Ирина Васильевна Еськова

Сайт учителя музыки

Вера рождает успех!

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе

Увлечения: Культура народов разных эпох, путешествия, ландшафтный дизайн

Страна: Россия

Регион: Курская область

Населенный пункт: город Обоянь

Место работы: МБОУ СОШ №1

Звание, ученая степень: почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-vasilevna-eskova
" Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках"
И. С. Тургенев

О себе

38  лет преподаю в общеобразовательной школе уроки музыки и искусства; являюсь руководителем вокальной студии "Детство", хоровой студии "Ровесник",  студии "Сольное пение". На протяжении многих лет - руководитель школьного методического объединения учителей музыки, технологии, ИЗО; школьного научного общества секция "Культура и история";  руководитель районного методического объединения учителей искусства.  Защищала курсовую работу по теме: "Развитие психологических особенностей посредством уроков искусства". Прошла обучение по программе "Система оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения учебной программы по предмету "Музыка" в соответствии с ФГОС". Принимаю активное участие в организации и проведении  муниципальных  семинаров по искусству, в работе областных  мероприятий по искусству. Принимала участие в районном профессиональном конкурсе "Учитель года".  Имею высшую  квалификационную категорию. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

 

Мои достижения

 

"О чём говорит музыка?" (2 класс)

 

 

Дети входят в класс под музыку («Учиться надо весело»).

-«Я рада видеть вновь вас на уроке музыки. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, а в классе у нас тепло и уютно от ваших добрых и лучистых глаз. Надеюсь, учиться будем, как в песне: « и весело, и хорошо!»

А начнём по традиции с музыкального приветствия.

- Будьте внимательны, слушайте, как мелодия шагает по ступенькам и голосом  точно повторяйте.

На прошлом уроке мы с вами узнали об одной удивительной способности музыки. … Я попрошу вас сейчас посмотреть на доску (здесь картинки, которые наверняка подскажут вам, о чём идёт речь) и выбрать необходимое, правильное слово. Что же волшебница - музыка делает  так замечательно:                                                

                                                                      Делаем вывод: МУЗЫКА УМЕЕТ   ИЗОБРАЖАТЬ!

 

Но оказывается, на этом её способности не заканчиваются.

Музыка - это искусство, которое раскрывается  в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком.  И когда мы слушаем ту или иную музыку, настроение  у нас может быть разным. Как музыка   меняет характер, звук - вот об этом мы сегодня  будем говорить.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов известного педагога:

Выразить чувства, а тем более мысли не так уж и просто! Как это удаётся  музыке.… Давайте разбираться.

И тема сегодняшнего урока: О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА?

-Ребята, но ведь музыка не умеет говорить так, как мы с вами, словами. Тогда как же она разговаривает?

Возможно, у музыки есть свой особый музыкальный язык.… И, как у настоящей волшебницы, есть свои секреты музыкального языка!

-Вот, на сегодняшнем уроке я предлагаю разгадать самим и рассказать нашим гостям эти самые секреты музыкального языка, которые дают возможность музыке рассказывать о чувствах и передавать мысли…

-Предлагаю вам отправиться на экскурсию в совершенно особую мастерскую её Величества Волшебницы-Музыки, где рождаются на свет музыкальные портреты.

 

-А что такое вообще портрет?

-( Изображение какого-либо человека).

Возможно, вы удивитесь, зачем нам портреты?!

Но ведь портрет может многое рассказать о человеке.

Вот портреты двух разных девочек, примерно одного возраста, изображенных на картинах английских  художников. Что вы можете сказать об этих девочках, глядя на их портреты? Присмотритесь, сравните!

Какое настроение?                                      Весёлое                      грустное

 

Как относятся к животным?                          Играют, жалеют своих друзей.

                                                                            Добрые     девочки

Как одеты?                                                    Платье яркого пёстрого цвета

                                                                           Платье         голубого нежного цвета

                                                                           Обе девочки модницы               

Фон портрета                                                Светлый

                                                                          В темноватых тонах

 

Вывод                                                       Девочка радуется

                                                                 Девочка грустит

 

Вот сколько мы узнали об этих девочках,  всего лишь глядя на портреты!

Но эти портреты, написанные художником, мы видим глазами. А музыкальный портрет, написанный композитором, разве мы сможем увидеть?

Нет!

Зато, музыку можно У-СЛЫ-ШАТЬ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Представьте себе, если б вы были композиторами, и вам нужно было бы сочинить музыкальные портреты 2-х девочек, ну, например, учениц вашего класса….

(Вызвать двух девочек к доске)

Давайте, мы на них повнимательней посмотрим, что мы можем о них  рассказать? (кроме  того, что у каждой есть 2 глаза, два уха…)

Начинают сравнивать по внешним признакам, а надо подвести к сравнению характеров.

 

                                 1 девочка                                                  2 девочка

                                    Нежная                                            Весёлая

                                 Скромная                                         Отзывчивая                                             

                                                                                          Решительная

                              Добрая                                                   Смешливая

                             Стеснительная                                      Энергичная

Сдаётся мне, что такие слова: «нежная»,  «добрая», «энергичная»,  «весёлая», «решительная»  очень часто применяют, говоря о музыке! Так что музыке не составит труда нарисовать портреты, рассказывая о характере человека, его настроениях…. Только рисовать портреты музыка будет не красками, а звуками.

Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию по музыкальному городу. Путь наш лежит в мастерскую музыкальных портретов. Поедем на трамвайчике, со всеми остановками!

Я надеюсь, что в этом путешествии вы будете активными и смелыми и покажете все свои знания. Настроение в нашем путешествии имеет огромное значение.

А пока едем, чтобы не терять время, …………. проведёт  вокальную разминку.     Настроим на рабочий лад наши голоса, наши ушки. Кем будет ………..….? (дирижёром)

……………- главный дирижёр. А вы возьмите свои карандашики и превратите их в маленькие дирижёрские палочки. (Проверяю)

*****************************************************************************

Начинаем упражнения с правильного певческого вдоха! А как правильно брать дыхание для пения ртом или носом?               

Рука рисует плавный вдох.

Напоминаю: «Как вдохнёшь, так и запоёшь!»

I  упр. Поём  вниз по лесенке.

«Добрый звук – доброе сердце!»  

II упр. Очень старался, хорошо, правильно выполнять  I  упр. ……………, достоин, быть главным дирижёром!

 

*****************************************************************************

В знакомой вам песенке «Кукушечка» поёт свою мелодию птичка сверху вниз

 «ку-ку».  (Показать, пропеть) Слышите?

- Исполните, пожалуйста, песенку «Кукушечка»  все вместе. Старайтесь правильно передавать характер музыки и ритмические движения в соответствии с текстом песни. (Исполнение)

А теперь задание усложняется. Эту песню будем исполнять с солистами. (Вызываю 3 солиста)

Солисты поют запев, а все помогают петь припев песни.

Солисты:

1 куплет –

2 куплет –

3 куплет –                                                                                                                                                 

ВОТ И ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА ТРАМВАЙЧИКА:  «МЕЛОДИЧЕСКАЯ»

РАЗГАДАЙТЕ МЕЛОДИЮ

-Ну, это вы умеете! Вы не раз разгадывали мелодии в школе «Скрипичного ключа». Для начала надо внимательно вслушаться.

(показ на гласный «У» с тактированием)          

-  Звуки в ней  были одинаковой высоты или разной?

(исполнение)

- По длительности звуки, какие были? (долгие, короткие)

- А теперь давайте отхлопаем ритмический рисунок. Соблюдаем культуру звучания  наших природных инструментов (ладошек). 2 раза.

-Посмотрим, кто лучше справиться с заданием: мальчики или девочки? (исполнение: сначала-девочки, а затем мальчики)

- Кстати, какими специальными значками записывают музыку?       

(правильно,  нотами.  Показ  ноток  на  доске на нотном стане с названием их).

-Перечислите ноты?

-Сколько всего нот на свете?                                           

-А теперь поиграем в игру: «Найди нотку».

Я покажу вам  картинки или предметы, в которых скрываются названия нот.

МЕЛОДИЯ, ЕЁ ИНТОНАЦИИ -  ЭТО ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО В СОЗДАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОРТРЕТА.

ОСТАНОВКА «ДИНАМИЧЕСКАЯ»

задание: узнайте по мелодии песню и исполните её со словами по заданной динамике.

На слайде нотная запись (записанная нами же чуть ранее на предыдущей «остановке»).  Пропеваю песню,  дети узнают начало песенки «Строим дом».

-Ну вот, песенку узнали, теперь нам исполнить её с какой-то динамикой….

 А что же означает слово ДИНАМИКА?

Где же нам узнать? (словарь, энциклопедия, книга)

-Поют с динамикой.

-Играют все на музыкальных инструментах (погремушках), соблюдая динамику. (Аккомпанирует фо-но)

-Затем мальчики - громко, девочки - тихо.

 

-Итак, с каким музыкальным понятием мы с вами встретились?

ДИНАМИКА  ПОМОГАЕТ СОЗДАВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ.

******************************************************************

ОСТАНОВКА «РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ»

Исполняют  «Разноцветная игра». (Показывает ребёнок)

- Вот так, незаметно, мы с вами доехали до конечной остановки нашего путешествия.

********************************************************************

ОСТАНОВКА «ПОРТРЕТНАЯ»

 

- В музыкальной портретной мастерской как раз завершили создание портретов нескольких девочек.

- Послушайте и скажите, сколько портретов девочек в мастерской?

(я играю на фортепиано  «Три подружки» Кабалевского)

-Три портрета.

- И вы абсолютно правы. Музыкальная пьеса композитора Д.Б.Кабалевского (показ портрета композитора) так и называется «Три подружки».

-Все услышали, что там рассказывается о 3-х девочках, нарисованы  три музыкальных портрета?

-Три подружки так же, как и вы учатся в одном классе, но, как и вы – разные, с разными характерами, в разных ситуациях испытывают различные чувства…

 -Композитор Кабалевский в своих «Трёх подружках» музыкальным языком рассказал о характере каждой девочки, нарисовал  портрет каждой.

 - Представьте, что одна из них зашла к нам в класс.

-Что вы можете сказать о ней, слушая её музыкальный портрет и используя приём цветомузыки, раскрасить  лепесток ромашки в соответствии с характером музыки?

-Слушаем.

1. - Какая музыка? Как она звучит?

   - Грустно, тоскливо, жалуясь, плача.

   -Каким цветом раскрасили лепесток? (синим, фиолетовым, серым)

-Какой музыкальный инструмент вы услышали?  (Скрипочка)

- Подскажите, как называют девочек, которые часто, порой даже без причины, капризничают, плачут?

- Плакса, капризуля.

- Вот как получается, вы, не зная девочку, не видя её, только по музыкальному портрету определили, что это плакса! Её так и зовут ПЛАКСА!

(показ картинки  «Плакса»)

2.- А кто теперь перед нами? Что расскажет нам музыка о настроении второй девочки?

- Какая музыка?

- Весёлая, озорная, игривая

-Каким цветом лепесток разукрасили? (красным, зелёным, жёлтым)

-Какой музыкальный инструмент вы услышали? (кларнет)

- А подойдёт такое слово: «резвая»?-

 Знакомьтесь, эту весёлую девочку зовут РЕЗВУШКА!

(показ картинки «Резвушки»)

3.- Какой же характер у последней из трёх подружек?

-Какая музыка по характеру?

- Резкая, колючая, злая.

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-В каких красках у вас изображён  лепесток? (чёрный, коричневый)

-…..Да, вот так резко исполнили эту колючую музыку медные трубы оркестра!

По-моему, у девочки сейчас не очень хорошее настроение. Мне кажется, она очень сердится…Я бы даже сказала – злится!

 Её Кабалевский так и назвал - ЗЛЮКА.

(показ картинки «Злюки»)

- К каждому  музыкальному портрету в мастерской изготавливают ИНСТРУКЦИЮ, где чётко расписано какими средствами музыкального языка пользовался композитор, чтобы получился тот или иной портрет.

- Какая-то неразбериха случилась в мастерской, и инструкцию написали с ошибками, да и вообще до конца не доделали…..

- Работники музыкальной мастерской просят у вас, ребята, помощи в составлении инструкции.

У вас на партах лежат КАРТОЧКИ. В них написаны слова, характеризующие мелодию в  музыкальных портретах «Резвушки», «Плаксы» и «Злюки».

Прочитайте внимательно. Те слова, которые на ваш взгляд не подходят к характеру музыки – зачеркните.

- А теперь обменяйтесь карточками со своим соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения работы.

Чтобы быть точно уверенным, можете свериться с эталоном на доске. Здесь хорошо видно, какие слова нужно было зачеркнуть.

 Если в работе нет ошибок, поставьте «плюсик»! (я хожу и проверяю работы)

Если есть ошибки – ничего не ставьте.  Поднимите руку, кто поставил плюсик?

-Ну, вот мы полностью разобрались с музыкальными портретами трёх подружек, всё узнали о них. Но запомнили ли музыку? Сейчас узнаем.

У вас в КОНВЕРТИКАХ есть нарисованные портреты всех трёх подружек. Сейчас будут звучать портреты музыкальные, а вы попробуйте правильно выбрать портретик рисованный.

Я вас постараюсь запутать: музыку будут исполнять другие инструменты!

-Ребята, а  чей характер из трёх подружек вам больше нравится?

- На кого бы вы хотели быть похожими?

- Надеюсь, у вас в классе нет ни злюк, ни плакс!

-Ребята, с которой из этих девочек вы бы хотели подружиться и почему?

-А смогли бы вы помочь Плаксе и Злюке изменить свой характер? Им ведь плохо без друзей.

-А что бы  вы хотели  подарить нашим подружкам?

- Конечно же, песню. Она  всегда помогает людям и в работе, и в отдыхе.

Но это песня не простая, а песня-игра. Она потребует от вас внимания и фантазии.

Исполняем песню «Про козлика»,  изображая характер персонажей.

-Вы так красиво и выразительно пели, мне очень понравилось, гостям, наверное, тоже.

-Как вы думаете, изменилось ли у девочек настроение?

-Какими они стали?

-Молодцы, ребята, выразительно исполненная песня  помогла им подружиться.

- Прежде, чем мы отправимся из Музыкального города домой, давайте вспомним, что мы узнали на уроке.

Умеет ли музыка выражать чувства, настроения, характер, мысли человека?

Музыка рассказывает звуками. Мы в этом убедились, слушая музыкальные….ПОРТРЕТЫ.

Домашнее задание: Нарисовать в альбоме для творческих работ сюжеты:

 « С кем повстречался козлик»? Устно прокомментировать рисунки.

- А сейчас нас ждёт дорога домой! С чем же веселей путешествовать?

-Дети. С песней.

-Поедем с ветерком и песенкой!!!! («Учиться надо весело»)

Выход из класса под музыку.

Моё портфолио

ццц

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы