Воспитательная программа "На пути к успеху"

Воспитательная программа "На пути к успеху"

Данная программа адресована учителям и классным руководителям. Окажет помощь в организации профориентационной работы в выпускных классах. Может быть использован с целью активации внеклассной деятельности школьников, в развитии познавательных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

п. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области

Обсуждено на

заседании методического

объединения классных

руководителей

протокол № 8  

от «07 » апреля   2009 года

руководитель м/о ___________

На пути к успеху

Проект воспитательной программы

Составитель:

Бербасова Е. П.,

учитель экономики

и  географии

Шерегеш

2009

Бербасова , Е. П. На пути к успеху. Проект воспитательной программы для

10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. П. Бербасова. – Шерегеш, 2009. -   с.

        Данный проект программы адресован учителям и классным руководителям. Окажет помощь в организации профориентационной работы в выпускных классах. Может быть использован с целью активации внеклассной деятельности школьников, в развитии познавательных и творческих способностей.

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Тематическое планирование …………………….……………………...8
  3. Содержание разделов программы…………………….………………..11
  4. Список литературы ………………………………..…………………....14
  5. Перечень ключевых слов ………………………………..………...……16
  6. Приложение ……………………………………………………………..17

Введение.

Реализация планов долгосрочного развития

экономики и социальной сферы

Российской Федерации, обеспечивающих

рост благосостояния граждан,

требует инвестиций в человеческий капитал.

Д. А. Медведев

Актуализация проблемы.

В последние годы под воспитанием стали понимать  целенаправленное управление процессами развития личности.

          Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволяет выделить характерную проблему существования средней школы и четко определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших старшеклассников.

          Школа должна выпускать из своих стен человека, который бы соответствовал запросам современного общества: «Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» (Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»)

          В результате должна сформироваться личность

  1. целеустремленная;
  2. толерантная, способная сделать  правильный нравственный, социальный и политический выбор;
  3. умеющая и желающая образовываться на протяжении всей жизни;
  4. конкурентоспособная;
  5. знающая свои права;
  6. стремящаяся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизмерению;
  7. знающая и владеющая приемами и способами оздоровления своего организма;
  8. имеющая творческое начало, чувство эстетической меры;
  9. воплощающая в своей практической жизни идею возобновления природы.

     На современном этапе цель воспитания заключается  в подготовке выпускников  к социальной адаптации и активному участию в жизни общества. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения в современной российской жизни необходимо каждому. Требования к современной школе в последнее время значительно возросли. От неё требуется не только дать учащимся определённый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.

    Данная программа по профориентации призвана помочь учащимся  в осознанном выборе профессии. Способствует формированию первоначальных представлений о мире труда, познакомит с наиболее распространенными профессиями.

   Выбор профессии представляет сложную проблему, успешное решение которой зависит от множества различных условий. Этот выбор должен быть сделан в соответствии с интересами личности, ее способностями и потребностями общества. Для этого необходимо своевременно и точно научить определять индивидуальные качества личности, уметь сопоставлять их с особенностями профессии.

        Данная программа по профориентации рассчитана на 2 года воспитательной работы с учащимися в возрасте 15 - 16 лет.

       Цель программы:  формирование успешной  личности,   способной к профессиональному самоопределению.

       Задачи программы:

  1. создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни  через профессиональное самоопределение;
  2. повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;
  3. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
  4. формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;
  5. создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников  воспитательного процесса.

Методологическая основа программы.

         Индивидуально – деятельностный подход – подход, раскрывающий события и явления с позиции индивидуальных особенностей участников деятельности,  опирающийся на следующие дидактические принципы:

  1. принцип научности в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  2. принцип единства категорий педагогики: воспитания, обучения, развития, социализации, адаптации и т.д.;
  3. принцип ценностно-смысловой направленности процесса взаимодействия;
  4. принцип формирования адекватной, позитивной самооценки в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  5. принцип формирования и развития мотивации в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  6. принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и т.д.);
  1. принцип сотрудничества субъектов целостного педагогического процесса;
  2. принцип формирования самостоятельности;
  3. принцип перехода от воспитания к самовоспитанию;
  4. принцип перехода от обучения к самообучению;
  5. принцип перехода от контроля к самоконтролю;
  6. принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса.

В процессе воспитательной работы в качестве системообразующих элементов были использованы следующие виды деятельности:

  1. познавательная деятельность;
  2. художественная деятельность;
  3. спортивная деятельность;
  4. трудовая деятельность;
  5. ценностно – ориентировочная деятельность;
  6. общественная деятельность;
  7. свободное общение;
  8. коллективно – творческие дела;
  9. аналитическая деятельность.

Формы работы с коллективом воспитанников:

  1. классные часы;
  2. проведение совместных праздников;
  3. создание мультимедийной продукции;
  4. участие в акциях благотворительной направленности;
  5. тематические вечера эстетической направленности;
  6. проведение круглых столов, дебатов, дисскусий, деловых и ролевых игр;
  7. проектная деятельность.

Формы индивидуальной работы с учащимися:

  1. беседы;
  2. контроль успеваемости и посещаемости уроков;
  3. вовлечение в коллективные дела класса и школы.

Формы работы с родителями:

  1. организационные и тематические родительские собрания;
  2. лекторий для родителей;
  3. анкетирование и тестирование родителей;
  4. индивидуальные консультации специалистов
  5. проведение совместных мероприятий.
  6. совместная работа по реализации проекта «Погружение в профессию».

Формы работы с педагогами, работающими в классе:

  1. привлечение к информационной деятельности;
  2. проведение совместных классных часов (метапредметная методика )
  3. взаимодействие с педагогами профильной школы

Формы работы с психологом школы:

  1. диагностика и анкетирование;
  2. индивидуальные консультации;
  3. разработка индивидуальных программ « Я на пути к успеху»

Социальный педагог школы:

  1. реализация  предпрофильного курса « Твоя профессиональная карьера».

В результате осуществления программы  учащиеся получат необходимые и достаточные представления о мире профессии, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования. Должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.

Социальная – экономическая  характеристика района.

       Таштагольский район расположен на юге Кемеровской области. Количество предприятий, объединений, их филиалов и других обособленных подразделений составляет более 500 единиц. Отраслевая структура промышленного производства города Таштагола:

  1. горно-добывающая -87, 4%;
  2. электроэнергетика – 9%;
  3. лесная и деревообрабатывающая- 1,2%;
  4. пищевая – 1, 1%;
  5. машиностроение и металлообработка – 0, 7 %.

       Горную Шорию за разнообразие ландшафтов и неповторимость природы называют «сибирской Швейцарией». Все это привлекает сюда туристов как из России, так из-за рубежа, способствует организации спортивно-оздоровительного отдыха, развитию физической культуры и спорта, преимущественно горнолыжного.

       У подножия горы Мустаг действует Шерегешский горнолыжный комплекс, туристическая база « Медвежонок», 16 предприятий гостиничного типа. При горнолыжных комплексах действуют гостиницы, развита сеть обслуживания.

   В городе около 300 предприятий, организаций, учреждений всех видов собственности, но наиболее значительные Горно-Шорский филиал ОАО «Евразруда», прииск «Алтайский», два хлебокомбината и другие предприятия легкой, пищевой промышленности, сферы услуг.

Учебные заведения для дальнейшего обучения в районе:

      В городе действуют филиалы Кузбасского государственного технического университета  и Сибирского государственного индустриального университета; горный техникум, профессиональный лицей.

Тематическое планирование (10 класс).

№ раздела

№ классного

мероприятия

Тема классного мероприятия.

Форма проведения

    Партнерство

Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием.

1.

Холерик? Сангвиник? Поговорим об

особенностях темперамента

Психологический  практикум

2.

Ярмарка достоинств.

Психологическая игра-практикум

3.

Поверь в себя!

Классный час-размышление

Раздел II. Развитие личностных

качеств.

1.

Как вести себя среди людей.

Мастерская общения

2.

Два шага до конфликта.

Психологический практикум

3.

Формирование своего имиджа.

Ситуативный практикум

Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации.

1.

Умеешь ли ты общаться?

Ситуативный практикум по культуре общения

2.

Компромисс- показатель слабости или признак зрелости личности?

Ток-шоу

3.

Моя дорога к Себе и другим

Нравственно-психологический практикум

Итого:

9 часов

     

                               

Тематическое планирование (11 класс).

№ раздела

№ классного

мероприятия

Тема классного мероприятия.

Форма проведения

Партнерство

Раздел IV. Познавательная сфера и

отношение к своей жизненной ситуации.

1.

Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда.

Беседа

2.

Склонности и интересы в выборе профессии.

Психологический практикум

3.

Успешного человека создает труд.

Игра - тренинг

Раздел V. Выбор дальнейшего пути:

за и против.

1.

Мир профессий, или какую дверь открыть.

Беседа

2.

Моя будущая профессия.

Дискуссионный практикум

Встреча с представителями учебных заведений Таштагольского района

3.

На пути к успеху.

Ситуативная беседа - диалог

4.

Я в политику пойду…

Беседа

Встреча с представителем администрации поселка

5.

Кем в дальнейшем нам бы стать.

Дискуссионный профориентационный практикум

Встреча с представителями профессий предприятий поселка

6.

Быть или не быть психологом.

Беседа

Встреча с психологом школы.

7.

Уехать или остаться? Профессии моего поселка.

Ситуативная беседа- диалог

8.

На работу в первый раз.

Участие в проекте «Управленческий капитал»

Молодежный отдел Администрации Таштагольского района

Итого:

11 часов

Содержание разделов программы.

Навыки непрерывного образования,

умение обучаться в течение всей

жизни, выбирать и обновлять

профессиональный путь

формируются со школьной скамьи.

Д. А. Медведев

Программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.

Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека.

Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием.

          Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.

Раздел II. Развитие личностных качеств.

        Главная цель заданий этого раздела - развитие характера, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Работа начинается с оценки личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации.

         Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.

       Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против.

         В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов, знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Ожидаемые результаты.

          Ученик имеет представление и знает:

  1. о различных способах самореализации и самосовершенствования;
  2. какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
  3. как стать более организованным и ответственным;
  4. как повысить свою самооценку;
  5. как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
  6. как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
  7. как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.

Ученик владеет:

  1. умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
  2. навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
  3. умением управлять эмоциями;
  4. коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
  5. навыком аналитического и креативного мышления;
  6. профессиональной осведомленностью;
  7. способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.

Список литературы

  1. Алоева,  М. А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11-х классах

[Текст] /  М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. -  Ростов н /Д: Феникс, 2007. - 310 с.

  1. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 183 c.
  2. Дик, Н. Ф. Классные часы в лицее и в колледже [Текст] / Н. Ф. Дик. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.- 288 с.
  3. Еременко, Н. И. Классные часы. 9 класс [Текст] / Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112 с.
  4. Зайверт, Л. Д. Ваше время в ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время [Текст]. – М.: экономика, 1991. – 233 с.
  5. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа [Текст] / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой.- М: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
  6. Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов средней школы. – 2-е изд. доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – С. 48-61.
  7. Корнилова, М. В. Технология составления учебных программ [Текст]: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений / М. В. Корнилова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – 29 с.
  8. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст]. – М.: Просвещение, 1988. – 253 с.
  9. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников [Текст]. – М.: Просвещение, 1979.- 316 c.
  10. Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – 2-е издание М.: Просвещение, 1995. – С. 48-72.
  11. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст]. Учебное пособие для 8 – 11-х классов образовательных учреждений.-  М., 1995. – 83 c.
  12. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст]: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М.: Вако, 2006. – 240 с.
  13. Твоя профессиональная карьера [Текст]: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 87 с.
  14. Чернявская,  А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст].- М.: Владос - пресс, 2001. – С.43-92.
  15. Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  16.  Энциклопедия для детей. Выбор профессии [Текст] / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. М. Белоусова. –М.: Аванта, 2003.- 270 с.

             

Перечень ключевых слов

  1. Безработица
  2. Востребованность
  3. Должность
  4. Доходы
  5. Имидж
  6. Интерес
  7. Карьера
  8. Коммуникабельность
  9. Конкурентоспособность
  10. Меланхолик
  11. Мировоззрение
  12. Мотив
  13. Ответственность
  14. Потребность
  15. Привычки
  16. Приоритет
  17. Профессионализм
  18. Профессиональное самоопределение
  19. Профессия
  20. Рынок труда
  21. Самореализация
  22. Сангвиник
  23. Склонность
  24. Специальность
  25. Способность
  26. Талант
  27. Темперамент
  28. Трудовое законодательство
  29. Убеждение
  30. Флегматик
  31. Холерик
  32. Ценности