Система воспитательной работы с классным коллективом

Шангина Ирина Евгеньевна

Система воспитательной работы с классным коллективом

Анализ воспитательной работы за 2010 – 2011 учебный год «Трудно быть воспитанным, если тебя не воспитывают». Н.Е. Щуркова. Прошел еще один учебный год, пришло время подвести итоги, проанализировать работу 7 класса. Успех учебно-воспитательной работы определяется умением ставить перед классным коллективом цели, определять задачи, умением конкретно и обоснованно планировать эту работу и объединять силы учителей, учащихся и родителей в вы-полнении этих целей. Учить каждого ученика, давать ему глубокие и прочные знания, безусловно, первостепенная задача, строящая перед каждым учителем. Но она не единственная. Знающий человек должен быть еще и воспитанным. Понятие воспитательного процесса многогранно. Это и уроки в школе и кружки, и секции, и всевозможные классные и общешкольные мероприятия. Наиболее эффективными формами работы с детьми (лично для меня) является постоянные индивидуальные беседы – так называемый «разговор по душам», вне-классные совместные мероприятия. В течение учебного года дети с интересом откликались на участие во внекласс-ных и внешкольных мероприятиях. В начале сентября провели организационное классное собрание, где выбрали актив класса, который на протяжении учебного года помогал мне во всех организационных моментах. В сентябре мы с ребятами выезжали на природу. Ребята принимали участие в общешкольных мероприятиях: «Пиратская вечеринка», «День Здоровья», «Конкурс классных уголков», «Конкурс новогодних газет» (1 место), активно участвовали в общешкольных субботниках. По мнению учащихся и учителей, в классе относительно благоприятный микроклимат. Дети бывают вспыльчивыми, агрессивными, но, по моему мнению, это особенности возраста. В течение учебного года проводилась постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликта, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились беседы по этикету поведения в общественных местах, работа по вовлечению в активную внеурочную и внеклассную деятельность. Существует ряд проблем, связанных с взаимодействием с родителями. Посещение родительских собраний невысокое 30 – 40%. На родительские собрания приходили только родители тех учащихся, кто в учебе себя сумел зарекомендовать с положительной стороны, кто в течение года помогал классному руководителю и кто ни в поведении, ни в учебе нареканий не имел. За прошедший учебный год проведено 4 родительских собрания, посвященных особенностям подросткового возраста. Родители практически не оказывают влияния на воспитательный процесс в классе, полагая, что это исключительно прерогатива школы. Так как в следующем году ребята будут учиться в 8 классе, который предшествует выпускному классу, и помощь родителей будет необходима, планирую усилить взаимодействие с семьями. Цели и задачи, поставленные в прошлом учебном году, реализовывались через вовлечение класса в различные мероприятия, беседы, классные часы, родительские собрания. Главное внимание в течение учебного года уделяла решению следующих задач: 1. Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива. 2. Организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся. 3. Изучение личности каждого ребенка, его физического и психического состояния. 4. Мотивация здорового образа жизни. 5. Развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств. 6. Обеспечение контроля за учебной деятельностью учащихся. Все вышеизложенные задачи решала с помощью различных форм работы: уроки, классные часы, конкурсы, родительские собрания, беседы, индивидуальные беседы, наблюдения за поведением учащихся, изучение личности ребенка через анкетирование, тестирование. Нельзя сказать, что все в классе гладко и замечательно, но нужно стремиться к этому. Весь класс разбит на мелкие группировки. В классе происходит борьба за лидерство (особенно среди девочек). Влияние основных лидеров оказывает влияние на основную часть коллектива. Данное влияние не носит отрицательного характера. Большинство ребят имеют систему собственных взглядов. Развитию субъективности личности школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществлялось посредством деятельности, создания и работы советов дела при подготовке классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений. Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учи-тель – родители – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах: много знать – престижно; помогать друг другу – нормально; жить в неуютной обстановке – нельзя. Критериями эффективности воспитательной системы класса являются сле-дующие: 1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности школьника; 2. развитость креативных способностей учащихся; 3. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; 4. сформированность классного коллектива. Для отслеживания личностного роста каждого ученика я использовала различные методы изучения личности воспитанника: наблюдение, посещение уроков, индивидуальные беседы, анкетирование. Проведена диагностическая работа по выявлению состояния духовно-нравственных качеств личности, воспитанности детей, динамики развития ученика и выявлению его личностного роста, умений самоутверждаться. Анализ диагностических данных по самооценке нравственных качеств показал, что у многих учащихся она завышена и не совпадает с мнением классного руководителя. В будущем необходима серьёзная работа по формированию адекватной самооценки. Мнение классного руководителя и воспитанников не совпадает, оценка учителя ниже, чем самооценка учащихся. Это, несомненно, связано с возрастными особенностями подростков. Классному руководителю и родителям необходимы тактичность, терпимость и понимание в отношениях с воспитанниками. Таким образом, диагностические данные указывают на необходимость серьёзной работы классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных качеств личности, их воспитанности и желанию самоутвердиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plan_vospitatelnoy_raboty._8_klass.zip2.76 МБ