Курганинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13
« Твоё право выбора»
Учитель Колесникова Любовь Алексеевна
Цель: дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества
Задачи: 1. Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, выборы. 2. Воспитание активной гражданской позиции. 3.Пропаганда избирательного права. Оборудование:
урна для бюллетеней, бюллетени, 3 листовки предвыборных программ, герб, флаг России, герб и флаг Краснодарского края.
Ход мероприятия 1. Организационный момент У нас классный час по избирательному праву на тему «Твоё право выбора». Сегодня мы: - сделаем небольшой экскурс в историю выборов; -поработаем с такими терминами как право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, выборы. - получим первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества; - определим для себя свою гражданскую позицию- ответим на вопросы теста «Я – избиратель»; - проведём небольшую ролевую игру, которая называется «Выборы»
2. Экскурс в истории. Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. Но сначала мы совершим небольшой экскурс в историю. Я думаю, что вам всем понятны такие слова как Киевское вече, Новгородское вече. «Вече» - это народное собрание, которое созывалось для того, чтобы пригласить на престол князя. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Вот это и есть первое начало выборов. Дальше в историю мы углубляться не будем, всё это вы будете изучать на уроках обществознания, истории. 3. Работа с терминами Классный руководитель. Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? Учащиеся отвечают: права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией. - Какие права человека Вы знаете?
Учащиеся отвечают: право на труд, право на учёбу, право на отдых. Классный руководитель. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти и быть избранными по достижении возраста 18 лет. Все с детства слышали слова: «политика», «гражданин», «избиратель», «права избирателя», «референдум». Так что означает слово «Гражданин»? Гражданин это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка). И каждый гражданин своей страны должен обладать следующими качествами как патриотизм, высокая духовная нравственность, любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине. "Быть гражданином” - это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание. Слово «гражданин» неразрывно со словом Родина.
4. Участие в политической жизни страны. Так каким же образом проходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. 1. Составление списков избирателей. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 2. Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. 3. Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. 4. Выдвижение и регистрация кандидатов. 5. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. 6. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. Наверное, вы слышали такое понятие « выборы не состоялись». Как вы это понимаете? Весь этот процесс, как вы заметили трудоемкий и требует определенных затрат, сил, времени и финансов, если граждане не приходят на выборы, то выборы признают не состоявшиеся. Значит, их переносят и опять все сначала. Вас никто не может заставить исполнить свой гражданский долг, потому что – это у каждого должно быть в сознании. Но и нельзя быть равнодушными к судьбе страны, в которой живете вы и будут жить ваши дети и внуки, если все в стране стабильно, то она только процветает и развивается, а если все идет произвольно, то происходит постепенный распад. Поэтому именно голос каждого важен и значим. Ведь во главе государства стоит президент, на которого возложены и надежда граждан и ответственность, и ему необходимо знать, что народ ему доверяет и поддерживает его, именно своими голосами.
6. ТЕСТ «Я - избиратель» Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ. 1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то: а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю. 2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам. 3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то: а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую. 4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то: а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать. 5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата. 6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него. 7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него. 8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него. ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется). Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит. ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!). ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
7.Игра «Выборы» Ребята, перед вами программы трёх кандидатов в президенты. Основной стержень этих программ: № 1. Повышение заработной платы трудящихся для улучшения их жизненного благосостояния. № 2. Бесплатное образование и медицина. № 3. Низкие цены на продукты питания и все потребительские товары. Итак, сделайте свой выбор. Проголосуйте. Получите бюллетени, отметьте свой выбор и опустите бюллетень в избирательную урну.
Избирательный бюллетень. |
| Кандидат №1 |
| Кандидат № 2 |
| Кандидат № 3 |
|
|