Воспитательная программа "На пути к успеху"
Воспитательная программа "На пути к успеху"
Данная программа адресована учителям и классным руководителям. Окажет помощь в организации профориентационной работы в выпускных классах. Может быть использован с целью активации внеклассной деятельности школьников, в развитии познавательных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
п. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области
Обсуждено на
заседании методического
объединения классных
руководителей
протокол № 8
от «07 » апреля 2009 года
руководитель м/о ___________
На пути к успеху
Проект воспитательной программы
Составитель:
Бербасова Е. П.,
учитель экономики
и географии
Шерегеш
2009
Бербасова , Е. П. На пути к успеху. Проект воспитательной программы для
10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. П. Бербасова. – Шерегеш, 2009. - с.
Данный проект программы адресован учителям и классным руководителям. Окажет помощь в организации профориентационной работы в выпускных классах. Может быть использован с целью активации внеклассной деятельности школьников, в развитии познавательных и творческих способностей.
Содержание.
- Введение………………………………………………………………….3
- Тематическое планирование …………………….……………………...8
- Содержание разделов программы…………………….………………..11
- Список литературы ………………………………..…………………....14
- Перечень ключевых слов ………………………………..………...……16
- Приложение ……………………………………………………………..17
Введение.
Реализация планов долгосрочного развития
экономики и социальной сферы
Российской Федерации, обеспечивающих
рост благосостояния граждан,
требует инвестиций в человеческий капитал.
Д. А. Медведев
Актуализация проблемы.
В последние годы под воспитанием стали понимать целенаправленное управление процессами развития личности.
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволяет выделить характерную проблему существования средней школы и четко определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших старшеклассников.
Школа должна выпускать из своих стен человека, который бы соответствовал запросам современного общества: «Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» (Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»)
В результате должна сформироваться личность
- целеустремленная;
- толерантная, способная сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор;
- умеющая и желающая образовываться на протяжении всей жизни;
- конкурентоспособная;
- знающая свои права;
- стремящаяся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизмерению;
- знающая и владеющая приемами и способами оздоровления своего организма;
- имеющая творческое начало, чувство эстетической меры;
- воплощающая в своей практической жизни идею возобновления природы.
На современном этапе цель воспитания заключается в подготовке выпускников к социальной адаптации и активному участию в жизни общества. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения в современной российской жизни необходимо каждому. Требования к современной школе в последнее время значительно возросли. От неё требуется не только дать учащимся определённый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.
Данная программа по профориентации призвана помочь учащимся в осознанном выборе профессии. Способствует формированию первоначальных представлений о мире труда, познакомит с наиболее распространенными профессиями.
Выбор профессии представляет сложную проблему, успешное решение которой зависит от множества различных условий. Этот выбор должен быть сделан в соответствии с интересами личности, ее способностями и потребностями общества. Для этого необходимо своевременно и точно научить определять индивидуальные качества личности, уметь сопоставлять их с особенностями профессии.
Данная программа по профориентации рассчитана на 2 года воспитательной работы с учащимися в возрасте 15 - 16 лет.
Цель программы: формирование успешной личности, способной к профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
- создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни через профессиональное самоопределение;
- повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
- формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;
- создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников воспитательного процесса.
Методологическая основа программы.
Индивидуально – деятельностный подход – подход, раскрывающий события и явления с позиции индивидуальных особенностей участников деятельности, опирающийся на следующие дидактические принципы:
- принцип научности в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
- принцип единства категорий педагогики: воспитания, обучения, развития, социализации, адаптации и т.д.;
- принцип ценностно-смысловой направленности процесса взаимодействия;
- принцип формирования адекватной, позитивной самооценки в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
- принцип формирования и развития мотивации в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
- принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и т.д.);
- принцип сотрудничества субъектов целостного педагогического процесса;
- принцип формирования самостоятельности;
- принцип перехода от воспитания к самовоспитанию;
- принцип перехода от обучения к самообучению;
- принцип перехода от контроля к самоконтролю;
- принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса.
В процессе воспитательной работы в качестве системообразующих элементов были использованы следующие виды деятельности:
- познавательная деятельность;
- художественная деятельность;
- спортивная деятельность;
- трудовая деятельность;
- ценностно – ориентировочная деятельность;
- общественная деятельность;
- свободное общение;
- коллективно – творческие дела;
- аналитическая деятельность.
Формы работы с коллективом воспитанников:
- классные часы;
- проведение совместных праздников;
- создание мультимедийной продукции;
- участие в акциях благотворительной направленности;
- тематические вечера эстетической направленности;
- проведение круглых столов, дебатов, дисскусий, деловых и ролевых игр;
- проектная деятельность.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
- беседы;
- контроль успеваемости и посещаемости уроков;
- вовлечение в коллективные дела класса и школы.
Формы работы с родителями:
- организационные и тематические родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- анкетирование и тестирование родителей;
- индивидуальные консультации специалистов
- проведение совместных мероприятий.
- совместная работа по реализации проекта «Погружение в профессию».
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
- привлечение к информационной деятельности;
- проведение совместных классных часов (метапредметная методика )
- взаимодействие с педагогами профильной школы
Формы работы с психологом школы:
- диагностика и анкетирование;
- индивидуальные консультации;
- разработка индивидуальных программ « Я на пути к успеху»
Социальный педагог школы:
- реализация предпрофильного курса « Твоя профессиональная карьера».
В результате осуществления программы учащиеся получат необходимые и достаточные представления о мире профессии, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования. Должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.
Социальная – экономическая характеристика района.
Таштагольский район расположен на юге Кемеровской области. Количество предприятий, объединений, их филиалов и других обособленных подразделений составляет более 500 единиц. Отраслевая структура промышленного производства города Таштагола:
- горно-добывающая -87, 4%;
- электроэнергетика – 9%;
- лесная и деревообрабатывающая- 1,2%;
- пищевая – 1, 1%;
- машиностроение и металлообработка – 0, 7 %.
Горную Шорию за разнообразие ландшафтов и неповторимость природы называют «сибирской Швейцарией». Все это привлекает сюда туристов как из России, так из-за рубежа, способствует организации спортивно-оздоровительного отдыха, развитию физической культуры и спорта, преимущественно горнолыжного.
У подножия горы Мустаг действует Шерегешский горнолыжный комплекс, туристическая база « Медвежонок», 16 предприятий гостиничного типа. При горнолыжных комплексах действуют гостиницы, развита сеть обслуживания.
В городе около 300 предприятий, организаций, учреждений всех видов собственности, но наиболее значительные Горно-Шорский филиал ОАО «Евразруда», прииск «Алтайский», два хлебокомбината и другие предприятия легкой, пищевой промышленности, сферы услуг.
Учебные заведения для дальнейшего обучения в районе:
В городе действуют филиалы Кузбасского государственного технического университета и Сибирского государственного индустриального университета; горный техникум, профессиональный лицей.
Тематическое планирование (10 класс).
№ раздела | № классного мероприятия | Тема классного мероприятия. | Форма проведения | Партнерство |
Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием. | 1. | Холерик? Сангвиник? Поговорим об особенностях темперамента | Психологический практикум | |
2. | Ярмарка достоинств. | Психологическая игра-практикум | ||
3. | Поверь в себя! | Классный час-размышление | ||
Раздел II. Развитие личностных качеств. | 1. | Как вести себя среди людей. | Мастерская общения | |
2. | Два шага до конфликта. | Психологический практикум | ||
3. | Формирование своего имиджа. | Ситуативный практикум | ||
Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации. | 1. | Умеешь ли ты общаться? | Ситуативный практикум по культуре общения | |
2. | Компромисс- показатель слабости или признак зрелости личности? | Ток-шоу | ||
3. | Моя дорога к Себе и другим | Нравственно-психологический практикум | ||
Итого: | 9 часов |
Тематическое планирование (11 класс).
№ раздела | № классного мероприятия | Тема классного мероприятия. | Форма проведения | Партнерство |
Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации. | 1. | Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда. | Беседа | |
2. | Склонности и интересы в выборе профессии. | Психологический практикум | ||
3. | Успешного человека создает труд. | Игра - тренинг | ||
Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против. | 1. | Мир профессий, или какую дверь открыть. | Беседа | |
2. | Моя будущая профессия. | Дискуссионный практикум | Встреча с представителями учебных заведений Таштагольского района | |
3. | На пути к успеху. | Ситуативная беседа - диалог | ||
4. | Я в политику пойду… | Беседа | Встреча с представителем администрации поселка | |
5. | Кем в дальнейшем нам бы стать. | Дискуссионный профориентационный практикум | Встреча с представителями профессий предприятий поселка | |
6. | Быть или не быть психологом. | Беседа | Встреча с психологом школы. | |
7. | Уехать или остаться? Профессии моего поселка. | Ситуативная беседа- диалог | ||
8. | На работу в первый раз. | Участие в проекте «Управленческий капитал» | Молодежный отдел Администрации Таштагольского района | |
Итого: | 11 часов |
Содержание разделов программы.
Навыки непрерывного образования,
умение обучаться в течение всей
жизни, выбирать и обновлять
профессиональный путь
формируются со школьной скамьи.
Д. А. Медведев
Программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.
Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека.
Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием.
Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.
Раздел II. Развитие личностных качеств.
Главная цель заданий этого раздела - развитие характера, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Работа начинается с оценки личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.
Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации.
Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.
Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против.
В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов, знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
Ожидаемые результаты.
Ученик имеет представление и знает:
- о различных способах самореализации и самосовершенствования;
- какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
- как стать более организованным и ответственным;
- как повысить свою самооценку;
- как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
- как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
- как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.
Ученик владеет:
- умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
- навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
- умением управлять эмоциями;
- коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
- навыком аналитического и креативного мышления;
- профессиональной осведомленностью;
- способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.
Список литературы
- Алоева, М. А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11-х классах
[Текст] / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. - Ростов н /Д: Феникс, 2007. - 310 с.
- Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 183 c.
- Дик, Н. Ф. Классные часы в лицее и в колледже [Текст] / Н. Ф. Дик. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.- 288 с.
- Еременко, Н. И. Классные часы. 9 класс [Текст] / Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112 с.
- Зайверт, Л. Д. Ваше время в ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время [Текст]. – М.: экономика, 1991. – 233 с.
- Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа [Текст] / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой.- М: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
- Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов средней школы. – 2-е изд. доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – С. 48-61.
- Корнилова, М. В. Технология составления учебных программ [Текст]: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений / М. В. Корнилова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – 29 с.
- Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст]. – М.: Просвещение, 1988. – 253 с.
- Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников [Текст]. – М.: Просвещение, 1979.- 316 c.
- Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – 2-е издание М.: Просвещение, 1995. – С. 48-72.
- Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст]. Учебное пособие для 8 – 11-х классов образовательных учреждений.- М., 1995. – 83 c.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст]: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М.: Вако, 2006. – 240 с.
- Твоя профессиональная карьера [Текст]: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 87 с.
- Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст].- М.: Владос - пресс, 2001. – С.43-92.
- Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии [Текст] / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. М. Белоусова. –М.: Аванта, 2003.- 270 с.
Перечень ключевых слов
- Безработица
- Востребованность
- Должность
- Доходы
- Имидж
- Интерес
- Карьера
- Коммуникабельность
- Конкурентоспособность
- Меланхолик
- Мировоззрение
- Мотив
- Ответственность
- Потребность
- Привычки
- Приоритет
- Профессионализм
- Профессиональное самоопределение
- Профессия
- Рынок труда
- Самореализация
- Сангвиник
- Склонность
- Специальность
- Способность
- Талант
- Темперамент
- Трудовое законодательство
- Убеждение
- Флегматик
- Холерик
- Ценности