Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся
Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся
Здравствуйте! Позвольте представиться – Ефимова Анфиса Николаевна, классный руководитель 6 класса МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики». Я хочу начать с рассказа о случае, происшедшем во время летней трудовой практики. Мои умные, трудолюбивые, как я считала, учащиеся, может быть, впервые за их школьную совместную жизнь всерьез поссорились. Пришли ко мне они с жалобами, что мальчики очень неаккуратные, а девочки слишком изнеженные. Именно эта ссора способствовала выбору темы инновационного проекта «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся». Также на выбор данной темы повлияло, во-первых, предложение участников Всероссийского образовательного форума "Селигер - 2009" проводить 1 сентября кроме уроков мира также и уроки толерантности. Во-вторых, ведь в 6 классе начинается половое созревание, дети начинают ощущать разницу между полами, становятся стеснительными, появляются секреты у мальчиков и девочек, начинаются трения, споры.
Исходя из этого, определилась цель: Формирование толерантного взаимодействия между девочками и мальчиками 6 класса
А цель определила задачи:
1. Формирование у учащихся черт толерантной личности.
2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерант¬ности и применение их в повседневной жизни.
3. Снижение конфликтных ситуаций в классном коллективе.
4. Внедрение новых методик, форм и приемов работы по развитию школы толерантности в классном коллективе.
Данный проект реализуется с сентября 2011 года по июнь 2012 года и предполагает 4 этапа.
На первом этапе в первой половине сентября 2011 года проводилось анкетирование «Кто твой друг?». Результаты анкетирования показали, что из 7 мальчиков класса только двое дружат с девочками, а из 9 девочек с мальчиками дружат трое. Между ними нет взаимопонимания, доверия, и поэтому не хотят дружить.
Тогда на 2 этапе (системно-информационном) во второй половине сентября создала творческую группу с участием родителей и учителей для решения данной проблемы и провела консультирование родителей с целью помочь учащимся подружиться.
С октября месяца (этап реализации) мы начали претворять в жизнь задуманное. Для начала в классе провели классный час «Планета толерантности». На данном мероприятии еще раз вспомнили понятие «толерантность», выявили черты толерантной личности. Больше всего учащиеся выделили такие качества как любить, понимать, помогать, сострадать, признавать. И оформили в виде цветка.
Дальнейшую работу по развитию толерантности в классе продолжила уже на основе тех качеств, которые выбрали сами ребята.
Уважать. Уважать друг друга, старших, обычаи, традиции и культуру родного края. Как известно, мои шестиклассники – подвижные, очень энергичные. Каждый норовит что-то сделать, что-то сказать. И на уроках, и на внеклассных мероприятиях мы учим детей следить за своими движениями, деяниями, учим подобрать нужные слова и тон при разговоре и с одноклассниками, и со старшими.
В классе входит в привычку по-особому приветствовать именинников. А в целях сохранения народных традиций участвуем в школьном фольклорном фестивале, представляем даже школу на районном конкурсе народной песни «Перепёлочка». Еще в прошлом году мы решили, что за годы учебы в школе посетим как можно больше исторических мест республики. В 5 классе уже побывали в музее Космонавтики, а в октябре месяце прошлого года - в музее М.Сеспеля в д.Сеспель Канашского района, и теперь в июне планируем посетить родину Кокеля. В целях привития уважения и любви к своим корням, в классе провели конкурс древа моего рода. Самым большим оказалось древо Прохоровой Галины и Лапина Александра
Любить, дружить. Любить предмет, любить учителя, который ведет этот предмет. Проявлять любовь к родителям, к одноклассникам. Следует отметить, что в нашем классе, как и в любой школе, в феврале и марте проводится множество общешкольных мероприятий, направленных на укрепление отношений между мальчиками и девочками. Это и рыцарский турнир, и устный журнал «Наши девочки» (готовят мальчики), устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки) и т.д.
Мы стараемся развивать и дружеские отношения со своими ровесниками. С этой целью в октябре побывали в гостях у шестиклассников Сеспельской школы Канашского района. А в марте устроили лыжный поход в Белоозерскую Яльчикского района. В процессе походов находим не только новых друзей, но и сплачивается наш классный коллектив.
Понимать. Чтобы создать дружеские отношения, мы должны понимать друг друга. Думаю, вы согласитесь, что каждому человеку важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно человеку знать самого себя. Поэтому проводила различные тренинги. Меня радует, что дети к себе относятся критически, не стремятся во всех своих бедах и неприятностях обвинять окружающих, что в классе нет насмешек.
Сотрудничать. В жизни каждого из нас независимо от того, сколько нам лет, бывают и радости, и огорчения, и счастье, и любовь, и восторг. Действительно, людей много объединяет. Но мы очень разные. Чтобы понимать друг друга лучше, нам нужно время для того, чтобы присмотреться внимательнее. Детей приучаю к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому прививаю ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.
Помогать. Стремление творить добро, дарить улыбку и оказывать помощь всем, кто в этом нуждается, должно стать внутренней потребностью каждого человека – учим мы ребят вместе с семьей. Ежегодно помогаем школе и родному колхозу в уборке овощных культур.
Мы сформировали добровольческие команды из числа девочек и мальчиков, которые помогают людям пожилого возраста и людям с проблемами здоровья. Еженедельно навещая своих подшефных Прохорова В.В. – ветерана войны и Рожкову Л.М – ветерана труда, ребята помогают выполнять посильную работу по хозяйству, интересуются самочувствием.
Кроме того, в рамках данного проекта ребята активно включились в практику помощи детям: для малышей собираются подарки, организуются концерты.
Сострадать и прощать. Работая в этом направлении, я хочу донести до ребят идею, что через сострадание можно увидеть полноту мира и сделать его лучше. Для моих ребят не чужды боль и сострадание другим. Как члены одной большой семьи переживали они тогда, когда в больницу попали Прохорова Галина и Григорьев Николай. Часто им звонили, чтобы подбодрить, рассказывали шутки.. Меня радует, что равнодушных в классе стало меньше.
А заключительный этап уже на носу. Видно, как изменилось отношение между мальчиками и девочками. На просьбы девчонок ребята отзываются положительно, нет таких резких пререканий. Мне кажется, ребята научились уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что их сближает. А работа по Цветку толерантности помогло им глубже понять, что все мы - разные, все мы – равные! И хотя мы видим мир по-разному, но в нас много общего. Пусть мы такие разные, такие непохожие, но мы нужны друг другу. И жить друг без друга нам уже не интересно.
Сам проект прилагается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новошимкусская средняя общеобразовательная школа
Яльчикского района Чувашской Республики»
«Утверждаю»
Директор школы: П.В.Кузнецов
1 сентября 2011 года
Проект работы с коллективом класса
«Формирование толерантного сознания
и поведения обучающихся»
Разработчик классный руководитель 6 класса МОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики» Ефимова Анфиса Николаевна
с.Новые Шимкусы - 2011
«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав ливающие необходимость существенных изменений в системе образо вания: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабель ности и толерантности».
Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Аннотация проекта
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет только тогда, когда будет вестись с ребенком с его раннего детства.
Основная идея проекта по формированию толерантных качеств у обучающихся заключается в том, чтобы создавать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций села и действующий в течении всего периода учебы.
Проект охватывает как учебную деятельность, так и внеурочное время. Ежегодно планы мероприятий по развитию толерантности меняются.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
Выбор темы инновационного проекта «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся» не является случайным. Обоснованием выбора темы, во-первых, является предложение участников Всероссийского образовательного форума "Селигер - 2009" проводить 1 сентября кроме уроков мира также и уроки толерантности. Президент России Д. Медведев поддержал это предложение, отметив, что на них можно и нужно обсуждать вопросы национального многообразия России и толерантного отношения друг к другу; во-вторых, в 6 классе начинается половое созревание, дети начинают ощущать разницу между полами, становятся стеснительными, появляются секреты у мальчиков и девочек, начинаются трения, споры. В моем 6 классе ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.
Чувашия – многонациональная республика, и мы должны понять, что здесь обучаются дети разных национальностей: чуваши, русские, татары, украинцы, мордва, марийцы. Чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма, и разработан данный проект.
Научная проблема характеризуется вопросом, как с помощью формирования толерантного сознания и поведения обучающихся получить представление о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности?
Объект исследования: коллектив учащихся класса
Предмет исследования: самоактуализирующаяся личность, результат формирования толерантных качеств.
Концептуальный подход, замысел, идея проекта
Концептуальная новизна проекта заключается в развитии у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; развитие у воспитанников терпимости к различиям между людьми; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания; продолжение формирования толерантного отношения одноклассников между собой – этому способствует проект «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся».
Замысел: есть предположение, что формируя у учащихся толерантные качества в учебно-воспитательном процессе, результатом педагогической деятельности станет самоактуализирующаяся личность.
В основу представленного проекта положены:
- идеи Платона о своеобразии диалогового взаимодействия «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя).
- идеи, изложенные в Декларации ООН по правам человека, и общие положения о правах ребенка, раскрытые в Конвенции прав ребенка о необходимости создания системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
- идеи И.Я.Яковлева о связи школы с производительным трудом и жизнью народа;
- идеи В. А. Сухомлинского о постижении полноты своей духовной жизни, радости труда и творчества, о приобщении к богатствам человеческой культуры, о воспитании потребностей у ребенка;
- идеи Л.Н.Толстого о проведении уроков на природе.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование толерантного взаимодействия между девочками и мальчиками 6 класса
Задачи:
1. Формирование у учащихся черт толерантной личности.
2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерант ности и применять их в повседневной жизни.
3. Снижение конфликтных ситуаций в классном коллективе.
4. Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в классном коллективе.
Основное содержание
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе и классе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать проект «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся».
Чувашия – многонациональная республика, и мы должны понять, что здесь обучаются дети разных национальностей: чуваши, русские, татары, украинцы, мордва, марийцы. Уроки культуры родного края для нас являются обязательными, после уроков ребята занимаются в «Кружке чувашского языка», «Клубе любителей английского языка», проводятся языковые декады. Традиционными становятся образовательные экскурсии-погружения, которые выводят ребят на проектную и исследовательскую деятельность, а также развивают коммуникативные умения. В зависимости от возраста нами осваивается и разная географическая территория: город Чебоксары (1-4 классы) – районы республики (Шоршелы, Марпосад, Канаш, Ибреси, Шемурша, Ядрин, 5-9 классы) - Россия (Волгоград, Золотое Кольцо, Киров, Петербург, Северный Кавказ, 10-11 классы) - Европа (Париж, Марсель, после школы).
Еще одним направлением проекта является профилактика ксенофобии и обучение азам толерантного отношения к людям разных культур, социального слоя и физических возможностей. Мы сформировали добровольческие команды, помогающие людям пожилого возраста и людям с проблемами здоровья.
Кроме того, в рамках данного проекта ребята активно включились в практику помощи детям: для малышей собираются подарки, организуются концерты.
Реализовывать идеи формирования толерантного поведения способствует выполнение классным руководителем следующих принципов:
— в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
— ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип образовательной стратегии;
— принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;
— принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
— ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
— принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).
Ребята понимают, что быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Создание Цветка толерантности поможет им глубже понять, что все мы - разные, все мы – равные!
Этапы и сроки реализации проекта
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом реализации проекта является организация системы дел в классе на протяжении одного года.
Время реализации проекта: с сентября 2011 года по июнь 2012 года
1 этап (ориентационно - мотивационный), первая половина сентября 2011 года
Цель - ознакомление с основными задачами коллектива по созда нию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования, анализа реальной ситуации в классе (состояние толерантности) и обнаружения «очагов нетерпимости»)
Форма реализации - заседания актива класса, родительские собрания.
2 этап (системно-информационный), вторая половина сентября
Цель - уяснение, как решить задачи, поставленные активом класса по реализации проекта формирования толерантного сознания и поведения обучающихся.
Форма реализации - научно-практические семинары по теории и практике методик, форм, приемов развития толерантного сознания и поведения обучающихся; создание творческой группы с участием учителей по данной проблеме, консультирование родителей, анкети рование учащихся.
3 этап (реализации), октябрь 2011 года – май 2012 года.
Цель - практический переход на выполнение проекта
Форма реализации - уроки, классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций.
4 этап (заключительный, творческий), июнь 2012 года.
Цель — подвести итоги
Форма реализации - самоанализ результативности работы, анализ итогов и определение перспектив работы
Механизм реализации проекта
Сроки | Мероприятие с учащимися | Работа с родителями | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование «Чер ты толерантной лич ности». Выборы совета класса, актива уче нического самоуправ ления. Уроки, классные часы, игры «Детские выборы» | Родительское соб рание, анкетирова ние «Черты толе рантной личности» | Классный руководитель, родительский комитет |
Октябрь | Просмотр и обсужде ние кинофильма «Чучело», выезд на экскурсию в деревню Сеспель Канашского района | Классный руководитель, социальный педагог | |
Ноябрь | Выставка детского творчества, посвященная празднованию всемирного Дня толерантности Проведение Дня толерантности и Недели Добра | Родительское собрание: «Роль родителей в формировании толерантного сознания и поведения обучающихся» | Классный руководитель, актив класса, социальный педагог |
Декабрь | Урок культуры «Я уважаю разнообра зие культуры народов России». Конкурс рисунков «Россия - Родина моя (к Дню Конститу ции)». Посещение выставки книг в школьной библиоте ке «Поэты и писатели многонациональной России». Конкурс современных танцев «Грация». | Классный руководитель, учитель культуры родного края, библиотекарь | |
Январь | «Дом, в котором живет Уважение»: cоставление фотоальбома: «Моя большая семья» Беседа: «Дружный класс – залог успеха» Акция «Дарите людям доброту» | Родительское со брание «Права ре бенка и права человека» | |
Февраль | Классный час: «Горжусь собой, своей семьей, своей страной». Презентация «Я горжусь тобой, мой класс" Анкетирование «Скажем наркотикам НЕТ!» | Встреча с психологом-наркологом | Классный руководитель, актив |
Март | Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции». Участие в проекте «Моя родословная» | Вечер «Дружная веселая семейка» | Классный руководитель, члены редколлегии |
Апрель | Анкетирование уча щихся «Добрая шко ла. Что это значит?» Классный час «Почему человек должен быть доб рым?» Спектакль-концерт «Вдохновение» для воспитанников детского сада | Социальный педагог, культмассовый сектор | |
Май | Литературный фестиваль «Книга добрых сказок» Развивающие занятия «Я. Ты. Мы!» | Семейные просмот ры спектаклей в те атре кукол, театре оперы и балета | Библиотекарь, классный руководитель |
Июнь | Итоговое анкетирование Самоанализ результатов работы | Анкетирование Защита результата реализации проекта на ШМО классных руководителей | Классный руководитель |
Ожидаемые результаты и целевые показатели
Жизнь нашей школы насыщена событиями. Многие мероприятия стали традиционными. Это и фольклорный фестиваль, и фестиваль фронтовых песен, и Новогодний серпантин. Тем не менее, важна и внутренняя жизнь каждого класса. Она наиболее полно раскрывает творческий потенциал каждого ученика, даёт возможность выразиться, обменяться опытом. Семейные и национальные традиции играют при этом важную роль. А если в подготовке классного мероприятия принимают участие и родители, ценность его возрастает вдвойне. Я надеюсь, что система мероприятий по воспитанию культуры толерантных отношений в нашем классе даст положительный результат. Трудно измерить в цифрах атмосферу в классе, межличностные отношения и т.п., но эти изменения обязательно отразятся на личностном становлении каждого ребёнка. Я считаю, что это самый важный результат моей работы.
Ожидаемый результат:
сформированное толерантное взаимодействие между девочками и мальчиками 6 класса, а комплексно-целевая деятельность должна привести
- к укоренению в классе духа толерантности,
- развитию у школьников черт толерантной личности, способной
- понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни,
- уметь предупреждать конфликты в классе, школе,
- разрешать их ненасильственным путём.
Целевой показатель –
самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ори ентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности соз наний на собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения;
- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё, так, как это обычно делают дети;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, с учетом мнения других людей, традиций или условностей, позиций авторитетов;
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- готовность распространять, утверждать нетрадиционные взгляды;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
- умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивленце других людей.
Предполагаемые затраты
№ п/п | Направления работы | Наименование и виды необходимых затрат |
1. | Обучение актива. | Приобретение методических материалов, литературы. |
Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.) | ||
2. | Тестирование учащихся, определение «очагов нетерпимости». | Приобретение литературы по психологии |
Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.) | ||
3. | Организация работы | Приобретение дисков, настольных и развивающих игр. |
Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.) | ||
Непредвиденные расходы: | ||
Всего: |
Основные целевые группы
I. Заинтересованные стороны:
- Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района. Считает проект одним из путей решения вопросов национального многообразия России, толерантного отношения друг к другу и задачи формирования толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников.
- Школа. Решает воспитательные и развивающие задачи поддержания и сохранения замечательных традиций общения, сложившихся в классах, помогает ребятам прожить школьные годы в дружной теплой атмосфере, остаться друзьями в дальнейшем.
II. Пользователи:
- Учащиеся. Хотят, чтобы в классе было взаимопонимание и дружеская обстановка, когда хочется и интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы их научили общаться друг с другом, развивать свои способности, иметь успех в социальном взаимодействии.
- Родители. Желают, чтобы их дети могли понимать других, хотят воспитать терпимость в них.
- Учителя. Хотят воспитать личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитaвшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности; сохранять здоровье учеников.
Риски и ограничения реализации проекта в краткосрочной и долгосрочной перспективе
- Невысокий уровень мотивации учащихся к формированию толерантного сознания и поведения.
- Недобросовестное отношение к работе всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций села, района.
- Нежелание родителей обучать детей толерантному поведению.