Классный час "Я - гражданин"
Классный час "Я - гражданин"
Предварительный просмотр:
Классный час "Я - гражданин"
1.Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? ….
- Вы рассказали, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что нового узнали. Но, где бы вы не находились, вас всегда тянет домой. как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. а что связано с этим понятием? Как понимаете значение этого слова?
Закончи фразу одним словом – «Родина – это …».
- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. А теперь представьте: знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы … Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?
- Талантливые люди: поэты, художники – сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей природы. (Знакомство с местными поэтами и писателями, художниками своего края).
Ученик читает стихотворение М. Исаковского:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря:
Это - русские картины,
Это – Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это русская сторонка,
Это – Родина моя!
2. Раскрытие понятия: государство.
А) – Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
Посмотрите, ребята, что у меня в руках. ( Учитель показывает свидетельство о рождении). Что в нём записано, кто знает? ( высказывания детей).
Да, этот важный документ говорит ни только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
А теперь попробуйте заменить слово «СТРАНА» словом синонимом. Эти слова обозначают одно и тоже . Можно сказать Россия – страна и государство.
Б) Игра:
Предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «ГОСУДАРСТО». Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием «ГОСУДАРСТВО» (Слова записываются на доске и обсуждается значение этих слов: город, руда, дорога, суд, вода, рост, рота, товар, род, родство)
3. Права и обязанности гражданина:
А) Учитель. Ребята, как вы думаете, когода человек только рождается, он имеет какие – нибудь права? (Ответы учащихся).
Учитель. Человек когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство, мед. обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие ещё у него появляются у него права?
Ребята, а человек только правами обладает?
И какая наша главная обязанность? Соблюдать законы, которые прописаны в конституции.
Б) Игра: «Права и обязанности»
1. В какой сказке и кто нарушил права зайца на неприкосновенность жилища? (Нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»).
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? Карабас – Барабас «Приключение Буратино».
4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? ( Баба Яга).
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева).
6. Кто польховался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
7. Буратино продал свою Азбуку и не воспользовался правом на … (Бесплатное обучение).
8. У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино права … (на имущество).
Учитель – молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
4. Размышления учащихся на тему: «Моя страна».
-А в какой стране вы хотели бы жить?
-Что мешает людям нашей страны жить счастливо?
(Высказывания детей)
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, не войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней,
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Чтобы жить в стране могли
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем – нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
5. Итог.
-Что нового вы узнали о своих правах? А ваша главная обязанность какая? А право?
Желаю удачи.