Социальный проект про мат "Оскверняет, разрушает, губит..."

Социальный проект про мат "Оскверняет, разрушает, губит..."

Социальный проект учеников Гыданской средней школы-интерната
1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время
Изучение общественного мнения о матерной речи школьников с.Гыда
2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
Стоит ли материть и материться?
Мат оскверняет, разрушает и губит…
3. Определение целей и задач социального проекта.
Цели: Добиться излечения от «матерной речи» на территории школы и всего поселка.
Задачи:
1) Познакомить учащихся школы с историей матерной речи,
2) Познакомить с результатами исследований структуры воды
3) Познакомить учащихся с результатами медицинских обследований
4) Добиваться ослабления и полнейшего искоренения зависимости от мата в школе и интернате
5) Доведение результатов до широкой общественности посредством СМИ
4.Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
11 и 10 классы и 10-11 группа интерната
5. Составление детального плана работы.
Для проведения работы по проекту необходимо создать группы:
а) историков;
б) филологов;
в) химиков;
г) биологов;
д) теологов;
е) исследователей;
ж) культурологов.
Группы работают параллельно в период с 1 ноября по 30 ноября 2010 года.
6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
Анкетирование
Класс Сроки
11 1-10 ноября
10 1-10 ноября
9а, б 1-10 ноября
8а, б, в, г, д 11-15 ноября
7а, б, в, г, д 16-20 ноября
6б, в, г, д 21-25 ноября
Анализ анкет 26-30 ноября
Опыты: с 10 по 30 ноября
7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
Каждая группа сама распределяет обязанности и определяет их.
8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
Газеты, журналы, телевидение.
Книги, Интернет, результаты медицинского обследования
9.Составление бюджета проекта.
Для проведения проекта необходимы:
а) бумага писчая формата А4 (для проведения анкетирования)
б) принтер и ксерокс (для тиражирования анкет)
в) комнатные цветы (для полива доброй и бранной водой)
г) микроскоп (для осмотра замороженной воды)
д) Интернет (для запуска телекоммуникационного проекта)
10. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
Предлагаем:
1) телекоммуникационный проект на уровне России
2) общественный резонанс через газеты, телевидение
11. Поиск делового партнера для реализации проекта.
Предлагаем участие в проекте всем школам Тазовского района ЯНАО
Заключение

В результате проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:
Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие, уголовный жаргон, а чаще — мат стали повседневным и ежечасным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись и смирились, что еще страшнее. Пришла пора дать принципиальную, обоснованную оценку этой далеко не безобидной общественной проблеме современности.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо - татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни, чему есть неопровержимые документальные доказательства. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы, и уже тогда на него был наложен строжайший запрет.
Слово — уникальное явление нашей жизни, которое, будучи активизированным (произнесенным, написанным) производит реальное изменение в пространстве и времени и обладает огромной силой, как созидающей так и разрушающей.
Мат — это искажение дара Слова. Слово дано нам для выражения благой воли, для общения, для достижения взаимопонимания. Мат выражает отказ в понимании. Матерные слова можно считать инородными языку словами, т.к. обесценивают все богатства языка и разрушают его, подменяя их собою. Матом выражается не смысл, а отношение говорящего к личности или к предмету разговора и отношение это — негативное, отвергающее. Это как насилие, только словесное.
Добро влияет на структуру воды созидательно, зло разрушает ее. Добро первично, зло вторично. Человеческое сознание гораздо сильнее влияет на бытие, чем даже действия. Слова могут непосредственно влиять на биологические структуры (в том числе и человека, состоящего на 70% из воды).
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Сегодня нецензурная брань звучит так часто, что приходится, к сожалению, констатировать упадок культуры, духовности и нравственности в обществе. В масштабах страны можно говорить об охватившей наше общество эпидемии сквернословия. Сквернословие паразитирует на культуре, питается ею и отравляет ее.
Поскольку сквернословие есть заболевание, то для избавления от него подойдет не столько борьба, сколько гигиена и лечение. К матерящемуся можно отнестись как к подхватившему простуду. Если среди ваших знакомых есть матерящиеся, то отнеситесь к ним как к заболевшим, т.е. без раздражения, но с особым вниманием, как будто температурит ваш друг. Сам больной чаще всего не способен руководить собой, т.е. не управляет языком. Идите с терпением навстречу, как врач к больным. Вы просто делаете свое дело, а в болезнь вовлекаться не обязательно. Конечно, «врач, исцелился сам». Раздражение уже признак заражения. Простите каждого, кто вызвал ваше раздражение и в их адрес скажите что-нибудь дружелюбное. Мат оскверняет.
Именно дети и подростки в первую очередь попадают под заразу сквернословия: они словно губка впитывают в себя и плохое, и хорошее. В наше сложное время детям, подросткам, молодежи очень трудно правильно сориентироваться — где хорошее, где плохое, где настоящее, где подделка, где правда, где ложь. Главная задача — дать нужные ориентиры, цели, при¬меры — культурный язык и правильную речь.
Человек должен понимать, с каким огнем он шутит. Ему необходимо дать информацию о разрушительной силе и вреде сквернословия. К глубокому сожалению, достаточно много уже прошло телевизионных передач и сообщалось в других средствах массовой информации, что официально происхождение и предназначение ненормативной лексики неизвестно. Вот это самое страшное. Известно. В конце концов, ну как мы с курением, с алкоголизмом, с наркоманией боремся? Мы очень четко объясняем, что происходит с организмом. Я думаю, что человеку не захочется ругаться, если он четко будет знать, что с ним при этом произойдет.
Серьезных аргументов в защиту сквернословия как явления не находится.
Самое интересное и важное, на наш взгляд, то, что, работая над данным исследованием, мы увидели и почувствовали огромный интерес к данной проблеме со стороны окружающих. А это само по себе уже результат.
Наши рекомендации: использовать данные проведенного исследования для популяризации знаний о вреде сквернословия среди учащихся школ и общественности (тематические классные часы, беседы, родительские собрания и др.); задействовать СМИ для пропаганды «здоровой речи» (статья в газете и др.).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анкета

1. Знаешь ли ты матерные слова?
а) Да                 б) Нет

2. Употребляешь ли ты матерные слова?
а) Часто;           б) Редко;              в) Никогда

3. Где ты слышишь матерную речь?
а) В магазине;      б) Дома;      в) В клубе;         г) В школе

4. В твоей семье используют матерные слова?
а) Да;                      б) Нет

5. Твои одноклассники употребляют мат?
а) Да;                б) Нет;

6. Когда ты слышишь маты, то…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) пытаешься остановить сквернословов
в) выступаешь как судья словесного поединка.

7. Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?
а) Да;         б) Нет;             в) Не задумывался.

Анкета

1. Знаешь ли ты матерные слова?
а) Да                 б) Нет

2. Употребляешь ли ты матерные слова?
а) Часто;           б) Редко;              в) Никогда

3. Где ты слышишь матерную речь?
а) В магазине;      б) Дома;      в) В клубе;         г) В школе

4. В твоей семье используют матерные слова?
а) Да;                      б) Нет

5. Твои одноклассники употребляют мат?
а) Да;                б) Нет;

6. Когда ты слышишь маты, то…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) пытаешься остановить сквернословов
в) выступаешь как судья словесного поединка.

7. Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?
а) Да;         б) Нет;             в) Не задумывался.


Предварительный просмотр:

Анкета для взрослых

1.        Используете ли Вы матерную речь при детях?
а) Да                           б) Нет

2.        Как Вы относитесь к тому, что Ваши дети матерятся?
а) Отрицательно                      б) Никак

3.        Можете ли Вы отказаться от мата в своей речи?
а) Могу              б) Не могу             в) Не задумывался

4.        Поддержите ли Вы начинание школы в плане отказа от мата?
а) Да             б) Нет

  1. Что Вы можете предложить для устранения матерных слов из вашей речи?

Анкета для взрослых

1.        Используете ли Вы матерную речь при детях?
а) Да                           б) Нет

2.        Как Вы относитесь к тому, что Ваши дети матерятся?
а) Отрицательно                      б) Никак

3.        Можете ли Вы отказаться от мата в своей речи?
а) Могу              б) Не могу             в) Не задумывался

4.        Поддержите ли Вы начинание школы в плане отказа от мата?
а) Да             б) Нет

5.        Что Вы можете предложить для устранения матерных слов из вашей речи?


Предварительный просмотр:

Анализ анкеты в 6 классах

Да

Нет

Знаешь ли ты матерные слова?

36

3

Часто

Редко

Никогда

Употребляешь ли ты матерные слова?

27

9

0

Дома

В клубе

В школе

Где ты слышишь матерную речь?

13

18

30

Да

Нет

В твоей семье используют матерные слова?

31

8

Да

Нет

Твои одноклассники употребляют мат?

39

0

Да

Нет

Не задумывался

Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?

24

25


Предварительный просмотр:

Анализ анкеты в 7 классах

Да

Нет

Знаешь ли ты матерные слова?

47

0

Часто

Редко

Никогда

Употребляешь ли ты матерные слова?

35

9

3

Дома

В клубе

В школе

Где ты слышишь матерную речь?

11

15

21

Да

Нет

. В твоей семье используют матерные слова?

23

24

Да

Нет

Твои одноклассники употребляют мат?

47

0

Да

Нет

Не задумывался

Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?

32

15


Предварительный просмотр:

Анализ анкеты в 8 классах

Да

Нет

Знаешь ли ты матерные слова?

62

0

Часто

Редко

Никогда

Употребляешь ли ты матерные слова?

31

19

12

Дома

В клубе

В школе

Где ты слышишь матерную речь?

9

25

29

Да

Нет

. В твоей семье используют матерные слова?

13

49

Да

Нет

Твои одноклассники употребляют мат?

62

0

Да

Нет

Не задумывался

Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?

59

3


Предварительный просмотр:

Анализ анкеты в 9 классах

Да

Нет

Знаешь ли ты матерные слова?

34

0

Часто

Редко

Никогда

Употребляешь ли ты матерные слова?

31

3

4

Дома

В клубе

В школе

Где ты слышишь матерную речь?

15

13

9

Да

Нет

 В твоей семье используют матерные слова?

10

27

Да

Нет

Твои одноклассники употребляют мат?

37

0

Да

Нет

Не задумывался

Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?

30

2

5


Предварительный просмотр:

Анализ анкеты в 10 классе

Да

Нет

Знаешь ли ты матерные слова?

21

0

Часто

Редко

Никогда

Употребляешь ли ты матерные слова?

3

13

5

Дома

В клубе

В школе

Где ты слышишь матерную речь?

6

11

5

Да

Нет

 В твоей семье используют матерные слова?

3

17

Да

Нет

Твои одноклассники употребляют мат?

21

0

Да

Нет

Не задумывался

Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?

20

1

0


Предварительный просмотр:

Задание группе Историков

  1. Выяснить происхождение матерных слов
  2. Найти информацию о первых применениях матерных слов
  3. Выяснить для чего в древней Руси использовали мат

Задание группе Филологов

  1. Выяснить как слово может влиять на человека
  2. Найти высказывания писателей о вреде сквернословия
  3. Провести исследование на тему: «Можно ли высказать свое отношение  к поступку человека не употребляя матерных выражений?»

Задание группе Химиков

  1. Наговорить матерных слов на воду и заморозить ее
  2. Наговорить добрых слов на воду и заморозить ее
  3. С помощью школьного микроскопа выяснить ледовую структуру плохой и доброй воды

Задание группе Биологов

  1. Наговорить матерных слов на воду и поливать цветок в течение 2 недель.
  2. Наговорить добрых слов и поливать цветок в течение 2 недель.
  3. Сделать вывод о воздействии плохих слов на живую материю.


Предварительный просмотр:

Задание группе Культурологов

  1. По программе телепередач отследить использование матерных слов в кинофильмах и передачах.
  2. Проверить какие музыкальные диски и кассеты используют школьники в плеерах и магнитофонах.
  3. Выяснить кассеты  каких музыкальных групп предлагаются к продаже в Гыде.

Задание группе Исследователей

  1. Составить анкету о использовании матерных слов
  2. Провести анкетирование 6-х, 7-х, 8-ч, 9-х, 10 и 11 классов
  3. Сделать анализ и узнать процентное соотношение.

Задание группе Обществоведов

  1. Выяснить влияние сквернословия на человека
  2. Выяснить влияние сквернословия на общество в целом
  3. Выяснить влияние сквернословия на здоровье человека

Задание группе Теологов

  1. Выяснить отношение христианских священников к сквернословию
  2. Выяснить отношение исламских священников к сквернословию
  3. Выяснить отношение католических священников к сквернословию

Предварительный просмотр:

Отчет группы биологов:, Вануйто Юлия, Яптунай Татьяна, Яр Алиса, Яр Ася (10 класс)

Задание группе Биологов

  1. Наговорить матерных слов на воду и полить цветок.
  2. Наговорить добрых слов и полить цветок
  3. Сделать вывод о воздействии плохих слов на живую материю

Народным способом: в тиши лабораторий академики, профессора и прочие доктора наук целый год матерились и читали молитвы. И доказать теорию удалось! Когда ученые «отматерили» воду и полили ею зерна пшеницы, результат потряс научный мир: зерна, политые водой, которую ругали активно, проросли лишь на 49%. Зерна, политые водой, наслушавшейся бытового мата, проросли на 53 %. А потом ученые попробовали обратный эффект — полили пшеницу водой, над которой читали молитвы. И она проросла на 96%! Таким образом, ученые подтвердили своими исследованиями народную мудрость, давно известную всем дачникам и домохозяйкам: если ругаться на огороде, урожай будет хиленьким. А если материться, когда замешиваешь тесто, — оно не поднимется. — Более того, эти опыты засняты съемочной группой студии «А-Фильм» из Екатеринбурга и выпущен 20-минутный видеофильм «Как слово наше отзовется?».

Мы проводили опыт с комнатными растениями. В течении 3 недель поливали два растения плохой и хорошей водой (посадили растения одновременно из рассады, которую вырастили сами). Результатом нашей работы явились погибшие и живущие растения. Мы пришли к выводу, что матерная речь способна только умертвлять растения. Жизни и росту растения способствует доброе слово и хорошее отношение.


Предварительный просмотр:

Отчет группы исследователей: Кунебаев Кайрат, Николайчук Борис, Алимов Юрий,Адер Анжелика(10 класс)

Задание группе Исследователей

  1. Составить анкету о использовании матерных слов
  2. Провести анкетирование 6-х, 7-х, 8-ч, 9-х, 10 и 11 классов
  3. Сделать анализ и узнать процентное соотношение

Мы подготовили и провели анкетирование учащихся 6-7-8-9-10-11 классов

Анкета была такой:

Анкета

1. Знаешь ли ты матерные слова?
а) Да                 б) Нет

2. Употребляешь ли ты матерные слова?
а) Часто;           б) Редко;              в) Никогда

3. Где ты слышишь матерную речь?
а) В магазине;      б) Дома;      в) В клубе;         г) В школе

4. В твоей семье используют матерные слова?
а) Да;                      б) Нет

5. Твои одноклассники употребляют мат?
а) Да;                б) Нет;

6. Когда ты слышишь маты, то…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) пытаешься остановить сквернословов
в) выступаешь как судья словесного поединка.

7. Хочешь ли ты избавиться от матерной зависимости?
а) Да;         б) Нет;             в) Не задумывался.

Выводы устрашающие!

В самом деле: Маты знают большинство школьников и используют матерную речь тоже большинство. В семье и в школе самый большой процент использования бранных слов.

Надо что-то делать!!!


Предварительный просмотр:

Отчет группы историков: Яр Светлана Вл. Оковай Вита, Семяшкина Яна, Матвиенко Екатерина (10 класс)

Задание группе Историков

  1. Выяснить происхождение матерных слов
  2. Найти информацию о первых применениях матерных слов
  3. Выяснить для чего в древней Руси использовали мат

О том, что мат стал настоящим спутником современности, никто уже не спорит. Не утихают споры вокруг происхождения мата. Самая распространенная версия: наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Однако филологи с этим не согласны. Корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Причем мат, собственно, не всегда был матом. Специалисты предполагают, что табу на некоторые слова возникло с принятием христианства. Был наложен запрет на языческие культы, существовавшие до этого. Под запрет попадает и мат. Вполне возможно, что он был частью языческих обрядов, например, плодородия.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Великом Новгороде археологи обнаружили две древнерусских берестяных грамоты, содержащих ненормативную лексику. Обе бересты были обнаружены на четырнадцатом Троицком раскопе, расположенном у Новгородского кремля. По слоям обнаружения грамот и по другим признакам они были предварительно датированы специалистами первой половиной 12-го века. Точный текст берестяных грамот археологи пока не сообщают. Известно только то, что в одной из них древняя новгородка ругает свою знакомую за то, что та не отдает долгов.

Согласно информации из Новгородского государственного музея-заповедника, самая первая в России матерная береста была найдена на раскопках в новгородском городе Старая Русса. Если переложить содержание этой грамоты на современный язык, то получится, что житель Старой Руссы давал советы своему брату, как именно ему вести торговые дела, и при этом рекомендовал родственнику делать в точности так, как ему говорят. К большому сожалению специалистов, эта береста под Старой Руссой не имела подписи. Историки полушутя - полувсерьез считают, что если бы автор записки мог предположить, что его письмо найдут спустя почти тысячелетие, то он, наверное, подписался бы и таким образом вошел в историю России как первый матершинник.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая в  свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в дому -нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя  было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое — это поле матерной ругани.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных — «ма» и «мя» — в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. 


Предварительный просмотр:

Отчет группы культурологов: Сапищева Гуля, Яр Светлана, Лапсуй Олеся, Яптунай Эдуард (10 класс)

Задание группе Культурологов

  1. По программе телепередач отследить использование матерных слов в кинофильмах и передачах.
  2. Проверить какие музыкальные диски и кассеты используют школьники в плеерах и магнитофонах.
  3. Выяснить кассеты  каких музыкальных групп предлагаются к продаже в Гыде.

«Без мата нет русского языка?». Оказалось, что еще как может! Это ярко показала статья, в которой обсуждалась передача на одном из каналов телевидения под таким же названием, вел которую министр культуры М.Е. Швыдкой. Ее главные герои — сторонник использования мата поэт Владимир Вишневский и принципиальная противница публичной нецензурщины поэтесса, профессиональный переводчик Лариса Рубальская. Не будем говорить о поэте — защитнике мата. Доходившее до неприличия ерничанье и наигранная веселость не позволяли верить в искренность его слов.

Совершенно иное впечатление производила Лариса Рубальская, твердо и последовательно отстаивавшая тезис о недопустимости использования мата в литературе, искусстве и жизни. Богатство русского языка, утверждала она, позволяет человеку выразить любые нюансы, мысли без употребления нецензурных выражений. Мат, тем более публичный, является свидетельством бескультурья, проявлением хамства и неуважения к окружающим, зрителям, читателям.

Но все ее доводы и аргументы никак не могли повлиять на позицию министра культуры Российской Федерации М.Е. Швыдкого, постоянно с каким-то непонятным удовлетворением твердившего, что «без мата нет русского языка». По мнению министра культуры, борьба с распространением ненормативной лексики — остатки «тоталитарного» режима периода СССР, ограничение свободы слова, ущемление прав человека.

Напрасно Надежда Бабкина пыталась доказать министру культуры Российской Федерации, что в искусстве можно и должно обходиться без мата и нецензурщины, что человек должен стремиться быть чище, духовнее.

Напрасно Светлана Щеглова, доктор социологии, пыталась донести до слушателей тревогу, связанную с пагубным влиянием на психику, сознание молодежи распространения в культуре и быту нецензурщины. Она разрушает у подрастающего поколения нравственные установки, формирует у него чувство вседозволенности, пренебрежительного отношения к старшим, провоцирует агрессивность.

Задели сознание слова доктора филологии, утверждавшей, что мат — это боль и зло русского народа, торжество бескультурья. Нам понравилось ее выражение: «Мат — это лай псов».

Отмахнулся министр культуры и от доводов представителя Русской православной церкви отца Андрея. Церковь рассматривала и рассматривает нецензурную брань как тяжкий грех.

И ведь посмотрите, что происходит. Сегодня медленно, но верно матерщиной заражаются все более широкие слои общества. Она проникает на телевидение. Незаметно появилось убеждение, что в этом нет ничего страшного, что это вроде даже как бы и нормально. Сегодня мат звучит повсеместно. О причинах такого повального увлечения ненормативной лексикой спорят филологи и психологи. Причины этого социального явления разные.

Мы просмотрели кассеты и диски, которые предлагаются к продаже нашими «коробейниками». Можно сказать, что 90% музыкальной продукции содержит мат или воровской жаргон, блатной шансон или циничные припевки. Также мы просматривали программу передач телевидения. Порадовались, что в передачах центрального телевидения вместо матов звучит пиканье. А вот в видео и художественных фильмах – бранные слова льются рекой.


Предварительный просмотр:

Отчет группы обществоведов:, Яптунай Дмитрий Ю., Яптунай Дмитрий Ф., Яптунай Константин, (10 класс)

Задание группе Обществоведов

  1. Выяснить влияние сквернословия на человека
  2. Выяснить влияние сквернословия на общество в целом
  3. Выяснить влияние сквернословия на здоровье человека

Матерные слова в дохристианское время применялись нашими славянскими предками лишь во время обрядов и ритуалов для вызова родовой силы. Мужская родовая сила — то, что называют и в бытовом обиходе, и в научном языке потенцией. Но если она призывается не к месту и не ко времени, она бьет по мужскому здоровью. Важна была дозировка: произносить те слова можно было лишь шестнадцать дней в году. Во все остальное время — строгий запрет. Сила в этих словах осталась и поныне. То, что это мощнейшая энергетика, я думаю, не отрицает никто. Если произносить бранные слова слишком часто, то получится передозировка — как с любым лекарством. Поэтому, когда мужчины без надобности произносят сакральные слова, это неминуемо ведет к реальной импотенции. А если матерится женщина, значит, она делает импотентами мужчин, которые ее слышат.

В одном из телевизионных выступлений по центральному телевидению одного из православных священников прозвучала фраза, которая подтверждает данную теорию. Он сказал, что «мат ведет к духовной импотенции». А импотенция духовная, физическая - это, по сути, вещь одна и та же.

Когда готовили космический рейс на Марс, это было в середине 60-х годов, проводили исследования самые различные. И неожиданно обнаружили, что матерная речь очень сильно действует на женщин. Она провоцирует возникновение избыточного количества андрогенов, мужских половых гормонов, в мужчинах, но и в женщинах тоже. В результате у женщин может ломаться голос, они могут обрастать волосами в тех местах, где совсем не положено — на груди, на животе, происходят и другие, крайне неблагоприятные для женщин изменения в их организме под действием матерной речи. Не надо забывать, что мат - это оружие, причем мощнейшее оружие, и более того, направленное на нас же самих.


Предварительный просмотр:

Отчет группы теологов: Евай Кристина, Яр Ася, Салиндер Екатерина, Ядне Анжела (11 класс)

Задание группе Теологов

  1. Выяснить отношение христианских священников к сквернословию
  2. Выяснить отношение исламских священников к сквернословию
  3. Выяснить отношение католических священников к сквернословию

По мнению священника-психолога Б.В. Ничипорова («Введение в христианскую психологию») само слово «мат» духовно имеет в своей основе выражения, связанные с проклятием Божьей Матери и собственной матери. Мат — язык злых духов (демонов).

«Вэйлу ликулли хумаззатил - люмаза» (Горе всякому хулителю-поносителю)

Такую фразу из Корана процитировал муфтий Фарид Салман, помощник Верховного муфтия России, и так сказал о сквернословии: «Хула, сквернословие — порождение Сатаны. У Сатаны место поклонения — рынок. Если Господь научил человека молиться, то Сатана учит человека оскорблениям и унижениям. Шариат категорически запрещает хулу, особенно в присутствии детей и женщин. Ибо это не входит в понятие прекрасного.»

В присутствии детей... Именно дети и подростки в первую очередь попадают под заразу сквернословия: они словно губка впитывают в себя и плохое, и хорошее. Ну, а если вокруг них хороших, добрых, умных, красивых слов мало, то...

Мат стал для них обыденной речью, их сленгом — по-другому они уже не могут изъясняться. И виноваты в этом, в первую очередь, взрослые.

Им самим необходимо, несмотря на усталость, раздражение, гнев, наконец, перестать грубить и выражаться. Личный пример и личное участие всех может многое изменить

Очень наивно понимать мат как просто моральный недостаток. Употребление нецензурных слов — это каждый раз нравственный проступок, грех. Матерщина имеет не только рациональную, но и духовную природу — это каждый раз вызов, брошенный Богу. И без обиняков нужно признать, что нецензурная брань энергетически гораздо сильнее и бытового, и литературного языка. Мат оскверняет человека, убивает его душу.


Предварительный просмотр:

Отчет группы химиков: Яр Инесса, Вэнго Максим, Вэнго Марат Тэсида Арина (11 класс)

Задание группе Химиков

  1. Наговорить матерных слов на воду и заморозить ее
  2. Наговорить добрых слов на воду и заморозить ее
  3. С помощью школьного микроскопа выяснить ледовую структуру плохой и доброй воды

Бранные слова по научному называются «сакральной и профанной инвективной вокативой». Мат, короче. Как утверждает екатеринбургский ученый Чеурин, эти самые «вокативы» очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое. Все, что растет или тянется вверх. Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ — столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И, более того, они специально организовали исследование, как изменяется структура воды и как изменяется состояние здоровья человека до произнесения этих слов, после произнесения, причем как у говорящего, так и у слушающего.

 Мы провели простой опыт: в две пластиковые бутылки налили воды и наговорили слова над каждой из бутылей – над одной молитву, а над другой – бранные слова. После замораживания мы сфотографировали через микроскоп кристаллы воды. Вот что у нас получилось:

Легко увидеть, что кристаллы «доброй» воды правильнее и стройнее. Это привело нас к выводу, что мат воздействует на все живое негативно.


Предварительный просмотр:

Отчет группы филологов: Яр Инна, Салиндер Марта, Лапсуй Лидия, Салиндер Оксана (11 класс)

Задание группе Филологов

  1. Выяснить, как слово может влиять на человека
  2. Найти высказывания писателей о вреде сквернословия
  3. Провести исследование на тему: «Можно ли высказать свое отношение  к поступку человека не употребляя матерных выражений?»

Мат — это искажение дара Слова. Слово дано нам для выражения благой воли, для общения, для достижения взаимопонимания и для выражения вообще понимания. Мат выражает отказ в понимании, полную незаинтересованность вникать в суть, подмену истинного внимания ложным образом. Матерные слова можно считать инородными языку словами, т.к. обесценивает все богатства языка и разрушают его, подменяя их собою. Влияние сквернословия противоположно влиянию культуры, искусства, науки, веры, которые поддерживают понимание, поиск истины, непорочное понятие, внимание и доверие к людям, бережное отношение ко всему живому, открытость к миру.

Мат — это пошлость в истинном смысле этого слова. Он всегда порождает пошлые образы и на этом основано его разрушительное действие и его притягательность для зависимого от чувств человека. Вектор сквернословия всегда направлен на разрушение, как бы ни казались благостны иные обстоятельства употребления — для насилия или выражения удовольствия, осознанно или невзначай, для достижения «хорошего» результата или просто так, в разговоре или с экрана телевизора, бомжем или президентом, грубо или «культурно».

Смысл матом не передается. Матерные слова одни и те же, о чем бы ни шел разговор. Количество корневых слов мата очень ограничено. То, что в русском языке можно получить много форм от одного корня говорит о богатстве языка, но не мата. Матерные слова обозначают естественные органы и действия, не имеющие сами по себе ничего плохого. Употребляются же они тогда, когда произносящий указывает именно на постыдное их значение. Причем употребляются они в произвольной ситуации без связи с самими органами и действиями. Матом выражается не смысл, а отношение говорящего к личности или к предмету разговора и отношение это — негативное, отвергающее. Это как насилие, только словесное. Если присмотреться, то отторжение, насмешка, издевка, опошление — суть сквернословия — обнаруживаются во всех случаях.

Особенно больно, когда через сквернословие (мат) неосознанно и незаметно для него самого происходит осквернение души ребенка или подростка. Но наша общеобразовательная школа — что она может противопоставить осквернению через слово? Нравственное воспитание школа основывает на замечательной русской литературе: А.С. Пушкине, И.С. Тургеневе, Ф.М. Достоевском — классике, которая может быть стражем на пути засилья и осквернения, возродит душу так, что не будет для этой грязи и места в ней, но наполнится она высшим и чистым содержанием.

Очень хорошо о силе слова сказал М. Матусовский:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.


Предварительный просмотр:

План проекта

Исторические корни мата

Историки

Сила и слабость слова

Филологи

Структурная память воды как доказательство влияния слов на человека

Биологи

Влияние сквернословия на здоровье человека и общества в целом

Обществоведы

От мата ничего не растет! Ни пшеница, ни потенция

Химики

«Вэйлу ликулли хумаззатил - люмаза» (Горе всякому хулителю-поносителю

Теологи

Культурная революция.

Культурологи

Анкетирование, обработка, анализ материала и выводы

Исследователи

Заключение


Предварительный просмотр:

Историки

Сквернословие - одно из проблем современности, или Исторические корни мата

О том, что мат стал настоящим спутником современности, никто уже не спорит. Не утихают споры вокруг происхождения мата. Самая распространенная версия: наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Однако филологи с этим не согласны. Корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Причем мат, собственно, не всегда был матом. Специалисты предполагают, что табу на некоторые слова возникло с принятием христианства. Был наложен запрет на языческие культы, существовавшие до этого. Под запрет попадает и мат. Вполне возможно, что он был частью языческих обрядов, например, плодородия (по мнению доцента кафедры русского языка БГПУ Салавата Вахитова).

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо -татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Великом Новгороде археологи обнаружили две древнерусских берестяных грамоты, содержащих ненормативную лексику. Обе бересты были обнаружены на четырнадцатом Троицком раскопе, расположенном у Новгородского кремля. По слоям обнаружения грамот и по другим признакам они были предварительно датированы специалистами первой половиной 12-го века. Точный текст берестяных грамот археологи пока не сообщают. Известно только то, что в одной из них древняя новгородка ругает свою знакомую за то, что та не отдает долгов.

Вторая грамота, по всей видимости, является фрагментом большой бересты, основная часть которой пока не найдена.

На раскопах в Великом Новгороде за 54 года обнаружены уже 956 берестяные грамоты. В нынешнем сезоне археологи нашли три древних бересты. По словам специалистов, текст первой грамоты, обнаруженной на соседнем, тринадцатом Троицком раскопе, хоть и не содержал матерных слов, но также был крайне необычен.

Согласно информации из Новгородского государственного музея-заповедника, самая первая в России матерная береста была найдена на раскопках в новгородском городе Старая Русса. Если переложить содержание этой грамоты на современный язык, то получится, что житель Старой Руссы давал советы своему брату, как именно ему вести торговые дела, и при этом рекомендовал родственнику делать в точности так, как ему говорят. К большому сожалению специалистов, эта береста под Старой Руссой не имела подписи. Историки полушутя - полувсерьез считают, что если бы автор записки мог предположить, что его письмо найдут спустя почти тысячелетие, то он, наверное, подписался бы и таким образом вошел в историю России как первый матершинник.

Обнаружение в Старой Руссе первой бересты с ненормативной лексикой, датированной археологами 12-м веком и дальнейшие находки грамот с ненормативной лексикой в Великом Новгороде опровергает мнение о том, что древние славяне до монгольского нашествия якобы не знали мата.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая в  свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в дому -нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя  было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое — это поле матерной ругани.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных — «ма» и «мя» — в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.


Предварительный просмотр:

Историкам

Сквернословие - одно из проблем современности, или Исторические корни мата

О том, что мат стал настоящим спутником современности, никто уже не спорит. Не утихают споры вокруг происхождения мата. Самая распространенная версия: наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Однако филологи с этим не согласны. Корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Причем мат, собственно, не всегда был матом. Специалисты предполагают, что табу на некоторые слова возникло с принятием христианства. Был наложен запрет на языческие культы, существовавшие до этого. Под запрет попадает и мат. Вполне возможно, что он был частью языческих обрядов, например, плодородия (по мнению доцента кафедры русского языка БГПУ Салавата Вахитова).

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо -татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Великом Новгороде археологи обнаружили две древнерусских берестяных грамоты, содержащих ненормативную лексику. Обе бересты были обнаружены на четырнадцатом Троицком раскопе, расположенном у Новгородского кремля. По слоям обнаружения грамот и по другим признакам они были предварительно датированы специалистами первой половиной 12-го века. Точный текст берестяных грамот археологи пока не сообщают. Известно только то, что в одной из них древняя новгородка ругает свою знакомую за то, что та не отдает долгов.

Вторая грамота, по всей видимости, является фрагментом большой бересты, основная часть которой пока не найдена.

На раскопах в Великом Новгороде за 54 года обнаружены уже 956 берестяные грамоты. В нынешнем сезоне археологи нашли три древних бересты. По словам специалистов, текст первой грамоты, обнаруженной на соседнем, тринадцатом Троицком раскопе, хоть и не содержал матерных слов, но также был крайне необычен.

Согласно информации из Новгородского государственного музея-заповедника, самая первая в России матерная береста была найдена на раскопках в новгородском городе Старая Русса. Если переложить содержание этой грамоты на современный язык, то получится, что житель Старой Руссы давал советы своему брату, как именно ему вести торговые дела, и при этом рекомендовал родственнику делать в точности так, как ему говорят. К большому сожалению специалистов, эта береста под Старой Руссой не имела подписи. Историки полушутя - полувсерьез считают, что если бы автор записки мог предположить, что его письмо найдут спустя почти тысячелетие, то он, наверное, подписался бы и таким образом вошел в историю России как первый матершинник.

Обнаружение в Старой Руссе первой бересты с ненормативной лексикой, датированной археологами 12-м веком и дальнейшие находки грамот с ненормативной лексикой в Великом Новгороде опровергает мнение о том, что древние славяне до монгольского нашествия якобы не знали мата.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая в  свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в дому -нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя  было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое — это поле матерной ругани.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных — «ма» и «мя» — в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.


Предварительный просмотр:

Культурологи

Культурная революция.(Без мата нет русского языка?)

Недавно на страницах нашей прессы мне попался на глаза кричащий заголовок: «Без мата нет русского языка». Правда, в названии статьи меня несколько смутил утвердительный тон, отсутствие вопросительного знака в конце предложения. Я решил, что это просто очередная газетная опечатка, недоработка корректора. Ведь не может же быть в качестве аксиомы утверждение: «Без мата нет русского языка!». Оказалось, что еще как может! Это ярко показала статья, в которой обсуждалась передача на одном из каналов телевидения под таким же названием, вел которую министр культуры М.Е. Швыдкой. Ее главные герои — сторонник использования мата поэт Владимир Вишневский и принципиальная противница публичной нецензурщины поэтесса, профессиональный переводчик Лариса Рубальская. Не буду говорить о поэте — защитнике мата. Доходившее до неприличия ерничанье и наигранная веселость не позволяли верить в искренность его слов.

Совершенно иное впечатление производила Лариса Рубальская, твердо и последовательно отстаивавшая тезис о недопустимости использования мата в литературе, искусстве и жизни. Богатство русского языка, утверждала она, позволяет человеку выразить любые нюансы, мысли без употребления нецензурных выражений. Мат, тем более публичный, является свидетельством бескультурья, проявлением хамства и неуважения к окружающим, зрителям, читателям.

Но все ее доводы и аргументы никак не могли повлиять на позицию министра культуры Российской Федерации М.Е. Швыдкого, постоянно с каким-то непонятным удовлетворением твердившего, что «без мата нет русского языка». По мнению министра культуры, борьба с распространением ненормативной лексики — остатки «тоталитарного» режима периода СССР, ограничение свободы слова, ущемление прав человека.

Напрасно Надежда Бабкина пыталась доказать министру культуры Российской Федерации, что в искусстве можно и должно обходиться без мата и нецензурщины, что человек должен стремиться быть чище, духовнее.

Напрасно Светлана Щеглова, доктор социологии, пыталась донести до слушателей тревогу, связанную с пагубным влиянием на психику, сознание молодежи распространения в культуре и быту нецензурщины. Она разрушает у подрастающего поколения нравственные установки, формирует у него чувство вседозволенности, пренебрежительного отношения к старшим, провоцирует агрессивность.

Задели сознание слова доктора филологии, утверждавшей, что мат — это боль и зло русского народа, торжество бескультурья. Мне понравилось ее выражение: «Мат — это лай псов».

Отмахнулся министр культуры и от доводов представителя Русской православной церкви отца Андрея. Церковь рассматривала и рассматривает нецензурную брань как тяжкий грех.

М. Швыдкой, сославшись на 3. Фрейда, продолжал утверждать правомерность использования нецензурщины, повторяя как заклинание: «Без мата нет русского языка». К каким только ухищрениям не прибегал министр культуры Российской Федерации, пытаясь как-то оправдать свою позицию. Обвинил почему-то деревню, которая якобы несет в городскую среду мат и сквернословие. Вспомнил «сталинский режим», якобы превративший страну в один большой лагерь, а ее жителей — в заключенных. При Сталине, пугает телезрителей ведущий передачи М. Швыдкой, издали словарь блатных выражений! Поэтому-то народ и говорит на лагерном языке. Старые песни старых идеологов «российской демократии», которые сегодня никто уже не воспринимает всерьез! Да, такие словари составлялись и издавались, но предназначались они для специалистов, т. е. для служебного пользования. А сейчас почти на каждом книжном развале не только словарь жаргонных выражений, но и полные собрания матов, сравнительные исследования матерных выражений и т. д. Вот это (по Швыдкому) и есть доказательство существования свободы в России вообще и свободы слова в частности. Раз мат употребляется в жизни, значит, заключает министр культуры, он имеет право на существование в искусстве, литературе. И далее следует опрометчивое заключение, сделанное, скорее всего, экспромтом: «В современных условиях мат является своеобразным протестом народных масс против скотских условий жизни, созданных за десять лет демократических преобразований». С определением качества жизни народа спорить не приходится, но с выводом, который из этого делает министр культуры Российской Федерации, согласиться невозможно. Если мат считать следствием тяжелой жизни народа, надо не сквернословие «узаконить», а устранить его причину, т. е. изменить жизнь, сделать ее действительно свободной, достойной человека.

И ведь посмотрите, что происходит. Сегодня медленно, но верно матерщиной заражаются все более широкие слои общества. Она проникает на телевидение. Незаметно появилось убеждение, что в этом нет ничего страшного, что это вроде даже как бы и нормально. Сегодня мат звучит повсеместно. О причинах такого повального увлечения ненормативной лексикой спорят филологи и психологи. Причины этого социального явления разные.

Одни считают, что это зависит от того, чем общество увлекается в определенный отрезок времени. «В начале 90-х все поголовно смотрели мексиканские сериалы и называли дачи фазендами; потом телевидение сделало ставку на криминальную тематику фильмов, и это закрепило в разговорной речи ненормативную тюремную лексику. Кроме того, раньше мат был отличительной чертой мужского языка. При женщинах материться было не принято, и для мужчин именно в этом была его притягательность. Трудно сказать, почему исчезло разделение лексики на мужскую и женскую».

Другие тоже винят время, однако с увлечениями общества мат никак не связывают. Кандидат филологических наук С. Виноградов пишет, что повальное сквернословие — спутник кризисных времен. В качестве примера он приводит слова историка и мыслителя XVII в. дьяка Ивана Тимофеева, который среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов...».

Считается, что особое распространение матерная брань получила на фронтах Великой Отечественной войны: наши бойцы в рукопашном бою пускали в ход слова и выражения, которые на немецкую сторону наводили не меньше ужаса, чем имя Сталина. Имя Сталина наводило не меньший ужас на русской стороне, а потому брань «в оскопленной тоталитарным государством русской культуре была единственным безопасным проявлением свободомыслия».

Еще одна из причин — смена общественного строя: от развитого социализма к дикому капитализму, а последний предполагает расслоение общества, смену ориентиров, где один из главных — культ денег, а не духа.

Проводниками этого культа чаще всего выступают увы, печатные и электронные СМИ. Они и являются главными пропагандистами дурной речи, блудливых разговоров, криминального мировоззрения, пошлости и антикультуры. Все эти «обороты» и «остроты» у всех на слуху, особенно у детей и подростков, как наиболее восприимчивых и внушаемых.

А сколько было уже сказано о засилье на экране ТВ и в редких теперь кинотеатрах бесконечных боевиков, культивирующих насилие, кровь, убийства...

Два года назад Госдума РФ пыталась принять Закон о защите нравственности на ТВ. Не приняли. Демократия победила. Свобода слова! Кстати, о ней: недавно в передаче «Свободное слово» на «Радио России» заместитель главного редактора популярной российской газеты заявил: «Ничего страшного в грубом слове, мате нет. Лишь бы в слове не было яда». Как будто мат — это не отрава, не яд.

Из истории мы знаем, что подобное падение культуры языка было и раньше — после трех революций в начале XX века. По воспоминаниям современников, великий русский писатель, Нобелевский лауреат Иван Бунин покинул Родину в том числе и из-за «опохабленности русского языка».


Предварительный просмотр:

Обществоведы

Влияние сквернословия на здоровье человека и общества в целом

«Сей же всезлый и окаянный потоп сугубо действует, душу купно с телом погубляет».

Митрополит Даниил, XVI век.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись.

Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Вот такие неопровержимые факты. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Трудно говорить о мате как о привилегии, разве что в переносном смысле. Человек, потерявший способность человеческим языком выражать свои чувства, попал в большую беду. Не ущербность это, а приобретенное заболевание, вирус сквернословия. Матерятся сейчас много, подхватить заразу легко, а лекарства не рекламируются. Нецензурная брань действительно заразна! Это настоящая «инфекция», которая разрушает физическое тело, ум, снижает интеллект; приводит к неуравновешенности, доходящей до агрессивности и претензий к окружающему миру; к эмоциональной тупости, когда в состоянии эмоционального возбуждения ум теряет способность руководить чувствами и действиями; к деградации личности.

В масштабах страны можно говорить об охватившей наше общество эпидемии сквернословия. «Нет ничего заразнее слова», — говорили мудрецы Востока.

Мат неприятен всем — и говорящим, и слушающим. В этом легко удостовериться по собственным ощущениям. Нам приходится его слушать или приходится произносить. Мат инороден нам, людям, нашей душе, сознанию, культуре. Да, мат вводят в употребление и поддерживают люди. Но поскольку нам плохо от него, его и можно назвать инородным. Если бы он был родственен человеческому сознанию, он бы воспринимался естественно и незаметно, как мысль, улыбка, ласка, доброта. Мы же наблюдаем иную ситуацию: сквернословие вызывает отторжение, боль, оскорбление, требует постоянного оправдания и доказательства права своего существования. Видно же, что по поводу правоты существования мата ведутся споры, а по поводу правоты существования доброго слова никто не подумает спорить и каждый согласится его услышать. Да не вызовет споры и то, что и говорить добрые слова приятно. Это естественно для человека, как естественно состояние здоровья и неестественна болезнь. Именно поэтому сквернословие можно назвать инородным, как болезнетворные бактерии инородны для организма. А то, что мат поддерживается людьми, так и болезни «живут» в людях, в данном случае болезни Слова. Болезнетворные бактерии и паразиты живут внутри наших тел, питаются ими и отравляют их. Так и сквернословие паразитирует на культуре, питается ею и отравляет ее.

На эмоциональном плане мат означает эмоциональный срыв и вызывает его. При этом ощущается кажущееся эмоциональное облегчение, но поскольку причина эмоционального напряжения не устранена, все возвращается. Для того, на кого мат направлен, он воспринимается как психический удар, насилие, оскорбление, поэтому вызывает или ответное противодействие, или подавленное состояние. И то, и другое по-разному отрицательно сказывается на здоровье. Часто мат употребляется как реакция — реакция неприятия тяжелых для осознания, но неизбежных ситуаций. Действительно, мат огрубляет, снижает порог восприятия, поэтому ситуация кажется более «понятной» или, сказать по-другому, отпадает надобность в понимании. Это помогает как-то пережить ситуацию, но не принять ее, поэтому человек «благодаря» мату лишается возможности полного осознания и адекватного поведения.

Запрещать мат как орудие насилия справедливо и необходимо. Повсеместное употребление мата сути явления не меняет и вредное влияние его не ослабляет, а усиливает. Массовое употребление любого количества мата разрушает культуру, притупляет чуткость людей, которые грубеют, меньше всматриваются в суть, хуже понимают других, меньше сопереживают. Значит, более снисходительно относятся к преступлениям, насилию, наркотикам, другим разного рода искажениям, в которые попадает все больше людей. Серьезных аргументов в защиту сквернословия как явления не находится.


Предварительный просмотр:

Теологи

БЕЗДУХОВНОСТЬ — вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе?

До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% — наследственным фактором, на 20% — состоянием окружающей среды и на 50% — образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека — это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый — зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь — путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора — по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь — это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви».


Предварительный просмотр:

Филологи

Сила и слабость слова

Слово не нож, а до ножа доведет

русская пословица

Язык — основное средство общения людей — возник в глубокой древности в процессе совместной их трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться знаниями, информацией.

Язык состоит из слов, которые несут в себе массу информации и образной энергии. Человек наделен даром Слова. Язык тесно связан с мышлением, сознанием человека. Доктор филологических наук Татьяна Миронова писала в одной из своих статей: «Эксперименты в волновой генетике показали, как словесное воздействие способно разрушать, искажать генетику живого организма. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся наша личность несет в себе (хотим мы того или нет, это от нас не зависит) отпечаток услышанного и увиденного».

Какой «отпечаток» несет современная личность от употребления грубых, непристойных, мерзких слов и выражений, мы можем лицезреть и ощущать ежедневно и везде. Не нужно быть психологом, чтобы увидеть печать деградации на человеке, постоянно, не замечая ничего и никого, извергающего поток грязных, смрадных слов, которые дьявольски разрушают, словно коррозия, его душу.

Слово — не просто набор звуков (или букв), закреплённый за тем или иным действием, предметом, явлением. Слово — уникальное явление нашей жизни, которое, будучи активизированным (произнесенным, написанным) производит реальное изменение в пространстве и времени. Слово обладает огромной силой. Оно может творить, может утешить, вдохновить, исцелить, ранить, разрушить, «убить»...

Именно Слово даровано человеку для владения и разумного управления проявлениями Жизни на Земле. Человек несёт полную ответственность за использование этого дара. Слово, наполненное энергией эмоций человека, всегда производит в окружающем пространстве действие, которое несёт либо гармонию, восстанавливая мир, здоровье, радость, жизнь... либо дисгармонию и разрушение всему, что оказывается в зоне его воздействия.

Слово может повести в бой, позвать на подвиг:

Вперед, за Родину! Ура!», а может и унизить, убить человека — привести, к примеру, к дуэли и смерти. Слово и лечит: несколько ободряющих слов доктора — и мы уже наполовину выздоровели, и возвышает: послушаешь стихи или песню — сам запоешь.

Чем больше слов в языке, тем богаче и самобытнее он. Речь же человека есть воплощение, реализация языка. Чем больше разных слов употребляет говорящий, тем красивее и богаче его речь. И наоборот - если словарный запас скуден, то речь такого человека корява и убога, примитивна. Если Эллочка-людоедка употребляла порядка 30 слов, то в лексиконе некоторых современных молодых людей не наберется и двух десятков: «блин», «короче», «в натуре», «оттяг», схвачено» и т.п. Но этот молодежный сленг еще бы ничего, если бы он не разбавлялся матом, уголовным жаргоном. Ну, а что на языке, то...

Теперь тяжелая часть — о слабости слова — о сквернословии. Для тех, кто действительно хочет понять, почему мат бывает и омерзителен и притягателен, предлагаю начать с сути явления. Что же говорят история и наука, как объясняют это явление? У меня в руках интересная книга В. Пирожкова «Криминальная психология». Вот что я там вычитал:

«Уголовный жаргон - неизбежный атрибут криминальной субкультуры: это «искусственный», воровской язык. Язык офенский, т.е. раньше употреблялся фенями - мелкими торговцами.

Отсюда и название — «феня». Он обогащался за счет других «искусственных» языков, в него вошло много слов из профессионального языка моряков, из восточных языков, из цыганского и еврейского языков, вульгаризмы из русского языка».

Мат — это искажение дара Слова. Слово дано нам для выражения благой воли, для общения, для достижения взаимопонимания и для выражения вообще понимания. Мат выражает отказ в понимании, полную незаинтересованность вникать в суть, подмену истинного внимания ложным образом. Матерные слова можно считать инородными языку словами, т.к. обесценивает все богатства языка и разрушают его, подменяя их собою. Влияние сквернословия противоположно влиянию культуры, искусства, науки, веры, которые поддерживают понимание, поиск истины, непорочное понятие, внимание и доверие к людям, бережное отношение ко всему живому, открытость к миру.

Сквернословие происходит от соблазна овладеть, взять власть над кем-то или чем-то, не подняться самому. а унизив других посредством оскверняющих, порочащих, унижающих, лишающих невинности слов. Это способ слабого подчинять окружающих.

Мат — это пошлость в истинном смысле этого слова. Он всегда порождает пошлые образы и на этом основано его разрушительное действие и его притягательность для зависимого от чувств человека. Вектор сквернословия всегда направлен на разрушение, как бы ни казались благостны иные обстоятельства употребления — для насилия или выражения удовольствия, осознанно или невзначай, для достижения «хорошего» результата или просто так, в разговоре или с экрана телевизора, бомжем или президентом, грубо или «культурно».

Смысл матом не передается. Матерные слова одни и те же, о чем бы ни шел разговор. Количество корневых слов мата очень ограничено. То, что в русском языке можно получить много форм от одного корня говорит о богатстве языка, но не мата. Матерные слова обозначают естественные органы и действия, не имеющие сами по себе ничего плохого. Употребляются же они тогда, когда произносящий указывает именно на постыдное их значение. Причем употребляются они в произвольной ситуации без связи с самими органами и действиями. Матом выражается не смысл, а отношение говорящего к личности или к предмету разговора и отношение это — негативное, отвергающее. Это как насилие, только словесное. Если присмотреться, то отторжение, насмешка, издевка, опошление — суть сквернословия — обнаруживаются во всех случаях.

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека — тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее — добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

По мнению священника-психолога Б.В. Ничипорова («Введение в христианскую психологию») само слово «мат» духовно имеет в своей основе выражения, связанные с проклятием Божьей Матери и собственной матери. Мат — язык злых духов (демонов).

Очень наивно понимать мат как просто моральный недостаток. Употребление нецензурных слов — это каждый раз нравственный проступок, грех. Матерщина имеет не только рациональную, но и духовную природу — это каждый раз вызов, брошенный Богу. И без обиняков нужно признать, что нецензурная брань энергетически гораздо сильнее и бытового, и литературного языка. Мат оскверняет человека, убивает его душу.

Особенно больно, когда через сквернословие (мат) неосознанно и незаметно для него самого происходит осквернение души ребенка или подростка. Но наша общеобразовательная школа — что она может противопоставить осквернению через слово? Нравственное воспитание школа основывает на замечательной русской литературе: А.С. Пушкине, И.С. Тургеневе, Ф.М. Достоевском — классике, которая может быть стражем на пути засилья и осквернения, возродит душу так, что не будет для этой грязи и места в ней, но наполнится она высшим и чистым содержанием.

В книге Сулхана Саба Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга — медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри — рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены — до сих пор саднит мне сердце».

Очень хорошо о силе слова сказал М. Матусовский:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Задание группе Филологов

  1. Выяснить как слово может влиять на человека
  2. Найти высказывания писателей о вреде сквернословия
  3. Провести исследование на тему: «Можно ли высказать свое отношение  к поступку человека не употребляя матерных выражений?»