Нашему роду нет переводу

Нашему роду нет переводу

Семейный праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigorva_o.e..docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Окружающий мир» (программа «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова)

Обобщающий урок – праздник  по теме «Кто живёт рядом с тобой»

Разработка учителя  ГОУ СОШ №146 Калининского района г.Санкт - Петербурга:

Григорьевой О.Е.

«Нашему роду нет переводу»

(семейный праздник)

Ход урока:

Цель – воспитание внимательного отношения к членам семьи на примере русской народной культуры, русских народных обычаев и обрядах.

Задачи:

  1. обобщить полученные знания по теме «Кто живёт рядом с тобой»;
  2. учить пониманию своих чувств и чувств близких людей;
  3. учить ценить и беречь заботливое отношение к себе;
  4. развивать коммуникативные способности детей, речь, память, внимание.

      Оборудование:

1. Приглашение для родителей:

«У нас собранье нынче,

Но вы не хмурьте брови:

Здесь не прочтут морали Вам

И не причинят Вам боли.

Вы будете общаться,

Друг друга узнавать.

Улыбок, радость, счастья

Хотим Вам пожелать.

Лишь настроенье доброе

Вы не забудьте взять»

2. Выставка рисунков «Моя семья».

3. Подготовка слайдов с семейными фотография.

4. Семейные реликвии.

5. Гербы семей.

6. Анкеты, заполненные родителями.

7. Родословное дерево класса с «семейными гнёздами».

8. Выставка изделий, сделанных руками родителей «У всякого своё уменье».

9. Пословицы о семье для оформления.

 На экране проецируются слайды семейных фотографий. В качестве музыкального комментария  звучат слова учителя.

Мимо текла, текла река,

Плыли по небу облака,

Шёл человек, была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где – то дом

И поселится счастье с ним в доме одном.

Если порою он сдавал,

То неизменно напевал

 Песню любимую свою, ту, что я пою.

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом – это не дом.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом – это твой дом.

Учитель: Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок посвящен всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Сегодня наш урок о том, что объединяет нас всех. Мы вспомним всё то, о чём говорили на уроках «Окружающего мира» в теме «Что такое семья».

                  Я благодарна Вам за то, что Вы, отбросив все заботы и печали, пришли в наш класс для дружеского общения.

                  Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче подружиться друг с другом. Итак, мы начинаем.

Посмотрите – ка, у нас

Здесь собрался целый класс!

С нами рядом – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

Ученик: Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды,

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно.

(ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»)

Учитель: Известно, что человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома всё хорошо, когда его все любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сём.

Ещё Экзюпери сказал:

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».

И если вас пригласили к столу – значит, вас пригласили к общению.

Ученик: (держит на полотенце каравай)

Если к чаю иль к обеду

В дом войдём – не любо, что ль,

Поклонясь, мы скажем мило:

- Чай да сахар,

Хлеб да соль!

Учитель: Русская пословица гласит:

«Какого гостя позовёшь, с таким и побеседуешь».

А у нас сегодня в гостях самые близкие и дорогие люди – наши родители, с ними мы и поведём беседу.

                  Родители, родственники, родные – род. Род к роду – народ. Значит род – это и наш класс, и школа, и весь русский народ. Мы все вместе народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных, работящих.

                   Как могучая река берёт силу из маленьких ручейков, так и наша русская культура обогащается семьями, родами. А хочется вам, чтобы эта речка была полноводной, чтобы огромная наша Родина была красивой и счастливой?

                    Нам всем нужно изучать свой  народ, дорожить им, беречь свою землю, родной край, потому что мы частичка этого, нам родного и близкого… И тогда: «Нашему роду нет переводу».

Ученик:  Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

(Дети поют «Песню о России»)

Учитель: Какое счастье прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много – много лет, даже столетий.

Из рода в род прокладывает жизнь мосты,

Но без корня саду не цвести…

Поэтому обязательно надо беречь родовые корни.

А закладываются они в семье, в доме.

Ученик: Семья – самое главное в жизни каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Учитель: Что такое семья? Посмотрите и послушайте, как отвечают на этот вопрос наши дети.

(Видеосюжет «Что такое семья?»)

Ученик: Семья – поистине высокое творенье.

Она – заслон надёжный и причал,

Она даёт признанье и рожденье,

Она для нас – основа всех начал.

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

(Дети поют песню «Родительский дом»)

Учитель: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители тому пример.

Во многих семьях есть то, что на свалку не выбрасывается, в скупку не сдаётся, бережно хранится и передаётся из поколения в поколение по наследству.  А  что именно – сейчас узнаем, наши семьи приготовили рассказы о такой семейной реликвии.

 (Учитель открывает сундук и по очереди достаёт «семейные реликвии».)

                                  Конкурс «Семейная реликвия».

Каждой семье даётся не более трёх минут на рассказ.

Учитель: К сегодняшнему дню семьи готовили свои представления.

                                   Конкурс «Герб семьи»

Визитная карточка семьи:

Фамилия:

Общий рост:

Общий вес:

Наши увлечения:

Учитель: Вы, наверное, знаете, что в семье Голиковых  (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая 2 увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам  о  ваших семейных хобби.

                       Конкурс «Хобби семьи».

 Вручаются поощрительные призы  за оригинальность, эмоциональность рассказа.

    (Дети поют песню «Взрослые и дети» Муз. В.Шаинского, сл. М                                                                                

Ученик: Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нём и во сне и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

Порой бывает иногда,

Могу поссориться я с ними,

Но чаще всё ж делиться рада

Игрой, секретами своими.

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнёздах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звёздах.

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая,

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

    Учитель: Именно дом олицетворяет собой родину, нашу семью, то место, откуда человек начинает своё вхождение в мир, познаёт его и делает в нём свои первые шаги. От того, какие люди окажутся с ним рядом в этот период, как будет организована его жизнь в семье, зависит его будущее, его важность и нужность в окружающем мире.

Семейные заповеди

  1. Свято храни честь своей семьи
  2. Люби свою семью и делай её лучше
  3. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи
  4. Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам
  5. Дари родителям радость
  6. Умей найти и выполнить дело на пользу и радость своей семье
  7. Доброе дело – важнее богатства
  8. Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их

Музыкальный подарок – песня «Так случилось» (из репертуара А.Пугачёвой, слова изменены)

Так случилось, видно, это судьба

Лучше всех на свете – наша семья.

Видно, счастье к нам приходит лишь раз,

Поняла я это только сейчас.

Мне не нужно ни афиш, ни цветов,

Мне побольше бы друзей, не врагов,

Мне нужна моя родная семья –

Мама, папа, брат и я.

Припев: Сейчас пою

О том, как я их всех люблю,

Пусть знают все,

Что лучше нет их на земле.

Люди всякое про нас говорят,

Видя, что у мамы новый наряд,

Но мы с братом знаем точный ответ:

Папа любит маму – вот в чём секрет!

Если спросят меня люди: «Скажи,

Кто дороже всех на свете тебе?»

Я отвечу, ничего не тая:

«Мама, папа, брат и я!»

Учитель: О доме, о семье всегда говорили с уважением и радостью. Давайте вспомним пословицы и поговорки о доме и семье. Я начинаю, а вы заканчивайте:

  1. В гостях хорошо, а… (дома лучше)
  2. Не красна изба углами, а… (красна пирогами)
  3. Дом вести – не бородой … (трясти)
  4. Не нужен клад, … (коли в семье лад)
  5. Делу – время, … (потехе час)
  6. Не будет скуки, если … (заняты руки)
  7. Долог день до вечера, … (коли делать нечего)

Ученик: В старину старики говорили, что дом и всё, что в нём есть – и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. Главное богатство дома – была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей домашнего очага была мать.

         

Ученик: Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете!

Бывает, что мы не слушаемся мам,

А мамы нас учат хорошим делам.

А мамы нас учат, как добрыми быть,

Как родину нашу беречь и любить!

Знают это все дети на свете,

Все до одного –

Лучше мамы на планете

Нету никого!

Это слово не простое,

Это слово золотое –

Мама!

С этим словом вмиг теплее,

С этим словом вмиг светлее

Всем нам.

Ученик: С мамой я не знаю бед,

С мамой я не плачу,

Вместе с мамой я решу

Трудную задачу.

Если разобью я нос,

Мама успокоит.

Если друга приведу,

Мама всё устроит:

Угостит нас пирогом

Вкусным и горячим.

Мы без мамы пропадём,

Мама много значит!

Говорит мне так отец:

«Наша мама – молодец!»

(песня «Мамочка любимая»)

Учитель: В последнее воскресенье ноября празднуется замечательный праздник – День Матери России. Давайте к этому празднику подарим нашим мамам свой подарок.

(дети дарят мамам «солнышки с улыбками»)

А теперь для мам весёлый танец.

(дети танцуют танец «Полька»)

Учитель: В старину семьи были очень большими, вместе жили несколько поколений родственников. Хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов.

 Ученик:

Очень бабушку мою –

Маму мамину люблю.

У неё морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

СЦЕНКА «БАБУШКА И ВНУЧКА»

Внучка: Бабушка! Почему у меня две руки, две ноги, два уха, два глаза, но только один рот и один нос?

Бабушка: А это потому, внученька, чтобы ты больше ходила, больше делала, больше видела, слышала и меньше болтала и нос свой, куда не надо не совала.

Ведущий: В народе говорят: пожилой – значит мудрый.

Если так говорят,

Человек пожилой –

Это мудрости клад,

Это фонд золотой,

Это россыпь таланта

И горенье в очах…

Это наши атланты

И в делах, и в речах.

Вам спасибо за всё,

И почёт вам, и честь.

И спасибо за то,

Что вы были и есть.

Душой молодейте,

Стареть рановато.

Так будьте здоровы,

Живите богато!

(ПЕСНЯ «ДОМ НА БАБУШКЕ МОЕЙ»)

Ученик: А верным спутником бабушки всегда был дедушка.

Дедушка очень у нас деловой:

Ходит по дому, забыл про покой.

Бабушке он помогает весь день,

Делать ему это вовсе не лень.

То постоянно очки он теряет,

То разобьёт что-то он, то сломает.

Вечно спешит, а устанет от дел,

Сядет с газетой – уже захрапел.

Ученик: А верным спутником мамы и нашим любимым родителем является ПАПА.

ПАПА

Самый умный, самый стильный,

Всем на зависть и на страх,

Он у нас довольно сильный

Носит маму на руках.

Самый лучший и любимый

И совсем незаменимый,

Не считает он морокой

Проверять мои уроки.

Когда мама в Интернете,

Папа жарит нам котлеты.

А ещё мы любим с папой

Поиграть и пошалить –

Лишь бы комната осталась

И нам всё «не разбомбить».

Лучше нет на свете папы,

И другого нам не надо,

Очень любим мы его,

С мамой папу своего!

(дети поют частушки)

ЧАСТУШКИ

1.Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

3.Папа мне решил задачу

Сдал тетрадку я и плачу-

Говорит учитель взял

Я без спросу интеграл.

5.Я учил сестрёнку Машу:

«Нужно ложкой кушать кашу!»

Эх! Напрасно научил –

Ложкой по лбу получил.

2.Раз пошёл Алёша сам

За крупой в универсам.

«Мама, а крупы там нет,

Мне пришлось купить

                          конфет!»      

4.Говорит учитель Коле:

«Что ты носишься по    школе?»

«А кто ж меня будет носить,

Что ли завуча просить?»

6. В нашем классе все ребята

Любят отличиться.

Кто рисует, кто поёт,

Любят все учиться.

Рефлексия.

        Несомненно, у каждого человека  должен быть дом. И не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, какой он есть. Место, где человеку тепло и уютно.

И сегодня у нас есть возможность построить дом своей мечты.

Возьмите кирпичики, напишите на каждом кирпичике: что необходимо для того, чтобы была крепкая семья? (ЗДОРОВЬЕ, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА,

СЧАСТЬЕ и т.п.) и прикрепите на листе (прикрепляют кирпичики поэтажно, между окон, сверху – крышу)

Ученик:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Любили б тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

  Что может быть семьи дороже?

                    Теплом встречает отчий дом.

                    Здесь ждут тебя всегда с любовью,

                    И провожают в путь с добром.

Малыш для старших всех – любимец,

                   Родители - во всём мудрей.

                   Любимый папа – друг, кормилец,

                   А мама ближе всех, родней.

Учитель: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле?

                   Друзья! Спасибо за внимание!

                   Улыбок было здесь не счесть.

                   Настало время расставания,

                   Прощайте все, до новых встреч!

КОНКУРСЫ

1. ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

-  Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

-  Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? (очаг)

-  У этой сказочной героини очень красивое имя, но на самом деле оно произошло от названия одного грязного вещества? (Золушка)

- Оно дано каждому человеку, но другие пользуются им чаще, чем сам хозяин. (имя)

3. УСТАМИ МЛАДЕНЦА

- доброта

- здоровье

- счастье

4.ИГРА «ДА  - НЕТ»

- Жить, ребята, без конфет очень плохо, скучно? (ДА)

- Есть такой велосипед, что летает в космос? (НЕТ)

- Замерзает ли вода в знойный летний вечер? (НЕТ)

- Все ли ездят поезда лишь по рельсам только? (ДА)

- Может богатырь-атлет до луны допрыгнуть?  (НЕТ)

- Все стоят на красный свет и авто, и люди? (ДА)

- Может вкусным быть обед из сырой картошки? (НЕТ)

- Все ли надо города писать с заглавной буквы? (ДА)

5.КОНКУРС ДЛЯ ПАП.

«Богатырская сила»

(поднимают гири)

6. Часто папы « разбивают сердца», а сегодня они их должны будут склеить.

(Сердце разрезано на несколько кусков, надо склеить и подарить маме)

7. Мы играем и поём – вместе дружно мы живём.

Конкурс «Угадай мелодию»

(Звучит аудиокассета с записями детских песен. Задание: угадать песню, пропеть немного)

8. Спектакль – молния: «Репка» (раздаются роли и элементы костюмов и разыгрывается сказка