Программа интеллектуально – творческого клуба «Югорские эрудиты»

Программа интеллектуально – творческого клуба «Югорские эрудиты»

Выявление способных и одаренных детей начинается уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. В связи с этим и в рамках реализации Федеральной целевой программы «Одаренные дети», работа с данной категорией учащихся стала одним из важнейших аспектов деятельности школы 1 ступени. Педагогический коллектив, на параллели начальных классов реализует проект – клуб «Югорские эрудиты». Программа клуба направлена на выявление детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализацию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba_yugorskiy_erudit.rar30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

интеллектуально – творческого

 клуба

«Югорские эрудиты»

Содержание.

  1. Информационная карта программы…………………………………………………..…..2
  2. Пояснительная записка………………………………………………………………….…3
  3. Мониторинг развития  клуба…………………………………………………………..…..6
  4. Программа интеллектуально – творческого  клуба «Югорские эрудиты»……………..7
  1. Устав детского  клуба «Югорские эрудиты» для учащихся 1 – 4 классов….….8
  1. Раздел 1 . Общие положения…………………………………………………………….8
  2. Раздел 2. Основные цели и задачи клуба……………………………………………….8
  3. Раздел 3. Структура клуба. Органы управления…………………………………....….9
  4.  Раздел 4.  Права и обязанности членов интеллектуально – творческого  клуба «Югорские эрудиты»…………………………………………………………..……....9
  5. Раздел 5.  Содержание работы…………………………………………………...…….10
  1. Основные направления деятельности клуба…………………………………… 11
  1. Направления работы  СОЗВЕЗДИЙ…………………………………..…………12
  2. Этапы реализации проекта клуб «Югорские эрудиты»………………….…….13
  3.  Годовая циклограмма созвездия: «Мой край – Югра»…………………..…….15
  4. Годовая циклограмма созвездия: «Волшебный круиз маленького

академика»……………………..…………………………………………….……16

  1. Годовая циклограмма созвездия: «Одиссея разума»……………………...……17
  1. Критерии оценки эффективности реализации программы интеллектуально – творческого клуба «Югорские эрудиты»………………………………………………………18

  1. Информационная карта

1

Полное название проекта

Программа   интеллектуально – творческого  клуба «Югорские эрудиты» реализующаяся в рамках программы развития школы -  «Работа с одарёнными детьми».  

2

Автор

Соколова Г.М.

3

Исполнитель

Соколова Г.М.

4

Территория, представившая программу.

Город Нижневартовск.

5

Название исполняющей организации.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля.

6

Адрес организации.

628616 Тюменская область, Ханты- мансийский автономный округ- Югра, г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова 16-а.

7

Телефон, факс.

Тел./факс: 8 3466 27 12 40

8

Форма проведения

Интеллектуально – творческая, художественно – эстетическая  работа в школе 1 ступени, организация работы кружкового ученического самоуправления.

9

Цель программы

Создание благоприятных условий для выявления и развития способных и одаренных детей в интересах личности и общества; выстраивание целостной системы работы с  детьми через самореализацию, саморазвитие   и проявлений   в  научно-исследовательской   и творческой деятельности.

10

Специализация программы

Интеллектуальная и творческая развитость,  экология и труд, культура и традиции, национальный компонент.

11

Сроки проведения

Учебный год (сентябрь-май месяц).

12

Место проведения

 МСОШ №31,  детские учреждения города.

13

Официальный язык

Русский.

14

Общее число участников

42 ученика, 12 учителей начальных классов, 1 педагог дополнительного образования, 1 педагог - психолог, 1 педагог-организатор. 

15

География участников

Педагоги и учащиеся МСОШ №31

16

Условия участия

Заявление родителей о приеме  в 1-4 классы МСОШ №31

17

Условия размещения детей

Здание  МСОШ №31.

18

Краткое содержание программы.

Создание благоприятной среды для поиска, выявления  и развития   одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей   - одно из важнейших аспектов деятельности клуба «Югорские эрудиты». Работа клуба проводится во внеурочное время, через наставничество учителей начальных классов. Основными направлениями работы являются: интеллектуальная, творческая, художественно - эстетическая, проектная деятельность. 

  1. Пояснительная записка.

     Выявление способных и одаренных детей начинается уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. В связи с этим и в рамках реализации Федеральной целевой программы «Одаренные дети», работа с данной категорией учащихся  стала одним из важнейших аспектов деятельности школы 1 ступени. Педагогический коллектив, на параллели начальных классов реализует проект –  клуб «Югорские эрудиты». Программа клуба  направлена на выявление детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализацию личности.  

Нормативно-правовая база программы, реализующая направления работы с одарёнными детьми:

1.  Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

2.  Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

3.  Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989г.;

4.  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;

5. ФГОС начальной школы;

6. Устав школы.

Стратегия работы клуба

I этап – аналитический. Выявление одаренных детей. Активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

II этап – диагностический (1-4 классы). Проведение  индивидуальной  оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

III этап – создание клуба. Этап формирования, углубления и развития творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.

Принципы обучения одарённых детей в программе «Югорские эрудиты».

     Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

  1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  2. насыщенность учебного материала заданиями предельно высокого уровня;
  3. поощрение результатов, которые   содержат новые идеи.
  4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  5. поощрение движения к пониманию самих  себя, признанию своих способностей;
  6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
  7. максимальное  разнообразие предоставленных возможностей для интеллектуального и творческого развития личности
  8. индивидуализация и дифференциация в обучении
  9. создание  условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Реализация программы « Югорские эрудиты» предполагает несколько организационных форм проявления:

  1. углублённое изучение предметов  в общеобразовательном классе;
  2. углублённое изучение предметов  в  классе художественно-эстетического профиля;
  3. как показатель достижений участие в школьном конкурсе «Лучший ученик школы» и конкурсах муниципального, регионального, окружного и Всероссийского уровня.

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем    изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

 Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария  получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

Формы и методы обучения.

- технологии развития индивидуальности личности;

- технологии саморазвития личности;

- технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

  1. семинары
  2. тренинги
  3. интеллектуальные игры
  4. научные конференции
  5. кружки
  6. творческие мастерские
  7. проектная деятельность
  8. конкурсы
  9. выставки
  10. фестивали
  11. консультации
  12. круглые столы.

Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

Основной признак самореализации личности одарённого ребёнка – это самостоятельность членов интеллектуально – творческого клуба в принятии и реализации решений, достижении поставленных целей. Процесс самореализации ориентирован на наличие мотива участия в кружковой развивающей деятельности, личного отношения к  цели деятельности.

Функции членов клуба:

Самоареализация – активное желание к познанию нового, через  решение поставленных задач.

Саморазвитие –  потребность своего желания и заинтересованность к  участию в постижении нового.

Самоконтроль и самоорганизация – первые шаги в формировании  готовности учащихся к участию в управлении.

Функция педагога – наставника:

- оказание помощи в самопознании и самооценке своих возможностей и потребностей учащимися;

- формирование  у учащихся активного отношения к результатам деятельности, добросовестное включение в ту или иную деятельность.

Функции Созвездий (кружков) клуба:

МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Созвездие:  «Наука и творчество»Организация вечеров, праздников, театрализованных постановок, выставок, конкурсов,  тематических бесед по научным находкам и творчеству
  2. Организация и проведение экспериментов
  3.  Изучение культуры и традиций разных народов мира
  4. Посещение театров, музеев;
  5. Знакомство с выставочными экспонатами других регионов и городов;
  6. Создание творческих коллекций;
  7.  Организация акций.

Созвездие: «Юный исследователь»

  1. Организация исследовательской работы и взаимопомощь при её проведении;
  2. Организует и принимает участие в школьных, городских, областных, международных интеллектуальных конкурсах;
  3. Организует выставки исследовательских проектов учащихся школы;

Созвездие: «Мой край – Югра».

  1. Изучает культуру, быт, наследие коренных народов севера;
  2. Создаёт творческие работы на основе культурных традиций народов ханты и манси;
  3. Организует и проводит интеллектуальные, творческие мероприятия и праздники;
  4. Создаёт «копилку» творческих достижений учащихся.

Созвездие: «Волшебный круиз маленького академика».

  1. Знакомит и учит с правилами общения через развитие творческих способностей;
  2. Развивает коммуникативные качества на основе культуры и творчества;
  3. Увлекает к более подробному и глубокому познанию теоретического материала.

Созвездие:  «Одиссея разума"

  1. Организует и проводит  интеллектуальные «штурмы», викторины, конкурсы интеллектуалов, олимпиады по предметам, головоломки;
  2. Организует и проводит конкурсы «Лучший ученик года».

3. Мониторинг развития интеллектуально - творческого клуба показывает:

1.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия интеллектуально - творческих способностей учащихся.

2. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.

3. Самораскрытие и самореализация личности, через повышение требований к себе.

4. Жизненное самоутверждение как внутри классного коллектива, так и среди сверстников школы, посещающих клуб.

5. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети». 

4. Программа

деятельности интеллектуально – творческого клуба  «Югорские эрудиты».

Интеллектуально – творческий клуб – это   детский СОЮЗ (созвездие одарённых юных знатоков), основанный на принципах углубленного изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися, целью которого является саморазвитие и самовыражение личности учащихся.

Цели программы

1. Создать благоприятное образовательное пространство школы для выявления и развития одаренных детей в интересах личности и общества;  

2. Выстроить целостную систему работы с одаренными детьми,  склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;

3. Развивать учащихся через самоуправление и самореализацию личностных качеств, через сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

4. Воспитывать личность, обладающую коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне  нравственных убеждений.

Задачи программы

- определение и развитие интеллектуально – творческого потенциала младших школьников

- расширение возможностей применения интеллектуальных и творческих  способностей учащихся.

- формирование основ самостоятельной деятельности

- стимулирование исследовательской и творческой деятельности  учащихся и педагогов

- пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».

- отслеживание достижений учащихся в форме «портфолио»;

Методологические подходы

интеллектуально – творческого клуба «Югорские эрудиты»

  1. Системный подход

Предполагает  процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности,  ориентируемый на использование интегративных и системообразующих связей.

2. Личностный подход

Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3.Деятельностный подход

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолировано. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

4. Индивидуальный подход

В педагогической работе педагог - наставник организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к. все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.

4.1. Устав интеллектуально – творческого клуба «Югорские эрудиты»

 для учащихся 1 – 4 классов

Раздел 1 . Общие положения

  1. Клуб «Югорские эрудиты» является добровольным детским СОЮЗом, созданным с участием и в интересах детей.
  2. В своей деятельности детский СОЮЗ руководствуется Конвенцией ООН «О правах ребенка» (ст.  15 «О свободе ассоциаций и мирных собраний»),  Конституцией РФ (ст.  29-30), Законом РФ «Об образовании» (ст. 50 п. 15), Уставом школы и настоящим Уставом.
  3. Членами клуба «Югорские эрудиты» могут быть учащиеся 1-4 классов.
  4. Основным предметом деятельности клуба является создание условий для раскрытия и развития индивидуальных интеллектуальных способностей и реализации творческого потенциала каждой личности.
  5. Деятельность клуба строится на принципах  наставничества и  взаимопомощи.
  6. Символами клуба «Югорские эрудиты» являются: эмблема, девиз. Документом является удостоверение члена клуба (НОУ – научного общества учащихся)
  7. В клубе приняты законы:

Закон речи — Всегда говори правильно и красиво.

Закон пера — На все объединения созвездий приходить с блокнотом и ручкой.

Закон слова — Сказал — сделал.

Закон дружбы — Один за всех и все за одного.

Закон радости - Уметь радоваться  всем достижениям членов клуба.

Закон  развития -   Не стой на месте стремись знать больше.

Раздел 2. Основные цели и задачи клуба

2.1.   Целью клуба «Югорские эрудиты» является создание условий для выявления способных и одаренных детей, способных к интеллектуальному и творческому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

2.2.  Задачи:

-  формировать у младшего школьника активную познавательную позицию;

- создавать условия для развития  индивидуальных способностей, развития познавательных интересов, творческой активности;

- привлекать членов детского объединения для сохранения и развития традиций школы, семьи.

2.3. Для достижения своих целей и задач интеллектуально – творческий клуб имеет право привлекать к своей деятельности учителей, родителей, старшеклассников, учреждения дополнительного образования, культурно - досуговые центры.

Раздел 3. Структура клуба. Органы управления

3.1. Высшим органом управления клуба «Югорские эрудиты» является интеллект СОЮЗ (созвездие одарённых юных знатоков).

3.2.  В задачи интеллект СОЮЗа входит:

- определение и утверждение основных видов деятельности клуба,

- утверждение Устава,

- внесение изменений и дополнений в Устав,

- прием новых членов клуба,

- выборы познавателей  СОЮЗа клуба,  

- выборы президента клуба.

3.3. Решения принимаются на СОЮЗе,   путем голосования.  

3.4. В период между СОЮЗами деятельность кружков отслеживают познаватели клуба.

3.5. Члены клуба избирается на интеллект СОЮЗе   из числа учащихся 1-4 классов сроком на 1 год.

3.6. Члены клуба собирается 1 раз в четверть.

3.7. Интеллект СОЮЗ состоит из галактик (кружков по интересам), каждое из которых возглавляет познаватель из числа учащихся 1-4 классов. Курируют работу познавателей учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования.

3.8. СОЮЗ клуба при помощи учителей и родителей организует и проводит конкурсы, выставки, акции и др. мероприятия

3.9. Члены клуба «Югорские эрудиты» продолжают работать в НОУ, при переходе в 5 класс, но в следующем детском объединении.  

Раздел 4.  Права и обязанности членов

интеллектуально – творческого  клуба «Югорские эрудиты»

4.1.Права и обязанности членов   клуба «Югорские эрудиты» определяются Уставом.

4.2. Члены детского объединения имеют право

- на свободу слова и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

-на участие во всех мероприятиях  клуба;

-на поощрение за особые успехи и активное участие в жизни клуба.

4.3. Члены интеллектуально – творческий клуба обязаны

- выполнять Устав;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать честь и достоинства других членов интеллектуально – творческий клуба, выполнять поручения познавателей и педагогов-кураторов;

- заботиться об авторитете клуба.

Созвездие:

«Одиссея

 разума»

Созвездие:

«Юный

исследователь» 

Созвездие: «Мой край – Югра».

 

СОЮЗ

 

Созвездие:

«Наука и творчество»

Созвездие: «Волшебный круиз маленького академика».

 

Раздел 5.  Содержание работы

5.1. Клуб работает по плану, составленному на основе интеллектуально – творческого запроса членов СОЮЗа, проект которого обсуждается с членами клуба и утверждается.

5.2. Детское объединение осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- сохранение и приумножение традиций школы, коренных народов севера и Мировой культуры,

- развитие интеллектуально - творческих способностей учащихся,

- эстетическое и художественное воспитание.

5.3. В  клубе   создаются различные группы по интересам.

4.2. Основные направления деятельности клуба.

Направления

Средства

Ожидаемый результат

 

Художественно – эстетическое

направление

 Проведение выставок «Традиции моей семьи», акций «По зёрнышку», концертов «Мамино сердце», «Никто не забыт, ничто не забыто» и мероприятий «День открытых дверей», «Что такое Новый год», «Самая обаятельная и привлекательная», «Солдат - вчера, сегодня, завтра».

 Осознание ребенком самого себя, своей значимости в решении общих вопросов.  

Утверждение активной жизненной позиции, развитие ценностных ориентаций.

Самоанализ результатов художественно – эстетической  деятельности.

 

Исследовательская деятельность

Привлечение детей в научно - исследовательскую, культурную и творческую деятельность. Развитие и обучение через проведение опытно - практических, индивидуальных, коллективных мероприятий, игр и конкурсов: «Портфолио», «Открытие мира», «Грани познания», НОУ «Эврика», Всероссийское скаутское движение «Вода без границ!».

   Формирование социального опыта детей, опыта взаимоотношений основанного на взаимопонимании по продвижении в достигнутом. Развитие организаторских способностей,  лидерских функций.

Интеллектуальная деятельность

   Работа клуба    «АБВГДейка»,   участие в школьных, городских, районных, окружных, международных играх и конкурсах, олимпиадах: «Эму», «Перспектива», «Грани познания», «Открытие мира», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «УРФО», «Эрудиты планеты», «Интеллект – экспресс».

    Воспитание самостоятельности в планировании и принятии решений, формирование гибкого интеллектуального мышления.

 

Творческая деятельность

Использование КТД, участие в традиционных школьных, городских, районных, окружных, международных играх и конкурсах: «Роднички»,       «Грани познания», «Открытие мира»,  «Радуга творчества».  

  Саморазвитие мотивации достижения, творческое самовыражение, стремление к самосовершенствованию.

    Увеличение количества детей, вовлеченных в активную учебную, творческую деятельность.

Направления работы  СОЗВЕЗДИЙ.

Название

созвездия

       Направления работы

Ответст

венный

Куратор

1

«Мой край – Югра»

Изучение и сохранение традиций коренных народов севера.

Конкурсы классных уголков, газет, коллективных дел, творческих работ, музыкальных мероприятий.

 Познаватель созвездия

Педагог – наставник (учитель начальных классов)

2

 «Волшебный круиз маленького академика»

Организация и проведение предметных декад.

Интеллектуальный марафон

«Математика – царица наук», «Путешествие в царства природы», «Великий и могучий русский язык», «Меридианы».

Участие в интеллектуальных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», «Эму», «Перспектива», «Эрудиты планеты», «Интеллект – экспресс». участие в городской олимпиаде «Юниор»

Познаватель созвездия

Педагог – наставник (учитель начальных классов)

3

 «Наука и творчество»

Творческая и  поисковая работа, отражающаяся в участии в научно – практических конференциях учащихся «Эврика», конкурсах «Грани познания», «Открытие мира». Проведение бесед и классных часов по искусству.

Организация персональных выставок.

Проведение музыкальных и литературных гостиных конкурса «Радуга творчества».

Познаватель созвездия

Педагог – наставник (учитель начальных классов)

4

«Юный исследователь»

 Организация и проведение научно – поисковой работы и представление на конкурсах: «Эврика», конкурсах «Грани познания», «Открытие мира», «Портфолио».

Познаватель созвездия

Педагог – наставник (учитель начальных классов)

5

«Одиссея разума»

Объединение воедино разносторонних возможностей личности и проявление во всех мероприятиях СОЮЗа по выбору. Организация и участие в конкурсе «Лучший ученик года».

Познаватель созвездия

Педагог – наставник (учитель начальных классов)

Этапы реализации проекта клуб «Югорские эрудиты»

мероприятия

сроки

ответственные

1

Организация и проведение конкурса

«Самый умный ученик начальной школы» - «УМКА» (умный, коммуникативный, активный)

В течение года (ежемесячно)

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

2

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или успешных в определенных видах деятельности

Сентябрь-Октябрь

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

3

Подготовка победителей конкурса «Самый умный ученик школы» к участию в школьном и городском конкурсах «Ученик года»

Сентябрь-Апрель

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

4

Организация и проведение конкурса рисунков «Волшебные краски»» и конкурса чтецов «Родник русской поэзии»  по теме: «Золотая осень». Творческая мастерская.

Создание творческого проекта.

«Народные праздники и игры в Югре осенью»

Октябрь

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

5

Организация и проведение

семинара для учителей города по вопросам подготовки учащихся к городскому фестивалю-конкурсу «Ученик года»

Октябрь

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

6

Организация и проведение конкурса рисунков «Волшебные краски»» и конкурса чтецов «Родник русской поэзии»  по теме: «Зимние забавы»

Творческая мастерская. Создание творческого проекта. «Народные праздники и игры Югры зимой»

Декабрь

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

7

Организация и проведение

школьного конкурса «Ученик года»

Февраль

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

8

Организация и проведение конкурса рисунков «Волшебные краски»» и конкурса чтецов «Родник русской поэзии»  по теме: «Весенняя капель»

Творческая мастерская.

Создание творческого проекта.

«Народные праздники и игры Югры весной»

Март

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

9

Организация и проведение

городского конкурса «Ученик года»

Апрель

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

10

Организации и проведение внеклассных занятий (кружок «Одиссея разума» и факультатив «Волшебный круиз маленького академика») направленных на развитие творческих способностей учащихся, «Мой край – Югра» - с целью  изучения особенностей округа, ознакомление с традициями.  

В течение года (еженедельно)

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

12

Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся  

Проведение Недели Науки

В течение года (ежемесячно)

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

13

Выявление одаренных детей, способных к научно-исследовательской работе по результатам предметных недель

Сентябрь

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

14

Подготовка одаренных детей к участию в научно-практической конференции «Эврика» и фестивалях «Грани познания» и «Открытие мира»

В течение года

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

15

Участие в школьной научно-практической конференции «Эврика» и фестивалях «Грани познания» и «Открытие мира»

Март

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

16

Создание банка данных творческих и исследовательских работ учащихся

Апрель

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

17

Подведение итогов работы клуба.

Определение результативности и перспективных планов на будущее.

Май

- руководитель клуба «Югорские эрудиты»;

-учителя начальных классов

Годовая циклограмма созвездия: «Мой край – Югра».

Тема

Количество

часов

1

Многообразие природы.

1

2

Неживая природа

1

3

Живая природа

1

4

Единство живого и неживого.

1

5

Растительный мир: ягоды нашего края, разнотравье.

2

6

Животный мир.

1

7

Леса хвойные и лиственные.

1

8

Водоёмы: река, озера, болота.

1

9

Погода в разные времена.

1

10

Дикорастущие растения.

1

11

Культурные растения округа.

1

13

Почва. Состав почвы.

1

14

Разрушение и охрана почвы.

2

15

Полезные ископаемые.

2

16

Труд людей по охране и использованию природы.

2

17

Роль природы в жизни людей.

1

18

Жилище народов Севера раньше и сейчас.

1

19

Домашнее хозяйство коренных народов.

1

20

Дружная семья: обычаи и традиции.

3

21

Игры и игрушки детей Югры.

1

22

Рукоделие коренного народа.

2

23

Народные сказки, образы детей в сказке.

3

24

Народные приметы.

2

25

Праздники.

2

26

Урок – забава: «Мой край – моя родина».

1

Годовая циклограмма созвездия: «Волшебный круиз маленького академика».

Название темы

Количество

часов

1

Важные средства человеческого общения.

1

2

Что такое язык? Язык и общение.

2

3

Почему в мире так много языков? Языки мира.

3

4

Язык и его родня.

4

5

Эсперанто и другие иностранные языки.

5

6

Великий, могучий язык. Сколько слов в русском языке?

6

7

Слова и рисунки. Знаки для слов.

7

8

Дорога к письму. Как обойтись без письма?

8

9

Рождение букв.

9

10

Биография нашего письма.

10

11

Кто – кто в алфавите живёт?

11

12

Путешествие по стране «Фонетика».

12

13

Для всех ли фонем есть буква?

13

14

Путешествие по стране «Орфографии».

14

15

В путь за главным правилам.

15

   16

«Опасные места».

16

17

«Фонемные» и «нефонемные правила.

17

18

Как «оседлать» правила?

18

19

Работа с дифференцированным текстом. Правило фонетики.

19

20

Память и грамотность.

20

21

Из чего строят сова?

21

22

Строительные работы морфем.

22

23

Смотри в корень!

23

24

Приставки труженицы.

24

25

«Работяги» суффиксы.

25

26

Правописание суффиксов.

26

27

Литературный язык.

27

28

Путешествие по стране «Орфоэпии».

28

29

Творческая работа.

29

30

Проект

7

31

Рисование свечой.

32

Ниткография.

33

Пиктография.

34

Звуковая клякса.

35

Творческая работа.

Годовая циклограмма созвездия: «Одиссея разума"

Тема занятия

Количество

часов

1

Серия игры «Хорошо – плохо».

1

2

Я – оптимист.

1

3

Я – пессимист.

1

4

Я – изобретательный оптимист.

1

5

Цепочка хороших и плохих следствий.

1

6

Цепочка хороших и плохих следствий

1

7

Задачедатели и изобретатели.

1

8

Упражнение «Диспут»

1

9

Упражнение «Диспут»

1

10

Знакомство с 5 чувствами человека.

1

11

Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер.

1

12

Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер

1

13

Признаки, воспринимаемые на ощупь: масса.

1

14

Признаки, воспринимаемые на ощупь: рельеф, поверхность.

1

15

Признаки, воспринимаемые на тактильно: температура.

1

16

Запах. Вкусовые свойства.

1

17

Запах. Вкусовые свойства.

1

18

Образ буквы.

1

19

Образ буквы.

1

20

Образ звука.

1

21

Образ звука.

1

22

Образ цифры.

1

23

Образ цифры.

1

24

Проект

11

  1. Критерии оценки эффективности реализации программы

Направления мониторинга

Критерии

Показатели

Методика

Выявление и развитие интеллектуального потенциала учащихся.

 Сформированность интеллектуальной развитости учащихся.

 Освоение учащимися образовательных программ. Развитость познавательных процессов и интересов личности.

Сформированность учебной деятельности.

Уровень участия в интеллектуальных школьных, городских, всероссийских и международных конкурсах.

 Направленность интересов ребенка.

Смотр – конкурс «Ученик года»  

Материалы конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Умка», «Эму», «Перспектива», «Интеллект – экспресс».

Сформирован-ность научно – исследовательского потенциала личности.

Социальная активность учащихся.

Освоение учащимися основных научно – исследовательских приёмов работы.

 

Насколько вы любознательны?

Методика «Ситуация выбора» (Л.В.Байбородова)

«Акт добровольцев» (Л.В.Байбородова).

 Тест Е.П. Торранс «Ты исследователь?»

Сформированность коммуникативной культуры уч-ся. Коммуникабельность.

Умения общаться

высказывать собственное мнение

аргументировать

развитость речи

Тест на изучение мотивов участия школьников в деятельности обще – школьной организации (Л.В.Байбородова).

Насколько Вы общительны? Робки? Контактны?

Тест на выявление коммуникативных склонностей учащихся (Р.В.Овчарова)

 Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

«Наши отношения»

(Л.М.Дридман)

Сформирован-ность эстетических качеств личности уч-ся.

Развитость творческих качеств личности.

Развитость у учащихся чувств прекрасного.

Уровень участия в школьных и городских музыкальных, художественных и творческих конкурсах.

Диагностика уровня творческой активности учащихся  (М.И.Рожкова)

Количественное и качественное участие учащихся в творческих конкурсах школы и города.