Адаптация подростков-мигрантов к общению со сверстниками.

Горбунова Лариса Сергеевна

Уважаемые коллеги! Предлагаю к обсуждению тему, которая в настоящее время коснулась каждого педагога: и классного руководителя и учителя-предметника, и педагога-дополнительного образования. В миграционном потоке в РФ дети и подростки составляют более четверти всех прибывающих переселенцев.

Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшими среди них являются:

-психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства (подростки, в силу своей зависимости от взрослых, всегда являются вынужденными мигрантами) и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;

- кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;

- общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

- адаптация прибывающих подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;

- трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др.

Поделитесь опытом в разрешении этих проблем, связанных с адаптацией подростков-мигрантов к общению со сверстниками.

 

Комментарии

Самойлова Наталья Владимировна

Школа, где я работаю, является региональной инновационной площадкой ГАОУ РХ ДПО "ХакИРО и ПК" по теме "Обучение русскому языку детей-мигрантов в контексте современных педагогических технологий". Были классы, где из 25 учащихся лишь 5 являлись русскими. БОльшая часть детей-мигрантов - из Киргизии. Дети достаточно быстро осваиваются в условиях нашей школы и практически ничем не отличаются от других ребят. Некоторые из них достаточно грамотно могут излагать свои мысли на русском языке как в устной речи, так и в письменной, чего, порою, тАк часто не хватает нашим нерадивым ученикам, для которых русский язык - родной... .

Бережная Ирина Ивановна

Всё новое, почти всегда - стресс. Но дети сейчас,в основном, очень быстро адаптируются на новом месте. Для них это очередное приключение. Порой, родители тяжелее переносят этот процесс.

Руссулова Татьяна Вячеславовна

У меня был такой опыт, но здесь всё зависит от ситуации. Есть очень агрессивно, недружелюбно настроенные дети, а есть такие которые всего боятся .... С одними нужно терпение, а с других надо постепенно раскрепощать.

Шевченко Ирина Витальевна

В нашем детском саду тоже есть дети-мигранты. Для всех новичков мы организовываем мероприятие "Посвящение в дошколята". Воспитатель готовит с детьми подарки для новеньких ребят, а музыкальный руководитель веселое поздравление. Обязательно приглашаем родителей. В сложных ситуациях обращаемся за помощью к психологу.

Каргаполова Татьяна Михайловна

Детей надо уметь сдружить: найти общие интересы и дела.А проблемы будут всегда, ведь это дети разных национальностей. А у каждой нации свои законы, традиции, обычаи.

Костяева Елена Вениаминовна

В Нижнем Новгороде проживает большое количество азербайджанцев и армян. Их дети учатся у нас в Лицее и в основном это умные, законопослушные, уважающие учителя дети. С ними приятно работать.Национальных разногласий в школе нет, ребята дружат между собой и умеют ценить талант другого человека.

В моей педагогической практике была такая ситуация. Новая ученица из Молдавии по семейным обстоятельствам вынуждена была переехать жить в Россию. Новый человек в ученическом коллективе - это всегда событие, а для 9 класса особенно! Но все мои тревоги были напрасны: дети настолько рады были и так быстро привязались к новой девочке, что через месяц ее учебы, когда она была вынуждена вернуться в свою страну из-за существенных отличий образовательной программы и непреодолимых разногласий по вопросам аттестации ОГЭ, все рыдали. Я порадовалась за своих учеников- искренние, открытые , сердобольные души!