"Большому кораблю - большое плавание"(из опыта работы)
"Большому кораблю - большое плавание"(из опыта работы)
Процесс учения и воспитания в начальных классах сродни плаванию на парусном корабле. Учитель-капитан, и ему нужно так организовать учебную и воспитательную работу, чтобы курс был правильным, а результаты хорошими. Как же сделать жизнь в классе высокоэффективной, творческой, увлекательной, такой, от которой у детей глаза бы светились от счастья, и чтобы бы была возможность проявить себя, свою фантазию, творчество и испытать чувство победы над своими недостатками или неудачами?
Предлагаю Вашему вниманию описание опыта моей работы и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Моё педагогическое кредо (II слайд):
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко.
Что такое счастье? Что значит быть счастливым? Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова: «Счастье – 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. успех, удача» (III слайд).
В чём же счастье ученика младшего школьного возраста? Конечно, в его успешности: «Меня похвалили, меня увидели – значит, я могу, у меня получится».
Мне, как учителю, необходимо создать такую ситуацию успеха для каждого ученика, чтобы он раскрыл в полной мере свои потенциальные возможности и таланты. Чтобы ребёнок осознал себя социально-значимой личностью того детского коллектива, который его окружает, а во взрослой жизни – человеком социально-адаптированным, настоящим гражданином России. На моих плечах лежит большая ответственность перед государством, обществом, родителями моих учеников, а прежде всего, - перед учениками, ведь они – будущее России, и в этом будущем нам предстоит жить.
Учителю-капитану предстоит нелёгкая задача: из моря теоретического материала выбрать оптимальные методы воспитания, добавить свои конкретные наработки с учётом психологических возможностей и особенностей каждого школьника, каждого моего «матросика» и создать целостную модель воспитания класса.
Таким образом, целью моей работы является:
Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования (IV слайд).
Для реализации поставленной задачи определяю стратегическую линию развития детского коллектива, которая осуществляется в несколько этапов:
Этапы реализации программы развития детского коллектива:
- I этап. Аналитико-проектировочный.
- II этап. Формирующий (деятельный).
- III этап. Итоговый (V слайд).
- I этап. Аналитико-проектировочный (VI слайд).
- первичная диагностика с целью выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка: сформированность основных психических функций, волевой сферы, коммуникативных навыков, мотивации к обучению, определение уровня воспитанности школьников, определение типа семейного воспитания.
- определение уровня развития и воспитанности классного коллектива в результате анализа полученных данных.
- составление характеристики каждого ученика и социально-психологического портрета класса.
- определение задач, выбор содержания и форм деятельности в соответствии с полученными результатами диагностики.
Итак, воспитать нужно всех, но таких разных!
- II этап. Формирующий (VII слайд).
Воспитание и развитие личности осуществляется
по 4 направлениям:
Главное требование к системе воспитательной работы в каждом отдельном классе состоит в том, что она должна объединить в неразрывном единстве три взаимосвязанных модуля (VIII слайд):
- Знание.
- Практические навыки.
- Переживание положительных эмоций, связанных с любым своим достижением.
I направление «Воспитание и развитие личности в условиях коллективной деятельности» (IX слайд).
Чтобы наш корабль отправился в плавание, я формирую четыре вахты, у всех ребят свои должности и поручения: здесь и лидер, и организатор, и контролёр, и т.д.
I вахта «Наука и просвещение», с целью выполнения просветительной функции. Подбор информации под рубриками «Это важно знать» (связанной с поведением в чрезвычайных ситуациях, заботой о здоровье и т.д.), «Народный календарь», «Календарь знаменательных дат» и прочее.
II вахта «Образование», с целью формирования навыков взаимопомощи, отслеживания результатов учебной деятельности и объективной оценки уровня знаний, умений и навыков своих товарищей (помощь в учебной работе отстающим и часто болеющим одноклассникам).
III вахта «Культура поведения», с целью формирования практических навыков поведения, исходя из существующих этических норм (ролевые игры).
IV вахта «Охрана порядка», с целью контроля за выполнением правил поведения в школе, организацией игровой деятельности на переменах.
Каждые две недели производится смена вахт. Таким образом, каждый «матросик» знает и выполняет круг обязанностей конкретной вахты, учится ответственности за порученное дело, вырабатывает привычку активно участвовать во всех формах деятельности класса, получает первые навыки коллективной деятельности, что способствует сплочению и развитию классного коллектива.
По результатам первичной диагностики я выявила, что 20% учащихся не посещали дошкольные учреждения. Уровень сформированности навыков коммуникативного общения был низкий. При повторной диагностике (психологом психологического центра) уровня адаптации в 1 классе (в конце учебного года) у этих ребят показатели сформированности навыков общения, объективной самооценки выросли до средних и высоких показателей.
II направление «Воспитание и развитие личности через осмысление истоков собственной национальной культуры» (X слайд).
Одним из компонентов развития личности ребёнка является осознание своих истоков, знание исторических обычаев и традиций славянских народов позволяет сформировать основы толерантного поведения в жизни. Только глубоко понимая свою национальную культуру, можно уважать культуру окружающих народов.
Поэтому в систему воспитательной работы класса широко включён славянский компонент через проведение бесед, фольклорных праздников и игр, изготовление поделок и реквизита для праздников. Проведение фольклорной игры позволяет отработать различные модели поведения. Несоблюдение правил игры приводит к конфликту или её прекращению, таким образом, мы формируем элементы права, которые переходят во взрослую жизнь. Например: проводя жеребьёвку (считалочку) исключается обида, дети видят справедливость и равноправие всех участников. Даже во взрослой жизни в трудноразрешимых ситуациях мы прибегаем к жребию. Фольклорные игры, праздники позволяют отработать различные модели поведения ребёнка в той или иной ситуации, способствуют формированию опыта согласованных действий, подчинению своих интересов общему результату, формированию навыков правильного поведения, улучшению микроклимата в коллективе, воспитанию культуры общения.
III направление «Воспитание и развитие личности через формирование традиций классного коллектива» (XI слайд).
Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации – это обычаи и праздники детского коллектива и в нашем классном коллективе есть свои традиции:
- ведение классной «Книги почёта» с именами учащихся по различным номинациям;
- запись благодарностей в дневник;
- ежемесячный выпуск газеты «Большому кораблю – большое плавание» - презентация своих достижений и достижений класса, «Проба пера» и другие;
- подготовка концертной программы для одноклассников «С днём рождения!»;
- проведение ежегодных спортивных мероприятий «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- ежегодное празднование дня рождения школы;
- выезды на природу и т.д.
От того, какие эмоциональные впечатления останутся у детей от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд.
IV направление «Воспитание и развитие личности, построенное на сотрудничестве детей и родителей (XII слайд).
В современной школе наблюдается очень низкая активность родителей в учебной и воспитательной деятельности школы и класса. Но только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей успешной, интересной, радостной. Привлекая родителей к активному участию в жизни нашего «кораблика», я руководствуюсь следующими принципами:
- Обращение к чувству родительской любви и уважения его;
- Искренний интерес к их ребёнку и твёрдая уверенность в положительных результатах нашей совместной деятельности;
- Высокое уважение личности родителей, что позволяет прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками.
Основные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- беседы;
- посещение на дому;
- «Клуб родителей» (с приглашением профильных специалистов);
- телефонный мониторинг;
- вовлечение в коллективные классные и школьные мероприятия (изготовление поделок и реквизита к фольклорным праздникам;
- оформление школьных праздников; посадка аллеи «Дружбы»; участие в тематических праздниках и посиделках, спортивных соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья», «Футболишка»; поездки на экскурсии и т.д.)
- III этап. Итоговый (XIII-XVI слайды).
Результативность воспитательной работы в классе проявляется:
1. В количественных и качественных показателях психологического сопровождения: администрация и психологическая служба отмечают рост позитивной тенденции комфортности и сплочённости коллектива. В начале 2 класса 75% детей с нетерпением ждут начала учебного дня, встречи с одноклассниками, с учителем; в 3 классе этот показатель вырос до 88%.
Если в 1 классе процент детей с низкой самооценкой составлял 35%, то в 3 классе он снизился до 6%. По отзывам педагогов, работающих в нашем классе, у ребят значительно возрос уровень мотивации к учению, уровень сформированности коммуникативных навыков.
2. В отзывах родителей, педагогов, учащихся: родители отмечают большую любовь детей к школе, нежелание уходить на каникулы, расширение круга друзей-одноклассников, приобретение новых знаний в культуре поведения и, даже, положительную тенденцию в детско-родительских отношениях, что отражается в их личных письменных благодарностях и благодарностях от имени администрации школы по представлению родителей.
3. В достижениях класса в городских, районных, школьных конкурсах, соревнованиях, викторинах: в I классе – Кубок и Диплом за первое место в турнире по мини-футболу «Футболишка» на «Кубок Германа Зонина»; во II классе – Кубок и Грамота за первое место во втором детском турнире по мини-футболу «Футболишка» на Кубок «Клуба олимпийцев», Грамота за первое место в соревнованиях «Весёлые старты», Грамота за второе место в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»; в III классе – Грамота за первое место в КВН в рамках Всероссийского урока чтения и т.д.
4. В создании портфолио каждого ученика.
(XVII слайд) Надеюсь, что моя работа позволит достичь поставленных целей: вырастить своих учеников счастливыми, успешными, высоконравственными, настоящими патриотами и гражданами, которые сумеют обеспечить процветание России.
И в завершение хочу выразить своё отношение к благородной профессии учителя:
Да, нам бывает очень трудно,
А что в душе – не передать.
Поверьте, это так не просто
Кусочек сердца отдавать!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:







