Урок Мужества "Маленькие герои большой войны"

Урок Мужества "Маленькие герои большой войны"

Всероссийский конкурс для учителей «Я- классный руководитель!» Урок Мужества «Маленькие герои большой войны» Автор: Жданова Наталья Сергеевна, классный руководитель 5а класса, учитель русского языка, т 89149145143 г. Усть-Илимск, 2012 Пояснительная записка Урок Мужества «Маленькие герои большой войны» -торжественное мероприятие, посвящённое памяти пионеров- героев, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Цель: воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине, способствовать пониманию исторического события в стране; развивать потребность в сопереживании. Задачи: - найти материал о пионерах- героях, изучить и знать подвиги юных героев; - подобрать стихи на военную тематику, воспитывающие чувства патриотизма; -прочитать произведения художественной литературы, раскрывающие подвиг юных героев во время Вов. В рамках городского военно-патриотического месячника на классном часе каждый ряд получил задание по данной теме:  1ряд - найти материал о пионерах- героях, изучить и знать подвиги юных героев;  2 ряд - подобрать стихи на военную тематику, выучить, выразительно рассказывать, подобрать музыкальный материал;  3 ряд- чтение художественной литературы о юных героях, инсценирование отдельных эпизодов, приглашение ветеранов ВОВ. Возрастные группы: Данный материал может быть использован для проведения коллективного творческого дела классным руководителем, педагогами – организаторами для школьных мероприятий, посвящённых годовщине Победы в Великой Отечественной войне для учащихся 10-13 лет. Формы и методы реализации: -изучение фактического материала; -выразительное чтение стихотворения; -выставка рисунков «Дорогами войны»; -инсценирование эпизода из художественной литературы; -подбор музыкального материала; -компьютерная презентация по теме. Ожидаемые результаты: Ученики познакомятся с пионерами – героями, узнают о подвиге юных героев в годы ВОВ, будут стремиться быть достойными славы отцов и дедов. Сценарий Урока Мужества для 5а класса «Маленькие герои большой войны» (На слайдах - фотографии младенцев, звучит смех ребёнка, затем смех прерывается взрывами, звучат удары сердца) Ведущий взрослый: Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка! Совсем недавно он смеялся звонко- Теперь же в небесах лишь след его парит Нет ничего дороже на земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя. (подходит и кладёт игрушку к фотографиям детей, убитых в годы ВОВ) Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели, и не доиграли, их улыбки были стёрты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки никогда в своей жизни не были в полной мере счастливы. Пусть эта игрушка станет символом скорби по детям разных стран и народов, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук убийц с человеческими лицами и именами. Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наше мероприятие. Выходят ученики и разыгрывают сценку. Мама: Снова дралась во дворе? Девочка: Ага, мама, но я не плакала, Вырасту, выучусь на моряка, Я уже в ванне плавала. Мама: Боже, не девочка, а беда. Сил моих больше нету. Девочка: Мама, а вырасту я когда? Мама: Вырастешь, ешь котлету. Девочка: Мама, купи мне живого коня. Мама: Коня? Да что же такое делается? Девочка: Мама, а в лётчики примут меня? Мама: Примут, куда они денутся? Ты же из каждого, сатана, Душу сумеешь вытрясти. Девочка: Мама, а правда будет война И я не успею вырасти. (Выходит ведущая, в руках она держит куклу, раздаётся звук взрыва, на слайдах кадры хроники ВОВ, кадр замирает на слайде убитой девочки с куклой в руках Ведущая 1: 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны. А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Ведущий 2: Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшей на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители. Ведущий 1 (с мягкой игрушкой в руках): Она могла стать поэтом, строителем или просто мамой. Её судьба – история многих маленьких звёздочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось. Пусть эти игрушки служат добру и справедливости и помогут другим детям стать счастливыми за себя и за других детей на земле. (Кладут игрушки к фотографиям детей, звучит мелодия песни «Солнечный круг») Ведущий 3: В южном красивом городе Ростове - на – Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал всё. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами – разведчиками. Они несли бойцам сведения из города. Однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили. Ведущий 4: (с игрушкой) Его убили, но память о нём живёт и поныне. И у многих сегодняшних мальчишек увлечение – голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами – посланниками мира на земле. Пусть эта игрушка станет посланницей мира и согреет кого- то своим теплом в память о Вите и таких же ребятах, как он, отдавших жизнь за свою страну. (Звучит песня «Расскажите, птицы») Ведущий 1: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звёздами на мирном небе нашей родины. Выходят ученики с игрушками и называют имена пионеров – героев и краткую дают информацию о них. Кладут игрушки к фотографиям. Леонид Голиков- 14 лет – Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою. Зина Портнова- 15 лет, Герой Советского Союза - юная партизанка. Зверски замучена фашистами. Валентин Котик – 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами. Ведущий 2: Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли совершить за свою жизнь! Ведущий 1: Их нет, а память людская о них живёт. Они - пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны… Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства. В память о них звучит эта мелодия (Выступление Семенина Виталия, музыкальная зарисовка) Ведущий 3: Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне, на передовой линии, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой. Накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего. (Выступление учеников со сценкой из повести «Сын полка») Раздаются звуки поезда. Затем – «Прощание славянки» Выходит ученица и ученик. ( Инсценирование стихотворения «Сын полка») Мама: Везёт на фронт мальчика Товарищ военный врач… Сын: Мама моя, мамочка, Не гладь меня и не плачь! На мне военная форма, Не гладь меня при других! На мне военная форма. На мне твои сапоги. Не плачь! Мне уже двенадцать. Я взрослый уже почти… Мама: Двоятся, двоятся рельсовые пути… Сын: В кармане моём документы, Печать войсковая строга. В кармане моём документы. По которым я - сын полка. Прославленного, гвардейского, Проверенного в огне… Я еду на фронт, я надеюсь, Что браунинг выдадут мне. Что я в атаке не струшу, Что время моё пришло… Завидев меня, старухи Охают тяжело: «Сыночек, солдатик маленький… Вот ведь настали дни…» Мама моя, мамочка! Скорей им всё объясни! Скажи, чего это ради Они надо мной ревут? Зачем они меня гладят? Зачем сыночком зовут? И что-то шепчут невнятно, И тёплый суют калач… Россия моя, не надо! Не гладь меня! Я просто будущий сын полка, И никакого геройства Я не свершил пока! И даже тебе не ясно, Что у меня впереди… Мама: Двоятся, двоятся, двоятся Рельсовые пути. ( Раздаётся звук уходящего поезда, звучит песня «Мама») Затем раздаётся звон колокола. Ведущий 4: Что это? Ведущий 1: Это колокола. Колокола памяти… Ведущий 4: Памяти? А разве такие бывают? Ведущий1: Бывают, слушай! Это говорит сама память… Ведущий4: Но разве память бывает живой? Ведущий 1: А ты не веришь? Человек может умереть дважды: Там на поле боя. Когда его догонит пуля, А второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить! Выходят двое ребят из класса в военной форме. Читают стихотворение. Разве погибнуть ты нам завещала. Родина? Жизнь обещала, любовь обещала. Родина! Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты смерти нашей, Родина? Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина? Тихо сказала: « Вставайте на помощь…»- Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал. Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина. Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твоё – это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина Слава твоя – это наша слава, Родина! (На слайдах – мирное время, вечный огонь) Взрослый ведущий: У нас в зале присутствуют ветераны ВОВ, которые в годы страшной войны были знакомы с сыновьями полка. Вам слово, ветераны. (Выступление ветерана Великой Отечественной войны Андриевского Василия Нефёдовича с рассказом о сыне полка, с которым он был знаком) Ведущий 3: Я никогда не видела войны И ужаса её не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины. Сегодня очень ясно понимаю. Ведущий 4: Спасибо вам, что нам не довелось Представить и узнать такие муки. На вашу долю всё это пришлось- Тревоги, голод, холод и разлуки. Ведущий 1: Спасибо вам за солнца яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет, И за поля цветущие ромашек. Ведущий 2: Да! Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо вам. Мы очень любим вас. Поклон вам от девчонок и мальчишек! (Вручают ветеранам подарки) Подведение итогов конкурса рисунков «Дорогами войны» Взрослый ведущий: Сегодня мы вспомнили детей, которые так и остались в своём детстве. Они никогда не станут взрослыми, а наш мир оскудел талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Мы все хотим, чтобы маленькая страна детства была счастливой! (Звучит песня «Маленькая страна», на слайдах – счастливые лица ребят) Список литературы 1.Н.И.Дереклеева «Классные часы по теме «Нравственность» 9-11 классы. Методкнига «Классному руководителю»- М, 2008. 2. «Классный руководитель» Научно- методический журнал №1 –М, 2006. 3. «Классный руководитель» Научно- методический журнал №1 –М, 2008. 4. Информационные ресурсы Интернет.