Социальный проект учащихся 10-х классов "Гражданин"
Социальный проект учащихся 10-х классов "Гражданин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.5 КБ |
![]() | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
Социальный проект учащихся 10-х классов
«Гражданин»
Кураторы проекта:
классные руководители:
Викулова Е.В., Гордеева Н.А
п. Степное
Социальное проектирование на наш взгляд, одна из современных педагогических технологий. Способствует формированию у учащихся активной гражданской позиции, принципов приверженности демократическим ценностям, чувства социальной ответственности, неравнодушного отношения к судьбе Родины. Работая по тематике проекта учащиеся познакомились с функционированием различных уровней властных структур. Учащимися собрано и обработано большое количество информации по теме: «Законодательная и исполнительная власть в РФ и Саратовской области», подготовлены презентации, сообщения.
Наш проект не носит только информационный характер. На этапах его реализации предусматривалось и знакомство учащихся на практике с функционированием муниципальных органов власти, в форме проведения Дня дублера в администрации Степновского МО. Использование данной формы способствует получению учащимися первых уроков социализации, первых навыков организаторско – управленческой деятельности.
Наш проект носит разноплановый характер. При планировании работы совместно с ребятами мы не обошли стороной одну из важнейших тем, связанных с воспитанием нравственности и патриотизма личности учащихся – Великую Победу. Очень интересной была форма «История Великой Отечественной войны в жизни моей семьи», позволившая учащимся непосредственно соприкоснуться с историей, воспоминаниями своих близких. «Война! Печальней нету слова…». Так называлась анкета, разработанная учащимися для родителей и других членов семьи, записи воспоминаний представителей старшего поколения о войне проводились в форме интервью, повествовательного текста. По завершению данного этапа проекта появилась публикация в СМИ, размещение информации на школьном сайте, проводились встречи с ветеранами ВОВ.
Проектная технология привлекает нас своей нестандартностью, разнообразием форм, приемов и подходов. Мы считаем, что это одна из инновационных технологий на современном этапе развития и становления новой системы образования
Общие положения.
Одним из интенсивных методов включения юных граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.
Социальное проектирование – современная социально-педагогическая технология, построенная на основе организации самодеятельности молодежи, направленной на изменение окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. В российской системе образования ощущается недостаток активных форм социальной практики. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел путем вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.
Цель проекта: «Гражданин»
-формирования у молодых граждан активной гражданской позиции, социализации учащихся образовательных учреждений.
-привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам, близких и учащимся, и местному сообществу;
-включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих учащихся.
Задачи проекта:
Образовательные:
* освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
* развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
* развитие коммуникативных навыков;
* приобретение навыков групповой работы
Воспитательные:
* привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
* формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своих местностях;
* формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Участники проекта:
1.Учащиеся 10 –х классов.
2.Центральная библиотека р.п.Степное. Заведующая методико-библиографическим отделом МУК «ЦБС Советского муниципального района» Каткова Валентина Николаевна.
Проект осуществлялся в результате совместной деятельности Центральной библиотеки и МБОУ СОШ № 1 на основании договора..
При обучении и закреплении навыков работы в команде необходимо учитывать:
-посильность задач для школьной команды;
-реалистичность практических действий;
-сроки, необходимые для поэтапного исполнения практической деятельности.
В проекте принимали участие группы обучающихся 10 а, б классов МБОУ - СОШ №1, в возрасте 15-16 лет, лидеры детской общественной организации «ШТОРМ», заинтересованные в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в поселке, районе, регионе, стране.
Взрослые (администрация и педагоги МБОУ – СОШ №1, работники ЦРБ) принимают участие в проекте на правах консультантов, экспертов, членов жюри.
Основные разделы проекта:
1) Подготовка к работе над проектом;
2) Выбор проблемы или проблем, значимых на территории района, поселка;
3) Сбор информации по проблеме или проблемам;
4) Разработка вариантов решения проблемы или проблем;
5) Реализация плана действий в рамках социального проекта;
6) Презентация проекта в его практической плоскости.
Реализация плана действий команд (групп обучающихся): сентябрь – апрель текущего учебного года.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1.В течение осуществления проекта добиться 90% охвата учащихся для участия в нем, организовать и обучить школьников работе в 4-х командах по тому или иному направлению проекта.
2.Обучит навыкам поиска необходимой информации по предложенным темам, умению общаться с разными категориями специалистов и взрослых людей для проведения анкетирования, приглашения на проводимые встречи, подготовки презентаций с помощью мультимедийной установки, анализу проводимых анкет, написанию заметок в школьную печать и районную газету «Заря» о промежуточных результатах реализации проекта.
По итогам реализации проекта в апреле. провести большой круглый стол с приглашением руководства школы, администрации Степновского МО.
3.В течение срока реализации проекта способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, противодействующих проявлениям асоциального поведения, путем постоянных коллективных и индивидуальных бесед по различным примерам из местной газеты «Заря», путем выпуска буклетов, листовок, плакатов и т.д.
Порядок осуществления проекта:
Исследуя сущность проблемы, команды собирают различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио.
Портфолио включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команд по проблеме в логической и хронологической последовательности. Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы школьников по разработке и реализации проекта.
В качестве варианта визуальной презентации допускается мультимедийный показ материалов по проекту. Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах.
Устная презентация - это выступление команды из 4-6 человек в течение 10 минут, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников из других команд и жюри.
Критерии оценки проектов
Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям с учетом методики работы школьных команд над социальными проектами:
* актуальность и важность поставленных проблем;
* социальная значимость проблемы;
* самостоятельность разработки проекта;
* разноуровневость взаимодействия с властными структурами;
* реалистичность;
* перспективность;
* практические результаты.
Устойчивость проекта.
Проект может быть продолжен еще на год при условии желания учащихся, родителей, финансовой помощи спонсоров проекта, при других мероприятиях практического плана той же тематики.
Финансирование проекта.
1.Приобретение канцтоваров: ватман, гуашь, кисточки, маркеры для изготовления буклетов, плакатов, листовок, стенных школьных и классных газет, ксероксная бумага. Средства на приобретение канцтоваров МБОУ СОШ № 1 – 500 руб.
2.Приобретение фотопленки для изготовления фотографий по реализации проекта. Средства школы – 2 пленки х 130 руб. = 260 руб.
3.Приобретение памятных сувениров для поощрения учащихся, принявших наиболее активное участие в реализации проекта по итогам года.
Средства школы – 30 чел. х 50 руб. = 1500 руб.
Всего: 2260 рублей.
Этапы и сроки проведения проекта
1.Классный час «Мы – будущее России», посвященный Дню знаний с представлением Книги «Почетные граждане Советского района» и обсуждением плана действий в ходе реализации проекта (сентябрь)
2.Урок-репортаж «Настоящие герои России», посвященный 6-ой годовщине гибели экипажа стратегического бомбардировщика ТУ-160 на территории Советского района.
Дата: (сентябрь)
3.Классный час «Командный старт», посвященный началу работы 4 команд учащихся 10-х классов по темам:
-1 команда: сбор информации и подготовка презентаций по теме «Законодательные и исполнительные органы власти в России, Саратовской области, Советском муниципальном районе» (10 чел.).
-2 команда: сбор информации по теме: «История Великой Отечественной войны в жизни моей семьи» - к 65ой годовщине Победы - 15 чел. (проведение анкетирования в своих семьях «Война! Печальней нету слова…». Разработка анкет для родителей и других членов семьи, запись воспоминаний представителей старшего поколения о войне. Итоговое изготовление брошюры команды по данной теме. Подготовка не менее 4-х наиболее интересных публикаций в местную газету «Заря».
-3 команда: подготовка Дня дублера в администрации Степновского МО. Разработка плана проведения, распределение ролей в ходе Дня дублера, переговоры с администрацией Степновского МО о практической реализации Дня дублера (10 чел.).
-4 команда: Подготовка встречи с главой администрации Советского МР Стрельниковым А.В. Работа по теме «Наш ящик предложений» (10 чел.).
4.Час права «Законодательные и исполнительные органы России» (информация о 2-х ветвях власти в стране. Подготовка видеоматериалов и буклета) (октябрь).
5.Час права «Саратовская областная Дума и Правительство Саратовской области. Функции Губернатора» (подготовка видеоматериалов и буклета) (ноябрь).
6.Час правовой информации «Реализация 131-го Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления. Местная власть сегодня» (подготовка видеоматериалов, буклета. Организация встречи с представителями депутатского корпуса района и р.п. Степное) (декабрь).
7.Урок исторической памяти «Война! Печальней нету слова…» (по материалам «История войны в жизни моей семьи» (январь).
8.Встреча с главой администрации Советского МР Стрельниковым А.В. «Наш разговор с исполнительной властью» (февраль)
9.День дублера в Степновской администрации «Учимся быть у власти» (март)
10.Итоговое мероприятие «Мы закончили проект?» (с награждением наиболее активных участников его реализации с приглашением администрации школы) (апрель).
По итогам проекта все команды (группы обучающихся) награждаются сертификатами участников и грамотами.
Рефлексия.
Первый этап «Подготовка учащихся к работе над проектом»
На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике проекта "Гражданин", его возможностях в решении важных проблем своей местности. Стоит выяснить желание учащейся молодежи участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).
Данный этап предполагает диагностику знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о со временном этапе и перспективах развития села, района, города, области,
В ходе беседы, организованной учителем на первом занятии, актуали зируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (на сколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населе ния), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации (СМИ) на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных орга нов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статисти ки, СМИ, нормативных актов и др.).
Как показывает практика, в проекте достигаются более высокие ре зультаты, когда над ним работает весь класс. Возраст участников может коле баться от 15 до 16 лет. Чтобы сохранить динамизм работы над проектом, его сроки не должны превышать трех месяцев.
В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать по мощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источ ники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми местного сообщества, эксперта ми.
Однако взрослые добровольцы не должны писать за них письма, зво нить от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации по существу проекта. Школьный педагог также выступает в роли консультанта или арбит ра при выборе учащимися альтернативных решений.
Следует объяснить обучающимся, что в государстве существуют орга ны власти, которые руководствуются, прежде всего, законами. Для того что бы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан, необходима целенаправленная "общественная политика", которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой ком плекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.
Второй этап «Выбор проблемы»
Учащимся предлагается детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего реше ния.
Условно этот этап можно соотнести с ромашкой, лепестки которой бу дут актуальными проблемами села, района, города, региона, и школьники, перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.), обсуждают их, осознавая сложность ок ружающего мира.
Целесообразно организовать игру - "Ящик предложений". Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того чтобы каждый из участников в любой удобный момент мог написать и положить в ящик свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поде литься тем, что не может или не хочет сказать всем. Затем в классе можно ор ганизовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике (форма «1).
После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной мест ности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна Можно провести также интервью с родителями, родственниками, сосе дями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают, о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним. (Для индивидуального интервью мож но использовать ту же матрицу вопросов, которые применялись для выявле ния и анализа проблемы малой группой.)
Можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой с фиксирова нием примеров неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобаль ных затрат и не затянется по времени.
Другой формой выявления насущных проблем общества может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию пуб ликаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, что до сих пор пока не решается на данной территории.
Педагогу следует обращать внимание на такие существенные аспекты проблемы, как:
• посильность для школьной команды;
• соответствие возрасту и возможностям учеников;
• реалистичность;
• сумма затрат и сроки, необходимые для реализации проекта.
В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников. Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оста валась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить пробле мы, изменив уже существующие на данной территории программы?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит при менить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этом - этапе во многом зависит от ак тивной роли педагога, его способности организовать командную работу, ос торожно и в то же время твердо направлять деятельность учащихся в нужном направлении для решения данной задачи.
Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую с уровнем их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории. Учащимися большинством голосов выбирается наи более актуальная проблема для дальнейшей работы над проектом.
Третий этил «Сбор информации»
После того, как коллектив класса выбрал проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию.
В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанали зировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтере совавшей их проблеме.
В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разде лить коллектив на исследовательские группы.
Одна группа может провести социологические исследования среди раз личных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Другая занимается изучением материалов средств массовой информа ции по этой теме, как эта тема на протяжении определенного времени обсуж дались, какова была реакция властей и населения.
Третья прорабатывает массив законодательных материалов государст венного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблеме.
Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетент ными специалистами (возможно, при помощи администрации школы, роди телей) для получения объективной информации о состоянии дел на террито рии по конкретному вопросу.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация но проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Для получения сведений вы можете обратиться как к источнику инфор мации, так и к специалисту, готовому поделиться своими знаниями с окру жающими:
средства массовой информация (изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов к документов по определенной проблемати ке);
книги, журналы, газеты (на их основе нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техни ки сделать копии отдельных статей и материалов);
сеть Интернет (можно ознакомиться с сайтами органов государствен ной власти и местного самоуправления, получить информацию о структуре управления, режиме работы, направлениях деятельности должностных лиц, номерах контактных телефонов. Кроме того, сеть Интернет представляет ши рокие возможности для поиска правовых актов по выбранной проблеме, а также публикациях в электронных СМИ по интересующей тематике);
научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя (эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами);
юристы (контакты с этой категорией специалистов помогут школьни кам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности дей ствий властных структур по реализации отдельных проблем);
административные органы власти (специалисты, работающие в ад министративных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию);
законодательные органы (представители законодательной власти в областном центре, городе или районе достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов раз ных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их пред ставительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с обществен ностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информа цию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории).
Некоторые рекомендации по сбору документальной информации
Работа с источником информации в результате переписки или по теле фону требует особой подготовки и корректности. В силу того что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один уче ник. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.
После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать в классе редакционную группу, которая бы осущест вила первичную обработку и анализ всего массива данных по проблеме (форма №2).
Четвертый этап «Разработка собственного варианта решения проблемы»
Главной задачей этого этапа является обработка и систематизация по лученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:
• актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;
• информация о различных подходах к решению данной проблемы;
• юридическая база решения проблемы;
• анализ разнообразной информации;
• программа действий, которую выбрал класс;
• разработка варианта реализации своей программы с элементами мо делирования принятия позитивного решения конкретной властной структу рой.
Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны просчитать, каким образом можно сдвинуть с мертвой точки нерешенную пока проблему.
На этой стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодоления трудного вопроса.
Пятый этап «Реализация плана действий команды учащихся»
Данный этап предполагает, что школьники сделают попытку реализо вать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепе щущей проблемы.
В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудо вых акций, сбора средств, организацию фестивалей и др.
Практика реализации проектов "Гражданин" даст немало примеров, ко гда учащиеся стали инициаторами и проводниками целого ряда интересных дел: организация районной молодежной биржи труда, оказание помощи в ре конструкции детского зоопарка, обеспечение спортивной формой школьни ков из малообеспеченных семей, благоустройство районного парка, установка светофора на оживленном транспортном перекрестке и др.
Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно яв ляются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патрио тические качества.
Работа по реализации проектов позволяет объединять в конкретном де ле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобрета ют взаимовоспитывающий характер.
Шестой этап «Подготовка к защите проекта»
Для того чтобы компетентно оценить качество подготовленных проек тов, следует проработать документальную базу.
По какому принципу распределяется материал? Четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над проектом:
1 раздел содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта;
2 раздел включает наиболее выразительные данные разных источников информации, материалы социологических исследований, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов проблемы;
3 раздел поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками;
4 раздел представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структу ры.
Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демонстрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложе ний и выводов. Учитель по ходу обсуждения предлагает остальной аудитории активно включиться в обсуждение и делать предложения по улучшению раз делов.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления ко манды из 4-5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.
На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, орга низуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабаты ваются сценарии выступления учащихся, их умение отвечать на самые ка верзные вопросы оппонентов.
Седьмой этап «Презентация проекта»
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представ ляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оцени вается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных, законода тельных органов, общественных организаций.
На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов (портфолио), так и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее сущест венные критерии:
1) убедительность:
- Пакет документов действительно убеждает в том, что выбранная обу чающимися проблема актуальна?
- Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
- Объясняется ли в представленном портфолио, почему общественность может поддержать этот проект?
2) практичность:
- Насколько предлагаемая программа реалистична?
- Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?
3) логичность:
- Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
- Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа?
Для детальной оценки представленных на защиту проектов можно предложить для членов жюри (форма №3).
Восьмой этап «Рефлексия»
Главная цель этого этапа - анализ учащимися стадий подготовки проек та и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога осуществляется анализ проделанной работы: отмечаются вС1ретившиеся трудности, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презен тации проекта (форма №4).
Визуальная и устная презентации проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументиро вано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснован ные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.
Форма №1
«Анализ широкого спектра вопросов, значимых для нашего района, региона, страны».
Фамилии членов группы_____________________________
Дата______________________________________________
Проблема__________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? Почему?_________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?______________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назрев шей проблемы?___________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
- какова ее эффективность?_____________________________________
- каковы ее недостатки/
Каким образом ее можно совершенствовать?___________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельно сти органов власти?_______________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?___________________________________________
Петиция
Петиция от ---------------------------------------
Адресована ----------------------------------------------
Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к сле дующей проблеме_______________________________________________
с рекомендацией:__________________________________________
Согласны следующие граждане города, района, села:
№ п/п | Ф. И.О. | Адрес | Социальное положение |
1 | |||
2 | |||
Форма №2
Лист оценки конкурса проектов «Гражданин»
Команда №1 | Команда №2 | Команда №...... | |||||||||||||
Актуальность избранной пробле мы | |||||||||||||||
1. Аргументированность проблемы. | |||||||||||||||
2. Значимость данной темы для уча стников проекта. | |||||||||||||||
3. Созвучность проблемы интересам социума. | |||||||||||||||
Сбор и анализ информации | |||||||||||||||
1. Изучение нормативной базы. | |||||||||||||||
2. Анализ СМИ. | |||||||||||||||
3. Использование материалов со циологических исследований. | |||||||||||||||
Программа действий команды | |||||||||||||||
1. Юридическая правомерность действий и предложений. | |||||||||||||||
2. Экономическое обоснование, реалистичность. | |||||||||||||||
3. Завершенность, полнота. | |||||||||||||||
Практические шаги по реализа ции программы | |||||||||||||||
1. Социальная переписка, | |||||||||||||||
2. Личное участие школьников. | |||||||||||||||
3. Разноуровневоеть взаимодейст вия с властными структурами. | |||||||||||||||
4. Практические результаты. | |||||||||||||||
Презентация | |||||||||||||||
I. Компетентность, свободное вла дение материалом. | |||||||||||||||
2. Глубина и четкость ответов на вопросы. | |||||||||||||||
З.Эмоционалъность выступ ления. | |||||||||||||||
4. Использование материалов стен да. | |||||||||||||||
Оценка портфелио | |||||||||||||||
1. Отражение основных этапов ра боты. | |||||||||||||||
2. Логика материалов. | |||||||||||||||
3. Эстетическое оформление. | |||||||||||||||
Оценка стенда | |||||||||||||||
1. Соответствие материалов стенда разделам проекта. | |||||||||||||||
2. Широта спектра материалов. | |||||||||||||||
3. Красочность, наглядность. | |||||||||||||||
ИТОГ: |
Форма №4
Анкета
1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта?
3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по реализации проекта?
4. Какова эффективность работы конкретной команды?
5. Что вами сделано хорошо?
6. В чем вы видите недоработки команды?
7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой про ект, по другой проблеме?
Комментарии
Уважаемые педагоги!Ваш