Классный руководитель - организатор (из опыта работы)
Классный руководитель - организатор (из опыта работы)
Опубликовано 19.04.2012 - 19:42 - Кашицына Ирина Александровна Кашицына Ирина Александровна
Я стала классным руководителем и учителем одновременно сразу после студенческой скамьи. Мне было нелегко, но я для себя определила, что максимально развить каждого ребёнка, сохранить его неповторимость и раскрыть его потенциальные способности- это моё предназначение. И как педагог – организатор обозначила ряд первостепенных целей:
1. Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятного психологического климата в классе;
2. Развитие у учащихся умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом путём участия ученика в порученном деле,
3. Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся и всего коллектива;
4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу всех учащихся класса; организация спортивных соревнований, игр, походов,
Исходя из этих целей, были определены и основные задачи моей деятельности как классного руководителя:
1. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
2. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
3. Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.
Главная задача классного руководителя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности ребят, а по большому счету – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути. И самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда ребенок становится игрушкой ролевых ожиданий общества или пассивным усвоителем социальных норм.
Воспитательные цели и задачи, содержание и формы работы всех классных руководителей не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей, условиями класса, школы, да и самого педагога. Я же определила содержание своей деятельности классного руководителя по тем функциям, которые предлагает нам прикладная педагогика.
1. Воспитание учащихся.
Передо мной всегда стоит задача интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи. В данном случае воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации ребят, т.е. как формирование у них готовности к участию в экономической, политической и духовной сферах жизни общества.
2. Социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Эта деятельность направлена на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении(многодетные семьи, дети из неполных семей, дети-инвалиды, сироты и др.).Я должна идти от сиюминутных ситуаций к опережению событий и прогнозировать итог таких ситуаций, отводя от ребёнка эти проблемы и трудности.
3. Организационная функция.
Я организую разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение, являющееся частью досуга ребят. Я стремлюсь регулировать структуру отношений в классе, стимулировать проявление лидерских качеств, формировать чувства ответственности и взаимопомощи, совместного творчества. Особое значение придаю организации коллективной творческой деятельности.
4. Развитие ученического самоуправления.
Так как ученическое самоуправление помогает организовать жизнедеятельность классного коллектива и обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения определённых целей, я уделяю этому вопросу особое внимание.
Систему самоуправления в моём классе можно представить следующей схемой:
Деятельность, по мнению А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот. Я предложила ребятам придерживаться следующих принципов в организации самоуправления в классе:
• Обдумай дело, оцени его реальность.
• Определи этапы и сроки выполнения дела.
• Отвергая, предлагай.
• Сделав, проанализируй.
• Помни: вместе мы – сила!
Они помогли им в подготовке многих мероприятий, в том числе и Дня Самоуправления, где один из моих учеников стал директором школы:
5.Диагностика.
Эта деятельность постоянно даёт мне информацию об уровне воспитанности, самореализации, саморазвитии ребят. Она направлена на исследование личности и индивидуальности каждого ребёнка в классе, на поиск причин эффективности или неэффективности моей деятельности как педагога-организатора. Один мудрец сказал о наставнике учащейся молодёжи:
«Ты и актёр, и режиссер, и воспитатель,
Наставник мудрый и заботливый родитель.
Все проявленья человеческой натуры
Соединил в себе классный руководитель».
Мне часто приходиться смотреть на себя и свою деятельность со стороны, глазами моих ребят. И каждый раз с замиранием сердца провожу анализ диагностики «Классный руководитель глазами детей». Но мои опасения бывают напрасными.
Школьный психолог Павлова О.А. провела такую диагностику с учащимися 11б класса, где я являюсь классным руководителем. Данные проведённого опроса говорят о том, что классный руководитель в процессе совместной деятельности, в процессе общения дарил ребятам только доброту, заботу, отзывчивость, откровенность, ответственность по отношению к ним (показали 100% учащихся). А это очень важно, чтобы между классным руководителем и воспитанником были доброжелательные, доверительные отношения. Многие из ребят сказали, что за 5 лет классный руководитель стала для них второй мамой (65%) и помощником в трудных делах и ситуациях (35%). А это значит, что они видят человека, к которому можно придти и поплакаться, рассказать о своих проблемах и неурядицах, найти поддержку и получить совет, как с честью выйти из той или иной ситуации.
На вопрос «Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?» ребята ответили: хвалить – 68%, делать замечания – 15%, подбадривать -83%, но ни один из них не ответил, что «она вечно недовольная» и «жаловаться родителям». Думаю, что эти данные говорят о том, что любовь, внимание и чуткость дают лучший результат, чем грубость, жесткость и отстранённость от проблем детей. По отношению к классному руководителю воспитанники испытывают уважение (100%), доброту (65%), нежность(20%). Здесь уместно вспомнить слова одного мудрого греческого философа: «Дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать над собой». От классного руководителя ребята хотели бы перенять манеру поведения (50%), разносторонние знания (60%), великодушный характер (70%). А это уже показатель того, что они видели только хорошее по отношению к себе.
Самым отрадным моментом диагностики был ответ на последний вопрос: «Повезло ли тебе, что ты учишься в этом классе и у тебя такой классный руководитель?». Все ребята ответили положительно. Мне хочется привести здесь слова Сухомлинского В.А.: « Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: «Мои усилия принесли плоды»? жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приёмы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой»…
Детские души не могут обмануть. Они как зеркало отражают в себе то, что преподносишь им ты. Думаю, что на основе результатов диагностики я имею моральное право сказать, что моя воспитательная деятельность принесла плоды.
Мне как классному руководителю важно знать не только, как относятся ко мне дети, но и изучать личностные особенности ребят, их интересы, особенности характера, душевного состояния и т.д. Я могу получить дополнительную информацию о личности воспитанника, используя диагностики, некоторые из которых хочу привести.
«Десять моих «Я»».
Я предлагаю ребятам написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Затем учащиеся должны проранжировать свои 10 «Я» в зависимости от степени их значимости для себя.
«Недописанный тезис».
Учащимся предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.
1. Я считаю, что я…
2. Главное в моей жизни – это…
3. Мне хорошо, когда…
4. Мне плохо, когда…
5. Мне нравится, когда взрослые…
6. Мне не нравится, когда взрослые…
7. В свободное время я…
8. Самая большая радость в моей жизни…
9. Самая моя большая ошибка…
«Полемика с самим собой».
При проведении этой методики обычно предлагаю ребятам сформулировать своё отношение к двум альтернативным тезисам. Их, как правило, я даю для осмысления учащимся в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые появляются в классном коллективе. Например:
• Дисциплина – это свобода.
Дисциплина – это неволя.
• Учит жизни не книга, а опыт.
Учит жизни не опыт, а книга.
• Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день, отдавая себе отчет, что и как сделано.
Анализ ответов помогает мне определить жизненные позиции моих ребят, их ценности.
«Готовность к саморазвитию».
Учащимся предлагаю определить, относятся ли к ним приведённые ниже утверждения знаком «+» или знаком «-» :
1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.
3. Я всегда уверен в своих силах.
4. Я убеждён, что всё, задуманное мной, осуществиться.
5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.
8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это сделать.
9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.
10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно себя воспитывать.
12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.
14. Обстоятельства всегда сильнее меня.
Далее ребята считают количество совпадений ответов с ключом.
Ключ: 1)+, 2) -, 3)+, 4) +, 5) -, 6) -, 7)+, 8)+, 9)+, 10)+, 11)-, 12)+, 13)-, 14)-.
Результат:
Хочу знать о себе – сумма баллов на вопросы 1,2.5,7,9,10,13.
Могу совершенствоваться – сумма баллов на вопросы 3,4,6,8,11,12,14.
«Круги на воде».
Я предлагаю ребятам вписать имена одноклассников и классного руководителя по степени значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трёх имен одноклассников.
Можно приводить примеры диагностик до бесконечности, так как их очень много. Но всегда нужно помнить, что при анализе результатов нужно быть справедливым и непредвзято относиться к высказываниям учащихся. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым.
6.Планирование деятельности.
Планирование – это помощь самой себе и ребятам в рациональной организационной деятельности.
Совместную с ребятами деятельность планирую по нескольким основным направлениям и соответствующим им задачам:
I. «Здоровье».
• Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
• Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
II. «Интеллект».
• Определить круг реальных учебных возможностей учеников, их ближайшую зону развития.
• Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
• Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
III. «Общение».
• Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый –ребёнок».
• Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений.
IV. «Нравственность».
• Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
• Формировать у учащихся осознания ценности человеческой жизни.
V. «Досуг».
• Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
• Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей ребят.
• Просвещение и консультации учащихся по выбору кружков, секций, клубов.
• Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
• Развитие способностей адекватно оценивать результаты своей деятельности и быть справедливым к чужим достижениям.
VI. «Гражданин».
• Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
• Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
• Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
VII. «Семья».
• Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
• Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей.
• Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
Приведу планирование моей деятельности с 11б классом на I четверть 2006-2007 учебного года.
Сентябрь.
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
здоровье Акция по благоустройству территории школы. «Школа безопасности». Осенний кросс.
Санитарный день.
интеллект День знаний. Реклама факультативов, кружков, секций, эл.курсов. Методика «Социометрия». Подведение итогов учебного месяца.
общение Дискуссия «Мои летние каникулы» Распределение обязанностей в классе. Рол.игра «Мой класс. Что я жду от него?» Беседа «Дом, в котором я живу».
нравственность Беседа «Школьная форма и её значение». Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности».
досуг Планирование работы класса на четверть. Подготовка к общешкольному мероприятию «Мы-кураторы». «Парад цветов» «Город мастеров» (конкурс поделок из овощей).
гражданин Беседа «Каким он парнем был»(в память о Дмитриеве С.П. как бывшем кл. руководителе) «Мои права гражданина» (диспут)
безопасность Инструктаж по правилам поведения в школе. Инструктаж по правилам поведения в походах. Инструктаж о правилах пожарной безопасности. «Безопасное колесо».
Октябрь.
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
здоровье Прохождение медицинского осмотра учащихся. Беседа и мониторинг «Как уберечься от гриппа и простуды». День здоровья. Санитарный день. Шашечный турнир. Поход в природу.
интеллект Оформление школьного уголка. Дискуссия «Интеллектуальные игры в наше время». Методика «Готовность к саморазвитию» Диагностика «Доминирующие учебные мотивы».
общение Конференция «Моя миссия в мире». Игра «Какие впечатления о школе я оставлю себе». Индивидуальные консультации учащихся. Беседа «Как провести каникулы с пользой»
нравственность Беседа «Ещё раз про любовь». Ролевая игра «Взрослые дети». Диспут «Вступая во взрослую жизнь». Обо всём по не многу.
досуг «Семь кругов ада». Поездка в город Чебоксары. Конкурс рисунков об осени. Посещение секций и кружков.
гражданин «РСМ» - что это такое. Диспут «Шефы – это почетно?» Памятные даты октября. «Честь школы – моя честь».
безопасность «Автомобиль, дорога, пешеход. Как избежать аварийности на дорогах». Встреча с участковым инспектором.
Содержание деятельности, формы и методы работы тесно взаимосвязаны. В своей работе использую следующие формы и методы:
Содержание работы. Формы и методы Мероприятия
Развитие творческих способностей учащихся
Развитие задатков и способностей растущего человека
Развитие деловых отношений между одноклассниками и классным руководителем
Развитие ученического самоуправления классного коллектива
Формирование стиля и культуры общения в среде сверстников
Развитие активности учащихся
Формирование бережного отношения к здоровью • Гостиная;
• Бенефис;
• Личный сайт;
• Персональные выставки;
• Творческие самопрезентации
• Анкетирование;
• Тестирование;
• Тренинги по саморазвитию;
• Ролевые игры.
• Диспуты;
• Беседы;
• Дискуссии;
• Диспуты;
• Тематическое тестирование по выбранным темам;
• Заседания актива;
• Классные собрания;
• Рейды;
• Беседы;
• Диспуты;
• Экскурсии;
• Посещение театра,музеев;
• Викторины;
• Конкурсы;
• Составление проектов;
• Составление компьютерных презентаций.
• Ролевые игры;
• Дни здоровья4
• Соревнования; • «Зажги свою звезду»
• «Ученик года»
• «Что в жизни зависит от меня»
• Социометрия;
• «Горы и долины»
• «Карта интересов»
• «Что?Где?Когда?»
• «Иметь своё мнение – это важно»
• «Скажи кто твой друг и …»(игра)
• «Ответственность и безответствен-
ность.Что прячет-
ся за этими слова-
ми?»
• «Конфликт поколений..Можно
ли его избежать?»
• Выборы актива классного коллектива
• Распределение поручений;
• Организация, планирование и проведение Дня самоуправления.
• «Вечер вопросов и ответов»
• Интересное и важное газетной полосы.
• «Нравственные проблемы в обществе и во мне»
• Проект «Зимняя сказка»
• Конкурсы рисунков, плакатов, боевых листков.
• Школа безопасности;
• Безопасное колесо
• Соревнования по волейболу, гимнастике, мини-футболу,
• Акция «Скажи жизни – Да!»
Думаю, что смогла перечислить не всё, что входит в мою организационную деятельность. Но, как мне кажется, это основные компоненты содержания, на которые я обращаю особое внимание. Планируя свою работу, сформулировала для себя правила, которых придерживаюсь:
• Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сама,
• Гарантируй помощь каждому при подготовке дела;
• Выстраивай доверительные отношения с детьми;
• Избегай мелких несущественных замечаний (придирок).
Проект программы трудового воспитания
«Зимняя сказка».
I. Целевая группа.
Учащиеся, педагоги, родители Тагайской средней общеобразовательной школы.
II. Сфера реализации: в рамках школы.
III. Цель: повысить эффективность работы школы и семьи путем совместного строительства снежного городка и снежных фигур.
IV. Задачи:
• Разработать план – схему строительства снежного городка.
• Провести просветительскую работу среди учащихся других классов, собрать банк идей по строительству городка и фигур.
• Привлечь родителей, администрацию Тагайского сельского поселения и жителей села к подготовке и строительству снежного городка.
• Обратить внимание на развитие у учащихся эстетических навыков, оформительской деятельности и задатков дизайнеров, творческого подхода к реализации проекта «Зимняя сказка».
V. Ресурсы.
Методическое обеспечение:
• Журналы: «Юный натуралист», «Сделай сам».
• Книжные издания.
• Интернет-ресурсы.
Материально – техническая база:
• Компьютер (для банка идей)
• Лопаты.
• Трактор.
• Акварель, гуашь, кисти.
• Ведра.
Социальная база:
• Учащиеся школы
• Педагоги.
• Родители.
• Жители села
• Работники администрации Тагайского поселения.
• Педагоги дополнительного образования.
VI. Формы и методы реализации проекта.
• Экскурсия (по обогащению опыта)
• Круглый стол.
• Дискуссии, заседания клуба (по обмену идей), «мозговой штурм».
• Активные методы: лепка фигур, скульптур, крепости, снежной ёлки, дизайн.
VII. Ожидаемый результат.
• Привлечение учащихся, их родителей, жителей села, педагогов дополнительного образования к совместному труду.
• Торжественное открытие снежного городка.
• Чаепитие вокруг импровизированной снежной ёлки.
• Фотоотчет о проделанной работе.