программа воспитательной работы "Мы-дети, мы-личности!" и ролик о классе
программа воспитательной работы "Мы-дети, мы-личности!" и ролик о классе
Опубликовано 19.04.2012 - 0:03 - Ибрагимова Елена Викторовна
"Мы — дети, мы — личности".
Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. «Для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях», - К.Д.Ушинский.
В воспитании есть три вида цели: 1 – идеальная (идеал, к которому надо стремиться);
2 – результативная (это желаемый образ учащегося и планируемый к достижению за определённый промежуток времени); 3 – процессуальная (это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося). Без малодушной укоризны
Пройти мытарства трудной жизни,
Познать все пропасти страстей,
Понять на деле жизнь людей,
Прочесть все чёрные страницы,
Все беззаконные дела.
И сохранить полёт орла
И сердце чистой голубицы,
Се – ЧЕЛОВЕК!
Главная цель моей воспитательной системы – формирование классного коллектива.
1 – этап (5 – 6 класс). МЫ – КОЛЛЕКТИВ?
Цель: создание условий для формирования дружеских отношений в школьном сообществе.
Задачи:
1. Обучение навыкам конструктивного общения с родителями, сверстниками, старшими школьниками, педагогами, окружающими взрослыми.
2. Формирование культуры поведения в школе и в общественных местах.
3. Развитие представлений об основных этических категориях: добро и зло, правда и ложь, хорошо и плохо, любовь и дружба, забота, преданность, человеческое достоинство.
4. Проведение классных и внеклассных мероприятий по формированию опыта нравственного поведения и соответствующих переживаний.
Ожидаемые результаты: к концу 6 класса ученик имеет представление и соответствующие навыки этического поведения в общении со сверстниками, со взрослыми, знает правила культурного поведения в школе и в общественных местах, умеет активно сотрудничать с другими людьми в процессе совместной деятельности, умеет проявлять заботу о других людях, о животных, ориентирован на ответственность за свои деяния и поведение, стремиться поддерживать своё здоровье.
Всё начинается с интереса, и поэтому я пытаюсь придумать общее интересное дело. Моя цель – подружить всех ребят. Например, все готовятся к празднику осени. Дети разбиты на творческие группы, у каждой группы своё задание. Класс учится действовать самостоятельно, планировать, что и как делать, оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Завершается одно дело, а уже новое ждёт своих организаторов и участников, В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы – коллектив. Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден.
II – этап (7 -8 класс) МЫ – КОЛЛЕКТИВ…
Цель: создание условий для успешного переживания возрастного кризиса, формирование самоуправления в классе ( см. Приложение)
Задачи:
1. Развитие представления о состоянии «взрослость», формирование критериев успешного и неуспешного взросления.
2. Разъяснение подросткам таких нравственных категорий как справедливость, свобода, искренность, активная жизненная позиция, ответственность, сохранение чувства собственного достоинства, мудрость, смелость, формирование понятий о социальных ролях.
3. Развитие потребности в достижении успеха нравственными путями, формирование ценностей и идеалов.
4. Создание условий общественно – значимого поведения и деятельности подростков, включение их в жизнедеятельность взрослых: семьи, педагогического коллектива, в деятельность общественных организаций.
Ожидаемые результаты: к концу 8 класса ученик имеет представление о социальной справедливости, о правах и обязанностях, ориентируется в шкале ценностей. Он уже определился в нравственных идеалах, способен давать нравственные оценки происходящим событиям и собственному поведению, достаточно адекватно представляет свои качества личности и имеет потребность в самосовершенствовании, проявляет отзывчивость на окружающие события, ценит искренность, правдивость, заботится о своей чести, стремится в поступках быть самостоятельным.
Все дела творческие! Задача класса – стать настоящим коллективом. В классе самоуправление, есть желание действовать, познавать окружающую жизнь и улучшать её. В творческих группах разрабатываются новые интересные дела. В классе есть свои традиции и законы.
1. Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!
3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям!
4. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах, не забывай о них!
5. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других!
6. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека!
7. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Ребята дорожат коллективом класса. Но за делами часто не умеют заметить настроение каждого. «А кому из товарищей стало радостнее от этих дел?» Этот вопрос задают себе ещё не все. Пройден ещё один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап ещё впереди.
III этап (9 – 11 класс). МЫ – КОЛЛЕКТИВ!
Цель: создание условий для успешного самоопределения в будущей жизни, умение быстро адаптироваться в новом коллективе.
Задачи:
1. Формирование адекватного представления о возможностях и способностях личности в определённых сферах деятельности.
2. Развитие чувства ответственности за свой выбор среды обитания, смысла жизни, профессии, спутника жизни.
3. Оказание помощи в определении идеалов и ценностей.
4. Организация взаимодействия с педагогами на подлинных основах сотрудничества, при котором старшие школьники выступают активной силой в определении направлений развития школьного коллектива и в их реализации.
Ожидаемые результаты: выпускник школы – личность активная, инициативная, способная к самореализации в современных условиях. Стремится постоянно узнавать о себе, анализирует свои чувства, действия, реакции на них окружающих людей и делает нравственные выводы. Имеет достаточное чувство собственного достоинства, самоуважения. Почти на прибегает к способам психологической защиты. Проявляет самостоятельность в определении целей и в их достижении, независим в суждениях и действиях, корректно заявляет о своих намерениях. Способен взять ответственность за свой выбор, действия и слова. В поведении доминирует стремление к успеху, оптимизм, проявляется упорство при столкновении с трудностями. Выпускник знает и умеет правильно объяснить основные нравственные категории, соблюдает правила этикета.
Жить для людей – значит для них «гореть, а не тлеть». В классном коллективе богатая духовная жизнь – определяются не только близкие, но и дальние цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, собственные размышления, общение со сверстниками и взрослыми. Ребята умеют работать над собой: воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность. Класс и каждый ученик занимаются нравственным самовоспитанием. Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям. На этом этапе работы непочатый край. Встречаются большие трудности, испытания, но тем радостнее победы. Учащиеся стремятся жить «ради улыбки товарища», жить для радости других.
Если класс такой, значит можно двигаться дальше. А следующий этап – это сама ЖИЗНЬ.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал,
По какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков.
Отправляясь в жизнь, каждый выпускник берёт с собой в дорогу следующие 10 глаголов: думать, ставить, решать, делать, помогать, уважать, дружить, веселиться, творить, отвечать за всё.
Главными заповедями классного руководителя считаю две:
1. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
2. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным!
Чтобы воспитание было успешным, каждую четверть я выбираю приоритетным одно из направлений и провожу мероприятия в рамках этого направления.
1 четверть - направление «Нравственность»
2 четверть – направление «Здоровье».
3 четверть – направление «Интеллект».
4 четверть – направление «Я – гражданин России».
1 четверть – направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей, формирование у учащихся нравственной культуры поведения.
Задачи:
1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
3. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
4. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении , используя активные формы взаимодействия.
5. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать; смотреть и видеть; осознавать и делать выводы о самом себе.
Примерные мероприятия:
1. Сбор пословиц и поговорок о нравственных качествах человека ( 5 класс)
2. Цикл классных часов «Этикет в будни и праздники» (6 класс.)
3. Классный час «Друг твоими глазами» (6 класс)
4. Диспут «Кого можно назвать вежливым человеком» (7 класс)
5. Тренинг «Хочу быть послушным и терпеливым» (8 класс)
6. Конкурс газет «Моя семья – моя гордость».
7. Родительская конференция «Семейные традиции»
8. Экскурсии в театры и кино.
9. Диагностика нравственных приоритетов.
Методика неоконченных предложений (проводится ежегодно в конце 1 четверти)
Продолжить предложения:
Добро – это… Открытость – это…
Зло – это… Подлость – это…
Любовь – это…. Совесть – это…
Ненависть – это… Наглость – это….
Дружба – это… Порядочность – это…
Враждебность – это.. Право – это….
Честность – это… Обязанность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т. д.).
2 четверть – направление «Здоровье»
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Цель: показать ребёнку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека, научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
Задачи:
1. Помочь понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным.
2. Понять, что здоровье во многом зависит от самого человека.
3. Познакомить с правилами здорового образа жизни.
4. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.
Примерные мероприятия:
1. Конкурс газет «Мы за здоровый образ жизни».
2. Живая газета «Секреты здоровья».
3. Беседы врача: а) «Первая помощь при несчастных случаях»
б) «Профилактика простудных заболеваний» и т.д.
4. Диспут «Полезные и вредные привычки» (7 класс).
5. Игротерапия: а) игры на переменах (5 класс).
Б) Весёлые старты. (6 -7 класс).
В) Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» (8 класс)
Г) Игры с родителями в футбол, пионербол.
6. Походы, сплавы, поездки на лыжах и коньках.
7. Родительская конференция «Здоровая семья: нравственные аспекты»
8. Круглый стол: дети и родители «Здоровье прежде всего»
9. Диагностика.
Заполнив эту таблицу, а затем проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой, может помочь снизить определённую степень перегрузки учеников.
Виды недомоганий, которые я испытываю всегда часто иногда никогда
Сонливое состояние
Раздражительность, невозможность сосредоточиться
Головные боли
Боли в желудке
Головокружение
3 четверть – направление «Интеллект»
Цель: помочь учащимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное, определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Задачи:
1. Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить методы, приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
3. Изучать кругозор и влиять на познавательный интерес учащихся. Использовать результаты изучения при планировании внеклассной работы.
4. Организовать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
5. С помощью внеклассных мероприятий развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
Примерные мероприятия:
1. Создание паспорта класса (5 класс).
2. Проведение интеллектуальных игр.
3. Предметные недели в классе
4. Участие в конкурсах, олимпиадах.
5. Экскурсии на выставки. Встречи с интересными людьми.
6. Игры «Самый умный», «Звёздный час» и т.д. с привлечением родителей.
7. Диагностика (проводится ежегодно в начале 3 четверти).
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам».
1. Утром я просыпаюсь с мыслью:
А) «Ура! Сегодня будет история (математика, русский) и т.д.»
Б) «Сегодня можно не присутствовать на истории, математике и т.д.».
В) «Я болею и не пойду в школу. Значит не получу плохую оценку по истории, математике и т.д.»
2. Я прихожу в школу для того, чтобы…
А)…узнать что-то новое, интересное.
Б)… заниматься такими интересными предметами, как …
В) ….встретиться с такими хорошими учителями, как….
Г)….пообщаться с друзьями.
Д)….весело провести время.
Е)….не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
А) совершенно самостоятельно.
Б) обращаюсь за помощью к взрослым.
В) под контролем родителей.
Г) от случая к случаю.
Д) не делаю никогда.
4. Для того, чтобы хорошо учиться, надо:
А)…..иметь интерес к предмету.
Б)……иметь способность к предмету.
В) …..хорошо работать на уроке.
Г) ……иметь хорошие отношения с педагогом.
Д)…….уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую оценку, то:
А)….стараюсь тут же её исправить.
Б)…. стараюсь исправить её на следующем уроке.
В)… стараюсь исправить её в ближайшее время.
Г)…..ничего не пытаюсь делать.
С помощью методики неоконченных предложений можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.
4 четверть – направление «Я – гражданин России»
« Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.»
А.Н.Некрасов
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, познакомить с национальной культурой, приобщить учащихся к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.
Задачи:
1. Знать символику своего государства.
2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к истории своего края, своей страны.
3. Воспитывать интерес к изучению национальной культуры.
4. Привлечь учащихся к охране исторических памятников.
5. Через внеклассные мероприятия развивать любовь и уважение к прошлому и настоящему своей страны.
Примерные мероприятия:
1.Классный час «Загадки российской символики».(5-6 класс)
2.Классный час «Я и закон» ( 7 -8 класс)
3.Встречи с представителями общественных организаций.
4. Встречи с ветеранами.
5. Проводить акции милосердия.
6. Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя».
7. Выпуск газет к 9 Мая.
8. Родительское собрание «Растить гражданина» и т.д.
Выступление на первом родительском собрании в 5 классе.
Уважаемые родители! Вот и наступил новый учебный год! Чтобы больше узнать о своих воспитанниках, я внимательно изучила их личные дела и поняла, что мне предстоит встретиться с очень разными детьми, общительными и застенчивыми, весёлыми и грустными, трудолюбивыми и ленивыми, медлительными и торопливыми, но, несомненно, добрыми.
Дорогие мамы и папы, в ваших глазах доверие и просьба о том, чтобы помочь вам воспитать ваших детей добрыми и порядочными людьми. Я обещаю вам это. Со своими питомцами мы будем формировать классный коллектив, и в это, конечно же, будете помогать мне вы.
В конце каждой четверти мы будем обмениваться опытом семейного воспитания. А на итоговых собраниях я буду рассказывать вам о наших достижениях за год.
Чтобы познакомиться с вами, я попрошу вас на листе бумаги, разделив его пополам, написать положительные и отрицательные черты ваших детей. Половинку листа с отрицательными чертами я попрошу вас выбросить и забыть всё плохое, так как в дальнейшей работе мы будем опираться только на всё хорошее, что есть в каждом из них.
Ваш ребёнок верит учителю, надеется на его поддержку и понимание. Я знаю, как важна эта вера, поэтому обещаю вам дорожить доверием ваших детей и помогать им во всём.
Дорогие родители! Напоминаю вам, что детство – особое время, и если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос счастливым, поставьте перед собой цель: пусть будет как можно больше в его детской жизни счастливых минут, память о которых он пронесёт через всю жизнь. Школьные годы занимают особое место в жизни ребёнка, и, чтобы они не забылись, мы будем оформлять альбомы, вести летопись нашей школьной жизни.
На каждом родительском собрании я буду рассказывать вам о достижениях и неудачах ваших детей, и мы будем вместе решать их проблемы.
Уважаемые родители! Так как большая часть жизни вашего ребёнка проходит в школе, мне бы хотелось узнать, какие чувства она у вас вызывает, а также, какой образ учителя возникает в вашем сознании при этом слове. Скорее всего, ваше мнение не будет единым. Но, несомненно, вы все желаете, чтобы детям в школе было хорошо, чтобы учителя к ним были добры и внимательны, чтобы они оказались интересными людьми и хорошими профессионалами.
Я обещаю вам стать другом и советчиком вашим детям. И мне в этом поможете вы сами, если будете не гостями в школе, а участниками нашей школьной жизни.
Итак, я ваш новый классный руководитель, и я готова к встрече с вашими детьми.
Организация самоуправления в классе.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова «самоуправление – это внутреннее, своими собственными силами управление делами в коллективе».
Я поставила перед собой задачу организовать работу в классе так, чтобы каждый ученик в классе смог проявить свои способности, чтобы каждого ученика привлечь к классным и школьным делам. Формой организации, способной решить эти задачи, и является самоуправление.
Самоуправление в классе понимается мной, как форма демократической организации жизни класса, когда каждый ученик имеет право быть самим собой и участвовать в совместной творческой деятельности. Самоуправление в классе есть процесс, когда ученики всю свою деятельность планируют сами, сами организуют запланированную деятельность, а после исполнения критически её осмысливают, оценивают и контролируют.
Быть участником самоуправления – это значит:
- планировать различные виды деятельности;
- вырабатывать общие правила, обеспечивающие совместную деятельность;
- действовать на основе этих правил;
- обнаруживать ошибку, находить её причину и способ устранения;
- разрешать проблемные ситуации;
Итак, самоуправление есть процесс авторства собственной жизни в обществе, который требует от его участников умения планировать, организовывать, осуществлять, рефлексировать. Учитель же выполняет функцию помощника.
Чтобы повысить активность учащихся , я разделила класс на группы. ( по 5 – 6 человек)
Состав группы меняется каждую четверть, чтобы добиться сплочённости классного коллектива. Каждый ученик в группе выполняет определённую роль. За учебный год каждый имеет возможность попробовать себя во всех ролях.
1.»Дежурный» - отмечает отсутствующих в своей группе, тех, кто опаздывает на урок, сбегает с уроков, нарушает дисциплину на уроке.
2. «Ревизор» проверяет ведение дневников, выполнение домашних заданий, готовность к уроку , следит за успеваемостью в своей группе.
3. «Чистюля» - распределяет дежурство по классу и по школе, следит за сохранностью школьной мебели.
4. «Собеседник» - помогает в проведении классных часов и мероприятий. Составляет сценарии праздников.
5. «Печатник» - участвует в оформлении классного уголка, подбирает информацию для классных тематических стендов, выпускает газету.
Внутри группы учащиеся сами распределяют роли по желанию. Периодически на классных часах дети отчитываются о проделанной в группе работе. Один раз в полгода учащиеся сами проводят родительское собрание, на котором рассказывают о том, чем они занимаются в классе, какая группа достигла лучших результатов. Работа групп отмечается в экране активности класса, который висит в классном уголке.
Такая организация деятельности в классе позволила мне:
1. Повысить процент успеваемости.
2. Поддерживать интерес к учебной и внеурочной деятельности.
3. Изучить сферы дарований учащегося с целью подбора для него определённого вида деятельности, где ученика может ожидать успех.
4. Повысить самоорганизованность учащихся.
5. Повысить творческую активность учащихся.
Каждый ученик должен понять, что он желанен, любим, интересен и при этом ответственен за такое отношение к себе.