Школа должна... или не должна?!

16 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Школа должна... или не должна?!

На одном из родительских собраний одна "продвинутая" мамочка, из тех, которые всё знают и всех научат, сказала, что школа должна учить её ребёнка, обеспечивать его всем необходимым, подстаиваться под его особые потребности и т.д. Эта фраза вызвала у меня дискомфорт и беспокойство. Я задумалась над тем, кто же, кому и сколько должен. К сожалению, в наш век товарно-денежных отношений, приходится именно такими категориями измерять ту степень ответственности, которая возлагается на педагогов школы за обучение и воспитание своих учеников. Я согласна, школа должна вести образовательную деятельность в соответствии с современными высокими стандартами, поддерживать успеваемость учащихся на высоком уровне, воспитывать полноценную и всесторонне-развитую личность. Но это только одна сторона медали - у школы и её педагогов есть ещё и права: например, требовать от родителей осуществлять контроль за выполнением домашних заданий, занимать ребёнка в свободное от учёбы время, участвовать в его жизни, не только выступая на родительских собраниях и обвиняя школу, что не воспитала и не научила... А в чем тогда заключается функция родителя?! Обвинять и наказвать, строчить жалобы в прокуратуру, не разобравшись в ситуации? Я не понимаю, почему многие родители постоянно находятся в оппозиции, настороженно относятся к любой инициативе со стороны педагога, видят во всём ущемление своих прав. Когда мы разучились уважать педагога, который не только делится знаниями, но и воспитывает, закладывает нравственные качества в своих учеников? Когда перестали ценить возможность наших детей бесплатно получать образование, посещать кружки и секции? А тот факт, что они туда не ходят и предпочитают проводить время за компьютером, говорит уже о родительском воспитании, неправильной расстановке приоритетов. Подводя итог вышесказанному, хочется напомнить ещё раз, что у всех участников образовательного процесса есть как права, так и обязательства друг перед другом. А ещё у всех нас есть способность и к взаимному уважению друг друга! Давайте не забывать об этом!!!

Да, обидно за педагогов!И

Да, обидно за педагогов!И жаль тех родителей, которые не воспитали в своих детях уважительное отношение к старшим. Это должно быть доброе содружество педагогов и родителей!

...должна или не должна...

В какой-то момент позволили "не уважать" и "не ценить"....Модно стало, что ли ((( Вот теперь и расхлёбываем...

Увы! Это горькая правда

Увы! Это горькая правда.Зачастую не только детей воспитываем,но и их родителей.

Школа должна... или не должна?!

Я тоже абсолютно согласна. Также столкнулась с аналогичной проблемой, когда воспитание ребенка перекладывают на школу. На родительских собраниях часто слышу фразы "вы должны были этому научить", вы "вы должны за этим проследить". Все-таки мы не можем наблюдать за детьми 24 часа в сутки, мы делаем все возможное. Главное, не забывать конечно же о взаимоуважении!

Воспитание детей и родителей.

Некоторые родители считают, что их главная обязанность заключается в том, чтобы ребенок был накормлен и одет. Есть и такие, которые и про эти обязанности забывают. А детский сад и школа, по их мнению, должны вложить в ребенка все необходимое для его успешности в будущем. Так и хочется им сказать, что это не сундук для хранения информации, а упорный совместный труд педагогов, родителей и самих детей.

Школа дает знания-а

Школа дает знания-а воспитание конечно в семье.

По поводу "должны - не должны

По поводу "должны - не должны" хотелось бы сказать еще вот о чем. Вот что происходит с введением ЕГЭ. Экзамен стал выпускным и вступительным "в одном флаконе", что само по себе является абсурдом. Потому что эти два (ДВА, а не один) экзамена преследуют совершенно разные цели. Но после объединения этого, я уже слышала от родителей, что учитель прямо ОБЯЗАН подготовить их "замечательного, расчудесного пушистого зайчика" так, чтобы он поступил в ВУЗ на бюджетной основе. И неважно, что у "замечательного, расчудесного пушистого зайчика" по математике с пятого класса отметка колеблется в пределах "2 - 3". И неважно, что "замечательный, расчудесный пушистый зайчик" все годы даже и не собирался приложить собственных усилий к освоению и усвоению предмета. И родители этого самого "замечательного, расчудесного пушистого зайчика" в течение всех лет обучения тоже никаких усилий к воспитанию в ребенке чувства ответственности (хотя бы за свою учебу) не приложили. А теперь, оказывается, учитель ну вот просто ДОЛЖЕН сделать так, чтобы "зайчик-одиннадцатиклассник" оказался в Университете.

Школа должна или не должна

Школа должна давать знания,хорошие!давать понятия о культуре,опираясь на семейные ценности.При этом работать совместно с родителями, а не тащить все на себе,т.е. на школе.я работаю в коррекционной школе VIII вида. Из 12 учащихся ни один не посещает кружков и спортивных секций вне школы.Родителям нет дела, чем занимается и как развивается их ребенок вне школы.Книг детям не покупают.Зато есть крутые телефоны!Которыми они не умеют пользоваться,теряют, роняют.В первом классе одна мама,когда зашел разговор о театре сказала:"Это там,где медведи на велосипеде ездят?"А требования к школе предъявляются огромные!

Да. Это очевидно, что очень

Да. Это очевидно, что очень многим родителям не хватает воспитания и знаний. И широко распространенное: "На осинке не родятся апельсинки", увы, но вполне применимо в данном случае.

Кто и что должен и обязан

Кто и что должен и обязан прописано в законе "Об образовании в Российской Федерации". Когда родители слишком много начинают требовать надо отправлять их к 44 статье закона, где чётко и ясно написано, что за обучение и воспитание обучающегося отвечают родители, а учителя "ОКАЗЫВАЮТ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ". А проблема уважения друг к другу не только в школе существует, но и во всём обществе.

Считаю, что важным фактором

Считаю, что важным фактором семейного воспитания совместный труд родителей и детей, коллективные экскурсии и выходы в театры, участие в организации школьных мероприятий, походов выходного дня. Эти мероприятия способствуют упрочению связи "ребенок-школа-родители". Необходимо строить отношения с родителями на взаимном доверии и доброжелательности, строить совместную деятельность с каждой семьей, опираясь на все то положительное, что имеется в ребенке, веря в успех содружества с родителями, и вести постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей.

Что школа должна и чего не должна

Позволите, уважаемые педагоги, и свои пять копеек внести?

Проблем, на мой взгляд, в обозначенном вопросе скрывается несколько и все они в фундаменте, на котором зиждется здание нашего Российского общества и образования.

Первая и она же главная проблема - это взаимное НЕ уважение людей друг к другу. Оно проявляется элементарно даже тут на портале, где "свои", в тесном кругу собрались обсудить "не своих/чужих". Не видно и не слышно в ваших речах терпимости к позиции другого человека, интегративности мышления (мышления высшего порядка, способного одновременно обрабатывать противоречивые мысли и чувства), ощущается только противоборство. Но, как не парадоксально, если обратиться к практическому опыту талантливых управленцев (а можете и к своему опыту обратиться, наверняка такой был в вашей жизни), то они вам скажут, что легче всего работать с возражениями, только после того, как присоединился к возражающему. И здесь не идёт речь о том, чтобы принять позицию родителя, понурив голову повесить себе на шею всех обезьян. Речь о том, чтобы "копнуть" глубже, вскрыть ту ценность, которая стоит за этой позицией. Наверняка она окажется вам близка. И к этой ценности безбоязненно можно присоединяться. Например: Мама Иванова Васи на родительском собрании высказывает недовольство тем, как учат её сына и критикует учителей. Позиция мамы на лицо - обвиняющая, агрессивная, "вы все тут должны, одна я тут ромашка уже всё сделала и от меня ничего не зависит :-)" Но, можно предположить, что таким вот (наверняка привычным) образом мама Васи высказывает своё беспокойство за дальнейшую судьбу сына. Учитель может, предположив беспокойство мамы, сказать примерно следующее: "Татьяна Петровна, давайте немного успокоимся сейчас, потому что я вижу, что вы переживаете за судьбу сына и хотели бы чтобы у него было хорошее образование. Я тоже волнуюсь и беспокоюсь за дальнейшую судьбу Васи. А вместе с Вами, мы возможно даже больше беспокоимся о его судьбе, чем сам Вася. Давайте после обсудим на едине, что мы сможем сделать, чтобы наладить ситуацию?" ВСЁ! Поддержали, присоединились и вывели на конструктивное действие.

Но уважение необходимо не только ученикам, родителям и учителям в общении между собой и друг с другом. Учителю прежде всего уважение необходимо со стороны администрации школы. А проявляется оно как правило в соблюдении или не соблюдении личных/профессиональных "границ" учителя директором/замами. В общении администрации и учителя, как показывает мой опыт, уважения к границам учителя мало. Родители учеников, тоже, в большинстве своем люди трудовые, получают на работе ровно такое же уважение к своим личным и профессиональным границам. 

А ведь когда-то родители обращались с пиитетом к учителям и дети брали с них пример. Но это было тогда, когда учителя были порой единственным источником научной структурированной информации. Сейчас информации много кругом и авторитет учителя в плане информированности (объема, правдивости и т.п.) как правило, заметно ослаб. Однако, слышал, что ещё в 60-х годах некоторые учителя (по крайней мере к старшеклассникам) обращались на вы. Что тоже ,согласитесь, задает определенный тон отношениям. Так вот. К чему это отступление? Вот и получается замкнутый круг - детям просто не у кого порой учиться уважать друг друга и старших.

Потом еще много непонимания вызывает у меня формулировка "школа должна/не должна". Школа это что один целый живой организм? С одной стороны так, но с другой - есть конкретные учителя-предметники, к которым могут быть вполне обоснованные претензии. И опять же, родители, возможно, не желая обострять обстановку (а возможно, не желая вникать в сложности отношений своего ребенка с конкретными учителями), обобщенно говорят "школа должна..." Но, не надо стеснять просить родителей конкретнее объяснить в чём претензия. Добиваться не обобщенных абстрактных сентенций, а конкретики. "Скажите Татьяна Петровна, что вы имеете ввиду под словами школа должна воспитывать? Как в вашем видении должен и может происходить этот процесс? У вашего Васи 7 учителей, у которых пусть и схожие но свои взгляды на правильное воспитание Васи. Каждый из них попробовал бы свои методы. Может какие-то конкретные примеры приведете, в которых по-вашему, кто-то не проявил воспитательскую функцию, чтобы нам можно было предметно говорить?"

Продолжение следует...(если будут отклики на этот пост :-) )

Хороший прием вы описываете,

Хороший прием вы описываете, прямо из области конфликтологии. Да, в нашем обществе глобальная проблема взаимного неуважения к друг другу и неумения (точнее, нежелания)искать пути к взаимопониманию. И родители разные, и учителя не все идеальные. И, конечно, родители должны контролировать процесс обучения детей, но и школа должна обеспечить качественный процесс обучения, а вот это родителю отследить очень трудно. Как в любой профессии, есть ответственные и не очень, высокие профессионалы и "так сойдет". А пробелы в знаниях детей приходится ликвидировать родителям, а иногда эти пробелы так и остаются до 9 или 11 класса.

Школа должна или...

Добрый день,Екатерина Евгеньевна.Действительно,тема очень на сегодняшний день актуальна.Я по поводу "продвинутой" мамочки,сегодня таких мамочек можно найти в каждой школе,а то и несколько.Чаще это либо мамочки ,простите 3 класса образования,либо леди,погруженные с головой в работу,ни тем ни другим-заниматься с детьми не когда.Хочется получить культурного и умного ребеночка,а нет...
Процессы воспитания и обучения не разрывны,и самый волшебный и замечательный учитель ни чего не сможет сделать,если дома эти процессы не поддерживаются.А иногда и наоборот. "Чему тебя только в школе учат? Что это за учитель? и т.д. В этом случае нужно найти подход к мамочке,и заняться ее обучением и воспитанием.

Работать с родителями и

Работать с родителями и просто и сложно. Нужно быть искренними по отношению к ним, и к успехам их детей. Показать, что вы, как учитель, также беспокоитесь о успеваемости ребёнка. Родители чувствуют доброжелательное отношение к себе и приходят не с претензиями,а за советом.