Классный час в 5 классе "Дети и война"
Классный час в 5 классе "Дети и война"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.85 КБ |
![]() | 2.93 МБ |
![]() | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
Тема: В преддверии Дня Победы. Дети и война.
Ведущий 1: Ребята, приближается великий для нашей страны праздник – День Победы. Вы, вероятно, много слышали об этой войне, возможно, у кого-то из вас живы дедушки и бабушки, которые пусть и не воевали на фронте, но были свидетелями тех страшных 4 лет. И, может быть, вы слышали о войне их детские впечатления.
Ведущий 2: Несомненно, что война 1941 принесла много горя не в одну семью, а точнее сказать, вряд ли можно найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и справлялись со всеми трудностями сами. Но нельзя забывать и о детях этого времени. Можно сказать, что у детей этих не было детства.
Ведущий 1: Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.
Ведущий 2: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. (слайд №4) Школьники готовились к выпускному вечеру. (слайд № 5) Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово-война. (слайд № 6 – 7 )
Ведущий 1:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
Ведущий 2: Эта Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей (Слайд № 9 ), ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. ( слайд № 10 )
Ведущий 1: Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину ( слайд № -11), многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи.
Ведущий 2: Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч. В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть.
Ведущий 1: Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь( слайд №12), вывезти на работы в Германию, превратив в рабов( слайд № 13), сделать донорами для немецких солдат и т.д.
Ведущий 2: Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: (СЛАЙД № 14-15 ) делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы...
Ведущий 1: В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным (СЛАЙД № 16 ), ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. На селе дети работали на полях. С начала лета пололи вручную на поле овёс, рожь, пшеницу, осенью помогали молотить хлеб; трудились от зари до глубокой ночи. Они рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить.
Ведущий 2: Полуголодные, (СЛАЙД № 17 - 18), полураздетые, хлеба и того не было досыта. (СЛАЙД № 18 ):
Надо мною – блокадное небо.
Мне одиннадцать стукнуло лет.
Я гадаю над пайкою хлеба –
до конца съесть её или нет?
Дом соседний –
кирпичная груда.
Скоро ночь.
Бомбы вновь запоют.
Не оставить?
Что есть завтра буду?
Не доесть?
Вдруг сегодня убьют?
Ведущий 1: Учиться в школах (СЛАЙД № 19-20) обычно начинали только в конце октября и учились до ранней весны. Но даже так некоторым долго учиться не пришлось: нужно было помогать матерям, кормить себя и младших братьев, и сестёр. Работать кроме детей и женщин, и инвалидов было некому, поэтому некоторые бросали учебу, и работали наравне со взрослыми. Детям войны с 12-14 лет пришлось становиться взрослыми и своим трудом приближать Победу над врагом.
Ведущий 2: Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками.
Ведущий 1:
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
Ведущий 2: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
(на доске портрет Тани Савичевой) ( слайд № 21)
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям...
« Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941г.»
« Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.»
« Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»
« Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.»
« Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Ведущий 1: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
Ведущий 2: У каждого из тех детей, которые прошли через войну, была уже своя тяжёлая, а порой и трагическая судьба. На первый взгляд все они выглядели одинаково – испуганными (слайд № 22), измученными, молчаливыми и малоподвижными.
Ведущий 1: На этом сером, жутком сером фоне помнятся и видятся только ребячьи глаза – полные ужаса, горя, усталости и …надежды.
Ведущий 2: Их не описать, не забыть.
Ведущий 1: О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. (слайд № 23) Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, ничем не отличающийся от вас, ото всех людей. И мы порой, живя рядом с ними, не знаем об их детстве, их юности.
Ведущий 2: Иногда, в общественном транспорте не уступаем места пожилому человеку, даже не задумываясь о том, что, возможно, он видел ужасы войны, сидел под обломками родного дома, прячась от бомб.
Ведущий 1: Иногда мы смеемся в лицо старушке, порицающей нас за то, что мы бросаем хлеб на землю, а мы даже не задумываемся, что возможно, когда эта старушка была такая же, как вы сейчас, или совсем маленькой девочкой, она видела, как от голода погибала ее семья, и что точно такой же кусочек хлеба мог спасти чью-то жизнь…
Ведущий 2: Ребята, очень хочется верить, что все вы никогда не узнаете ужасов войны, что для вас война останется всего лишь несколькими страницами в учебнике истории. Но хочется так же верить, что наша сегодняшняя беседа не пройдет просто так, и в вашем сердце навсегда сохранится уважение к истории нашей страны, к ветеранам, которых с каждым годом становится все меньше, и которые собственными руками добывали Победу, и даже к простым пожилым людям, которые пусть и будучи маленькими детьми, соприкоснулись с ужасом войны. Давайте будем уважать и друг друга, ведь вы все – потомки тех, кто прошел эту войну.
Ведущий 1:
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Ведущий 2: Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети и Война
… И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война!
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тот самый длинный день в году... Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. И к мертвым выправив билет, Всё едет кто-нибудь из близких И время добавляет в списки Еще кого-то, кого-то нет... (К. Симонов)
…и на устах будет тол ьк о одно слово-война…
Эта Война отучила их плакать…
Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля... Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, – Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук... – Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...
Детей могли отправить в концлагерь
нн …вывезти на работы в Германию, превратив в рабов…
Дважды он ходил на разведку во вражеский тыл, причем оба раза с заданием справился
…трудились ребята на заводах.. фабриках и производствах
…встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов..
…писали под их диктовку письма родным…
Полуголодные…
…Полураздетые…
Надо мною – блокадное небо. Мне одиннадцать стукнуло лет. Я гадаю над пайкою хлеба – до конца съесть её или нет? Дом соседний – кирпичная груда. Скоро ночь. Бомбы вновь запоют. Не оставить? Что есть завтра буду? Не доесть? Вдруг сегодня убьют?
Таня Савичева