Урок Мужества "Маленькие герои большой войны"
Урок Мужества "Маленькие герои большой войны"
Опубликовано 17.04.2012 - 15:38 - Жданова Наталья Сергеевна
Всероссийский конкурс для учителей
«Я- классный руководитель!»
Урок Мужества
«Маленькие герои большой войны»
Автор: Жданова Наталья Сергеевна, классный руководитель 5а класса, учитель русского языка, т 89149145143
г. Усть-Илимск, 2012
Пояснительная записка
Урок Мужества «Маленькие герои большой войны» -торжественное мероприятие, посвящённое памяти пионеров- героев, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Цель: воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине, способствовать пониманию исторического события в стране; развивать потребность в сопереживании.
Задачи:
- найти материал о пионерах- героях, изучить и знать подвиги юных героев;
- подобрать стихи на военную тематику, воспитывающие чувства патриотизма;
-прочитать произведения художественной литературы, раскрывающие подвиг юных героев во время Вов.
В рамках городского военно-патриотического месячника на классном часе каждый ряд получил задание по данной теме:
1ряд - найти материал о пионерах- героях, изучить и знать подвиги юных героев;
2 ряд - подобрать стихи на военную тематику, выучить, выразительно рассказывать, подобрать музыкальный материал;
3 ряд- чтение художественной литературы о юных героях, инсценирование отдельных эпизодов, приглашение ветеранов ВОВ.
Возрастные группы:
Данный материал может быть использован для проведения коллективного творческого дела классным руководителем, педагогами – организаторами для школьных мероприятий, посвящённых годовщине Победы в Великой Отечественной войне для учащихся 10-13 лет.
Формы и методы реализации:
-изучение фактического материала;
-выразительное чтение стихотворения;
-выставка рисунков «Дорогами войны»;
-инсценирование эпизода из художественной литературы;
-подбор музыкального материала;
-компьютерная презентация по теме.
Ожидаемые результаты:
Ученики познакомятся с пионерами – героями, узнают о подвиге юных героев в годы ВОВ, будут стремиться быть достойными славы отцов и дедов.
Сценарий Урока Мужества для 5а класса «Маленькие герои большой войны»
(На слайдах - фотографии младенцев, звучит смех ребёнка, затем смех прерывается взрывами, звучат удары сердца)
Ведущий взрослый:
Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко-
Теперь же в небесах лишь след его парит
Нет ничего дороже на земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
(подходит и кладёт игрушку к фотографиям детей, убитых в годы ВОВ)
Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели, и не доиграли, их улыбки были стёрты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки никогда в своей жизни не были в полной мере счастливы. Пусть эта игрушка станет символом скорби по детям разных стран и народов, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук убийц с человеческими лицами и именами.
Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наше мероприятие.
Выходят ученики и разыгрывают сценку.
Мама:
Снова дралась во дворе?
Девочка:
Ага, мама, но я не плакала,
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала.
Мама:
Боже, не девочка, а беда.
Сил моих больше нету.
Девочка:
Мама, а вырасту я когда?
Мама:
Вырастешь, ешь котлету.
Девочка:
Мама, купи мне живого коня.
Мама:
Коня? Да что же такое делается?
Девочка:
Мама, а в лётчики примут меня?
Мама:
Примут, куда они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
Девочка:
Мама, а правда будет война
И я не успею вырасти.
(Выходит ведущая, в руках она держит куклу, раздаётся звук взрыва, на слайдах кадры хроники ВОВ, кадр замирает на слайде убитой девочки с куклой в руках
Ведущая 1:
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.
Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны.
А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.
Ведущий 2:
Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшей на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Ведущий 1 (с мягкой игрушкой в руках):
Она могла стать поэтом, строителем или просто мамой. Её судьба – история многих маленьких звёздочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось. Пусть эти игрушки служат добру и справедливости и помогут другим детям стать счастливыми за себя и за других детей на земле. (Кладут игрушки к фотографиям детей, звучит мелодия песни «Солнечный круг»)
Ведущий 3:
В южном красивом городе Ростове - на – Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал всё. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами – разведчиками. Они несли бойцам сведения из города. Однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили.
Ведущий 4: (с игрушкой)
Его убили, но память о нём живёт и поныне. И у многих сегодняшних мальчишек увлечение – голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами – посланниками мира на земле. Пусть эта игрушка станет посланницей мира и согреет кого- то своим теплом в память о Вите и таких же ребятах, как он, отдавших жизнь за свою страну.
(Звучит песня «Расскажите, птицы»)
Ведущий 1:
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звёздами на мирном небе нашей родины.
Выходят ученики с игрушками и называют имена пионеров – героев и краткую дают информацию о них. Кладут игрушки к фотографиям.
Леонид Голиков- 14 лет – Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.
Зина Портнова- 15 лет, Герой Советского Союза - юная партизанка. Зверски замучена фашистами.
Валентин Котик – 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.
Ведущий 2:
Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли совершить за свою жизнь!
Ведущий 1:
Их нет, а память людская о них живёт. Они - пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны… Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства. В память о них звучит эта мелодия
(Выступление Семенина Виталия, музыкальная зарисовка)
Ведущий 3:
Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне, на передовой линии, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой. Накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего.
(Выступление учеников со сценкой из повести «Сын полка»)
Раздаются звуки поезда. Затем – «Прощание славянки» Выходит ученица и ученик. ( Инсценирование стихотворения «Сын полка»)
Мама:
Везёт на фронт мальчика
Товарищ военный врач…
Сын:
Мама моя, мамочка,
Не гладь меня и не плачь!
На мне военная форма,
Не гладь меня при других!
На мне военная форма.
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать.
Я взрослый уже почти…
Мама:
Двоятся, двоятся рельсовые пути…
Сын:
В кармане моём документы,
Печать войсковая строга.
В кармане моём документы.
По которым я - сын полка.
Прославленного, гвардейского,
Проверенного в огне…
Я еду на фронт, я надеюсь,
Что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время моё пришло…
Завидев меня, старухи
Охают тяжело:
«Сыночек, солдатик маленький…
Вот ведь настали дни…»
Мама моя, мамочка!
Скорей им всё объясни!
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И тёплый суют калач…
Россия моя, не надо!
Не гладь меня!
Я просто будущий сын полка,
И никакого геройства
Я не свершил пока!
И даже тебе не ясно,
Что у меня впереди…
Мама:
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.
( Раздаётся звук уходящего поезда, звучит песня «Мама»)
Затем раздаётся звон колокола.
Ведущий 4:
Что это?
Ведущий 1:
Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 4:
Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий1:
Бывают, слушай! Это говорит сама память…
Ведущий4:
Но разве память бывает живой?
Ведущий 1:
А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя. Когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
Выходят двое ребят из класса в военной форме. Читают стихотворение.
Разве погибнуть ты нам завещала.
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала.
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты смерти нашей,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: « Вставайте на помощь…»-
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал.
Родина.
Просто был выбор у каждого: я или
Родина.
Самое лучшее и дорогое –
Родина.
Горе твоё – это наше горе,
Родина.
Правда твоя – это наша правда,
Родина
Слава твоя – это наша слава,
Родина!
(На слайдах – мирное время, вечный огонь)
Взрослый ведущий:
У нас в зале присутствуют ветераны ВОВ, которые в годы страшной войны были знакомы с сыновьями полка. Вам слово, ветераны.
(Выступление ветерана Великой Отечественной войны Андриевского Василия Нефёдовича с рассказом о сыне полка, с которым он был знаком)
Ведущий 3:
Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины.
Сегодня очень ясно понимаю.
Ведущий 4:
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось-
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Ведущий 1:
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Ведущий 2:
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам. Мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек!
(Вручают ветеранам подарки)
Подведение итогов конкурса рисунков «Дорогами войны»
Взрослый ведущий:
Сегодня мы вспомнили детей, которые так и остались в своём детстве. Они никогда не станут взрослыми, а наш мир оскудел талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день.
Мы все хотим, чтобы маленькая страна детства была счастливой!
(Звучит песня «Маленькая страна», на слайдах – счастливые лица ребят)
Список литературы
1.Н.И.Дереклеева «Классные часы по теме «Нравственность» 9-11 классы. Методкнига «Классному руководителю»- М, 2008.
2. «Классный руководитель» Научно- методический журнал №1 –М, 2006.
3. «Классный руководитель» Научно- методический журнал №1 –М, 2008.
4. Информационные ресурсы Интернет.