ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ (ИГРА «ВЫБОРЫ КОМАНДИРА»)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ (ИГРА «ВЫБОРЫ КОМАНДИРА»)

Грищук Екатерина Григорьевна Учитель истории и обществознания, классный руководитель МБОУ гимназия № 9 г.Воронежа, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ (ИГРА «ВЫБОРЫ КОМАНДИРА») Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Януш Корчак Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. Жан Фабр Передо мной лежит брошюра, изданная 45 лет назад, в 1966 году «Структура органов ученического самоуправления учащихся средней школы № 41 города Воронежа». Брошюру дал мне мой дедушка Емельянов Василий Григорьевич, который в те годы был директором 41 школы Воронежа и активно развивал в ней школьное самоуправление. В декабре прошлого года моему дедушке – ветерану Великой Отечественной Войны, фронтовому разведчику, отличнику народного просвещения, председателю областного совета ветеранов журналистики исполнилось 90 лет. Несмотря на возраст, он всегда интересовался моей работой. И я, зная о том, как в свое время работал он, с большим увлечением рассказывала ему, как провожу выборы в органы самоуправления в классе. В итоге завязывался интересный диалог, который показывает, что в разные времена в нашей стране педагоги искали подходы в решении этой проблемы. Ибо вопрос, как можно организовать ученическое самоуправление в классе, школе, не новый. И сегодня хотелось бы в рамках Конкурса «Я - классный руководитель!» поделиться опытом организации школьного самоуправления в рамках класса. Классным руководителем я являюсь уже 16 лет. В приведенной разработке использованы материалы работы с двумя классами, (выпуск 2005 года и класса, заканчивающего школу в этом году). Вначале хотелось бы отметить, что в нашей гимназии периодически происходят выборы в общегимназический парламент. В выборах участвуют все старшеклассники 9-11 классов. Но затрагивают эти выборы наиболее активную часть учащихся. Большинство остается в стороне, остается в стороне, несмотря на то, что каждый получает бюллетень для голосования и лично бросает его в избирательную урну. В саму избирательную гонку, в избирательную компанию вовлечены немногие. Именно так, впрочем, происходит и во взрослой игре в выборы. От большинства граждан требуется просто прийти на избирательные участки и проголосовать. У многих, может быть, в связи с этим возникает чувство, что на выборы можно не ходить, так как от них ничего не зависит. Низкая явка избирателей может быть вызвана разными причинами, но мне хотелось бы отметить сегодня одну – отсутствие ярко выраженной гражданской позиции. Воспитание гражданственности – одна из важнейших задач, которая ставится сегодня перед образованием. Проводя выборы в школьный парламент, мы развиваем чувство ответственности за свою гимназию, а проводя выборы в классе, у нас есть все шансы достучаться до каждого учащегося. Именно поэтому с каждым новым классом я начинаю играть в игру «Выборы мэра». Почему нужно играть в выборы? Ответом служат слова величайшего педагога Януша Корчака: «Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых». Для детей – это главная работа, главный вид деятельности, а мы учимся всему тому, что делаем. Как нужно играть в выборы? Ответом могут послужить слова французского естествоиспытателя Жана Фабра: «Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение». Итак, играть нужно по правилам. Только в этом случае она возымеет должный эффект. Еще хочется напомнить, что в игре в отличие от труда важен ПРОЦЕСС, поэтому игра должна проходить в дружелюбной обстановке. Игру можно провести в два дня. Посмотрим, как организовать этот процесс. Какова роль учителя на каждом этапе? Каковы действия учащихся? Что должно получиться у нас в итоге? Все ответы на данные вопросы кратко изложены в Приложении 1. В нем отражены все этапы и действия учеников и учителей. В первый день на классном часе мы должны провести следующие мероприятия: 1. Выдвинуть кандидатов 2. Определить группы поддержки кандидатов 3. Дать задание группам поддержки. Посмотрим на то, как проходит первый день чуть более подробно. Итак, выдвижение кандидатов. Его мы проводим условно в два этапа. Первый – в форме «Мозгового штурма», когда учитель просит назвать фамилии тех, кто, по мнению ребят, достоин стать командиром класса. В этом случае важно записывать любое имя, не критикуя, не комментируя. Обычно называют от 10 до 15 фамилий. После этого мы предлагаем ребятам подумать над записанными на доске кандидатурами и выбрать тех, за кого они отдадут свой голос. Каждый может голосовать за 3-4 кандидатуры. Напоминаю, пока речь идет о том, кто войдет в бюллетень для голосования. Результаты по каждой кандидатуре записываются на доске. В конце голосования видны первые четыре, те, кто получил большее количество баллов. Именно их имена войдут в бюллетени. В этот день нужно дать задание группе учащихся подготовить бюллетени. Они могут быть нарисованы или напечатаны. В нашем классе этим традиционно в течение всех лет занимался один человек - Артём Минасов. У него собран целый банк данных бюллетеней. Образец бюллетеня приведен в Приложении 2. Группа поддержки кандидатов формируется самим кандидатом. Ребята сами выбирают тех, кто им будет помогать проводить избирательную компанию. В первый раз учителю важно объяснить, что от них требуется: подготовить листовки, которые могут быть напечатаны или нарисованы, плакаты, представление кандидатов. Возможно, ребята подойдут за консультацией и здесь важно каждому все подробным образом объяснить, рассказав, как и в какой форме нужно готовить представление. Причём чаще всего вопросы сводятся к следующему типу: «А можно мы сделаем ТАК!» Ответ может быть только один – МОЖНО! Надо поощрять любые формы представления, так как это развивает творчество учащихся. Особая помощь может потребоваться кандидатам. Им нужно рассказать, что может быть включено в их программу. День второй – самый насыщенный, ибо в этот день мы: проводим агитацию, жеребьевку кандидатов, показываем рекламные ролики кандидатов, голосуем, считаем голоса и подводим итоги выборов. Итак, обо всем по порядку. Для агитации может быть создан стенд с информацией о кандидатах. В этот день весь класс превращается в место для агитации. Группы поддержки кандидатов развешивают листовки, плакаты везде, где только могут. После уже сам кандидат представляет себя и выступает со своей программой. Затем проводится жеребьевка кандидатов, чтобы определить последовательность их выступления. Это очень важно, чтобы всё решил случай и учителя, как главного организатора выборов никто не смог обвинить в предвзятости и попустительстве кому-то из кандидатов. И только после жеребьевки мы переходим к просмотру рекламных роликов кандидатов. Опыт показывает, что они могут быть трёх форм: 1. Сценки 2. Компьютерная презентация 3. Рассказ о кандидате Каждый ролик завершается выступлением самого кандидата. В презентации приведены фрагменты выступлений кандидатов этого учебного года в 11 «А» классе. После просмотра роликов и беседы с кандидатами класс принимает решение и голосует. Раньше голосование проходило с помощью специально созданного ящика, который виден на слайде. Позже мы стали использовать «волшебную шляпу», в которую ребята опускают бюллетени. Что касается работы счетной комиссии, то она формируется из доверенных лиц кандидатов, и сразу после голосования покидает кабинет для подсчета голосов. Ни разу не удавалось выбрать командира по итогам первого тура выборов. Ведь нужно, чтобы он набрал 50% голосов + 1 голос. Поэтому во второй тур проходят те кандидаты, которые заняли 1 и 2 место по итогам первого тура. Тут учителю важно снова обратить внимание учащихся на двух кандидатов, дать возможность еще раз подумать над своим выбором и написать одно имя на листе бумаги (Бюллетени делать мы уже не успеваем, а продлевать эту процедуру я не считаю целесообразным). В итоге классный руководитель может столкнуться с разными вариантами. Победа с перевесом в один голос и только потому, что кто-то проголосовал против всех. Думаю, что из этого можно сделать много выводов о роли каждого голоса, о том, почему сегодня в России отменено протестное голосование. И все это замечательный повод для беседы с учащимися, и этот повод нам преподнесла игра в выборы, и уроки этой игры ребята запомнят на долго. В этом году у нас произошел другой случай – итог был неожиданный – равное число голосов набрали два кандидата. Счетная комиссия приняла решение: пусть управляют вдвоем. Будучи историком, знаю, что такие случаи бывали и назывались дуумвиратом. Однако они не приводили к процветанию государства. Но вместе мы решили - попробуем, однако… не получилось. Поэтому через неделю мною было принято решение провести третий тур выборов, в ходе которых определился единственный командир класса. Могу сказать, что и эта ситуация, возникшая в процессе ИГРЫ, стала серьезным испытанием для меня, двух командиров, их групп поддержки и для класса в целом. Она дала пищу для размышлений каждому, и каждому помогла проанализировать своё поведение, сделать еще один шаг на пути личностного роста, а это, пожалуй – самое главное. Это – важнее простой победы на выборах с разницей всего в 2 голоса. Важно то, как каждый из нас изменился, как каждый из нас вырос в процессе этой игры и какие он из этого сделал выводы. После окончания выборов классный руководитель предлагает кандидатам, которые набрали чуть меньше голосов занять министерские посты – министра культуры, образования, труда. Таким образом, классное самоуправление сформировано. Дальше необходимо наладить его работу. Воистину, «Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение». И в процесс игры был вовлечен каждый учащийся, а как говорил один известный человек, занимавшийся довольно долго проблемами просвещения: «Нам нужны такие школьные организации, которые вовлекали бы всех ребят в осуществление всех вопросов, чтобы ребята сообща выносили какое-то решение относительно своей работы, относительно всего уклада жизненного и потом сами уже проводили в жизнь то, что постановили». Эти слова, которые являются эпиграфом в брошюре, составленной моим дедушкой, принадлежат Надежде Константиновне Крупской – заместителю наркома просвещения РСФСР, а значит – одной из создательниц советской системы образования. Крупской давно нет в живых, цитировать ее сегодня не модно… Уже 20 лет, как нет Советского Союза… Летом этого года не стало моего дедушки, который 50 лет своей жизни отдал советской школе и которого народный учитель СССР Марина Игнатьевна Картавцева в своей книге «Белый свет ненагляден» называла «самым детским директором». Дедушки нет, но у меня осталась схема органов ученического самоуправления его школы, его брошюра об органах ученического самоуправления, брошюра 1966 года, содержание которой так похоже на то, что мы делаем сегодня. А это значит, что идеи школьного самоуправления выдержали испытание временем!  

Скачать:

Предварительный просмотр:

Грищук  

Екатерина  Григорьевна

Учитель истории и обществознания,

классный руководитель

МБОУ гимназия № 9

Г.Воронежа,

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ  САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ  

(ИГРА «ВЫБОРЫ КОМАНДИРА»)

                                            Многие детские игры – подражание

серьезной деятельности взрослых.

Януш Корчак

                                                                 Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире

и надежнее, чем чтение.

Жан Фабр

        Передо мной лежит  брошюра, изданная 45 лет назад, в 1966 году   «Структура органов ученического самоуправления учащихся средней школы № 41 города Воронежа». Брошюру дал  мне  мой дедушка Емельянов Василий Григорьевич, который в те  годы был директором 41  школы Воронежа и активно развивал в ней школьное самоуправление. В декабре прошлого года моему дедушке – ветерану Великой Отечественной Войны, фронтовому разведчику, отличнику народного просвещения,  председателю областного совета ветеранов журналистики исполнилось 90 лет. Несмотря на возраст, он всегда интересовался моей работой.  И я, зная о том, как в свое время работал он, с большим увлечением рассказывала  ему, как провожу выборы в органы самоуправления в классе. В итоге завязывался интересный диалог, который показывает, что в разные времена в нашей стране педагоги искали подходы в решении этой проблемы. Ибо вопрос,  как можно организовать ученическое самоуправление в классе, школе,   не новый.  

И сегодня хотелось бы в рамках Конкурса «Я  - классный руководитель!» поделиться  опытом организации школьного самоуправления в рамках класса. Классным руководителем я являюсь уже 16 лет. В приведенной разработке использованы материалы работы с двумя классами, (выпуск 2005 года и класса, заканчивающего школу в этом году).

Вначале хотелось бы отметить, что в нашей гимназии периодически происходят выборы в  общегимназический парламент. В выборах участвуют все старшеклассники 9-11 классов. Но затрагивают эти выборы наиболее активную часть учащихся. Большинство остается в стороне, остается в стороне, несмотря на то, что каждый получает бюллетень для голосования и лично бросает его в избирательную урну. В саму избирательную гонку, в избирательную компанию вовлечены немногие.  Именно так, впрочем,  происходит и во взрослой игре в выборы. От большинства граждан требуется просто прийти на избирательные участки и проголосовать. У многих, может быть, в связи с этим возникает чувство, что на выборы можно не ходить, так как от них ничего не зависит. Низкая явка избирателей может быть вызвана разными причинами, но мне хотелось бы отметить  сегодня одну – отсутствие ярко выраженной  гражданской позиции. Воспитание гражданственности – одна из важнейших задач, которая ставится сегодня перед образованием. Проводя выборы в школьный парламент, мы развиваем чувство ответственности за свою гимназию, а проводя выборы в классе, у нас есть все шансы достучаться до каждого учащегося. Именно поэтому с каждым новым классом я начинаю играть в игру «Выборы мэра».

Почему нужно играть в выборы? Ответом служат слова величайшего педагога Януша Корчака:  «Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых». Для детей – это главная работа, главный вид деятельности, а мы учимся всему тому, что делаем.

Как нужно играть в выборы? Ответом  могут послужить слова французского естествоиспытателя Жана Фабра:   «Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение».  Итак, играть нужно по правилам. Только в этом случае она возымеет должный эффект. Еще хочется напомнить, что в игре в отличие от труда важен ПРОЦЕСС, поэтому игра должна проходить в дружелюбной обстановке.

Игру можно провести в два дня. Посмотрим, как организовать этот процесс. Какова роль учителя на каждом этапе? Каковы действия учащихся? Что должно получиться у нас в итоге? Все ответы на данные вопросы кратко изложены в Приложении 1. В нем отражены все этапы и действия учеников и учителей.

В первый день на классном часе мы должны провести следующие мероприятия:

  1. Выдвинуть кандидатов
  2. Определить группы поддержки кандидатов
  3. Дать задание группам поддержки.

Посмотрим на  то, как проходит первый день чуть более подробно. Итак, выдвижение кандидатов. Его мы проводим условно в два этапа. Первый – в форме «Мозгового штурма», когда учитель просит назвать фамилии тех, кто, по мнению ребят, достоин стать командиром класса. В этом случае важно записывать любое имя, не критикуя, не комментируя. Обычно называют от 10 до 15 фамилий. После этого мы предлагаем ребятам подумать над записанными на доске кандидатурами и выбрать тех,  за кого они отдадут свой голос. Каждый может голосовать за 3-4 кандидатуры. Напоминаю, пока речь идет о том, кто войдет в бюллетень для голосования. Результаты по каждой кандидатуре записываются на доске. В конце голосования видны первые четыре, те, кто получил большее  количество баллов. Именно их имена войдут в бюллетени.

В этот день нужно дать задание группе учащихся подготовить бюллетени. Они могут быть нарисованы или  напечатаны. В нашем классе этим традиционно в течение всех лет занимался один человек - Артём Минасов. У него собран целый банк данных бюллетеней. Образец бюллетеня приведен в Приложении 2.

Группа поддержки кандидатов формируется самим кандидатом. Ребята сами выбирают тех, кто им будет помогать проводить избирательную компанию. В первый раз учителю важно объяснить, что от них требуется: подготовить листовки, которые могут быть напечатаны или нарисованы, плакаты, представление кандидатов. Возможно, ребята подойдут за консультацией и здесь важно каждому все подробным образом объяснить, рассказав, как и в какой форме нужно готовить представление. Причём чаще всего вопросы сводятся к  следующему типу: «А можно мы сделаем ТАК!» Ответ может быть только один – МОЖНО! Надо поощрять любые формы представления, так как это развивает творчество учащихся. Особая помощь может потребоваться кандидатам. Им нужно рассказать, что может быть включено в их программу.

День второй – самый насыщенный, ибо в этот день мы: проводим агитацию, жеребьевку кандидатов, показываем рекламные ролики кандидатов, голосуем, считаем голоса и подводим итоги выборов. Итак, обо всем по порядку.

Для агитации может быть создан стенд с информацией о кандидатах. В этот день весь класс превращается в место для агитации. Группы поддержки кандидатов развешивают листовки, плакаты везде, где только могут. После уже сам кандидат представляет себя и  выступает со своей программой.

Затем проводится жеребьевка кандидатов, чтобы определить последовательность их выступления. Это очень важно, чтобы всё решил случай и учителя, как главного организатора выборов никто не смог обвинить в предвзятости и попустительстве кому-то из кандидатов. И только после жеребьевки мы переходим к просмотру рекламных роликов кандидатов. Опыт показывает, что они могут быть трёх форм:

  1. Сценки
  2. Компьютерная презентация
  3. Рассказ о кандидате

Каждый ролик завершается выступлением самого кандидата. В презентации приведены фрагменты выступлений кандидатов этого учебного года в 11 «А» классе.

         После просмотра роликов и беседы с кандидатами класс принимает решение и голосует. Раньше голосование проходило с помощью специально созданного ящика, который виден на слайде. Позже мы стали использовать «волшебную шляпу», в которую ребята опускают бюллетени.

Что касается работы счетной комиссии, то она формируется из доверенных лиц кандидатов, и сразу после голосования покидает кабинет для подсчета голосов.

Ни разу не удавалось выбрать командира по итогам первого тура выборов. Ведь нужно, чтобы он набрал 50% голосов + 1 голос. Поэтому во второй тур проходят те кандидаты, которые заняли 1 и 2 место по итогам первого тура. Тут учителю важно снова обратить внимание учащихся на двух кандидатов, дать возможность еще раз подумать над своим выбором и написать одно имя на листе бумаги (Бюллетени делать мы уже не успеваем, а продлевать эту процедуру я не считаю целесообразным). В итоге классный руководитель  может столкнуться с  разными  вариантами.

Победа с перевесом в один голос и только потому, что кто-то проголосовал против всех. Думаю, что из этого можно сделать много выводов о роли каждого голоса, о том, почему сегодня в России отменено протестное голосование. И все это замечательный повод для беседы с учащимися, и этот повод нам преподнесла игра в выборы, и уроки этой игры ребята запомнят на долго.

В этом году у нас произошел другой случай – итог был неожиданный – равное число голосов набрали два кандидата. Счетная комиссия приняла решение: пусть управляют вдвоем. Будучи историком, знаю, что такие случаи бывали и назывались дуумвиратом. Однако они не приводили к процветанию государства. Но вместе мы решили -  попробуем, однако… не получилось. Поэтому через неделю мною было принято решение провести третий тур выборов, в ходе которых определился единственный командир класса. Могу сказать, что и эта ситуация, возникшая в процессе  ИГРЫ,   стала серьезным испытанием для меня, двух командиров, их групп поддержки и для класса в целом. Она дала пищу для размышлений каждому,  и каждому помогла проанализировать своё поведение,  сделать еще один шаг на пути личностного роста, а это, пожалуй – самое главное. Это – важнее простой победы на выборах с разницей всего в 2 голоса. Важно то, как каждый из нас изменился, как каждый из нас вырос в процессе этой игры и какие он из этого сделал выводы.

После окончания выборов классный руководитель предлагает кандидатам, которые набрали чуть меньше голосов занять министерские посты – министра культуры, образования, труда. Таким образом, классное самоуправление сформировано. Дальше необходимо наладить его работу.

Воистину, «Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение».   И в процесс игры был вовлечен каждый учащийся, а как говорил один известный человек, занимавшийся довольно долго проблемами просвещения: «Нам нужны такие школьные организации, которые вовлекали бы всех ребят в осуществление всех вопросов, чтобы ребята сообща выносили какое-то решение относительно своей работы, относительно всего уклада жизненного и потом сами уже проводили в жизнь то, что постановили».

Эти  слова, которые являются эпиграфом в брошюре, составленной моим дедушкой, принадлежат  Надежде Константиновне Крупской – заместителю наркома просвещения РСФСР, а значит – одной из создательниц  советской системы образования.

Крупской давно нет в живых, цитировать ее сегодня не модно… Уже 20 лет, как нет Советского Союза… Летом этого года не стало моего дедушки, который 50 лет своей жизни отдал советской школе и которого народный учитель СССР Марина Игнатьевна Картавцева в своей книге «Белый свет ненагляден» называла «самым детским директором». Дедушки нет, но у меня осталась схема органов ученического самоуправления его школы, его брошюра об органах ученического самоуправления, брошюра 1966 года, содержание которой так похоже на то, что мы делаем сегодня. А это значит, что идеи школьного самоуправления выдержали  испытание временем!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ  (ВЫБОРЫ КОМАНДИРА)

РАБОТА УЧИТЕЛЯ

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

День 1

  1. Объявить учащимся о необходимости провести выборы командира класса.
  2. Организовать выдвижение кандидатов (форма проведения – «мозговой штурм»). Учитель записывает на доске все выдвинутые кандидатуры.
  3. Предлагает подумать учащимся над записанными на доске кандидатурами и выбрать одну, за которую каждый будет голосовать.
  4. Проводит голосование, задавая вопрос: «Кто за то, чтобы данный человек стал кандидатом в командиры класса.»
  1. Слушают информацию о выборах
  2. Называют фамилии одноклассников, которые, по их мнению, смогут руководить классом.
  3. Обдумывают все предложенные варианты и выбирают того, за кого будут голосовать.
  4. Голосуют.

Создан список кандидатов из

 3-4  человек. В него вошли ребята, получившие после голосования большинство голосов (первые 3-4 места)

  1. Дает поручение  1-2 учащимся подготовить бюллетени для голосования

 

  1. Печатают или рисуют бюллетени, в которые вносятся фамилии кандидатов в алфавитном порядке. Количество их соответствует количеству учащихся + классный руководитель.

Бюллетени для голосования.

  1. Дает поручение кандидатам набрать себе группу поддержки, которая поможет ему провести предвыборную кампанию и подготовить выступление.
  1. Объявляет о дне выборов, к которому все должно быть готово (через 2-3 дня)
  1. Кандидаты предлагают учащимся помочь им в подготовке предвыборной кампании.

Каждый кандидат имеет свою группу поддержки

День 2 (Выборы)

  1. Объявляет о начале агитации.
  2. Проводит жеребьевку среди кандидатов, дабы определить порядок их выступлений.

  1. Группы поддержки развешивают приготовленные листовки.
  2. Группы поддержки представляют своего кандидата.
  3. Кандидат выступает перед избирателями со своей программой.

Кабинет на время превращен в площадку для выборов.

  1. Просит каждого кандидата назвать свое доверенное лицо, которое войдет в избирательную комиссию по подсчету бюллетеней.
  1. Кандидаты называют по 1 человеку.

Формирование счетной (избирательной) комиссии

  1. Раздает бюллетени и объявляет о начале голосования.
  1. Получают бюллетени и голосуют, бросая их в приготовленный ящик.
  2. Счетная комиссия подсчитывает голоса и объявляет победителя

Избран командир класса

  1. Предлагает проигравшим кандидатам занять министерские посты.
  1. Кандидаты выбирают посты министров.

Сформировано классное самоуправление

ПОЗДРАВЛЕНИЕ командиров и министров!

Приложение 2. Образец бюллетеня

Бюллетень для голосования

Третий тур выборов

Каребина Людмила

Петряева Татьяна  

Поставьте галочку напротив того кандидата, за    которого вы отдаете свой голос


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам: