эссе "Моя педагогическая философия"

Лазарев Денис Андреевич

эссе "Моя педагогическая философия"

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Готовясь, к эссе, я вычитал эту фразу Сенеки Старшего в словаре афоризмов, и почему-то очень обрадовался. Обрадовался, и тут же удиви¬лся сам себе. Сенека утверждает, что моя профессия - это божественная ка¬ра, и я с ним соглашаюсь - как с мудрецом не согласиться-то, но при этом душа моя, видите ли, почти что поет. Выходит, что мозги мои не могут по¬нять мою душу, или может быть наоборот?
Но очень скоро возмущённые мысли в моей голове - по поводу странной радости - начали успокаиваться, а перед глазами стали воз-никать образы - моё детство, школа, где я учился, институт и студенческие годы, и наконец - недавние моменты моей работы в школе. Как получилось, что я выбрал эту профессию - учитель? У меня складывается впе¬чатление, что ещё с детства - как только в первый раз я решил поиграть в школу и учителя, - судьба подкралась ко мне, крепко взяла меня за руки, и... до сих пор ведет меня по жизни.

Мало что изменилось во мне с той детской поры. Да, повзрослел, многое приобрёл, а что-то потерял. Но, кажется, что и сегодня, я, взрослый человек, на своих уроках то и дело превращаюсь, и в ребёнка, и в студента, а иногда мне приходится жить сразу в нескольких ипостасях. Ведь ученики мои долж¬ны видеть во мне друга (друзья - они обычно ровесники), и молодого рас¬крепощённого человека (каким бывают студенты), ну и, конечно, учителя, который требует дисциплины и успеваемости. А может быть, когда я иногда рассказываю сказки, в глазах детей я ещё и дедушка.
Так что же это за кара такая - быть педагогом, удивлялся я, всё ещё анализируя афоризм Сенеки, и новый поток размышлений захлестнул меня.

Ну, да, жизнь моя мало похожа на жизнь инженера или строителя. Правда, бывают такие инженеры, которые день и ночь, как и я, живут с го-ловой ушедшие в работу. Но в любой момент, например - от усталости, они могут махнуть рукой и сказать: «Всё. Надоело. Я устал и ухожу в от-пуск». Я не знаю, что сказать о них - счастливчики они, или наоборот, несча¬стные? Одно я знаю, я - учитель - не могу этого сделать по одной простой причине - если учителю надоела его работа, значит никакой он не учитель. А уйти в отпуск по усталости для меня всё равно, что на время взять и умереть. Так в жизни не бывает.

И ещё одно большое отличие меня - учителя от инженера: все мои родные , давно привыкли к тому, что в сегодняшних глазах моих живёт день завтрашний. Весь мой сего¬дняшний домашний день - будь он выходным или праздничным - все равно - это день подготовки к завтрашнему школьному дню, и ничего с этим нельзя поделать. Иногда сегодня я живу не только завтрашним, но и послезавтраш¬ним... Ничего здесь странного нет. Самое стран¬ное - мне нравится так жить.

Вот я и подошёл к самому интересному. Эта самая божья кара в ка-вычках каким-то образом превратилась для меня в награду, в великую ми-лость, в великое доверие. А все неминуемые сложности нашей великой про¬фессии превратились для меня в увлекательную борьбу ли, в игру ли. А что ещё нужно мне для счастья? Найти своё место жизни, ощущать себя нужным и с радостью видеть, что твои труды, рождённые в тяжёлых испытаниях, бы¬ли не напрасны? Но мне кажется, что всё это у меня есть, всё это я ощущаю, хоть мне совсем немного лет. А особое моё учительское счастье - это каж¬дый год наблюдать, как мои первоклашки из беспомощных и наивнейших созданий превращаются в крепких, умных, жизнерадостных молодых людей. Я люблю не абстрактный мир, который призывают любить демаго¬ги. Я люблю конкретных людей, я влюблён в них всех сразу, и от такого количества любви я иногда витаю на седьмом небе.
Я росту вместе с моими учениками, и я учусь жизни вместе с ними. «Что переварили учителя, тем питаются ученики» - так говорится в народной мудрости. Но с другим афоризмом: «Хороший учитель может научить даже тому, чего сам не умеет» я соглашаюсь на все сто. Ведь уроки для меня - это всякий раз — театр одного актёра. Помимо учебной программы мне прихо¬диться импровизировать, читать стихи, петь, философствовать, - таким обра¬зом, я передаю им своё отношение к миру, пытаюсь сделать так, чтобы они видели то, что вижу я - но только своими глазами. А если из моих уроков дети извлекут лишь, что нужно прямо сидеть, значит, я - пусть и грамотный образованный учитель, но плохой, бездарный актёр. Дети не поверили мне, они восприняли мои слова, как пустую высокопарную речь, и значит, я разочаровал их. Поэтому, я как актёр театра переживания в лучших тра¬дициях Станиславского, каждый день, проживая разные роли, с разными мо¬нологами, неизменно верю в то, что говорю. А кем мне только не приходится быть на уроках, чтобы оправдать детское доверие. Не говоря об основной специальности, я ещё бываю психолог и историк, художник и дизайнер, а если надо - иногда приходится быть и врачом-терапевтом.
Так какая же это кара небесная?! Быть нужным каждую секунду, быть окружённой детской любовью и доверием, каждый день слышать прелестные детские речи, купаться в сиянии их глаз - это счастье, которое даровано только мне и моим коллегам учителям. Этим счастьем нужно гордится, до¬рожить, беречь и наслаждаться.
А может быть, я не понял Сенеку старшего? Ведь чтобы быть хоро-шим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. А раз судьба захотела, чтобы я стал учителем, значит она об¬рекла меня на любовь. Да, конечно, по-настоящему любить - это тяжкий труд. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Так вот она какая - эта ка¬ра небесная. Мне приходится и придётся каждый день ощущать ответствен¬ность за тех, кто прошёл и пройдёт через мой класс. Я - учитель, и значит, все негативные поступки, несложившиеся судьбы, взлёты и падения моих мальчиков и девочек - всё это будет на и моей совести.
Но любить - это значит ещё и верить в тех, кого любишь. Поэтому-то мне легко входить в свой любимый класс. Я верю в детей и в свою судьбу. Ведь не зря же она сделала из меня учителя.

Педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда. И каждый педагог достойно проходит этот путь, полагаясь на свои убеждения.
Одни ставят во главу угла личный пример, помня слова римского философа Сенеки: « Долог путь наставлений, короток путь примера». Другие проводят своих учеников через звено постановки проблемы. Третьи подходят к воспитанию ребенка как полноправного субъекта, а не объекта педагогического процесса. Четвертые опираются на здоровье сберегающие технологии и т.д. Каждый из этих подходов ориентирован на развитие потенциала личности ребенка, поэтому имеет право на существование. В связи с таким разнообразием педагогических философий у меня родились поэтические строки:

СОВЕТ МУДРЕЙШИХ СОБРАЛСЯ
РЕШИТЬ ВОПРОС СЕЙ ДО КОНЦА:
ЧЬЕ КРЕДО В ПЕДАГОГИКЕ -
ВЕРШИНА МАСТЕРСТВА?

- УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ, ЧТО КОРАБЛЬ В МОРЕ.
ЕМУ БЫ ПОСМЕЛЕЙ КОМАНДУ И - В ПУТЬ,
ТУДА, ГДЕ ВОЛНЫ ХЛЕЩУТ, ВЕТЕР СВИЩЕТ,
ОТ КАЧКИ СТОНУТ МАЧТА И КОРМА,
НО РАДОСТЬ СКОРОЙ ВСТРЕЧИ
ОБЪЕДИНЯЕТ СМЕЛЫЕ СЕРДЦА.

ВОТ ТАК УЧИТЕЛЬ, ПОДОБНО КАПИТАНУ,
В БУШУЮЩЕЕ МОРЕ ЗНАНИЙ
ВЕДЕТ КОРАБЛЬ СВОЙ ЛУЧЕЗАРНЫЙ,
С ОЧЕРЕДНОЙ ПОБЕДОЙ ВОЗВРАЩАЯСЬ.

ТАМ ШТУРМАН – ОПЫТ, ЗНАНИЯ, ТАКТИЧНОСТЬ.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО – ДОБРОТА,
ОТВАГА, ТВОРЧЕСТВО, - ВСЕ ЭТО ВМЕСТЕ
РАСТОПИТ ДЕТСКИЕ СЕРДЦА.

ТАК ГОВОРИЛ МУДРЕЦ СВОИМ УЧЕНИКАМ,
ЧТО ЖАДНО СЛУШАЛИ ПОДОБНЫЕ УЧЕНЬЯ.
ВТОРОЙ МУДРЕЦ ИЗРЕК ТАКИЕ НАСТАВЛЕНЬЯ:

- МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО :
БЫТЬ ВЕРНЫМ САМОМУ СЕБЕ.
УЧИТЬ ДОБРУ И ВЕРЕ, И ТОРЖЕСТВУ
НАУЧНЫХ ВСЕХ НАЧАЛ.

НЕ ОБОЛЬЩАТЬСЯ ЛЕСТЬЮ
И НЕ ТВОРИТЬ ЗЛЫХ ДЕЛ.
УЧИТЬ СВОИМ ПРИМЕРОМ
БЫТЬ ДОБРЫМ, ЧЕСТНЫМ, СМЕЛЫМ.

УЧИТЕЛЯ ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНЬЕ
НЕСТИ ДОСТОЙНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗВАНЬЯ.

- ЗДОРОВЫЙ ДУХ В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ!
БЫТЬ МОЖЕТ ЭТО КРЕДО
ДАЕТ ОПОРУ В ДЕЛЕ?-
ВСТУПИЛ ДРУГОЙ МУДРЕЙШИЙ В РАЗГОВОР.

СЕЙ СПОР ОНИ ВЕДУТ С ТЕХ ДАВНИХ ПОР,
КОГДА УЧИТЕЛЬСТВО ВОЗНИКЛО,
И ОКОНЧАНИЯ ЕГО ПОКА НЕ ВИДНО.

٭٭٭
ТРИ МУДРЕЦА ПОДОБНЫ ЖИЗНИ НАШЕЙ
ВСЕ ПРАВЫ, ОПЫТОМ ПОЛНЫ.
И РЕЧИ ИХ ВСЕ КРАШЕ, И МНЕНИЯ ВЕРНЫ.
ВЕДЬ ГЛАВНОЕ НЕ ТОЛЬКО НАУЧИТЬ,
ОГНЕМ СВОИМ ЗАЖЕЧЬ И ТВОРЧЕСТВО РАЗВИТЬ,
ЕЩЕ И БЫТЬ, И ЗНАТЬ, УМЕТЬ,
ГОРЕТЬ, ПЫЛАТЬ, УВЛЕЧЬ,
РАСКРЫТЬ, ЗАМЕТИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ…
И ЭТОТ СПИСОК МОЖНО ПРОДОЛЖАТЬ.
В ЧЕМ СУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
РАСКРОЮТ НАМ ВСЕ ДАННЫЕ СЛОВА.

Как же я выработал СВОЮ педагогическую философию? Она рождалась ежедневно на обычных уроках, которые я стремился превратить в необычные, на многочисленных лекциях в Университете и обучающих семинарах Образовательной Ассоциации «ШКОЛА 2100», при подготовке к открытым урокам для учителей и слушателей курсов, готовя детей к городским конкурсам, анализируя свои успехи и неудачи…

Разрабатывая методическую тему «Основы театрального искусства на уроках
обучения литературному чтению», я стремился реализовать свою педагогическую философию. А сформулировать её можно так: « В каждом ребенке чудо - ожидай его!»
Моя система работы отличается верой в каждого ребенка, в его силы. При этом я учитываю, что развитие каждого ребенка идет не равномерно: то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Я принимаю его таким, каков он есть, видя в каждом – личность.
Развивая творческие компетенции своих учеников, создавая ситуацию успеха, устанавливая доверительные отношения с детьми, помогая ребенку превзойти самого себя, выражая свою благодарность за содействие в проведении интересного урока, я убеждаюсь - каждый ребенок талантлив! Сейчас на меня смотрят мои любимые первоклашки. Прекрасный возраст! Огромные глаза, любознательные взгляды, необыкновенный интерес ко всему. Я избрал игровой характер методики преподавания, а «артистичность» и деятельностный подход помогают мне добиваться поставленных задач.
Я горжусь тем, что мне доверили работать с растущими малышами. Именно в период начального обучения в игровой деятельности, а далее в деятельности учения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Моя педагогическая философия дает возможность быть наблюдательным в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности. А значит быть полезным педагогом при формировании творческой личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypolnil.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

выполнил

Лазарев Денис Андреевич

учитель начальных классов

средней общеобразовательной

школы №577 с углубленным изучением

английского языка

Красногвардейского  района г.Санкт-Петербург

                                                                                                                         Высшая  квалификационная категория

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Готовясь, к эссе,  я вычитал эту фразу Сенеки Старшего в словаре афоризмов, и почему-то очень обрадовался. Обрадовался, и тут же удиви лся сам себе. Сенека утверждает, что моя профессия - это божественная ка ра, и я с ним соглашаюсь - как с мудрецом не согласиться-то, но при этом душа моя, видите ли, почти что поет. Выходит, что мозги мои не могут по нять мою душу, или может быть наоборот?

Но очень скоро возмущённые мысли в моей голове - по поводу странной радости - начали успокаиваться, а перед глазами  стали воз никать образы - моё детство, школа, где я учился, институт и студенческие годы, и наконец - недавние моменты моей работы в школе. Как получилось, что я выбрал эту профессию - учитель? У меня  складывается впе чатление, что ещё с детства - как только в первый раз я решил поиграть в школу и учителя, - судьба подкралась ко мне, крепко взяла меня за руки, и... до сих пор ведет меня по жизни.

Мало что изменилось во мне с той детской поры. Да, повзрослел, многое приобрёл, а что-то потерял. Но, кажется, что и сегодня, я, взрослый человек, на своих уроках то и дело превращаюсь, и в ребёнка, и в студента, а иногда мне приходится жить сразу в нескольких ипостасях. Ведь ученики мои долж ны видеть во мне  друга (друзья - они обычно ровесники), и молодого рас крепощённого человека (каким бывают студенты), ну и, конечно, учителя, который  требует дисциплины и успеваемости. А может быть, когда я иногда рассказываю сказки, в глазах детей я ещё и дедушка.

Так что же это за кара такая - быть педагогом, удивлялся я, всё ещё анализируя  афоризм Сенеки, и новый поток размышлений захлестнул меня.

Ну, да, жизнь моя мало похожа на жизнь инженера или строителя. Правда, бывают такие инженеры, которые день и ночь, как и я, живут с го ловой ушедшие в  работу. Но в любой момент, например - от усталости, они могут махнуть рукой и сказать: «Всё. Надоело. Я устал и ухожу в от пуск». Я не знаю, что сказать о них - счастливчики они, или наоборот, несча стные? Одно я знаю, я - учитель - не могу этого сделать по одной простой причине - если учителю надоела его работа, значит никакой он не учитель. А уйти в отпуск по усталости для меня всё равно, что на время взять и умереть. Так в жизни не бывает.

И ещё одно большое отличие меня - учителя от инженера: все мои родные , давно привыкли к тому, что в сегодняшних глазах моих живёт день завтрашний. Весь мой сего дняшний домашний день - будь он выходным или праздничным - все равно - это день подготовки к завтрашнему школьному дню, и ничего с этим нельзя поделать. Иногда сегодня я живу не только завтрашним, но и послезавтраш ним... Ничего здесь странного нет. Самое стран ное - мне нравится так жить.

Вот я и подошёл к самому интересному. Эта самая божья кара в ка вычках каким-то образом превратилась для меня в награду, в великую ми лость, в великое доверие. А все неминуемые сложности нашей великой про фессии превратились для меня в увлекательную борьбу ли, в игру ли. А что ещё нужно мне для счастья? Найти своё место жизни, ощущать себя нужным и с радостью видеть, что твои труды, рождённые в тяжёлых испытаниях, бы ли не напрасны? Но мне кажется, что всё это у меня есть, всё это я ощущаю, хоть мне совсем немного лет. А особое моё учительское счастье - это каж дый год наблюдать, как мои первоклашки из беспомощных и наивнейших созданий превращаются в крепких, умных, жизнерадостных молодых людей. Я люблю не абстрактный мир, который призывают любить  демаго ги. Я люблю конкретных людей, я влюблён в них всех сразу, и от такого количества любви я иногда витаю на седьмом небе.

Я росту вместе с моими учениками, и я учусь жизни вместе с ними. «Что переварили учителя, тем питаются ученики» - так говорится в народной мудрости. Но с другим афоризмом: «Хороший учитель может научить даже тому, чего сам не умеет» я соглашаюсь на все сто. Ведь уроки для меня - это всякий раз — театр одного актёра. Помимо учебной программы мне прихо диться импровизировать, читать стихи, петь, философствовать, - таким обра зом, я передаю им своё отношение к миру, пытаюсь сделать так, чтобы они видели то, что вижу я - но только своими глазами. А если из моих уроков дети извлекут лишь, что нужно прямо сидеть,  значит, я - пусть и грамотный образованный учитель,  но плохой, бездарный  актёр. Дети не поверили мне, они восприняли мои слова, как пустую высокопарную речь, и значит, я разочаровал их. Поэтому, я как актёр  театра переживания в лучших тра дициях Станиславского, каждый день, проживая разные роли, с разными мо нологами, неизменно верю в то, что говорю. А кем мне только не приходится быть на уроках, чтобы оправдать детское доверие. Не говоря об основной специальности, я ещё бываю  психолог и историк,  художник и дизайнер, а если надо - иногда приходится быть и врачом-терапевтом.

Так какая же это кара небесная?! Быть нужным  каждую секунду, быть окружённой детской любовью и доверием, каждый день слышать прелестные детские речи, купаться в сиянии их глаз - это счастье, которое даровано только мне и моим коллегам учителям. Этим счастьем нужно гордится, до рожить, беречь и наслаждаться.

А может быть, я не понял Сенеку старшего? Ведь чтобы быть хоро шим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. А раз судьба захотела, чтобы я стал  учителем, значит она об рекла меня на любовь. Да, конечно, по-настоящему любить - это тяжкий труд. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Так вот она какая - эта ка ра небесная. Мне приходится и придётся каждый день ощущать ответствен ность за тех, кто прошёл и пройдёт через мой класс. Я - учитель, и значит, все негативные поступки, несложившиеся судьбы, взлёты и падения моих мальчиков и девочек - всё это будет на и моей совести.

Но любить - это значит ещё и верить в тех, кого любишь. Поэтому-то мне легко входить в свой любимый класс. Я верю в детей и  в свою судьбу. Ведь не зря же она сделала из меня учителя.

Педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда. И  каждый педагог  достойно проходит этот путь, полагаясь на свои убеждения.

Одни ставят во главу угла личный пример, помня  слова римского философа Сенеки: « Долог путь наставлений, короток путь примера». Другие проводят своих учеников через звено постановки проблемы. Третьи подходят к воспитанию ребенка как полноправного субъекта, а не объекта  педагогического процесса. Четвертые опираются на здоровье сберегающие технологии и т.д. Каждый из этих подходов ориентирован на развитие потенциала личности ребенка, поэтому имеет право на существование. В связи с таким разнообразием педагогических  философий  у меня родились поэтические строки:

СОВЕТ МУДРЕЙШИХ СОБРАЛСЯ

РЕШИТЬ ВОПРОС СЕЙ ДО КОНЦА:

ЧЬЕ КРЕДО В ПЕДАГОГИКЕ -

ВЕРШИНА МАСТЕРСТВА?

- УЧИТЕЛЬ В ШКОЛЕ, ЧТО КОРАБЛЬ В МОРЕ.

ЕМУ БЫ ПОСМЕЛЕЙ КОМАНДУ И - В ПУТЬ,

 ТУДА, ГДЕ ВОЛНЫ ХЛЕЩУТ, ВЕТЕР СВИЩЕТ,

ОТ КАЧКИ СТОНУТ МАЧТА И КОРМА,

НО РАДОСТЬ СКОРОЙ ВСТРЕЧИ

ОБЪЕДИНЯЕТ СМЕЛЫЕ СЕРДЦА.

ВОТ ТАК УЧИТЕЛЬ, ПОДОБНО  КАПИТАНУ,

В БУШУЮЩЕЕ МОРЕ ЗНАНИЙ

ВЕДЕТ КОРАБЛЬ СВОЙ ЛУЧЕЗАРНЫЙ,

С ОЧЕРЕДНОЙ ПОБЕДОЙ ВОЗВРАЩАЯСЬ.

ТАМ ШТУРМАН – ОПЫТ, ЗНАНИЯ, ТАКТИЧНОСТЬ.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО – ДОБРОТА,

ОТВАГА, ТВОРЧЕСТВО, - ВСЕ ЭТО ВМЕСТЕ

РАСТОПИТ ДЕТСКИЕ СЕРДЦА.

ТАК ГОВОРИЛ МУДРЕЦ СВОИМ УЧЕНИКАМ,

ЧТО ЖАДНО СЛУШАЛИ ПОДОБНЫЕ УЧЕНЬЯ.

ВТОРОЙ МУДРЕЦ ИЗРЕК ТАКИЕ НАСТАВЛЕНЬЯ:

- МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО :

БЫТЬ ВЕРНЫМ САМОМУ СЕБЕ.

УЧИТЬ ДОБРУ И ВЕРЕ, И ТОРЖЕСТВУ

НАУЧНЫХ ВСЕХ НАЧАЛ.

НЕ  ОБОЛЬЩАТЬСЯ ЛЕСТЬЮ

И НЕ ТВОРИТЬ ЗЛЫХ ДЕЛ.

УЧИТЬ СВОИМ ПРИМЕРОМ

БЫТЬ ДОБРЫМ, ЧЕСТНЫМ, СМЕЛЫМ.

УЧИТЕЛЯ ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНЬЕ

НЕСТИ ДОСТОЙНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗВАНЬЯ.

- ЗДОРОВЫЙ ДУХ В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ!

БЫТЬ МОЖЕТ ЭТО КРЕДО

ДАЕТ ОПОРУ В ДЕЛЕ?-

ВСТУПИЛ ДРУГОЙ МУДРЕЙШИЙ В РАЗГОВОР.

СЕЙ СПОР ОНИ ВЕДУТ  С ТЕХ  ДАВНИХ ПОР,

КОГДА УЧИТЕЛЬСТВО ВОЗНИКЛО,

И ОКОНЧАНИЯ ЕГО ПОКА НЕ ВИДНО.

٭٭٭                            

ТРИ МУДРЕЦА ПОДОБНЫ ЖИЗНИ НАШЕЙ

ВСЕ ПРАВЫ, ОПЫТОМ ПОЛНЫ.

И РЕЧИ  ИХ ВСЕ КРАШЕ, И МНЕНИЯ ВЕРНЫ.

ВЕДЬ ГЛАВНОЕ НЕ ТОЛЬКО НАУЧИТЬ,

ОГНЕМ СВОИМ ЗАЖЕЧЬ И ТВОРЧЕСТВО РАЗВИТЬ,

ЕЩЕ И БЫТЬ, И ЗНАТЬ, УМЕТЬ,

ГОРЕТЬ, ПЫЛАТЬ, УВЛЕЧЬ,

РАСКРЫТЬ, ЗАМЕТИТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ…

И ЭТОТ СПИСОК МОЖНО ПРОДОЛЖАТЬ.

В ЧЕМ СУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

РАСКРОЮТ НАМ ВСЕ ДАННЫЕ СЛОВА.

Как же я выработал СВОЮ  педагогическую философию? Она рождалась ежедневно на обычных уроках, которые я стремился  превратить в необычные, на многочисленных лекциях в  Университете и обучающих семинарах Образовательной Ассоциации «ШКОЛА 2100», при подготовке к  открытым урокам для учителей и слушателей курсов, готовя детей к городским конкурсам, анализируя свои успехи и неудачи…                                                                    

                                                         

Разрабатывая методическую тему «Основы театрального искусства на уроках

обучения литературному чтению», я стремился  реализовать свою педагогическую  философию. А сформулировать   её можно так: « В каждом ребенке чудо - ожидай его!»

  Моя система работы отличается верой в каждого ребенка, в его силы.    При этом я учитываю, что развитие каждого ребенка идет не равномерно: то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его  индивидуальных особенностей. Я принимаю его таким, каков он есть, видя в каждом – личность.

Развивая творческие компетенции своих учеников, создавая ситуацию успеха, устанавливая  доверительные отношения с детьми, помогая ребенку превзойти самого себя, выражая свою благодарность за содействие в проведении  интересного урока, я убеждаюсь - каждый ребенок талантлив! Сейчас на меня смотрят мои любимые первоклашки. Прекрасный возраст! Огромные глаза,  любознательные взгляды, необыкновенный интерес ко всему. Я избрал  игровой характер  методики преподавания, а «артистичность» и деятельностный подход  помогают мне добиваться поставленных задач.

 Я горжусь тем, что мне доверили работать с растущими малышами. Именно  в период начального обучения  в игровой деятельности, а далее  в деятельности учения  раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.

 Моя педагогическая философия дает возможность быть наблюдательным в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности. А значит быть полезным педагогом при формировании творческой личности школьника.