Проект "Семейная летопись" - как форма работы классного руководителя по созданию условий для совместной деятельности детей и родителей.

Проект "Семейная летопись" - как форма работы классного руководителя по созданию условий для совместной деятельности детей и родителей.

Работа состоит из трех частей: презентации проекта, описание опыта работы над проектом и материал для распечатывания проекта, Надеюсь, что мой опыт поможет многим классным руководителям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Prezentaziya.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

     Комитет по образованию Администрации Павловского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная средняя школа»

Павловского района Алтайского края

 

Номинация: Воспитательные системы, проекты и программы

ПРОЕКТ

«СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ» - КАК ФОРМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И  РОДИТЕЛЕЙ

Инновационный потенциал опыта:

данный опыт помогает совершенствовать детско-родительские отношения во время подросткового возраста.

                                                                                          Автор: Силина Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» Павловского района Алтайского края

Павловск

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. «СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ» - КАК ФОРМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ………………………………………...3
  2. ПРОЕКТ «СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ»…………………………………………9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. «СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ» - КАК ФОРМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчёркивает        исключительную роль семьи в решении  задач воспитания. Успехи в деле  воспитания возможны только при объединении усилий семьи, школы и общественности, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

   В современной социокультурной ситуации реализация Демографической доктрины и программы до 2025 года возможна только во взаимодействии семьи и школы, активизации педагогической и воспитательной деятельности семьи, придании ей целенаправленного, общественно значимого характера. Основные задачи для достижения данной цели сводятся к следующему:

  1. укрепить связи между семьёй и школой (привлечь родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);
  2. создать благоприятные условия для личностного развития и роста детей;
  3. создать ситуацию успешности для ребёнка в школе при непосредственном внимании родителей и т.д.

Закон Российской Федерации «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования считает следующий: «Гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье». Безусловно, это самые важные понятия воспитания личности. В Конвенции о правах ребёнка (1989) декларируется, что «ребёнку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

       Семьёй принято считать начальную человеческую общность, закладывающую основы личности. Семья является сложной, многофункциональной системой. Функции, которые она выполняет:

  1. экономическая (ведение общего хозяйства, экономическая поддержка других членов семьи в период нетрудоспособности, приобретение материальных ценностей);
  2. хозяйственно-бытовая (обустройство жилища, создание быта, материальное обеспечение);
  3. психологическая (семья защищает своих членов от экстремальных, стрессовых ситуаций, проявляет соучастие, сопереживание. Ведь именно семья позволяет человеку становиться более уверенным, стойким. «Семья – мой тыл» - и это действительно справедливое утверждение.

   Именно семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет большой общественный смысл. Семья – сильнейший фактор воспитания. Но сложность заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует. Процесс воспитания ребёнка очень сложен, многотруден и в каждой семье уникален. Конечно, семейное воспитание – это благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями. Постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

    Современные взаимоотношения школы и семьи выстраиваются на тесном союзе, обоюдным интересом которого выступает ребёнок – уважаемый школой и любимый родителями. Сегодня на учителя возложены задачи не только обучения и воспитания учащихся, но и умелой работы с родителями. Перед педагогами и родителями стоит важнейшая задача формирования личности – это нравственное воспитание человека в семье и школе, что является неоспоримой и важной целью всякого общества.  

   Одна из главных задач педагогов в общеобразовательном учреждении – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел детей и родителей.

Я работаю классным руководителем седьмого класса. За два с половиной года работы с моими мальчишками и девчонками мне удалось достичь многого в становлении классного коллектива. Дети достаточно дружные, активные. «Зажигаются и горят» вместе со мной при выполнении любого порученного дела, проявляя свои творческие способности. Неблагополучных семей нет. Родители пытаются поддерживать меня и своих детей во всех наших начинаниях, откликаясь на любую просьбу, активно участвуя в совместных мероприятиях класса. В «День пожилого человека» ребята приглашали бабушек и дедушек на классный час «Старость опытом богата», готовили музыкальную композицию для мам, посвящённую «Дню Матери», участвовали в семейных соревнованиях с папами в «День Защитника Отечества». Результаты анкетирования показали, что и родители, и дети очень тепло и трепетно относятся к совместным праздникам, стараются подготовиться к ним ответственнее, чтобы не подвести друг друга. Такие мероприятия способствуют сплочению семьи, улучшают взаимоотношения между детьми и взрослыми. Только объединение это происходит несколько раз в год, а хотелось бы, чтобы родители и дети были вовлечены в совместную деятельность на больший промежуток времени. Тем более что психологические и физиологические особенности подросткового возраста выражаются в стремлении к автономности от взрослых. Ребята начинают прислушиваться к советам не родителей, а своих сверстников, начинают дорожить мнением одноклассников, а не родных и близких. В большинстве семей возникают проблемы в общении между родителями и подростками, перерастая в вечный спор «отцов» и «детей». Не миновало это и мой класс. На родительских собраниях родители стали делиться со мной проблемами, которые возникают у них со своими детьми. Взрослые отмечают повышенную возбудимость, агрессию, упрямство непослушание и обидчивость у подростков. Дети же, говоря о трудностях взаимодействия с родителями, формулируют их так: «У мамы нет на меня времени», «Меня никто не любит», «Родители часто на меня кричат». Безусловно, в данной ситуации я не могла остаться в стороне, «переждать» этот трудный подростковый возраст. Посоветовавшись со школьным психологом, провела цикл бесед с родителями и детьми на тему: «Как избежать конфликтов в семье?», «Этот трудный подростковый возраст». На классном часе и родительском собрании мною была проведена анкета среди родителей и детей, которая была составлена так, что её участникам необходимо было ответить на одинаково заданные вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений (смотри приложение № 1 и № 2).  Беседы с родителями, анкетирование детей и взрослых показало, что подростки и родители начали постепенно отдаляться друг от друга. Возникла необходимость проведения такого мероприятия, которое бы на длительный срок «связало» родителей и детей общей целью, сплотило и сблизило их.

Объявление в России 2008 года «Годом Семьи» подсказало, что можно сделать для улучшения взаимоотношений в каждой семье – создать «Семейную летопись», которая позволила бы не только узнать своё происхождение, свой род, историю свой семьи, но и улучшила бы микроклимат в семье. Составление «Семейной летописи» займёт достаточно длительный срок, в течение которого совместными усилиями взрослых и детей будут восстановлены и семейные традиции, и детско-родительские отношения. И мои ребята, и их родители приняли моё предложение с энтузиазмом. В каждой семье есть то, чем можно поделиться в качестве примера для других. Каждая семья захотела обобщить опыт нескольких поколений для своих потомков. «Семейная летопись» - это своеобразная попытка размышления над неразрывной связью человека, семьи, его воспитавшей, и страны, в которой он живёт. Бабушки и дедушки, папы,  мамы и дети решились на увлекательное путешествие по страницам истории своих предков.

Творческие исследования семей были представлены в виде проекта, который был разработан и защищён на курсах классных руководителей в феврале 2008 года. Проектная деятельность – это активный поиск, исследование, она носит творческий и проблемный характер, позволяет учащимся проявить себя, свои аналитические и творческие способности.

                                                     Цель проекта:

  1. Создание условий для совместной деятельности детей и родителей.
  2. Воспитание уважения к семье, её родословной, формирование чувства гордости за принадлежность к своей семье, воспитание у подростков чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, забота о сохранении и умножении добрых семейных традиций, воспитание семьянина.

                                                     Задачи проекта:

 

  1. Помочь родителям сознательно строить и совершенствовать детско-родительские отношения.
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
  3. Создать условия для развития творческого потенциала семей.
  4. Научить детей работать с различными документами.
  5. Развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Такие цели и задачи мы ставили перед собой, начиная работать над проектом, понимая, что предстоит долгий и кропотливый труд по сбору информации, по его оформлению. Необходимо было найти время родителям, чтобы ответить на вопросы ребёнку о сведениях, касающихся их семьи, поговорить с ним так, чтобы ему хотелось оставить это в памяти для будущих поколений, записать и красиво оформить собранный материал. А детям – не только узнать информацию, но и, выслушав взрослых, понять, что это важно, что это необходимо сохранить для потомков.

Организация работы над проектом состояла из шести стадий: подготовки, планирования, исследования, результатов и выводов, представления и отчёта и оценки результатов.

 На стадии подготовки и планирования мы с ребятами и их родителями сначала познакомились со смыслом проектной деятельности, определили тему и цели нашего проекта, обозначили составляющие «Семейной летописи», выявили круг тех вопросов, ответы на которые нам хотелось бы узнать. Их оказалось достаточно много. Это и сведения о родных и близких, и рассказы об увлечениях семьи, воспоминания о службе в армии, путешествия и туризм, любимые книги и кинофильмы и многое другое (смотри приложение № 5 - 19). Всего у нас получилось 15 листов, которые необходимо было заполнить в течение полугода.

 Ребята предложили в качестве эмблемы проекта улитку, несущую на спине домик. Этот плакат с изображением нашего символа сопровождал детей в течение всей работы, как будто говоря нам: «Тише едешь – дальше будешь», не стоит торопиться в таком важном деле, чтобы не упустить и не пропустить самого важного и главного.  Составляющие летописи мы красиво оформили на отдельных листах, которые по мере их заполнения вкладывались в папку с мультифорами. Была важна даже покупка этой папки, которую родители выбирали в магазине вместе с детьми. В итоге – ни одной одинаковой не было.

Школа помогла нам распечатать материал по заполнению летописи на каждого участника проекта. Один из классных часов был посвящён тому, что мы с ребятами оформляли стенд, на котором отмечали этапы реализации проекта. Для этого детям был выдан шаблон «Мой дом», который каждый ребёнок разрисовал сам по своему усмотрению. Хотя шаблон был одинаковый у всех, домики получились все разные, очень красивые, яркие. Цветочные горшки в нарисованных окошечках, занавески, солнышко в небе и собачья будка – всё это свидетельствовало о том, что дети с энтузиазмом решили подойти к реализации данного проекта, показав свои творческие способности. Функция этого листка состояла в том, что прикрепив его на стенд, ребёнок отмечал на нём этапы прохождения проекта. Для этого мы ксерокопировали фотографии родных и близких, а потом, вырезая нужный силуэт, участник проекта вклеивал его в окошечко домика. По мере заполнения составляющих летописи, дом «заселялся» полностью, и было видно, кто на каком этапе работы.

 Исследование, сбор информации занял у нас около полугода, причём мы не ставили себе целью заполнять листы летописи  одновременно одни и те же. Это зависело от того, какой информацией владел ребёнок на данном этапе, о чём ему рассказали родители и что он смог узнать сам.

 На классном часе мы заполнили лист, касающийся самого участника проекта. Это было необходимо для того, чтобы научить детей работать с официальными документами, такими как свидетельство о рождении, паспорт. Мы определили круг вопросов, на которые необходимо было обязательно ответить: дата и место рождения, сколько лет исполнилось на время заполнения летописи, цвет глаз и волос, знак зодиака, черты характера, тип темперамента. При желании этот список мог быть дополнен и другой информацией, характеризующей заполняющего. Ребята на уроках литературы уже знакомы со средствами создания характера литературного героя. Теперь им предстояло самим описать характер, но только свой, а не вымышленного героя. Мои ученики справились с этой задачей блестяще, применив полученные на уроках знания в повседневной жизни.

После заполнения первого листка детям было уже легче работать над сбором информации о маме, папе, бабушках и дедушках как с материнской, так и с отцовской стороны. Здесь к этой работе подключились все члены семьи. Заполнение происходило уже по известной схеме, при желании которую можно было изменить. Главное, чтобы рассказ получился и достоверным, и увлекательным. На этом этапе ребята вновь использовали данные свидетельств о рождении и паспортов. Дети беседовали не только с мамами и папами, но и с бабушками и дедушками.   Трудность испытывали те семьи, родные и близкие которых к моменту заполнения летописи уже умерли или проживали далеко. Потребовалось дополнительное время, чтобы собрать материал для записей, опираясь даже на архивную информацию. Терпение, выдержка и желание «докопаться» до истины помогало моим ученикам и их родителям. Роль классного же  руководителя состояла только в том, чтобы своим советом, консультацией и помощью поддержать детей и взрослых в их желании продолжить и завершить начатую работу.

 При заполнении листка «Мои братья и сёстры» некоторые семьи использовали не по одному, а по два листка, так как захотели написать не только о родных, но и о двоюродных братьях и сёстрах. С большим интересом ребята заполняли листы «Домашние животные», «Любимые фильмы», «Любимые актёры», «Любимые книги», «Любимые музыкальные произведения». Очень важно было при заполнении учитывать мнения всех членов семьи. Поэтому в большинстве летописей эти рассказы начинались со слов «В нашей семье любят…….(читать, слушать, смотреть и т.д.)» Другие писали о пристрастиях всех членов семьи, если вкусы оказались разными.

 Полюбилась детям и взрослым страница «Путешествия, экскурсии, туризм». Совместный отдых объединяет, делает ближе всех членов семьи. Ведь это не так часто бывает из-за загруженности родителей. Оттого то и помнятся дольше эти мгновения счастья, которые не хочется забыть.

 С особым трепетом дети собирали информацию для листа «Служение Отечеству». Практически в каждой семье есть родственники - участники Великой Отечественной войны, о которых мы не имеем права забывать. Ребята не только нашли фотографии, награды, реликвии войны, но и записали эти бесценные воспоминания для будущих поколений и для себя, чтобы гордиться теми, кто отдал за них жизнь. Это история не только одной семьи, но и история нашего народа, нашей страны. В тех семьях, где не оказалось близких, участвовавших в Великой Отечественной войне, вспоминали о службе в армии отцов и дедов, об участии в «горячих точках». Безусловно, это бесценный материал для нравственного воспитания учащихся, ведь они учатся любить свою родину на примере,  который им показали их отцы и деды. Надеюсь, что теперь мои ученики не будут испытывать трудностей при написании сочинений, посвященных Дню Победы.

 Большинство детей моего класса занимаются в спортивных секциях. Мальчики не раз становились победителями соревнований по баскетболу, призёрами районного и краевого кросса, легкоатлетических эстафет. Отношение к здоровому образу жизни достаточно серьёзной и у родителей, и у ребят. Поэтому в своей летописи мы не могли обойтись без страницы «Спорт». Во многих семьях спортом занимаются все, это стало доброй традицией, которую, надеюсь, они будут передавать из поколения в поколение.

 В подростковом возрасте не все ребята могут дать объективную оценку своим поступкам. Многие стесняются откровенно говорить о некоторых вещах, которые их интересуют. В нашей летописи есть интересная страница «Всё течёт, всё изменяется…» Она как бы вторит знакомым словам из русской сказки: «Утро вечера мудренее». Всегда должно быть время для того, чтобы подумать. На этой странице дети и родители размышляли о своём представлении о счастье и несчастье. Интересно, изменится их мнение через несколько лет? В любом случае, я думаю, что им будет любопытно прочитать эти записи в будущем. Хотя некоторые из их размышлений поражают глубиной мысли и ответственным подходом к написанному.

 В ходе работы над проектом, мы попытались создать своё генеалогическое древо. Дети и родители работали с шаблоном, у всех макет был одинаковым. Это оказалось не совсем удачным, так как количество родственников разное, и поэтому не у всех получалось «вместиться» в рамки предложенного варианта. Работа по составлению родового древа заинтересовала даже больше родителей, чем детей. Они с увлечением рассказывали о том, сколько поколений им удалось восстановить. Надеюсь, что это исследование будет продолжено, и семейные летописи пополнятся генеалогическими древами.

  Для того чтобы заполнить составляющие «Семейной летописи», ребятам, мамам и папам необходимо было проделать огромную работу вместе, тесно и доверительно общаясь друг с другом в течение длительного промежутка времени, что, несомненно, благоприятно сказалось на внутрисемейных отношениях и позволило улучшить микроклимат в семье. Родители на собрании отмечали, что с увлечением помогали детям заполнять страницы летописи, понимая, что это бесценный материал, связывающий разные поколения в одно целое – семью.

 Первого сентября мы встретились на классном часе «Всему начало – твой дом», на котором говорили о семейных ценностях, о традициях, о духовном наследии. Родители и дети приняли активное участие в этом мероприятии, с гордостью рассказывая о том, сколько страниц летописи они заполнили в течение летних каникул. Ещё больше четверти ушло на то, чтобы завершить начатую работу. Я консультировала, помогала, редактировала предложенный материал.  Мы завершили начатую мною, детьми и их родителями работу в конце года большим праздником «Счастливая семья», на котором были подведены итоги составления «Семейной летописи».

 Первоначально одной из стадий нашего проекта предполагалась оценка его результатов. Но по мере того, как мы подходили к завершению своей работы, осознание того, что оценить это невозможно, всё больше одолевало нас. Каким образом можно выбрать лучшего? Опыт, который приобрели и родители, и дети – бесценен. В каждой семье осталась заполненная папка, которую можно будет дополнять, передавать по наследству. Поэтому я посчитала нецелесообразным оценивать работу над проектом, выделяя какой-либо из них в качестве лучшего. Считаю, что поступила правильно, так как все являются победителями.

 На  празднике ребята и взрослые с увлечением делились с присутствующими «сокровищами» своей семьи, пели песни, читали стихи.  Беседы, анкетирование детей и родителей показало, что проект сблизил их, позволил открыть для себя очень много нового, воспитал чувство уважения не только к своей семье, но семьям одноклассников. (смотри приложение № 3 и № 4).

Думаю, что впоследствии эта работа может быть продолжена и по заполнению новых страниц, и по составлению генеалогического древа семьи, и по исследованию происхождения фамилии членов семьи. Некоторые семьи включили в летопись страницы «Фирменные блюда нашей семьи» и «Самая старая вещь в доме».

 Может меняться и форма работы: от видеозаписи до слайдовой презентации.  Главное, что  это общение детей и взрослых позволило воспитать чувство уважения к своей семье, её родословной, сформировало чувство ответственности за фамилию, развило творческие способности семьи. А атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношение с родными, память о своих предках и воспитание потомков – всё это играет огромную роль для нравственного укрепления личности, а значит, и государства.  

   Считаю, что работа над проектом достигла своей цели. Родители активно участвовали в воспитательном процессе класса, улучшен микроклимат в семье, создана летопись своей семьи и первые схемы своей родословной, у учащихся развиты творческие способности и развиты навыки работы с различными документами.

   Во время работы над проектом он был представлен мною на научно- практической конференции «Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового поколения», прошедшей в г.Барнауле 12 марта 2008 года. По материалам это конференции был выпущен сборник, в котором напечатана моя статья. За представленные материалы к этой конференции мне была объявлена благодарность Управлением Алтайского края и делам молодёжи.

   В ноябре 2008 года я участвовала в региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций с проектом «Семейная летопись». В этой ярмарке приняло участие более ста педагогов из городов и районов Алтайского края. Мой проект стал победителем, я приглашена для участия в Международной Ярмарке в апреле 2009 года в Самарскую область.

   Этот проект может быть реализован любым классным руководителем, трудностей при его проведении практически нет. Главное, чтобы было желание у взрослых и детей помочь друг другу сберечь не только добрые отношения друг с другом, но и сохранить семейные традиции и ценности для будущих поколений.

  1. ПРОЕКТ «СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования  «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

ПРОЕКТ

«Семейная летопись»

                                                                                   Автор-составитель:

                                                                                   Силина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» Павловского района Алтайского края

                                                                                   

                                                                     Проект разработан на курсах классных руководителей в феврале 2008 года

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры развития воспитательных систем Н.Д. Купряшина

Павловск

2008

Оглавление

  1. Введение
  2. Цель проекта
  3. Задачи проекта
  4. Словарь понятий
  5. Предполагаемый результат
  6. Организация работы над проектом
  7. Средства по оценке эффективности проекта
  8. Кадровое обеспечение проекта
  9. Перспективы развития проекта
  10. Список литературы
  11. Приложение

                     

Введение

     Я работаю классным руководителем седьмого класса. За полтора года общения с моими мальчишками и девчонками мне удалось достичь многого в становлении классного коллектива. Дети достаточно дружные, активные.  «Зажигаются и горят» вместе со мной при выполнении любого порученного дела, проявляя свои творческие способности. Неблагополучных семей в классе нет. Родители пытаются поддерживать меня и своих детей во всех наших начинаниях, откликаясь на любую просьбу, активно участвуя в совместных мероприятиях класса. В «День пожилого человека» ребята приглашали бабушек и дедушек на классный час «Старость опытом богата», готовили музыкальную композицию для мам ко «Дню Матери», участвовали в семейных соревнованиях с папами в «День Защитника Отечества». Результаты анкетирования показали, что и родители, и дети очень тепло и трепетно относятся к совместным праздникам, стараются подготовиться к ним ответственнее, чтобы не подвести друг друга. Такие мероприятия способствуют сплочению семьи, улучшают взаимоотношения между детьми и взрослыми. Только объединение это  происходит несколько раз в год, а хотелось бы, чтобы родители и дети были вовлечены в совместную деятельность на больший промежуток времени. Тем более что психологические и физиологические особенности подросткового возраста выражаются в стремлении к автономности от взрослых.  Ребята начинают прислушиваться к советам не родителей, а своих сверстников, начинают дорожить мнением одноклассников, а не родных и близких. В большинстве семей возникают проблемы в общении между родителями и подростками, перерастая вечный спор «отцов» и «детей». Не миновало это и мой класс. Беседы с родителями, анкетирование детей и взрослых показало, что подростки и родители начали постепенно отдаляться друг от друга. Возникла необходимость проведения такого мероприятия, которое бы на длительный срок «связало» родителей и детей общей целью, сплотило и сблизило их. Объявление в России 2008 года «Годом Семьи» подсказало, что можно сделать для улучшения взаимоотношений в каждой семье – создать «Семейную летопись», которая позволила бы не только узнать своё происхождение, свой род, историю своей семьи, но и улучшила бы микроклимат в семье. Составление «Семейной летописи» займёт достаточно длительный срок, в течение которого совместными усилиями взрослых и детей будут восстановлены и семейные традиции, и детско-родительские отношения.    И мои ребята, и их родители приняли моё предложение с энтузиазмом.  В каждой семье есть то, чем можно поделиться в качестве примера для других. Каждая семья захотела обобщить опыт нескольких поколений для своих потомков. Бабушки,  дедушки, папы, мамы и дети решились на увлекательное путешествие по страницам истории своей семьи. Так как данный проект предполагает работу над ним в течение года, то можно предположить, что целый год взрослые и дети будут объединены общей целью, что благоприятно скажется на внутрисемейных отношениях.

                                               

Цель проекта:

  1. Создание условий для совместной деятельности детей и родителей.
  2. Воспитание уважения к семье, её родословной, формирование чувства гордости за принадлежность к своей семье, воспитание у подростков чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, забота о сохранении и умножении добрых семейных традиций, воспитание семьянина.

                                               

Задачи проекта:

  1. Помочь родителям сознательно строить и совершенствовать детско-родительские отношения.
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
  3. Создать условия для развития творческого потенциала семей.
  4. Научить детей работать с различными документами.
  5. Развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

                                                  Словарь понятий:    

      Летопись - историческое произведение, в котором повествование ведётся по годам.           

      Семья – группа живущих вместе близких родственников.

       Генеалогическое древо - изображение истории рода в виде разветвлённого дерева.

       Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

                                                   

                                          Предполагаемый результат:

  1. Родители активно участвуют в воспитательном процессе класса.
  2. Улучшен микроклимат в семье.
  3. Развиты навыки работы с различными документами.
  4. У учащихся развиты творческие способности.
  5. Создана летопись своей семьи.
  6. Воспитано чувство уважения к семье, её родословной.
  7. Созданы первые схемы своей родословной.

                         

Средства по оценке эффективности проекта:

  Для оценки результативности реализации данного проекта могут быть использованы следующие методы:

  1. опрос;
  2. анкетирование;
  3. беседа;
  4. наблюдение.

Кадровое обеспечение проекта:

  1. Руководитель проекта - классный руководитель 6 класса Павловской средней школы Силина О.В.
  2. Специалист по обслуживанию технических средств – Садовникова Е.С.

Перспектива развития проекта:

    Данный проект предполагает в будущем составление генеалогического древа своей семьи, работу по исследованию происхождения фамилии участника проекта, составление «Летописи класса».

    Данный проект предполагает разное оформление «Семейной летописи» в зависимости от технических возможностей участников проекта: видеозапись, слайдовую презентацию.

Организация работы над проектом

Стадии

работы

Содержание

работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Сроки проведения

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают тему проекта, определяют цель. Беседуют дома с родителями с целью определения основных составляющих «Семейной летописи»

Проводит «Круглый стол» с родителями, анализирует анкеты взрослых и детей (см. приложение), знакомит учащихся со смыслом проектной деятельности, помогает в постановке цели.  

январь

Планирование

Определение источников информации, определение сбора и анализа информации

Вырабатывают план действий и формируют задачи. Создают стенд «Моя семья» и «Мой дом». Определяют основные составляющие «Семейной летописи» (см. приложение). Покупают папки с мультифорами для оформления материалов.

Предлагает идеи. Проводит консультации и беседы с детьми и родителями.

Организует распечатку материала по заполнению летописи на каждого участника проекта.

январь-февраль

Исследование

Сбор информации

Заполняют листы «Семейной летописи» (см. приложение), используя основные инструменты: беседу, опрос, анкетирование. Заполняют листок для стенда «Моя семья» и «Мой дом», отмечая этапы проделанной работы.

Анализирует, консультирует, помогает, советует.

февраль-ноябрь

Результаты и выводы

Анализ информации

Анализируют и систематизируют информацию. При необходимости и желании добавляют составляющие «Семейной летописи».

Наблюдает, беседует, консультирует, помогает, советует.

ноябрь

Представление или отчёт

Демонстрация материалов

Демонстрируют «Семейную летопись», участвуют в семейном празднике «Счастливая семья», пишут сочинение «Моя семья».

Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника, готовит праздник «Счастливая семья» совместно с детьми и родителями.

декабрь

Оценка результатов

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок «Семейной летописи», отмечают работу стендов «Моя семья» и «Мой дом».

Оценивает «Семейную летопись», предлагает разные формы дальнейшей работы: видеозаписи, слайдовая презентация, составление генеалогического дерева, появления новых страниц в летописи.

декабрь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Т.С., Васильева С.Г., Фаттахов Ш.Л. Апельсин: Программа гражданско-патриотического развития для подростков, старшеклассников и студентов. – Ижевск, 2003.
  2. Караковский В.А Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
  3. Классному руководителю о воспитательной системе класса./ Под ред.      Е.Н.Степанова.- М.: Педагогический поиск, 2000.
  4. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1990.
  6. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: Московское педагогическое общество, 2005.
  8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004.
  9. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  10. Шептенко П.А., Черниченко С.М., Воронина Г.П. Классный руководитель в современной школе. – Барнаул, 2006.
  11. Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989
  12. Закон Российской Федерации  «Об образовании».

Анкета для учащихся

Дорогой друг! Буду рада, если ты ответишь на предложенные тебе вопросы.

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных тебе ответов.

1.Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

а)  хорошей организации быта,

б) радости общения,

в) покоя и защищённости.

2.Одинок ли ты в своей семье?

а) да,

б) нет,

в) не знаю.

3.Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да,

б) нет,

в) не знаю.

4.Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей,

б) хорошая учёба детей,

в) трудовое участие детей в жизни семьи,

г) настроение детей и причины его изменений.

5.Какая из приведённых ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным.

б) встретить любовь,

в) иметь много друзей,

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6.Есть ли у тебя секреты от семьи?

а) да,

б) нет,

в) не знаю.

7.Что для тебя вечер дома?

а) радость общения,

б) возможность побыть самим собой,

в) мучение и пытка.

8.Знаком ли ты с материальными и моральными проблемами. которые существуют в вашей семье?

а) да,

б) нет.

Спасибо тебе за ответы на вопросы, предложенные моей анкетой!

Анкета для родителей

Уважаемые товарищи родители! Прошу Вас ответить на мои вопросы.

Отвечая на вопросы, Вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.

1.Как Вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?

а) хорошей организации быта,

б) радости общения,

в) покоя и защищённости.

2.Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей.

б) хорошая учёба,

в) трудовое участие детей в жизни семьи.

3.Одинок ли ваш ребёнок в семье?

а) да,

б) нет,

в) не знаю.

4.Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

а) да,

б) нет,

в) не знаю.

5.Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным,

б) встретить любовь,

в) иметь много друзей,

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6.Знаком ли ваш ребёнок с теми материальными и моральными проблемами, которые существуют в семье?

а) да,

б) нет.

7.Есть ли у него секреты от своей семьи?

а) да,

б) нет.

8.Что для вашего ребёнка вечер дома?

а) радость общения,

б) возможность побыть самим собой,

в) мучение и пытка.

Спасибо за ответы на вопросы, предложенные моей анкетой!

 

Анкета для учащихся

 Дорогой друг! Буду рада, если ты ответишь на предложенные тебе вопросы.

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.

  1. Принимал ли ты участие в работе над проектом «Семейная летопись»?

       а)  да,

       б)  нет .

  1. Понравилась ли тебе работа над проектом?

        а) да.

        б) нет.

  1. Помогали ли тебе в работе над проектом родители или другие родственники?

        а) да,

        б) нет.

  1. Считаешь ли ты, что мог бы справиться с работой над проектом сам, без посторонней помощи?

         а) да.

         б) нет.

  1. Узнал ли ты в ходе работы над проектом что-то новое о своей семье?

а) да,

б) нет.

  1. Изменилось ли отношение у тебя к членам своей семьи в лучшую сторону?

а) да,

б) нет.

  1. Считаешь ли ты, что совместная работа над проектом укрепила твои отношения с родителями?

а) да,

б) нет.

  1. Хотел бы ты в дальнейшем участвовать в совместных мероприятиях с родителями?

а) да,

б) нет.

 

             

Спасибо за ответы на вопросы, предложенные моей анкетой!

 

Анкета для родителей

Уважаемые товарищи родители! Прошу Вас ответить на мои вопросы.

Отвечая на вопросы, вы можете выбрать только один из предложенных ответов.

  1. Знаете ли вы об участии вашего ребёнка в проекте «Семейная летопись»?

а) да,

б) нет.

  1. Помогали ли вы ему в работе над проектом?

а) да,

б) нет.

  1. Понравилась ли вам совместная работа над проектом?

а) да,

б) нет.

  1. Изменились ли отношения у вас с ребёнком в лучшую сторону после совместной работы над проектом?

а) да,

б) нет.

  1. Хотели бы вы продолжить совместную работу со своим ребёнком в других мероприятиях?

а) да,

б) нет.

Спасибо за ответы на вопросы, предложенные моей анкетой!