически не должны. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.

В своей работе и как классного руководителя, и как учителя – предметника я стараюсь уделять должное внимание всем своим подопечным, не исключая учащихся с ОВЗ. Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.  Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.

С огромным энтузиазмом мои ученики 10 класса под моим руководством организовали участие шестиклассника Ковязина Максима в краевом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой мир – моя семья». Сколько благодарности мы получили от мамы ребёнка и от него самого! Насколько их захватил весь этот процесс! Задействованы были и десятиклассники, и девятиклассники, и одиннадцатиклассники, и одноклассники Максима.  Результаты конкурса не заставили долго ждать: Ковязин Максим стал дипломантом II степени. Наблюдая за всем процессом, я получала огромное удовольствие: какие тёплые отношения были между детьми!         

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Задача школы -  сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.

https://xn----7sbababidhsdrp8a0bkd7ak5l.xn--p1ai/novosti/4463-festival-pedagogicheskogo-masterstva.html

Сложно не согласится с

Сложно не согласится с громкими постулатами и все же многое довольно спорно. Особенно про заказ, т.е. про то, что сегодня нужно обществу и про реформы, а равно и про распространение инновационного опыта. Особенно учитывая, что ФГОС введен уже значительное количество лет, но воз и поныне там. Пока только внешне припорошило, в то время как прежнее (и довольно эффективное) по... перечеркнуто.

Благодарю за комментарий.

Благодарю за комментарий. Ваша критика учтена.

Да, я и не критиковал особо.

Да, я и не критиковал особо. ))) Просто заметил, что многое написанное, правильное и не оспоримое на первый взгляд, не соответствует зачастую суровой действительности. Получается много громких фраз, не связанных с реалиями. Я сам этим страдал находясь в системе. Поэтому, все прекрасно понимаю, комментарий не имел целью вас как-то задеть или раскритиковать.

Суровой действительности не

Суровой действительности не соответствует тот факт, что я во многом на добровольческих началах веду интенсивную работу с детьми, которые в сложившейся системе все же хотят развиваться?

И это тоже. Это реалии, Елена

И это тоже. Это реалии, Елена Викторовна. И они не соответствуют словам про заказ. На поверку выходит, что заказ этот какой-то мифический, существующий только на бумаге, да в деятельности энтузиастов, любящих свое дело. Честь им и хвала (и вам тоже)!

Вот, что я имел в виду. Был бы заказ, ни о каком "добровольческом" начале речь не велась бы. В целом-то я согласен с вашей статьей в плане методологии, а вот эти моменты (громкие фразы, как я их называю) я отметил. Только и всего.

Вы чем- то обижены или

Вы чем- то обижены или обделены? Откуда столько негатива и агрессии? Как Вы общаетесь с детьми?

Агрессия? Негатив? Да,Бог с

Агрессия? Негатив? Да,Бог с Вами. И с детьми я также общаюсь. Предпочитаю говорить правду, сколь бы горька она не была или не говорить вовсе, но не сладкую ложь и лесть.

Вы сами себе же и

Вы сами себе же и противоречите. Только и всего. А кривить душой я не умею и не люблю.
Хотя, вот новый законопроект может поможет придать вашим словам в части заказа достоверности.