Программа "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"

Антипова Александра Леонидовна

Программа "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"

Представленная работа состоит из двух частей: непосредственно сама программа и краеведческое мероприятие - проект "Имя на обелиске" как одну их форм работы реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников "В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов".Программа имеет экспертное заключение специалистов. На её основе составлен школьный проект гражданско-патриотического воспитания. В городском конкурсе социально-значимых проектов по данному направлению школа заняла первое место. Считаю, наибольший положительный и мотивированный успех в воспитании будет достигнут только тогда, когда сами учащиеся станут активными участниками полезных дел. Только так можно воспитать настоящего патриота. Все мероприятия в рамках реализации данной программы проведены при активном участии учащихся и родителей класса.Часть разработок, презентаций и фотографий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся моего класса размещены на моем мини-сайте. Для участия в конкурсе "Я - классный руководитель" к программе я прилагаю работу, принимавшую участие в городском конкурсе "Имя на обелиске" (заняли третье место).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov..docx21.65 КБ
Файл imya_na_obeliske.docx855.61 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                        Утверждаю:

__________________                                                                       ______________ __________________                                                                       ______________                                                                    

__________________                                                                       ______________

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова

города Донецка Ростовской области.

Программа

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников».

«В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов».

Автор:

Антипова Александра Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №1.

Актуальность проблемы.

     В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

     Сегодня, на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления.      

     Мы живем в благодатном Донском крае, станице Гундоровской, имеющей свою самобытную историю,   великих людей, прославивших  малую родину. Воспитание на местном материале даст положительный результат по патриотическому воспитанию.

     За последнее время такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

     Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

     Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками.

Пояснительная записка.

     Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

     Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Опрос учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.          Изучение истории родного Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом.

     Формирование у  учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. Очень важно: патриотическое воспитание должно осуществляться совместно с семьей и через семью, что даст новый импульс духовному оздоровлению общества.

     Программа рассчитана на учащихся начальных классов.

     В программе представлены  основные этапы, направления работы, формы сотрудничества с учениками, родителями, цели и задачи.

Цель:

- Вовлечение учащихся, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Задачи:

- обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);

- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;

- формировать готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;

- воспитывать чувство гордости к малой родине.

Этапы реализации программы.

1. Подготовительный.

- Разработка содержания программы.

- Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в классе.

2. Практический (содержательно-деятельный).

- Пополнить новыми методическими разработками «копилку» воспитательных мероприятий.

- Привлечь учащихся к поисковой литературной работе.

- Учить школьников ответственности за порученное дело.

- Воспитывать почитание ветеранов труда и войны.

3. Заключительный (рефлексивный).

- Подведение итогов работы.

-Диагностика изменений гражданской, патриотической социализации школьников.

- Использование материалов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учителями школы.

Направления работы.

- Я – гражданин России. 

- Моя малая родина.

- Моя родословная.

Формы работы.

- Изучение истории и культуры родного края.

- Уроки мужества.

- Классные часы.

- Праздники и утренники.

- Участие в конкурсах.

- Экскурсии в музей.

- Встречи с ветеранами.

- Сочинения и диспуты.

- Уроки гражданственности.

- Презентации.

- Проектная деятельность.

Ресурсы и источники  патриотического воспитания.

1. Городской краеведческий музей.

2. Школьный краеведческий музей.

3. Музей донской литературы (библиотека имени Шолохова).

4. Школьная библиотека.

5. Стела погибшим воинам в городе Донецке.

6. Стела воинам-интернационалистам в городе Донецке.

7. Памятник погибшим воинам в пос. Гундоровский.

8. Памятный камень казакам, погибшим в 1920 году (пос. Гундоровский).

9. Могила неизвестного солдата в парке пос. Гундоровский.

10. Памятный камень на месте гибели Гриши Акулова, погибшего от рук фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Его имя носит   школа.

Практическая реализация программы.

1. «Я – гражданин России»:

- Классный час «Мы живем в России».

- Презентация «Мои права и обязанности».

- Урок гражданственности «Символы России».

- Праздник «Я люблю тебя, моя Россия».(Открытое мероприятие).

- Презентация «Путешествие в космос». К 50-летию первого полёта человека в космос.

- Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.

- Праздник «День защитника Отечества».

- Классный час «Свечи Беслана» (презентация).

- Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».

- Участие во Всероссийском литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!»

- Праздник «Люблю березку русскую». (Открытое мероприятие).

2. «Моя малая Родина».

- Экскурсия в городской краеведческий музей».

- Классный час «О школе – с любовью».

- Казачьи посиделки «В гостях у самовара».

- Участие в областном конкурсе рисунков «За что я люблю донскую природу». (Диплом

3-ей степени).

- День творчества «Русские народные песни».

- Экскурсия в школьный краеведческий музей «Жители поселка – участники Великой Отечественной войны».

- Праздник «Моя малая Родина». К 330- летию станицы Гундоровской. (Открытое мероприятие).

- Классный час «Дети войны» о Грише Акулове, чьё имя носит школа.

- Участие в общегородском празднике «Казачья душа». (Диплом 3-ей степени).

- Участие в городском конкурсе чтецов «Живое слово». (Дипломы 1 и 3 степени).

- Участие в общешкольном конкурсе «Слава Богу, что мы казаки!»

- Праздник «Посвящение в казачата».

- Уроки мужества у памятника погибшим воинам.

- Конкурс рисунков «Уголок родной природы».

- Участие в общешкольном празднике «Масленица».

- Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация).

3. «Моя родословная».

- Общешкольный конкурс «Гундоровский казачонок – 2010». Казачья династия Максима Скныпы (2-е место).

- Общешкольный конкурс «Гундоровский казачонок – 2011». Казачья династия Саши Крохина      (1-е место).

- Участие в городском конкурсе «Имя на обелиске» (краеведческая работа):

а/ «Она не знает, где его могила» (об Иване Тихоновиче Комиссарове, 3 место);

б/ «Командир батареи «катюш» (о Некрасове Иване Яковлевиче, благодарность).

- Родительское собрание «Мой дом – моя крепость».

Ожидаемые результаты.

В имидже класса:

1. Обогащение содержания правового,  гражданско – патриотического воспитания.

2. Вовлечение в систему воспитания представителей общественных организаций, учителей, учреждений дополнительного образования.

3.     Качественный рост воспитанности обучающихся.

4. Отсутствие обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.

 В образе ученика:

1. В познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся.

2. В историко-краеведческой:  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

3. В социальной: достижение сформированности у школьника гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии. Формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.

4. В духовно-нравственной сфере:  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в повседневной жизни.

5. В сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.

Список литературы.

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». М., 2006 г.

2. Дик   Н.Ф. Классные часы, 2 – 3 кл.. Изд. 3-е, дополн., и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

3.    Долматовский Е. – Рассказы о твоих песнях.- М. «Детская литература».

4. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. – Внеклассные мероприятия.- 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ВАКО, 2007 г.

5. Лапина Е.В., Жиренко О.Е., Киселева Т.В. – Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию, 1-4 кл. – М.: ВАКО, 2007 г.

6. Максимова Т.Н. Классные часы, 2 кл. – М.: ВАКО, 2008 г.

7. Фоменко А.В. – Ради жизни на земле. Репертуарный сборник… М.: Просвещение, 1990 г.

8. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ж. «Начальная школа», №9, 2009 г.  

9. Пугиева О.Н.  Моя семья – моя крепость. Ж. «Начальная школа», №12,

2009 г.

10. Пакша Л.М. Тайны старинного полотенца. – Ж. «Начальная школа», №8, 2009 г.

11. К 65-летию Великой Победы. – Ж. «Начальная школа», №5, 2010 г., с.3-12.

 


Предварительный просмотр:

Анкета героя проекта «Имя на обелиске».

 

1.

Фамилия, имя, отчество героя

Комиссаров Иван Тихонович

2.

Даты жизни

1911 – 1941 гг.

3.

Краткие, наиболее значимые сведения из биографии.

Комиссаров Иван Тихонович обучался в Гундоровской школе. Окончил курсы трактористов и работал до войны в колхозе имени Димитрова. Был активным комсомольцем, передовиком сельского хозяйства. Был женат, имел двоих детей.

4.

Краткие, наиболее значимые сведения из биографии военных лет.

В  июле 1941 года   был призван Каменским райвоенкоматом Ростовской области на фронт.

С ним были призваны и односельчане.   В Каменске-Шахтинском всех погрузили в эшелон и отправили на фронт. По пути следования, под Ростовом-на-Дону, состав поезда был подвергнут немецкими летчиками бомбардировке. В вагон, где находился Комиссаров И.Т., было прямое попадание. Считается без вести пропавшим.

5.

Военные, трудовые награды.

Нет.

6.

Ф.И.О. заполнившего анкету.

Кем приходится герою проекта.

Черепова Анна Юрьевна, ученица 5 класса.

Правнучка.

7.

Комментарий к прилагаемой фотографии.

1. На первой фотографии изображена плита у памятника погибшим воинам в пос. Гундоровский с именем героя проекта.

2. На второй фотографии дочь погибшего героя Голенкова (Комиссарова) Анастасия Ивановна, 1936 года рождения у плиты с именем отца.

8.

Контактные телефоны родственников.

8-928-135-09-61, (8-863-68) 2- 87-45

Литературно-творческий конкурс «Имя на обелиске».

Черепова Анна, ученица 5 класса МБОУ СОШ №1 г. Донецка Ростовской области.

      Десятилетия отделяют нас от суровых дней Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, знаем о ней из рассказов родственников, учителей, из прочитанных книг. Война принесла тяжкие испытания нашему народу. Она не обошла стороной ни одну семью. Понять и почувствовать все тяготы и лишения, которые испытал народ в годы войны, можно через историю своей семьи, своего рода.

      День 22 июня 1941 года разделил жизнь моих родных на прошлое – то, что было ещё вчера – выпускной в Гундоровской школе, работа в поле, мечты о будущем…и войну, которая поставила перед необходимостью выбора. Выбор между жизнью и смертью. У всех было только одно желание: остановить и победить врага, защитить свой дом, свою семью, свою страну. Один за одним стали уходить родственники на фронт.

     В первые дни войны был призван Каменским райвоенкоматом мой прадедушка Комиссаров Иван Тихонович. А ведь он так нужен был, как и многие другие, стране, семье. У него была самая мирная профессия. Он выращивал хлеб. Но судьба распорядилась иначе.

     Как это было? Я попросила рассказать о моем прадедушке его дочь, мою двоюродную бабушку, Голенкову Анастасию Ивановну.  Ей трудно было говорить о потерянном отце, о потере той частицы тепла и защиты, которые ушли с уходом близкого человека.  

     Бабушке было пять лет, её брату (моему родному дедушке) – три года, когда Иван Тихонович ушел на войну. Но она помнит, как отец, уходя из дома,  взял её на руки и сильно прижал к груди, как будто прощался навсегда. Анастасия Ивановна рассказывала, а по её морщинистому лицу текли слёзы. Воспоминания всколыхнули душу. Тяжело было без отца. Но, говорят, горе одно не приходит. Так и в их семье. Сразу после войны сгорел дом и всё, что в нем было. Люди помогли, чем могли, родственники приютили.   Сгорели и фотографии отца. Жалеет бабушка, ведь она совсем не помнит его лица.

     Разговор наш состоялся у памятника погибшим воинам. Анастасия Ивановна подошла к плите с именем отца, медленно провела по ней рукой, смахнула слезу и  отошла в сторону. Она всё ещё ждёт своего отца.

     Мой прадедушка не совершил подвиг: по дороге на фронт было прямое попадание бомбы в вагон, где он находился.

     А чем измеряется подвиг? Можно ли измерить подвиг солдат, погибших по дороге на фронт, или женщин, оставшихся в тылу с маленькими ребятишками? Я думаю, невозможно отделить одно от другого. Наверное, всё вместе взятое и есть – ПОДВИГ. Это - единство, любовь, самопожертвование, испытание, боль, разлука – всё в одном целом.  Это трудно выразить словами, это можно только прочувствовать. Мы должны помнить каждого солдата выжившего и не вернувшегося с поля битвы. Только память о них может остановить мир от новых  ошибок.  

     Наша родственница, учитель начальных классов Антипова Александра Леонидовна, знает историю семьи Комиссарова Ивана Тихоновича. Она была рядом во время беседы с Анастасией Ивановной. Под впечатлением этой встречи написала стихотворение «Она не знает, где его могила».   

Она не знает, где его могила,

Где холмик тот, поросший бурьяном.

Стоит у памятника дочь его тоскливо

И будто просит рассказать ей обо всём.

Приходит каждый год к немому обелиску,

Стоит печально у плиты, что с именем отца.

Душа болит, и сердце ей сжимает в тиски,

И горю этому не будет ведь конца.

Тот 41-й год. Тот страшный чёрный день

Увёл отца из хаты он родной.

Оставил лишь фуражку на плетне,

Да двух детишек матери одной.

Их быстро погрузили в эшелон,

Отправили на фронт сражаться с супостатом.

«Скорей разбить врага,- конечно, думал он,-

Не опозорить честь советского солдата».

Вдруг страшный вой… И всё померкло вдруг….

И нет уж больше сил в  натруженных руках…

И в замерших глазах  заката солнца круг…

Слова прощания на высохших губах…

Солдат, уж волосы покрыты сединой

У дочери твоей, родной кровинки.

А сына вовсе нет: он умер молодой.

Лежит в  родном краю в сырой могилке.

Ты числишься  как без вести пропавший,

Но память о тебе потомки чтут.

И каждый год к подножью обелиска

Они гвоздики бережно кладут.

Плита с именем Комиссарова Ивана Тихоновича у памятника погибшим воинам

в поселке Гундоровский.

        

Голенкова (Комиссарова) Анастасия Ивановна, дочь Комиссарова Ивана Тихоновича.

 


Комментарии

Антипова Александра Леонидовна

Данный материал особенно актуален накануне празднования дня Победы в Великой Отечественной войне. Можно использовать для проведения беседы с учащимися.
Козленко Ольга Петровна

Уважаемая Александра Леонидовна ваша программа по Гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников замечательная. Обязательно использую её в своей работе. Спасибо Вам за ваш труд.
Козленко Ольга Петровна

Желаю Вам победить в этом конкурсе.
Антипова Александра Леонидовна

Ольга Петровна, спасибо за оценку моего труда.

Ковалько Людмила Васильевна

Уважаемая Александра Леонидовна! Пусть сбываются ВАШИ творческие замыслы! Программе по патриотическому воспитанию долгой жизни!

Особое спасибо за огромную работу в школьном краеведческом музее. К материалам о ветеранах- земляках постоянно обращаются учащиеся и учителя. Сколько написано только сочинений!!!  Здоровья Вам для оформления новых экспозиций в музее!

Антипова Александра Леонидовна

Спасибо большое, уважаемая Людмила Васильевна, за теплые слова и поддержку. Я буду вместе с детьми продолжать работу по сохранению памяти о прошлом. Дети приобщаются к историческому прошлому через конкретное участие в поисковой работе, через общение с очевидцами событий. Мы сделали уже многое. Наш школьный краеведческий музей имеет областной статус. В этом большая заслуга моих детей, в их кропотливой работе по изучению и пропаганде исторического прошлого своей малой родины.