Классный час "Как стать успешным"
Классный час "Как стать успешным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Много лет работая в старших классах, понимаю, что лучшие уроки — это уроки по темам, выбранным по желанию самими учащимися. Поделюсь опытом работы.
Классный час — полемика на тему "Как стать успешным"
в 10 классе «Б»
Цель:
формирование у учащихся мотивации достижения успеха, а также создание возможности оценки своих личностных качеств.
Задачи:
- Способствовать сплочению коллектива.
- воспитывать выдержку, терпимость, культуру поведения.
- помогать учащимся формировать образ успешного человека-гражданина.
Методы: направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра.
Необходимые материалы:
жетоны красного, синего, зеленого цветов; листы бумаги; фломастеры;
памятка полемиста, словарь;
листы бумаги;
шариковые ручки;
магнитофон
На партах учащихся — памятки-словари полемиста, как себя вести во время полемики. Можно применять их как на уроках литературы, так и истории.
Музыкальный фрагмент. Р.Клайдерман «Призрак оперы». Звучит музыка во вступительном и заключительном слове учителя и во время обсуждения учащимися вопросов. (Можно использовать другой музыкальный фрагмент)
На доске прикреплены плакаты с высказываниями:
«Удача сопутствует тем, кто верит в свои силы» А.Нортон
«Сильнейший всегда прав» Бисмарк
«Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убиают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» Бруно Ясенский «Заговор равнодушных»
Перед началом мероприятия в помещении необходимо расставить столы и стулья таким образом, чтобы все участники оказались сидящими в трех группах, по 5-7 человек в каждой (зависит от числа участников). Формирование групп происходит по жетонам.
На столах таблички с надписями групп «Согласные»(красные жетоны), «Несогласные»(зеленые жетоны), «Равнодушные»(синие жетоны)
После того как все участники заняли свои места, можно начинать урок.
Ход классного часа.
Ученики берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу добра, единения.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня классный час — полемика «Как стать успешным».
А что такое полемика? (Понятие написано на листочках на столах у каждого) Назовите синонимы к слову полемика.
Дискуссия
Диспут
Спор
Эти слова написаны на доске и перевернуты. Как только их учащимися озвучат, учитель переворачивает листы.
Учитель. Мы поговорим о секретах достижения успеха, о том, что для этого необходимо, и как стать успешным человеком.Эта тема актуальна для людей разного возраста. Действительно, хочется успеха в любом возрасте.Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, для начала нам необходимо разобраться с понятием успех. А для этого давайте обратимся к словарю. Словарь Ожегова.
Ребята зачитывают толкование слова.
1)Удача в достижении чего-либо.
2)Общественное признание.
3)Хорошие результаты в работе, учебе.
Учитель. Обращаю ваше внимание на то, что вы разделились на 3 группы не случайно – это поможет нам с вами продуктивно сегодня поработать.
Ваша задача — составить древо понятий к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас 5 минут.
Учитель. Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось.
Каждая группа вывешивает полученное древо на доске и комментирует его.
В результате получается примерно такой вариант (рисунок 1)
Рисунок 1. Древо понятий к слову “успех”.
Учитель.Вот видите, как много значений имеет понятие “успех”. Какого человека можно назвать успешным? Какую роль играет человек в собственной успешности? Может успех – это случайность, удача, фортуна? Что помогает достичь успеха?
Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель подводит их к мысли, что ни одно из них в отдельности не дает полного и однозначного ответа на заданные вопросы, а успех нужно рассматривать как совокупность нескольких определений.
Учитель. Молодцы. Рассмотрев разные определения понятия успех, давайте попробуем поразмыслить и ответить еще на два вопроса:
Какими качествами должен обладать успешный человек?
Что должен делать (сделать) человек, чтобы добиться успеха?
Свои ответы вы запишите в табличку (рисунок 2). (Примерный вариант)
Качества успешного человека | Действия для достижения успеха |
1.Самовоспитание | 1.Правильно выбрать цель |
2.Воля | 2.Самому идти вперед |
3.Ответственность | 3. Быть активным |
4. Трудолюбие | 4. Бороться до конца, преодолевая трудности |
5. Уверенность в себе и т.д. | 5. Использовать визуализацию и т.д. |
Группы работают над заполнением таблицы.
Учитель. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Каждая группа комментирует
Учитель. Вот видите, как много всего нужно сделать, чтобы достичь успеха в жизни и какими качествами нужно для этого обладать. Успешный человек — счастливый человек.
Скажите, а у вас есть все необходимые качества, которые помогут вам стать успешным человеком?
Ролевая игра. «Согласные», «Несогласные», «Равнодушные» (три группы)
Первое задание.
Учитель. С высоты своего возраста считаю, что «Успешность — это не накопительство материальных благ, а стремление достичь морального благополучия, наполнить душу».
В чем заключается жизненный успех — в миллионном состоянии или душевном спокойствии?
Каждая группа высказывает собственное мнение, согласно названию группы. («Согласные» выражают свое мнение, что важно моральное благополучие.. «Несогласные» считают, что главное — материальные блага. «Равнодушные»-все равно, как повернет дорога, фортуна, плыть по течению).
Второе задание.
Учитель. «Добиться успеха — это значит сбить с ног других и взобраться на их поверженные тела». Д. Неру
«Успех — это достижение вашей главной цели без нарушения прав других людей». Н. Хилл
Можно ли поступиться моральными принципами для достижения успеха?
Группы высказывают свое мнение.
(«Согласные»-да, можно сбить с ног людей... «Несогласные»-нельзя... «Равнодушные»-все равно, как получится).
При обсуждении данных цитат очень важно дать возможность выговориться ребятам, которые не понимают, как можно идти по головам для достижения успеха, поскольку в последнее время все чаще приходится слышать от подростков, что они готовы поступиться моральными принципами для достижения своего успеха.
Итог урока:
Учитель.А сейчас я предлагаю каждому выразить свое отношение к тому, что мы сегодня обсуждали, сделать выводы, подвести итог, ответить на вопросы, поставленные в начале нашей беседы: что необходимо для достижения успеха и как стать успешным человеком?
Участники высказывают свое мнение, обобщают, делают заключения и выводы.
Учитель. У меня сложилось впечатление, что наш сегодняшний разговор не прошел бесполезно и помог каждому задуматься о том, кем же мы сейчас являемся и кем хотим стать в будущем. Какие качества нам необходимо развивать в себе, чтобы достичь успеха в жизни.
Психологический тренинг.
Ребята обводят кисти рук на листе бумаги. На каждом пальце пишут качества, которые в них есть для достижения успеха и которые мешают в достижении его. Положительные качества-правая рука. Отрицательные-левая рука.
Учитель. А теперь прочитайте еще раз отрицательные качества, порвите этот листок бумаги и забудьте их, старайтесь побороть их в себе.. А положительные качества запомните, сохраните и развивайте их дальше. Учитель собирает разорванные листочки в пакет и выкидывает его.
Учитель. Сегодня вы себя пробовали в ролевой игре. Принимали на себя роли , может не совпадающие с вашим личным мнением. Но главное, какие бы роли вы ни принимали, каждый человек неповторим. Никогда не упускайте из виду тот факт, что важный критерий вашего успеха — это то, как вы относитесь к другим людям.
Правило бумеранга.
Не зли других, и сам не злись,
Мы ж гости в этом бренном мире,
И если что не так, смирись.
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой.
Ведь в жизни все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно...(Омар Хайям)
Учитель обращает внимание на слова в высазывании на доске. Особое внимание - на последнее-бойтесь равнодушных. (Самая трудная роль была у группы «Равнодушные»)
Я желаю вам, чтобы вы смогли добиться успеха в жизни, но для этого вам необходимо сохранить те качества и способности, которые вы уже приобрели на сегодняшний день.
Выигрываем мы или проигрываем — неважно, появляй лучшее, что в тебе есть. Чем больше будет красоты в душе человека, тем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее сделам окружающий мир.
Рефлексия.
-Что понравилось?
- Над чем пришлось задуматься?
-О чем я расскажу дома родителям?
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
Приложение
Памятка полемиста
- Помните, что каждый имеет такое же право высказать свое мнение, как и вы.
- Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками и грубостью.
- Умейте правильно выбрать предмет спора и четко его сформулировать.
- Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.
- Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор.
- Умейте четко определить свою позицию в споре. Не забывайте, что спор становится более плодотворным, если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов.
- Правильно пользуйтесь в споре понятиями. Важно, чтобы участники спора вкладывали в употребляемые термины одинаковое содержание. В противном случае это может привести к двусмысленности, к непониманию позиции оппонента.
- Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его. Это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий.
- Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.
- Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами. Но, согласившись, постарайтесь показать, что эти доводы не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.
- Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Имейте в виду, что из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.
- Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах противника не было противоречий.
- Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.