Классный час «История Кубанской земли».
Классный час «История Кубанской земли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.62 КБ |
![]() | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Каждый классный руководитель ведет воспитательную работу в нескольких направлениях: следит за успеваемостью, за посещением учебных занятий, организовывает досуг, проводит организационные и тематические классные часы, организовывает дискуссии о толерантности, вредных привычках, здоровом образе жизни.
Но нельзя забывать, как мне кажется, о своих корнях, об истории своей малой Родины. Поэтому мной проводится систематическая работа по знакомству студентов с историей родного края. Ведь если у человека нет прошлого, то у него нет и будущего.
Моя цель не только подготовить мероприятие, провести его, но и привлечь к этому студентов. У группы студентов, принимающих участие в подготовке классного часа, формируются следующие умения (компетенции): ставить цели, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, работать в коллективе и команде, использовать информационно-коммуникационные технологии. Изучив материалы, представленные в сети Интернет и в библиотеках, студенты выбрали нужное, из которого мной был подготовлен классный час «История Кубанской земли».
Классный час «История Кубанской земли»
Цель: познакомить с историей освоения Кубани, историей заселения Кубанской земли; формировать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к малой родине, патриотизм, гражданственность; развивать у учащихся речь, внимание, мышление, память; развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций.
Оборудование: презентация, костюмы ведущих, запись песни «Ты Кубань, ты наша Родина!»
Ход классного часа
Ведущий 1.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
Ведущий 2. Как вы думаете, о какой земле пойдет речь на нашем классном часе?
Чтец 1.
Широки кубанские просторы,
Даже птице трудно облететь.
От Кавказских гор и до Ростова
Распахнулась наша чудо-степь.
В зное жатвы и цветенье пышном
Нет земли нарядней и щедрей.
Держат небо нефтяные вышки,
Плещут волны голубых морей
Чтец 2.
Мы живем, работая на славу,
Как большая дружная семья.
И Кубань жемчужиной по праву
Величает Родина моя.
Зреет солнце в виноградных лозах,
А кругом раскинулись сады.
И пьянит в полях пшеничный воздух,
Аромат родимой стороны.
Наш народ кубанский хлебосольный,
Много в нем душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.
Ведущий 1. Конечно же о нашей Кубани, о истории Кубанской земли.
(Слайд 1)
Ведущий 2. Кубань - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю. На землях, входящих сейчас в Краснодарский край, люди селились в глубокой древности. До сих пор здесь сохранились каменные гробницы, дольмены, построенные в конце III-начале II века до н.э.
Ведущий 1. Каждой группе я предлагаю рисунок че ловека в национальной одежде и с указанием времени, в которое этот народ жил на территории нашего края. Членам группы предстоит;
• вспомнить все, что они знают об этом народе
- постараться определить род занятий и место поселения
На выполнение задания пять минут. (1 группа - САРМАТЫ, 2 группа - МЕОТЫ, 3 группа - ГРЕКИ, 4 группа - АДЫГИ)
Ведущий 1. Давайте послушаем представителей групп.
(Слайд 2, 3, 4)
Ведущий 1. Кавказское Причерноморье было известно и купцам как островной, так и материковой Греции и Малой Азии, которые основали здесь свои поселения. Например, в районе Новороссийска в античный период ими был основан город Бата, а в VI в. до н.э. примерно там, где сейчас расположен Геленджик, возник город Торикос. в V в. до н.э. на месте нынешней Анапы находился город Синдика, вошедший затем в состав Боспорского государства. Все эти и многие другие поселения и государства были опустошены и разграблены ордами гуннов.
(Слайд 5, 6, 7, 8)
Ведущий 2. Первое славянское поселение появилось еще в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия.
(Слайд 9, 10)
Ведущий 1. Вторая волна русских переселенцев связана с разгоном восстания Кондратия Булавина. После поражения на Дону Булавинского восстания несколько сот казаков с семьями увел в конце августа 1708 г. на Правобережную Кубань Игнат Некрасов. Затем они перешли в Закубанье к адыгам. Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы переселились на правый берег Кубани и на Таманском полуострове основали несколько городков. Некрасовские казаки стали верными подданными крымского хана и защитниками его трона.
(Слайд 11)
Ведущий 2. В начале XVIII в. Россия активизировала свою политику на Кавказе. В 1711 г. состоялся поход русских войск и калмыков на Кубань. В 1735 г. началась очередная русско-турецкая война. Боевые действия велись и на Кубани, причем успешно для русского оружия. Однако Белградский мирный договор 1739 г. был невыгодным для России.
Осенью 1768 г. началась новая война с Турцией. На третий год войны наступил заметный перелом в пользу России. Татары под давлением русских войск отделились от Порты и подписали союзный договор с Россией. Военные действия на Северо-Западном Кавказе были приостановлены заключением Кючук-Кайнарджийского мирного договора, который подтвердил независимость Крыма.
(Слайд 12, 13)
Ведущий 1. Но политическая обстановка вновь начала накаляться, Турция открыто готовилась к войне за возврат Крыма. В этих условиях Екатерина II 8 апреля 1783 г. подписала исторический манифест о присоединении Крымского ханства, в том числе и Правобережной Кубани, к России.
(Слайд 14)
Ведущий 2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. вновь продемонстрировала мощь русской армии. Ясский мирный договор подтвердил присоединение Крыма и Кубани к России. Позиции России здесь были прочно закреплены дипломатически. На повестке дня стояла задача действительного освоения этих земель.
Весной-летом 1787 г. в воздухе уже крепко пахло порохом - надвигалась очередная война с Турцией. Одной из мер русского правительства по усилению военного потенциала стало создание новых казачьих войск. 20 августа князь Г.А. Потемкин приказал создать военные команды волонтеров из бывших запорожских казаков (Запорожская Сечь была упразднена в 1775 г.). Первые результаты оказались неутешительными и уже 12 октября князь дал разрешение набирать добровольцев из всех желающих свободных людей. В конце февраля 1792 г. в Петербург во главе с войсковым судьей А. Головатым была отправлена специальная депутация с целью получения жалованной грамоты на право владения будущими казачьими землями.
(Слайд 15)
Ведущий 1. 30 июня 1792 г. особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры и подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву, перначи) и войсковую печать. Казакам подписывалось охранять кубанские рубежи России.
(Слайд 16)
Ведущий 2. 25 августа 1792 г. первая партия черноморцев (около 4 тыс. человек) во главе с полковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань. В начале сентября 1792 года из Слободзеи выступил на Кубань сам кошевой атаман З. Чепега с конницей, пехотой и войсковым обозом. Отряду З. Чепеги пришлось пройти длинный путь, переправляясь через Южный Буг, Днепр, Дон и массу других рек и речушек.
(Слайд 17, 18)
Ведущий 1.
Ведущий 2. Сейчас проверим вашу смекалку.
1. Почему Екатерина II подписала указ о переселении черноморских казаков на Кубань?
(Слайд 19, 20)
2. Можно ли политику Екатерины II в Прикубанье считать мудрой и дальновидной, почему?
(Ответы студентов)
Ведущий 1. Казаки селились на хуторах или в станицах. Каждая станица имела от 100 до 600 дворов, церковь, торговые лавки, кузницу, водяные и 5 - 10 ветряных мельниц, 2-3 обществен ных здания (правления). Дворы в станицах строили так, чтобы на дорогу смотрела глухая стена без окон. Проходы между до мами были запутаны, в них было много тупиков.
Ведущий 2. В каждом казачьем курене действовали СТАНИЧНЫЙ СХОД, СТАНИЧНЫЙ АТАМАН, СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, СТАНИЧНЫЙ СУД.
Ведущий 1.
СТАНИЧНЫЙ СХОД - орган власти, который созывался для решения самых важных вопросов.
СТАНИЧНЫЙ АТАМАН избирался на три года. Ему подчи нялись все жители станицы.
СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ состояло из атамана, его по мощника, казначея и доверенных лиц от населения.
СТАНИЧНЫЙ СУД избирался ежегодно сходом станицы в количестве 4-12 человек. Суд атаману не подчинялся, и атаман не имел права присутствовать на суде.
В каждом доме в правом углу висели обязательные иконы: ИИСУС ХРИСТОС, БОГОМАТЕРЬ, СВ. НИКОЛАЙ ЧУДО ТВОРЕЦ. Также висела икона, покровительствовавшая местно му храму,
Ведущий 2. В каждой станице были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны, но самой интересной традицией было то, что строили дома всей станицей, притом за помощь де нег не брали.
По пробуйте определить назначение предметов, которые использовались при строительстве дома.
1. При закладке фундамента в него бросали куски шерсти домашних животных и перья домашней птицы. Зачем?
2. Матицу (несущее бревно для крыши) поднимали на поло тенцах, а не на «пустых» руках. Зачем?
3. Под матицу закладывали мелкие деньги. Зачем?
4. В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем?
Ведущий 1. На Кубани всегда ценили умных, мудрых людей. Посмотрим, насколько вы мудры, чтобы распознать суть кубанских пословиц и поговорок.
- Почему казаки говорили: «Мальчик – зернышко, а девочка – полова, ветер дунет, от дома улетит»?
- «Як казак народывся, сатана зажурывся».
- «Як хошь меня узнавай, абы не крамарем, за те полаю» (Как хочешь меня называй, но только не торгашом, за что обругаю).
Ведущий 2. Язык казаков отличался от русского языка. Сейчас проверим, понимаете ли вы слова, употребляемые вашими предками. (Ведущий задает вопрос, слушатели поднимают руку и отвечают)
- Пидворье – подворье, хозяйство.
- Худоба – домашнее животное.
- Щирый – добрый.
- Дэбелый – здоровый.
- Гарный – красивый.
- Брехунец – болтун.
- Пивень – петух.
- Зозуля – кукушка.
- Баз – место для содержания домашних животных.
- Глэчик – глиняный горшок для хранения молочных продуктов.
- Рушник – вышитое полотенце.
- Рогач – ухват, им доставали из печи чугунки и хлеба.
- Чугунок – горшок из чугуна для приготовления пищи
- Крыница – колодец
- Цеберко – ведро.
- Вихтык – тряпочка.
- Грюкать – стучать.
- Намысто – бусы.
- Горище – чердак.
- Драбина – лестница.
Ведущий 1. А сейчас отгадайте кубанские загадки. (Ведущий задает вопрос, слушатели поднимают руку и отвечают).
- Крепка, звонка, да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой (сабля).
- Летит птица крылата без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет (стрела).
- Мал мужичок – костяная ручка (нож).
- На чужой спине едет, на своей груз везет (седло).
- Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается (подкова).
- Погоны желтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые.
Полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы (казаки).
Ведущий 2. Казаки – отважные воины, поэтому они были основными участниками войны с горцами.
(Слайд 20, 21, 22 )
Ведущий 1. Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань? (Ведущий задает вопрос, слушатели поднимают руку и отвечают)
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Бешмет – полукафтан типа рубахи.
Черкесска – узкий, длинный кафтан без ворота с вырезом на груди.
Бурка – накидка из войлока без рукавов.
Папаха – головной убор из овчины.
Чувяки – мягкая кожаная обувь, подогнанная под ногу.
Газыри – нагрудные карманы для патронов.
Ведущий 2. Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов? (Ведущий задает вопрос, слушатели поднимают руку и отвечают)
Мамалыга – каша из кукурузы.
Малай – лепешка из кукурузной муки.
Мед – обменивали у адыгов.
Шашлык – жареное на открытом огне мясо.
Болгарский перец – (в помещичьих хозяйствах появились болгары-садовники, которые выращивали перец, баклажаны, помидоры).
Адыги научили делать сухофрукты из яблок и груш, которые долго хранятся, не теряя вкусовых качеств. Также научили казаков строить усовершенствованные ульи.
А еще с Украины казаки привезли песни, танцы, обряды, многие из которых сохранились до наших дней.
Послушаем старинную казачью песню.
Ведущий 1. Кубань развивалась, заселялась людьми, стала житницей России.
(Слайд 23, 24)
Ведущий 2. Тяжелыми для Кубани и казаков были годы революции, первой мировой войны, Гражданской войны.
(Слайды 25, 26)
Ведущий 1. Казаки защищали наш край и Россию в годы Великой отечественной войны. Казаки заслужили честь участвовать в параде победы 1945 года на Красной площади.
(Слайд 27, 28)
Ведущий 2. Закончить наш классный час мы хотим песней «Ты Кубань, ты наша Родина»
(Слайд 29)
Звучит запись песни «Ты Кубань, ты наша Родина» в исполнении Кубанского казачьего хора.
Классный руководитель И-21 группы Матузкова Н. Г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кубань начала свое развитие еще в тот момент, когда люди впервые узнали о бронзе, и со временем стала одним из центров, который имел особое значение для мировой истории. Начало истории Кубани
В третьем тысячелетии до нашей эры, территория Кубани и всего была населена кочевническими племенами. В начале первого тысячелетия до нашей эры, здесь стали преобладать ираноязычные племена, к которым относились скифы и сарматы. С ними были дружны племена, которые занимались земледелием.
Седьмой век до нашей эры ознаменовался тем, что территория Кубани попала под владычество греков, которые образовали здесь такие города, как Фанагория, Гермонасса и другие. ГОРГИППИЯ
Таманское городище — находится на месте современной ст.Тамани. Оно имеет историю более 2600 лет. Первоначально на этом месте в VI веке до н.э. была основана колония древнегреческого города Мителены . Этот город носил имя Гермонасса , в честь имени жены основателя метрополии Семандра .
Артефакты свидетельствуют, что его строителями являлись греки. В Анапском районе ученым удалось обнаружить древнее городище, насчитывающее более чем 2000 историю.
В 480 году на территория Кубани возникло Боспорское царство , образовавшиеся в результате объединения греческих городов.
В восьмом веке нашей эры приобрели огромную силу хазары и образовали Хазарский каганат , который имел полукочевой образ жизни. Но наступил 905 год, в этом году Святослав Храбрый , который являлся киевским князем, победил Хазарский каганат.
После разбития хазар, князь Святослав Храбрый в 988году на Таманском полуострове образовал Тмутараканское княжество , а затем князь Владимир , который принял христианство, заставил принять его всю Русь, посадил туда князем своего сына Мстислава. В Тмутараканском княжестве жили разные племена, славянские купцы и ремесленники. Владимир Великий Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036
XVII и XVIII века на территории Кубани стали появляться русские и донские казаки, которых привел Игнат Некрасов, чтобы утихомирить восстание, и они объединились с казаками-староверами, которые уже проживали здесь, и образовали казачью республику.
В конце восемнадцатого века за территорию Крыма и Кавказа стали бороться Российское и Османское государства. Россия соорудила Азово-Моздокскую укрепленную линию, а в 1778 Суворов А. В. переместил западную линию на правый берег Кубани.
Но в 1783 году Россию и Османскую империю стала разъединять только река Кубань. Все это стало возможным благодаря Екатерине II , которая присоединила к России Крым, Тамань и правый берег Кубани. C поры между Россией и Османской империей не угасали, следствием чего стала четырехлетняя война между ними, которая происходила с 1787-1791 г. Результатом этой войны стала победа России, поэтому Екатерина II , подарила Черноморским казакам Тамань и правый берег Кубани.
Манифест Великой Императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова
1792 г. из Петербурга пришел приказ о направлении в столицу депутатов для получения царской Грамоты на «новопожалованные» земли». Казачью делегацию возглавил войсковой судья А.А. Головатый. Ему предписывалось испросить у императрицы не только таманские, но и кубанские земли. Дипломатическая миссия Головатого увенчалась полным успехом все главные просьбы казаков были удовлетворены.
30 июня 1792 года Указ Екатерины II Казакам пожалованы в «вечное пользование» земли на Кубани Жалованная Грамота Екатерины II
25 августа 1792 года первая группа казаков высадилась на Таманском полуострове
В 1793-1794 Захарий Чепега активно занимался вопросами переселения казаков, созданием охранной кордонной линии против набегов закубанских горцев, строительством столицы Войска Екатеринодара и гавани в Кизилташском лимане для Черноморской гребной флотилии.
Но дарение Кубанских земель было не просто подарком, а грамотно продуманным ходом, потому что люди с берегов Черного моря переселились на Кубань, где начали снова осваивать территорию, при этом эти же люди обеспечивали надежную защиту от посягательств Османской империи. Памятник первым казакам
В 1828 — 1829 годах между Османской империей и Россией был подписан мирный договор, по условиям которого левая часть Кубани, также отходила России. Здесь начались некоторые недомолвки между казаками, жившими в Кубани, горцами, которые жили по левый берег Кубани. Следствием этого стало изменения, касающиеся охраны границы, сооружения береговой линии, чтобы объединить все северо-восточные берега Черного моря. По всей Кавказской Линии были расположены казачьи и регулярные войска
Во время войны между Россией и османской империей за Крым Россия также вела борьбу и с черкесскими племенами, которые явно усложняли ей жизнь. Встреча казака с горцем. Кившенко А.Д.
В начале 60- ых годов девятнадцатого века Россия далеко зашла в закубанскую территорию, вынудив тем самым некоторые черкесские племена служить России, но тех, кто так и не хотел признавать власть России, отправляли в Турцию. Окончательным концом вековой войны между Турцией и Россией за Кавказ, можно считать дату 21 мая 1864 года.
В начале XIX века был разрешен свободный въезд для людей из других городов. Это привело к тому, что Кубанская область была не только пограничной областью, но уже имела возможность развиваться экономически, что в начале двадцатого века позволило Кубани выйти на одно из лидирующих положений среди областей, в сфере сельского хозяйства
Октябрьская революция послужила толчком к междуусобной войне. В 1920 году, здесь окончательно взяла власть в свои руки Советская власть. 20 и 30 годы XX века были не очень сладкими для казаков и зажиточных крестьян, так как их здесь притесняли, как могли, вплоть до доведения такой ситуации, что на Кубани был голод, различные репрессии, и все это сочеталось вместе с тем, что у церкви забирали ее ценности.
ОККУПАЦИЯ КУБАНИ (1942 - 1943) 24 ИЮЛЯ 1942 Г. ПАЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ И НАЧАЛАСЬ ОККУПАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Г. ТИМАШЕВСК (1942 - 11 ФЕВРАЛЯ 1943) Г. КРАСНОДАР (9 АВГУСТА 1942 – 12 ФЕВРАЛЯ 1943) Г. НОВОРОССИЙСК (ОСЕНЬ 1942 – 16 СЕНТЯБРЯ 1943) Г. БЕЛОРЕЧЕНСК (АВГУСТ 1942 – 31 ЯНВАРЯ 1943) Г. АНАПА (31 АВГУСТА 1942 – 18 СЕНТЯБРЯ 1943) Кубанские казаки на параде Победы в 1945 году.