"Оберегая, познавая мир - сохраним его и свое здоровье!"

Мерзлякова Оксана Викторовна

"Оберегая, познавая мир - сохраним его и свое здоровье!"

Исследовательский проект посвящен занятиям пешим туризмо, что помогает сохранить красоту своей малой Родины и укрепить здоровье детей. Повышает знания в области культуры здоровья.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МАРАФОН
«ВМЕСТЕ НА ЧИСТОЙ ЗЕМЛЕ»
Экологическая операция
«Река моего детства»
«Оберегая, познавая мир – сохраняем его
и свое здоровье»
Работу выполнили:
Саунин Алексей
Сидоров Артем,
Ученики 8 класса
Туристко –краеведеческое объединение «Зеленый патруль»
Директор школы:
Светлана Валерьевна Иванова
Координатор проекта:
Оксана Викторовна Мерзлякова
учитель физической культуры
Ульяновская область, Новоспасский район, с. Троицкий Сунгур, ул. Молодежная д.2
телефон учреждения 88423831101 сайт: schle-tr-sunqur@mail.ru

Палаточный туристический лагерь /2-х дневный/
«Оберегая, познавая мир – сохраняем его и свое здоровье»
Цель «Познание мира, дружбы и добра»
Задачи
• Организовать активный отдых, для оздоровления школьников в естественных природных условиях.
• Краеведческое изучение туристического маршрута, историю и природные особенности местности.
• Провести экологические мероприятие по охране водоемов.
• Вовлечение подростков в регулярные занятия спортом и туризмом, совершенствовать прикладные и спортивные навыки.

Место проведения С.Комаровка 25 июля 2011года
Ответственные за безопасность : Классный руководитель Мерзлякова О.В.
Родительский комитет Мерзлякова Н.П.
Родители Мартынова В. И, Мерзляков В.Ф.
Программа: 1. Прохождение туристического маршрута «Родными тропами за чистыми истоками» ( веловождение, ПДД).
2. Контроль за уровнем воды в родниках и проведение дебита воды (исследования)
3. Акция экологическая «Чисто в доме – чисто на душе».
4. Закаливание воздухом и водой
(купание в водоеме и умывание у родника)
5. «Поход – дело тонкое, Петруха!» ( туристические умения и навыки)


п/п Дата проведения Название мероприятия Форма проведения Место проведения Кол-во участников
1 28-29 июля 2011 года «Оберегая, познавая мир – сохраняем его и свое здоровье»
Акция «Чисто в доме – чисто на душе»
Поход 2-х дневный

Сбор мусора С. Комаровка 12 человек
3 родителей
1 классный руководитель

1. Введение
Наша исследовательская работа посвящена комплексному обучению. Познавая родной край, овладевая практическим и теоретическим навыкам работая на маршруте «Родными тропами за чистыми истоками». По нашему мнению, выбранный маршрут является экологически чистым. Проводя исследования, мы хотели бы получить подтверждение. Что позволит обосновать актуальность выбранной темы и самого маршрута.
Сохранение в первозданном виде святых источников (родников),прудов имеющих огромное экологическое значение для человека и природы. Привлечение окружающих (школьников) к очистке и облагораживанию родников решит ряд социальных проблем и улучшит экологию обитания, позволит сохранить живописные уголки природы. Значение краеведения и туризма трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только эмоциональное содержание, но и также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны ребенка, способствуют познавательной активности. Проблема чистой воды города и области является, пожалуй, особенно актуальной сегодня. Возрастает техногенная нагрузка на природную среду, загрязняются питьевые водоносные горизонты. Качество водопроводной воды с каждым годом ухудшается, кроме того, есть населенные пункты, где единственным источником воды, как для питьевых, так и для хозяйственных нужд, является родник.
В рамках программы "Чистая вода"» по инициативе губернатора Ульяновской области внимание к состоянию водоёмов будет усилено, и состоянию родников будет уделено должное внимание. Чтобы родники всегда оставались благоустроенными, а вода в них чистой, необходимо проводить паспортизацию существующих родников, разработать Областную комплексную программу сохранения родников Ульяновской области.
Новизна работы заключается в том, что учебные задания связаны между собой и составляют единую систему в обучении, которая обеспечивает целостное восприятие детского мира, с учетом возрастных особенностей и ведущих видов деятельности. Играя - обучаем, обучая - играем. Наш проект включает в себя теоретическую и практическую деятельность. Кроме этого в рамках разно уровненного обучения, мы стремимся в полном объеме использовать образовательный потенциал.
2. Цель
1. Овладение знаниями о живой природе как важной составной части содержания образования в целом, методами познания;
2.Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
3.Формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
4.Принимать участие в решении экологических задач, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, учитывать проблемы экономики в общественной и практической деятельности.
5.Развитие познавательных интересов у учащихся.
6.Воспитание культуры поведения
3. Задачи
Природоохраняемые и исследовательские:
1. Провести акцию благоустройства силами учеников.
2. Привлечение массовости к данной проблеме на районном и областном уровне, через средства информации телевидение и в газетах.
3. Провести контроль за развитием учащихся и состоянием их здоровья.
4. Развитие туризма в районе.
Образовательные и воспитательные:
1.Формирование активной жизненной позиции учащихся по отношению к экологическим и духовно- нравственным проблемам.
2.Формирование необходимого уровня знаний и умений на четко определенном уровне: ознакомительном, репродуктивном, творческом, осуществляемым в коллективе.
3.Отвлечение от вредных и укреплению здоровья, развитие физической выносливости подростков. Развитие положительно-активного отношения к ценностям физическими занятиями, на примере туризма, оптимизации физического развития детей, физической подготовленности
4.Подготовленности учащихся, формирование личности занимающихся с позиции морально-нравственных ценностей.
5.Популяризации вида спорта (туризм). Приобретение к расширению знаний учеников по экологии, краеведению, туризму. Развитие интереса к общественному полезному труду. Развитие дружественных отношений в коллективе.
Участники проекта
Ученики МКОУ Троицко-Сунгурской средней общеобразовательной школы: 8 класс. Учитель физической культуры, руководитель объединения туристко-краеведческого объединения «Зеленый патруль», Мерзлякова Оксана Викторовна
3. Содержание проекта
Туристско-краеведческий проект «Родными тропами за чистыми истоками» - проект по исследованию водных объектов, который поможет учащимся совершенствовать навыки исследовательской деятельности; сформировать своё отношение к окружающему миру; учиться мыслить глобально, а действовать локально, стремясь к сохранению природных уголков в своем родном крае; отработать навыки природоохранной деятельности; развить творческие способности, сформировать успешную личность.

Проект осуществляется в 3 этапа:
1этап – на занятии в кружке « Зеленый патруль», после проведения похода в лес, перед учащимися была поставлена задача: определить лучшие природные места окружающие нас, которые имеют ценность. Наш выбор пал на исследование родников. Это одно из немногих мест, где на незначительной территории находится такое количество источников питьевой воды. Экскурсия в село Комаровка окончательно определило наш выбор. Во время экскурсии проводится фотографирование местности с целью создания фотовыставки после окончания проекта.

2 этап - практическая работа «Исследование водных объектов и благоустройство его территории».
Проект предполагает сохранение водных объектов, расположенного вблизи населенного пункта. Работа направлена на поиск источников и их изучение: выявление источников загрязнения, возможность использования для питьевых целей, определение местонахождения на карте, описание, фотографирование. Итогом работы по проекту для всех групп учащихся является охрана природных богатств своей малой Родины.Каждая группа работает по своему направлению: исследуют растительность и животный мир, источники загрязнения и меры защиты родника. Важной составляющей проекта является связь с историей и краеведением, так как можно поручить учащимся, найти исторические материалы об объекте исследования.

3 этап - в заключение проекта проводится конференция для учащихся школы. Целью конференции является подведение итогов, ознакомление школьной общественности с проектом. На конференции проводится выступление групп, с презентациями и докладами. Конференция совмещается с открытием фотовыставки «Родники земли родной», которую готовят участники проекта.

4. Основные идеи проекта
1. Научная:
Индивидуально – дифференцированное обучение – это совокупность основных положений, в которых в равной степени структурирована и отработана система, которая определяет уровнем знаний, умений и уровнем развития учащихся.
2. Общепедагогическая:
Учебная деятельность имеет лучший результат при выполнении следующих условий: учебно-тренировочная деятельность должна быть организована в виде последовательности взаимосвязанных и логических вытекающих друг из друга коррекционно-профилактических задач.
3. Социальная:
Ученик должен быть субъектом учебной деятельности. В основе лежат субъект-субъектные отношения между педагогом и учеником, так же во взаимоотношениях между школьниками.
5. Для успешной реализации нашего проекта необходимо:
В проекте предусматривается работа с учетом возрастных способностей и разно уровневым развитием. Навыки и умения приобретаются под влиянием «Авторитета», «Доверия» - педагога. Вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизма, товарищества, взаимопомощи). Данный возраст предоставляет большие возможности, для развития нравственных качеств личности. Применение игрового и соревновательного методов в данном возрасте наиболее актуальны, так как дети очень энергичные, эмоциональные, любознательные. Так же, применяются методы: словесного объяснения, наглядный, метод непосредственной помощи. Эти методы показывают наиболее лучший результат в обучении. Сущность педагогического процесса раскрывается с применением инновационных технологий в процессе образования. Использование передовых технологий формирует новые идеи, выстраивает систему работы и проверяет их на практике. Это позволяет прогнозировать результаты. Каждая группа работает над темой, которая ей наиболее интересна, поэтому каждый ребенок имеет возможность для самореализации:
- проведение биологических или химических, исследований;
- обработка литературных и Интернет – ресурсов;
- сбор научного материала и оформление дневника наблюдения;
- компьютерная обработка и анализ результатов;
- организация выступления с презентацией или докладом;
- техническая обработка результатов и представление их с помощью компьютерных и Интернет-технологий.
Каждый ученик выполнял свою роль в реализации проекта: лидер группы, исследователь, консультант, оформитель. Темы исследований в каждой группе позволяют учащимся выйти за рамки школьной программы и проявить свои творческие способности.

6. Ожидаемый результат
- познание родного края и исторических ценностей. Привлечение интересов людей к экологической проблеме, загрязнения окружающей среды.
- « не умеющих»- младший возраст, научить пользоваться картой, компасом, ориентироваться по приметам и признакам, навыки разведения костра и организации места отдыха
- «умеющих определенные навыки» - старший возраст, научить использовать и применять в зависимости от местности и рельефа, пользование туристическим снаряжением.

7. Объекты исследования
1.Объектом исследования стала источники воды - химический состав воды и полезность ее применения.
2. Объектом исследования стали, также занимающиеся и участвующие в походах школьники у которых будут отмечены:
А) Уровень здоровья учащихся, физической подготовленности, уровень физического развития, уровень взаимопонимания в группе, туристические навыки и умения;
Б) Мониторинг участия в школьных, районных, областных мероприятиях.

Современные условия жизни и образования предъявляют вы¬сокие требования к уровню психофизического состояния школь¬ников, к их общекультурной готовности при переходе из школы во взрослую жизнь. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию де¬тей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно раз¬вивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Анализ специальной литературы, изучение практического опы¬та показали, что одним из таких подходов является применение эле¬ментов туризма в работе со школьниками. При этом вы¬явлено, что доступные формы туризма используются не только в познавательных и воспитательных целях, но и развитии общей физической подготовленности. Воп¬росы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании школьников.
С целью проверки этого предположения нами были обследованы учащиеся кружка «Зеленый патруль» 14-15 лет по следую¬щим направлениям:
а) с помощью различных контрольных упражнений выявлялся уровень физической подготовленности; теоретические знания и практические;
б) социометрические методики, экспериментальная игра и пе¬дагогические наблюдения позволили определить уровень благопо¬лучия взаимоотношений и дружеских отношений в группе сверст¬ников;
в) с помощью специально разработанной методики изучался уровень знаний в области физической культуры и правил поведе¬ния на природе.

Показал, что у обследуемые школьники относятся к основной группе здоровья 100%, у них преобладает средний и выше – среднего уровень развития физических качеств и координационных способносте33.3%, Уровень физической подготовленности: высокий составляет 50%, выше среднего и средний 25%.

У школьников изучаемой воз¬растной группы определен высокий 78% уровень благополучия взаимо¬отношений.

Средний уровень знаний в области физической куль¬туры и туризма, по сравнению с требованиями базовой программой, на начальном этапе обследования показал высокий уровень 60%, средний 330%, низкий уровень 10%
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что существующее содержание и методы традиционного воспитания явно недостаточно воздействуют на личность школьника, а средства физической культуры реализуют двигательный компонент с преобладающим средним уровнем физической подготовленности. Именно эти положения дали возможность выработать исходные позиции для разработки методики с использованием средств туризма в физическом воспитании школьников 10 -16 лет.
При разработке методики и определении ее содержательной стороны мы исходили из содержания общей подготовки туриста, которая включает различные по содержанию виды туристской подготовки: теоретическую, физическую, техническую и тактическую, а также формирование личностных качеств.
При подборе средств, для каждого вида подготовки учитывались нами возрастные особенности, а также возможности их содействия в решении программных задач.
Схема № 6

Были использованы для физической подготовки:
— физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие качеств и способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой преодоления;
— специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
— подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
Были разработаны для физического воспитания:
— доступные для школьников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т.п.);
— к средствам туризма относится и сама туристская деятельность, через которую формируются нравственные качества учащихся и познается окружающий мир, а сменяемые туристские должности в этой деятельности являются средством познания самих себя.
Эти средства туризма нами включаются не только в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых, но и в учебную работу на уроках физической культуры и ОБЖ.
Проводилась учебная и познавательная работа на занятиях:
— на воздухе в форме бесед, дидактических игр, круговые тренировки, занятия-соревнования, прогулки-разведки, прогулки-поиски, природоведческие прогулки.
8. План действий
1.Подготовительный этап.
Задачи:
1.Ознакомить учащихся с современными экологическими проблемами родного края.
2.Отобрать группу учащихся для работы.
3.Определить ресурсы необходимые для выполнения проекта, разработка тематических экскурсий
4.Ознакомить с проектом родителей, для непосредственной помощи.

Мероприятия:
1.Экологическая викторина.
2.Туристко-краеведческий урок «Без воды жизни нет на земле»
(ознакомление с проектом).
3.2-дневный поход (палаточный лагерь)
4. Экологическая операция «Все вместе на чистой земле»

2.Основной этап.
Задачи:
1.Освоить и применить на практике различные способы по сохранению окружающей среды.
2.Организовать мероприятие, нацеленное на очистку территории от скопления мусора.
Мероприятия:
1. Практическая работа.
«Изучение и очистка источников от загрязнения и благоустройство прилегающей территории».
2.Виды отходов и их дальнейшая утилизация

3.Заключительный этап.
Задачи:
1.Ознакомить с результатами работы учащихся школы, родительскую общественность и педагогический коллектив.
2.Оформить результаты работы и составить отчет о проделанной работе.
3.Оценить результат работы.

Мероприятия:
1.Составление паспорта источника.
2.Отчет - заметка на сайте школы.
3.Фотовыставка « Родники земли родной».
4.Экологическая конференция
Разработка маршрутного листа
Экскурсионные маршруты
Исторически - познавательный – библиотека с. Комаровка
Социально - оздоровительный - туристическая полоса
Экологический – лесной массив, пруды, дикие животные, муравейники, разновидности растений, занятия пчеловодством.
Разработка маршрута и стоянок
Маршрут туристической – краеведческой тропы имеет общую протяженность 6 км. Состоит из 4 стоянок. Создание маршрута позволило работать в практической, исследовательской деятельности по изучению родного края, природного мира, культуры и истории, а также приобретениям знаний и навыком по туризму. Маршрут разработан с учетом оздоровительного направления (чередования физической нагрузки и отдыха). Информативность маршрута определяется тем, что на ней представлены основные экологические системы местности: лесные и водные.
Стоянка №1 «Мой край родной»
Маршрут проведет туристов по красивейшим местам Ульяновской области, где находятся не только много растительного мира, но и животного мира. Много родников, которые имеют большое значение для местных жителей села, как чистые источники питьевой воды. Наш поход начнется со спуска с горы. Перед нами как на ладони ложится местность, опоясывающая с. Комаровка лугами, полями. Путь идет на восток. Тропа то спускается, то взбирается на обрывистые кручи, то сбегает на пойменные луговина.

Нередко бурелом преграждает путь. Местами заболоченные места и пруды. Подъезжая к селу севернее, вправо от дороги живет цапля, которая уже ни первый год облюбовала это место. В старину говорили, что поместье было куплено у разорившегося помещика Абрамцева. Комарова Софья была дочь богатого помещика, по наследству получила огромное состояние, к полученному купила еще много земель, так как она стала владелицей имения Комарова. Эти места ей понравились. Кругом лес, ручьи, места распаханные земли – все это расположило ее обосноваться здесь.

В левой стороне при въезде в село, в лесу было выстроено деревянное очень красивое двух здание. Рядом были ключи, пруд. Из ключа вытекал ручей с чистой холодной водой. Вокруг имения рассажены аллеи, где росло много сирени. В лесу было много черемухи. Но помещица была очень жестокая и не терпела от своих крепостных никакого неповиновения. Однажды за самовольный сруб леса она очень жестоко наказала одного молодого крестьянина и ночью крепостные подожгли дом Комарова. Сама помещица спаслась. Будучи бездетной, она все надежды возлагала на племянника и потому она помогала ему получить хорошее образование. Племянник оправдал надежды, окончив университет Петербурге и долгие годы проработал там, но по состоянию здоровья вынужден был переехать в поместье. Именно им в память своей умершей дочери он посадил сиреневую аллею, которая сохранилась по сей день. На окраине села находится родник мученицы Праскевы Пятницы. Родник представляет собой неглубокий колодец, который располагается в маленьком деревянной часовне. Вода в роднике непроточная. Этот источник назван в честь явления иконы святой великомученицы Праскевы Пятницы. С Параскевы, с 28 октября, в деревнях обычно начинались зимние посиделки молодежи (супрядки), когда невесты и женихи уединялись в задних светелках, чтобы «приглядеться». Накануне посиделок девушки бегали к «живой воде» (к ключам, родникам, ручьям и речкам) «дать заветы» и оставить у воды иконки Параскевы-заступницы, выпрашивая у нее хорошего жениха. Преподобная Параскева была римлянкой, занималась домоткачеством и пострадала за веру Христову при императоре Диоклетиане. После мук она была усечена мечем, но от веры в Христа не отказалась. В дни поминовения Параскевы в Родниках по традиции устраивались большие гулянья – с хороводами, качелями, каруселями и мелочной торговлей. На осеннюю Параскеву на задворках начинали мять лен, готовя его для прядения. Бабы и девки в этот день приносили на площадь к церкви пряди льна (кудели) «на льняные смотрины». Приходские священники окропляли кудели святой водой и благословляли женщин на успешную работу. На Девяту в Родниках гуляли с пятницы до воскресенья. Эти дни были нерабочими, праздничными.

Раньше в селе была большая красивая церковь, освященная в честь Крещения господня. При храме служили несколько священников. Тогда все набожные люди часто ходили в церковь, на праздники святили воду. В один из таких светлых дней, а это было на десятую пятницу по Пасхе, священники с изумлением увидели на дне колодца икону. Хотели достать ее, но им в руки она не далась, то появлялась, то исчезала. Именно этот источник занесен в книгу «Родники Ульяновской области». Некоторое время спустя пас пастух стадо овец, зашел воды напиться, увидев икону, достал. Видно Богу было угодно попасть в хорошие руки. Икону сразу же поместили в местную церковь, на месте явления иконы построили часовню с большим иконостасом.

Долгое время икона помогала простым людям, жаждущим и страждущим, помогая в бедах и горестях. В 60-е годы иконы были вывезены в с. Троицкий - Сунгур. Икону спасли, а из церкви сделали сначала клуб. Жители села и приезжие из разных сел района приезжают за святой водой, а жители ходят молиться в часовенку. Обо всем об этом можно узнать в библиотеке, там собран большой материал об истории села.

Туристы узнают не только историю, но и познакомятся с долгожителями села, культурой быта. Посмотрят работы старых умельцев. Узнают художников, которые рисовали родники, а также писателей, произведения которых описывали красоту природы. Нам хочется внести свой вклад в увековечении наших достопримечательностей, так как на территории нашего села находятся 8 родников, и у каждого есть своя история. Исследования, над которыми мы хотели бы пронаблюдать – это качество воды, в зависимости от времени года (весна, осень) и места расположения на территории села.

Большое количество родников, прудов говорит о том, что село находится в низине. Посещение прудов познакомит нас с флорой и фауной края. Серебрится гладь воды, тихий ветерок. Шорох камыша привлекает нас увидеть эту красоту. Животные спешат, птицы прилетают, испить воды в знойный день. На окраине села « Балашеевский» пруд и др.

Стоянка№2 «Водичка, водичка - умой мое личико»
Долгие годы, передавая из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе предания, легенды. В 20 веке Россия пробудила особый интерес народа к своей истории. У каждого родника есть своя история, история явления иконы и достоверные случай чудодейственного исцеления от святого источника. Господь наш милосердный помогает тем, кто верует в Него, и с чистым сердцем и благоговением просит Его о помощи, приходит за исцелением на Святой источник. Посещение святых мест помогает обрести душевное и телесное здоровье. Посещение родника «Глазного», «Настасьины слезы», «Петра и Февроньи», «Святой Матроны», «Балашеевский родник», «Елошник» лесной и «Елошник»полевой. Два родника имеют уже давно свои названия, это «Глазной» и « Праскевы Пятницы» а остальные не имели названий. Учениками нашей школы, проводя беседы с со старейшими жителями села, которые почитают Великих Святых выяснили, что именно им поле чаще поклоняются для исцеления и прощения грехов людских. Нами были предложены данные названия родникам, что получило положительные отклики у жителей села.
В народе говорят, что святой «Глазной» родник помог прозреть незрячему, после того как от раскаялся в своих прегрешениях. Его мечта сбылась. Посей день, приходят миряне и завязывают ленточки на счастье, удачу, загадывают желания. Веруют в исполнение.
О роднике «Настасьины слезы» рассказывают, что давным - давно отправила молодая жена своего мужа защищать землю русскую. Ждала его до глубокой старости. Любовь и верность берегла. Слезами день и ночь умывалась, да суженого так и не дождалась. Вот и появился возле дома, где жила Настасья родник, с чистой ключевой водой.
Святой источник « Петра и Февроньи», из которого сельчане берут питьевую воду. О них говорили, что в их доме мир, да любовь торжествовала. По приданиям говорили, что не любили они гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей. Даже после представления, они остались вместе покоиться.
Родник святой «Матроны». Это покровительница всех женщин, помогает младенцам. Все что ни попросишь, все исполнит. Успокоит душу, залечит раны. Святой «Матроне» молятся о хороших женихах, о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье. В этом роднике на крещение купаются жители села. Много и других, за которыми ухаживают жители села, охотники. Ведь это дает возможность испить воды, в дальнем пути, как человеку, так и животным.
Стоянка №3 «Полоса препятствий»
Здесь закрепляются основы или обучаются туристическим навыкам. Дается карта местности и особенности проверяются знания топографических знаков, умения пользоваться страховочной беседкой, умение вязать узлы, организация само страховки, пользоваться компасом, в зимнее время года умение ходить на лыжах, инструктаж по технике безопасности, умение укладывать рюкзак. Способы ориентирования. Определение сторон горизонта по местным признакам

Грудная обвязка, страховочная беседка Распознавание топограф. Знаков
Оказание доврачебной помощи: транспортировка вдвоем, в рюкзаке, с помощью веревки, устройство сиденья с помощью рук, самодельные носилки, помощь утопающему. Состав медицинской аптечки. Виды травм
Стоянка №4 «Нам песня строить и жить помогает»
Палаточный лагерь: установка палатки (виды укрытий), разведение костра (типы костров), костровое оборудование, приготовление пищи из «подножного корма». Конкурсы, песни.

Выводы
Для нас интересна комплексная оценка туристического маршрута, как для участников, так и для работающей группы по данному проекту. Работа над этим проектом позволило нам вовлечься в практическую, научно – исследовательскую деятельность, привлечь средства массовой информации и местные власти к рассмотрению данной проблеме – «Реконструкция и сохранность водных объектов – памятников природы». По результатам исследования нами были сделаны следующие выводы;
1. Охрана родников несет оздоровительно-познавательное направление и полезна как для туристов, учеников, но и для жителей села.
2.Учитывая возможности и нужности (в патриотической направленности и оздоровительной) на ней можно создать туристические экскурсии не только для учащихся школы, но и района, ближайших районов.
3. Повысить информативность маршрута – проведение туристических слетов, оформление стендов, которые будут трех видов: инструктивные, познавательные, эмоциональные.
Пример
Услышь, Рассмотри, Почувствуй!
Помоги спасти красоту Родного края!
Сохрани, как самого себя!
Бог создал для тебя, создай для всех!
Как прекрасен этот мир!
4.Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов и прогулок-походов. День здоровья проводится в форме слета, в процессе исследования нами разработано два варианта его проведения. В основу планирования процесса физического воспитания с элементами туризма положен принцип цикличности. Построение циклов базируется на особенностях туристской деятельности, которая включает три непрерывных взаимосвязанных этапа: подготовку, проведение и подведение ее итогов. Основу каждого цикла составляют «выходы» детей как в природную, так и в социальную сферу. Повторное обращение в разных циклах к одним и тем же социальным объектам с постепенным усложнением двигательного и познавательного учебного материала позволяет углублять знания об окружающем мире и совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка. Продолжить контролем уровня здоровья, реконструкция обветшалых родников, контроля за качеством воды в родниках. Работа в данном направлении способствует: повышению научного уровня школьного образования, здесь нас обучают, воспитывают и готовят к взрослой жизни. А также прививают любовь к родному краю, Родине. Маршрут создавался с помощью нас и для нас. Мы во главе с руководителем заинтересовались данной проблемой и с удовольствием стали участниками экспериментального опыта. Поэтому маршрут служит для нс и лабораторией для исследований и мастерской для труда и площадкой для агитации и выступлений. Природа создана для нас и мы ее должны сберечь! Сбережем природу, сбережем себя и дадим жизнь новому поколению!

ЛИТЕРАТУРА
1.Для проведения работы была использована следующая информация:
Общее направление работы было взято из Постановления Правительства Москвы от 30.05.200 № 399 «О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы» . Вестник мэрии Москвы № 13, 2000.
2.Методики экспериментальной работы были взяты из источников:
Алексеев С.В., Груздева И.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. М.: АО VLC/ 1996
3.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг М.: Агар. 1999.
4.Боголюбов А.С., Кравченко М.В. Простейшая методика описания почв: Методическое пособие – М.: Экосистема 1998.
5.Буйволов Ю.А. Физико-химические методы изучения качества природных вод: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997.
6.Водолажсшя И.А. Программа занятий кружка «Мир вок¬руг нас» для подготовительных групп детского сада //Тури-стско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. — Омск: Обл. ЦДЮТ, 1996, с. 23-25.
7.Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятель¬ности старших дошкольников: Метод, реком. — М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.
8.Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошколь¬ников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11-12.
9. Остапец А.А. Концептуальные положения программы «Шко¬ла — окружающий мир» //Краеведо-туристская работа с дош¬кольниками: Матер, науч.-практ. конф. М., 1995, с. 7 — 9.
10.Скорыншш Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.
11.Сулеймапов И.И. Система основных понятий теории физичес¬кой культуры: Учеб. нос. — Тюмень: Вектор Бук, 1999. — 16 с.
12.Шарманова СБ., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физи¬ческого воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50 — 54.