Воспитание толерантности через национальные традиции

Воспитание толерантности через национальные традиции

«Воспитание толерантности через национальные традиции» Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привёл к полнейшему взаимопониманию между людьми. Массовое уничтожение, потоки беженцев стали реальностью - это страшно! Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Недаром была принята декларация принципов толерантности, утверждённая ЮНЭСКО. Россия также приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания в профилактике экстремизма в нашем обществе. Следовательно, обществу и государству нужны люди, ориентированные на такие нравственные категории, как личность, общечеловеческая нравственность, гражданственность, индивидуальность, терпимость, толерантность. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Уделяя внимание обозначенной проблеме, необходимо было понять сущность толерантности. Этимология термина «толерантность» восходит от лат. tolero – нести, держать, а также переносить, сохранять. Указывая, таким образом, на то, что все, что мы держим в руках и несем по жизни, требует от нас определенных усилий и умений «выносить, страдать, терпеть». Собственно такая позиция подтверждается пониманием толерантности в разных национальных культурах. Языковые переводы термина подчеркивают следующие смысловые оттенки толерантности:  устойчивость, выносливость, терпимость (английский язык);  уважение свободы другого, его образа мысли, поведения (французский язык);  великодушие в отношении других людей (китайский язык);  милосердие, терпение, сострадание; ( арабский)  терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительное отношение к чему-либо или к кому-либо (русский язык). Определяющим признаком сформированности толерантных межличностных отношений на мой взгляд, выступает не только терпимость, сострадание, взаимопонимание, но и национальное самосознание, гордость за свою культуру, что позволит выстраивать свои отношения на равных. Таким образом, коллектив лишь тогда является толерантным, когда каждый хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. В рамках программы «Толерантность» проводятся различные мероприятия ( классные часы, конференции – межшкольные, районные, городские, общешкольные праздники), направленные на формирование позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимания богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей. На основе познания различных этнокультурных обычаев, традиций, обрядов развиваются толерантные отношения. Одним из традиционных мероприятий в нашем образовательном учреждении является проведение праздника Масленица. Праздничная программа представлена в форме устного журнала под названием «Масленичные гуляния». Заблаговременно участники школьного мероприятия ведут исследовательскую работу по изучению национальных традиций, изучают особенности каждого дня масленичной недели, продумывают костюмы к выступлению, оформление презентаций и стенгазет. Итогом исследовательской деятельности является концертная программа, в которой учащиеся представляют свой концертный номер, отражающий специфику определенного дня Масленичной недели. Начало концертной программы сопровождает показ видеоролика, смонтированного из фрагментов фильма «Сибирский цирюльник». По окончании концертной программы жюри подводит итоги и определяет победителей в различных номинациях. Во время работы жюри участникам концертной программы предлагается посмотреть видеоролик, который демонстрирует как встречают Масленицу в школе другого региона. Так как в нашем образовательном учреждении обучаются дети разных национальностей, подобные мероприятия позволяют им лучше узнать традиции той страны, в которой они проживают, а совместные мероприятия способствуют сплочению классного коллектива, развивают эмоциональную сферу личности ребенка и творческий потенциал каждого участника. В качестве практической части предлагаю сценарий праздника, проведенного в этом учебном году. СЦЕНАРИЙ «Масляничные гуляния» ВСТРЕЧА – день первый,5А класс Со времён старинных, давних Праздник Солнца к нам спешит. Он один из самых ранних В окна вешним днём глядит. Это Масленица мчится Вдоль по улицам родным. Скоморох 1. Собирайся, народ! Весна красная идет! Надо зимушку спровадить, Дружно Масленицу сладить! Скоморох 2. Собирайся, стар и млад, Выходите из палат. До поста одна неделя, Там уж нам не до веселья. Так что пой, гуляй, пляши Семь денечков от души! Танец «Встреча Масленицы» ( в процессе танца заносится чучело Масленицы) Звучит звон колоколов, записанный на фонограмму. ЗАИГРЫШ –день второй , 5Б класс Скоморох 1. Наступает день второй, Весь наполненный игрой! Скоморох 2. День потех и угощений, Смеха, песен и веселья! Скоморохи 1-2. Подходи, торопись, Вместе с нами веселись! Заря Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит: Заря - зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту. Скоморох 4. Новая для вас задачка — Превратиться надо в тачку. Позабавится народ — Кто быстрее? Кто вперед? Это состязание можно организовать в виде эстафеты, в которой участвуют команды по пять пар (итого десять человек). Пары организуются сразу, чтобы не было суматохи. Один из участников упирается руками в землю (каждую команду надо обеспечить брезентовыми рукавицами). Его напарник (которому рукавицы не нужны) цепляет «тачку» за ноги, и оба игрока начинают передвижение. «Тачка» перебирает руками и таким образом движется вперед. Его товарищ поддерживает ноги на весу. Также можно использовать гимнастические обручи для определения расстояния. Пары, пройдя туда и обратно, передают рукавицы своим товарищам по команде, и эстафета продолжается. Участникам победившей команды вручаются призы, членам проигравшей команды достаются утешительные призы. Скоморох 1. Для веселья и для смеха Предлагаем вам потеху Под названьем «Три ноги» Кто желает, подходи! Три ноги Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Скоморох 1. Нынче вволю наигралась Наша чудо-детвора. Отдохнуть бы надо малость — Завтра снова со двора! Звучит звон колоколов, записанный на фонограмму. ЛАКОМКА – день третий, 6А класс Скоморох 1. Нынче Лакомка у нас! Угощенье — это раз! Объеденье — это два! Пляски прямо у стола! Скоморох 2. Угощаемся блинами, Заедаем пирогом! Мы ни крошки не оставим, Посидевши за столом! Концертный номер, инсценировка песни «Как хотела меня мать…» Скоморох 1. Завтра будет разгуляй! Тройка, прокати-ка! Скоморох 2 Надо зимушку прогнать И весну покликать. Звучит звон колоколов, записанный на фонограмму. РАЗГУЛЯЙ –день четвертый, 6Б класс Скоморох 1. Люди! Нынче «Разгуляй»! Тройка, прокати-ка! Надо зимушку прогнать И весну покликать. Скоморох 2. День четвертый будем вместе Петь про Масленицу песни. До поста же до посточка Нам всего лишь три денечка. Номер «Карусель» Скоморох 1. Завтра будет день попроще: Если кто имеет тещу, Пусть для проводов зимы Едет к теще на блины. Скоморох 2. Ну, а с вами мы сейчас Расстаемся! В добрый час! Звучит звон колоколов, записанный на фонограмму. ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА – день пятый, 7 класс Частушки: Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую. Напеки, кума, блинов, Да чтоб были пышные. Нынче Маслена неделя – Можно съесть и лишнего. Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять. Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась — платье съела! Что же я наделала? Мы кончаем петь частушки До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего. 3-й скоморох. Пока Масленица нас гладит по головке, Завтра будет день шестой — навестим золовку. 4-й скоморох. А пока пора проститься, Жаль, что скоро нам поститься! Звучит звон колоколов, записанный на фонограмму. ПОСИДЕЛКИ – день шестой, 8А класс Скоморох 1. А в субботу — безделки — Золовкины посиделки! День субботний величаво Посиделками зовут. Хороводы с песней водят, В гости без конца идут. Сценка под песню «Масляна» Звучит звон колоколов, записанный на фонограмму. ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ – день седьмой, 8Б класс Воскресенье - день прощанья, Проводы седой зимы. В каждом доме пированье Многочисленной семьи. Колокольный звон играет, Всех к заутрене зовёт. Молодой и старый знает: Завтра пост в дома придёт. Дотемна идёт веселье, Угощается народ, До звезды до первой чтобы Всем наесться наперёд. А в воскресенье догуляй, Да и Масленицу провожай. А потом уж не взыщи — Хлебай пустые щи! После Масленки — пост — Грызи редьки хвост! Танец-действо, вынос чучело масленицы. Песня «Масленица загорела.» Масленица загорела. Масленица загорела — Всему миру надоела, Обманула, провела, До поста довела! Обманула, провела, До поста довела! Шла сторонкою к нам, По заулочкам, Несла блинов чугуны, Надорвала животы! Несла блинов чугуны, Надорвала животы. Блинов напекла — Сама все поела! А нам редьки хвост Дала на пост! А нам редьки хвост Дала на пост! Оставила нас — На кислый квас, На постные щи, На холодные харчи! На постные щи, На холодные харчи! Весело гуляла, Песни играла, Протянула до поста — Гори, сатана! Здорово, прощай, На тот год приезжай!

Скачать: