Формирование навыка самостоятельности у детей в 1 классе
Формирование навыка самостоятельности у детей в 1 классе
1.Презентация.
2. Текст к презентации.
1 класс - основа всей начальной школы. В зтом году я набрала первый класс. Весь год мы с ребятами у
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.39 КБ |
![]() | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Формирование навыка самостоятельности у детей в 1 классе».
Автор:
Костина Ригина Евгеньевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 82
г. Черноголовка.
2012 год.
Цель моей работы:
Развитие такой черты характера, как самостоятельность у детей 1 года обучения.
Задачи:
- учить детей находить пути решения проблемы;
-учить детей из нескольких вариантов выбирать наиболее рациональный;
- отвечать за принятые решения;
-учить не бояться высказывать своё мнение;
- учить детей доводить дело до конца.
Актуальность проблемы:
Накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не
очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы:
- самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи,
-критически мыслить,
-вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, -систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Поэтому одним из главнейших качеств учащихся и важнейшим условием их обучения является самостоятельность.
Проблема формирования умений самостоятельной работы является актуальной для всех учителей, независимо от того, в каком классе он работает и какой предмет преподает. И я в этом случае не исключение.
Ещё древнегреческие ученые (Сократ, Платон, Аристотель) глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.
Психологи и педагоги классифицируют самостоятельную работу:
-по источнику знаний;
-по дидактической цели;
-по характеру познавательной деятельности;
-по форме организации учебной деятельности;
- по месту проведения самостоятельной работы.
В зависимости от места выполнения, самостоятельную работу разделяют на выполняемую:
- в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или другом каком-либо школьном помещении);
- во время внеклассного или внешкольного учебного мероприятия (на пришкольном опытном участке, на географической площадке, на экскурсии и так далее)
- дома.
Условно самостоятельность можно подразделить:
на познавательную самостоятельность (т.е. формирование знаний) и
самостоятельность как черту характера (т.е. формирование навыков).
Познавательная самостоятельность теснейшим образом связаны с волевыми процессами.
Моё мнение, что в 1 классе необходимо больше внимания уделять самостоятельности, как черте характера.
Для достижения поставленных задач, я использую следующие методы и приёмы.
- С родителями.
В сентября, когда дети пришли в школу, я убедилась, что довольно большая группа детей совершенно не имеет навыка самостоятельности как в быту, так и в учёбе.
В связи с этим мной был разработан план тематических бесед и собраний с родителями этих детей. Для каждого ребёнка я совместно с родителями подбирала варианты воспитания самостоятельности.
Некоторые родители сначала не относились к моим рекомендациям серьёзно, но к декабрю убедившись, что этим усложняют жизнь своему ребёнку сами стали просить о таких беседах. А для того, чтобы наше общение было постоянным, родители предложили завести всем электронную почту, на которую я посылаю презентации по данной тематике, статьи, а они ежедневно проверяют.
Например, на семейном совете, разработать обязанности каждого члена семьи или поменяться ролями на один день с ребёнком и т.д.
К счастью, родители понимают проблемы своих детей.
2. С детьми.
А) Тематические классные часы.
Б) Индивидуальные беседы.
В) График дежурства по классу (обязанности дежурных ребята составили на классном часе сами).
Г) Классные должности («страж порядка», « главврач», « курьер» и т.д. ). В нашем классе каждый ребёнок с октября получил определённую должность, а соответственно права и обязанности. В большинстве своём дети выбрали себе должности сами, а с некоторыми мне пришлось пойти на хитрость - я направила детей так, что они посчитали, что выбор сделали самостоятельно. Например, этот приём хорошо срабатывает, когда нужно организовать детей с проблемами в поведении ( успокаивая и направляя друг детей- самому уже хулиганить некогда). Ребята чувствуют свою значимость в классе.
Д) «Законы нашего класса».
Е) Поощрительная система. Каждый ученик лучик солнышка. Ребёнок получает и наклеивает на свой лучик звёздочки. Они даются за поведение и успехи в работе на уроках, в тетрадях и т.д.
В конце учебного дня мы с ребятами обсуждаем – кто и за что получил или не получил звёздочку. Перед каждыми каникулами мы подсчитываем заработанные звёздочки и награждаем победителей. Эта форма работы очень нравится детям и положительно влияет на формирование самостоятельности у детей.
Ё)Подготовка к уроку по словесному или картинному списку.
1. Я называю, что должно быть у детей на партах.
2. Вывешиваю на доске картинки этих предметов и дети сверяясь с этим списком готовят всё необходимое к уроку. С ноября стала чередовать картинки с записанными словами.
Ж) Картинный план. Например, на внеурочной деятельности « Умелые ручки» и уроках труда я периодически предлагаю такую самостоятельную работу:
1 Раздаю картинный план работы. То есть картинки на которых последовательно изображён план работы. Чаще всего ребята работают с ним в парах или группами.
2 Задача детей: самостоятельно сделать поделку по данной схеме, подобрать цвета, соотнести размер, договориться кто, какую часть работы будет выполнять.
Моя задача: отследить выполнение работы, решение возникающих проблем.
З) Выбор победителя конкурса, путём голосования каждого ребёнка. В декабре в нашем классе была организованна выставка поделок на тему « Зимушка, зима!». Дети сами выбирали, что они хотели бы сделать. В конце декабря дети, путём тайного голосования, выбрали победителей.
И) Коллективное обсуждение результатов работы.
Результатами моей работы является:
- самоорганизация
- организация других детей
-чувство своей значимость в нашем классе
- повышение самооценки ребёнка.
Ещё Л.Н. Толстой говорил: « Самые ничтожные мелочи содействуют формированию характера».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость может родить лишь листья , не давая плодов »
Сократ Аристотель Платон
к лассификация СР
вне урока дома СР по месту проведения на уроке
познавательная ( формирование знаний ) черта характера ( формирование навыков ) самостоятельность
родительские собрания
«Как помочь ребёнку стать самостоятельным»
«Формирование Самостоятельности в семье»
индивидуальные беседы с родителями
график дежурств ФИО УЧАЩЕГОСЯ Ф Е В Р А Л Ь Балусов Коля Лысенко Полина 1 2 3 6 7 8 9 10 13 14 15 16 17 27 28 29 Васин Яша Негодуйко Адель Мельников Семён Жантурина Инга Белобородов Артём Мкоян Вика Кукин Николай Семёнова Таня Зайцев Гоша Гарская Ксения Андреева Ксения Деревяшкин Дима Емелина Алина Когтенков Илья
должности
само организовываться организовывать других чувствовать свою зна - чимость в коллективе
умение общаться умение принимать решение повышение самооценки умение отстаивать своё мнение
законы нашего класса
поощрительная система поощрительная система
поощрительная система поощрительная система
Подготовка детей к урокам
Картинный план 1. 2. 3. 4. 5. 6.
голосование выбор лучшей поделки (мастерская Деда Мороза)
1 место 2 место 3 место
« Самые ничтожные мелочи содействуют образованию характера » Л.Н. Толстой
Комментарии
Ригина Евгеньевна, вы
Ригина Евгеньевна, вы молодец. Очень кропотливая работа. Сама веду в этом году 1 класс и знаю, что это труд не одного дня и даже года. Успехов вам!