"Цикл выступлений агитбригад на «минутах общения»:«Я сверстникам хочу кричать, что алкоголь, наркотики на жизнь нельзя менять….» "
"Цикл выступлений агитбригад на «минутах общения»:«Я сверстникам хочу кричать, что алкоголь, наркотики на жизнь нельзя менять….» "
Информационная карта: Классный руководитель Кочергина Лариса Львовна Тема мероприятия Цикл выступлений агитбригад на «минутах общения»: «Я сверстникам хочу кричать, что алкоголь, наркотики на жизнь нельзя менять….» Возраст учащихся 13-15 лет Название организационной формы (форм) конкурсной работы Выступление агитбригад Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать авторская разработка • Побуждение детей и подростков к активной жизненной позиции неприятия употребления ПАВ и осознанному выбору здорового образа жизни. • Пропагандирование наиболее интересных методических идей, связанных с формированием основ культуры здоровья у подрастающего поколения, распространение эффективного педагогического опыта. В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы • авторская разработка предлагает эффективный вариант организации профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков; • в авторской разработке использованы приемы, позволяющие повысить эффективность профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков; • содержатся авторские разработки тексты стихов, песен и т.п., отражающих проблемы профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Описание системы работы классного руководителя: В лицее №5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района города Волгограда существует такая форма общения классного руководителя со своим классом как «минуты общения». Это 15 минут по четвергам между 3 и 4 уроком. Конечно, это дополнительное время к общению на классных часах, совместных мероприятиях и т.д. Эти минуты общения как взрыв, как выстрел на злободневную, волнующую ребят и классного руководителя тему. Ограничение во времени не оставляет шансов на неподготовленный экспромт. Формой донесения информации я выбрала агитбригаду. Человечество придумало множество форм пропаганды и агитации. Одной из таких форм является «агитбригада» - своего рода «живая газета». Агитбригада – действенная форма. Она близка и понятна каждому, потому что в ней есть доступность, творческое выражение. Помогает она и в повышении эффективности профилактической работы употребления ПАВ и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Задачей ребят на выступлении является то, что за короткий промежуток времени нужно донести необходимую информацию. Это удобно сделать, если эту информацию зарифмовать. Поэтому, в предложенных сценариях используется зарифмованная и наглядная информация. Цикл выступлений агитбригад на «минутах общения»: «Я сверстникам хочу кричать, что алкоголь, наркотики на жизнь нельзя менять….» приурочен к Всемирному Дню здоровья. Тематика выступлений, предлагаемая в этой работе ориентирована на обучающихся 8-9 классов. Темы, предложенные в работе, посвящены вопросам алкоголизма и наркомании: 1. Не прячься за спины других.. Все зависит от решений твоих… 2. Нет наркотикам- всегда!!! 3. Болезней убийственных массу плодит, Себя он губит, обществу вредит… 4. Это слово «алкоголь» - причиняет зло и боль. 5. Счастливым можно быть и без причины, Кого б прицепом вырвать из пучины?! 6. И срок печали - явно не на час.… Когда огонь в родном окне угас…… Авторская разработка предлагает эффективный вариант организации профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков, так как может использоваться учителями различных дисциплин, классными руководителями, социальными педагогами и психологами, не требует больших временных затрат, используемый материал интересен и эмоционально действенен. По итогам проведенной работы было проведено анкетирование обучающихся, для которых проводились мероприятия цикла. Из ответов ребят понятно, что выбранная форма пропаганды формирования основ культуры здоровья у подрастающего поколения побуждает детей и подростков к активной жизненной позиции неприятия употребления ПАВ и осознанному выбору здорового образа жизни. Сценарий№1 «Не прячься за спины других.. Все зависит от решений твоих…» Учитель: За последнее десятилетие мы переживаем не только дикий рост алкоголизма, но и наркомании. В восемь раз увеличилось число взрослых наркоманов, в 18 раз – наркоманов-подростков, в 24,3 раза – детей-наркоманов. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Миллионов! Речь идет о наркопорабощении России. От продажи наркотиков мафия получает прибыль в тысячу процентов. На доходы от наркобизнеса открываются тысячи магазинов, рынков, ресторанов, кафе, где «отмываются» преступные деньги. 500-800 миллиардов долларов, по оценке Интерпола, ежегодный мировой оборот наркобизнеса. Выходят обучающиеся с табличками, на которых представлена информация: Учащийся1 Пробил час деяний и свершений, Друг! Не прячься за спины других.. Все зависит от твоих решений, А не от намерений благих. Учащийся2 Пробудись! Твоей Отчизне больно! Не война, не новая орда - Смрад распространяя алкогольный, Исподволь нагрянула беда. Учащийся3 Эту боль осмыслить должен каждый, Выстрадать и в сердце и в душе: Миллионы гибнущих сограждан, Миллионы павшие уже… Учащийся4 Замысел коварен, подл и меток. Как Мамай прошелся по Руси… Миллионы не рожденных деток Молят из грядущего: «Спаси!…» Учащийся5 Время вспомнить Господа заветы! Не впадая вновь в самообман, Наложи решительное «вето» На наркотик вражий, на дурман! Все вместе Пробил час деяний и свершений, Друг! Не прячься за спины других. Жизнь зависит от твоих решений, А не от намерений благих. Используемая литература и ресурсы: 1. www.russlav.ru/stat/pravdaalkogolya.html 2. Стихи неизвестного автора Сценарий№2 «Нет наркотикам- всегда!!!» Учитель: С каждым годом наркоманы в России все моложе, уже треть из них - несовершеннолетние, остальные - до 35 лет, и максимум два процента – среднего возраста. Из каждых пяти подростков, поступающих в детскую Филатовскую больницу столицы, один ребенок – алкоголик, один – наркоман, два – токсикомана. Только один ребенок из каждых пяти – нормальный. Трое из каждых пяти, заметьте, - наркоманы! Речь идет об обычной, не специализированной на наркомании, больнице. Далее учащиеся инсценируют Врач: «В активном приобщении детей и подростков к психоактивным веществам определяющую роль, безусловно, играет недостаточность личностных защитных механизмов: незрелость волевых, интеллектуальных, эмоциональных систем…». А в это время: Мисс статистика: многочисленные телевизионные программы, компьютерные игры, киноиндустрия, шоу-бизнес, множащиеся «хеллоуины» и «праздники пива» праздники стадионов и площадей, включая уже и Красную площадь, - шестеренка гигантского наркотического механизма. Именно здесь, на грандиозных тусовках-концертах идет массовый сбыт наркотиков, приобщение к наркотикам легионов новичков. Учитель: 70 процентов учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга познакомились с наркотиками в школах и местах массового развлечения молодежи. А ведь каждый из наркоманов непременно пристрастит к зелью не одного своего друга. Врач: В сутки наркоману требуется 1-2 чека (чек - доза в 0,1 грамма), в месяц наркоману нужно никак не меньше 500 долларов. Где взять? Один из путей – «подсадить» 10-15 друзей, и, обеспечивая их, отсыпать по чуть-чуть себе. Но ведь и тем скоро понадобятся «клиенты». Так возникают пирамиды сбыта. А в это время: Мисс статистика: Расплодившиеся по стране клиники день и ночь неустанно, назойливо вкрадчивым, успокоительным тоном вещают с экрана телевизора: «Наркомания – это болезнь, и она излечима. Приходите к нам. У нас прекрасные условия». Ну и почему бы не попробовать «словить» кайф, - рассуждает молодняк. - Если что - вылечусь. Врач: «Наркомания – это болезнь, и она неизлечима» Учитель: Не берите дети в руки, уясняя наперед Ничего, что незнакомец вам на улице дает! Много знаем мы примеров, как примерный ученик Съел с наркотиком конфету и немедленно привык. Под покровом ночи темной у родителей своих. Воровать он стал заначки, перепрятывая их. По своей, не божьей воле он надел беды венец, Но не знал, что наркоманам быстрый настает конец. Врач: Мальчик был умнее многих, он надежды подавал Как ни странно, но заложником лжедружбы стал Если друг, попробуй это- все, что помнил он потом Дальше кто-то назовет дурманом, называл он это «сном» Как-то вышел из квартиры поискать второе "я". А вокруг уже не город, под ногами не Земля.. Светофоры на бульваре приглашали в мир чудес А потом все как обычно- визг машины и конец… Мисс статистика: Ничего не сделал мальчик, ничего он не успел. Винт нахлынул, и отхлынул, и оставил не у дел. В дом, к родным пришла беда. Никогда не ешь наркотик. Нет наркотикам- всегда!!! Используемая литература и ресурсы: 1. www.russlav.ru/stat/pravdaalkogolya.html 2. Стихи неизвестного автора 3. Стихи Кочергиной Л.Л. Сценарий№3 «Болезней убийственных массу плодит , Себя он губит, обществу вредит…» Пред классом выходят 3 рэпера 1 рэпер Профессиональная болезнь наркоманов - гепатит В и С. Риск гибели от последствий хронического гепатита составляет 15-50%.При развитии цирроза печени до 50% больных хроническими гепатитами В и С погибает в течение 5 лет. 2 рэпер Недавно врачи выявили новый вирус у наркоманов – гепатит «дельта», по своим проявлениям очень близко стоящий к вирусу СПИДА, так же, как и СПИД, заразен и практически неизлечим. 3 рэпер СПИД - еще одна напасть, прогрессирующая бешенными темпами. Реальное число ВИЧ-инфицированных в России достигло миллиона и продолжает нарастать ужасающими темпами в молодежной среде. «Ожидаемое число ВИЧ-инфицированных в России к 2011-му году достигнет 5-8 миллионов человек или 6-10 процентов взрослого населения, а в стране не существует специализированных научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих проблему ВИЧ/СПИД», - особо отмечалось в постановлении XIV сессии общего собрания Российской академии медицинских наук. Совместное прочтение В хмельном угаре не видя, кто прав, кто виноват. После ножей везёт скорая тела молодых ребят. Как исчезают ценности, видики, магнитофоны, Все сбережения отца, лики святых, иконы, Даря родителям инфаркт, родным и близким шок. И это, чтобы вжалить в вену смертельный порошок. Я рад за вас, так держать, пейте вино и виски. Всё, что из этого получите - горсть земли от близких. Неужели это нужно, встаньте и скажите. Неужели своей жизнью вы не дорожите, Неужели вам охота по венам дурь гонять, Чтоб потом упасть и никогда не встать. За все бестактные поступки, массив разврата и гудёж. Безропотно кричим и обвиняем молодёжь. Хватит виснуть по подъездам, отсыпаться на диване. Всё что нас всех губит, создали мы сами. И всё что ты сейчас услышал, я говорил тебе: «Не навреди другими самому себе». Во время чтения рэпа в руках держат плакаты с афоризмами: Используемая литература и ресурсы: 1. www.russlav.ru/stat/pravdaalkogolya.html 2. Стихи неизвестного автора 3. Стихи Кочергиной Л.Л. Сценарий№4 «Это слово «алкоголь» - причиняет зло и боль». Участник1 В мире 41 страна, где алкогольная проблема полностью решена, там действует «сухой закон» и 40 стран, где производство и продажа алкоголя так зажата государством, что там тоже борются весьма эффективно с данной проблемой. И того получается, что в мире имеется 81 (2/3 населения земного шара) страна, где проблема алкоголизма и пьянства так или иначе решена. А вот оставшиеся 1/3 населения земного шара «пьяная», это как раз те страны, где господствует теория культурного, умеренного потребления алкоголя. И вот последние полвека наша страна входит в эту 1/3. Участник2 Согласно данным статистики от алкоголя ежегодно умирает 750 тысяч, от табака – 400 тысяч, от наркотиков – 40 тысяч, от самоубийств – 40 тысяч человек в год. Для сравнения: в Афганистане за 10 лет войны погибло 15 тысяч человек. По продолжительности жизни Россия занимает 161 место! Но самое страшное заключается не в этих цифрах, а в прогрессирующем разрушении физического и психического здоровья наших последующих поколений. Причем более 90% больных детей рождается у так называемых культурно пьющих родителей. Участник3 Двадцатый век. Сороковые. Подставив раненую грудь, Непокоренная Россия Фашисту заступает путь. И, утеряв рассудок здравый, Предчувствует конец палач. А под его пятой кровавой - Расстрелы, пытки, детский плач. …На трупах трупы, в небо глядя, И вдруг у ямы на краю: «Не убивайте меня, дядя, А я вам песенку спою». Дрожа и заикаясь, прямо Из груды неостывших тел Ребенок над сестрой и мамой Зверью про зайчика запел. Участник4 …Восьмидесятые. Народы страну прославили трудом, Но все полнее с каждым годом Не детским горем детский дом. За что мальцу в четыре года, Дают за совесть, не за страх, Беду великого народа Нести на тоненьких плечах?! Проснувшись, плачет он ночами И - рвется пониманья нить - Не отдавайте меня маме, Мне страшно, мама будет бить… Очнитесь, люди: плачут дети… …Скажи, великий мой народ, За тех сирот фашист в ответе, А кто за нынешних сирот? Участник1 Снять напряжение порой Вещают нам, что помогает алкоголь. Но чаще все-таки друг мой, Он причиняет зло и боль! Используемая литература и ресурсы: 1. www.russlav.ru/stat/pravdaalkogolya.html 2. Стихи В. Лебедева о вреде алкоголя 3. Стихи Кочергиной Л.Л. Сценарий№5 «Счастливым можно быть и без причины, Кого б прицепом вырвать из пучины?!» Участник1 Влияние алкоголя на организм человека не требуют особых доказательств. Врачи уже давно установили, что у каждого четвертого употребляющего алкоголь имеются нарушения функций внутренних органов, но у всех они выражены по-разному в силу общего состояния здоровья человека. Алкоголь влияет на все органы человека, но все же больше всего на головной мозг, сердечнососудистую систему, пищеварительную. Если у человека изначально была поражена одна из систем, алкоголь окажет на нее большее отрицательное влияние. (показываются фотографии) Виновата в этом, стопка, что была на посошок, Отключилась снова кнопка, люди испытали шок! Участник2 Алкоголь заходит в тело, легким взмахом, для души. А на утро, хуком с лева, в печень бьёт, до тошноты…. Влияние алкоголя на печень Печень, как и головной мозг, страдает в первую очередь, практически у каждого пьющего врачи отмечают те или иные отклонения. Тяжесть поражения печени зависит от длительности употребления алкоголя Исходя из современных представлениях о поражении печени при алкоголизме, выделяют 3 нарастающие по тяжести формы патологии: жировая дистрофия, гепатит и цирроз. Чем больше человек пьет, тем быстрее эти формы сменяют друг друга и все заканчивается циррозом печени и смертью. Участник1 Алкогольная жировая дистрофия печени: самая распространенная форма поражения печени при начальном алкоголизме. Больные алкоголизмом чаще всего жалуются на плохое самочувствие, слабость, тяжесть в области печени особенно при приеме алкоголя («ливер потряхивает»), иногда печень болезненна при пальпации и поколачивании. Лабораторные данные на этом этапе чуть отклонены от нормы. Если на этом этапе человек бросает пить, то через несколько месяцев лабораторные показатели возвращаются к норме. Показывается фотография «Влияние алкоголя на печень, жировая дистрофия печени» Участник2 Алкогольный гепатит, как правило хронический и бывает двух форм: стабильный и прогрессирующий. Для алкогольного гепатита характерны те же симптомы, что и при алкогольной дистрофии печени, однако если на этом этапе человек бросает пить, то у него все же остаются до конца жизни изменения в гепатоцитах (клетках печени), остаточные явления не проходят. Печень увеличена и выступает из под края реберной дуги, при пальпации и поколачивании резко болезненна. Больной худеет у него плохой аппетит, наблюдается желтизна глаз. Лабораторные показатели, как правило изменены уже значительно. Прогрессирующая форма алкогольного гепатита, как правило переходит в цирроз. Показывается фотография «Влияние алкоголя на печень, цирроз печени» Участник1 Алкогольный цирроз печени. Алкоголик очень худой, ослаблен, апатичен, тошнота, рвота. Печень резко увеличена и болезненна. Переход цирроза из компенсированной в декомпенсированную стадию и заканчивается смертью. Показывается фотография «Влияние алкоголя на печень, цирроз печени» Участник3 Притушив пожар похмельный, сердце начинает жить, Воскресив запой недельный, скажешь - нет, не может быть! Влияние алкоголя на сердечнососудистую систему весьма многообразно. Для алкоголиков характерны такие заболевания как гипертоническая болезнь сердца, ишемическая болезнь сердца и кардиомиопатии. Свое токсическое влияние алкоголь оказывает непосредственно на ткани сердца и сосудов. Под влиянием алкоголя нарушается метаболизм ткани сердца. У алкоголика повышен пульс, возникает чувство нехватки воздуха при физической нагрузке, отмечаются выраженные изменения на ЭКГ. Участник4 Параллельное сознанье, крутит кадры как в кино, Жуткие воспоминанья выдаёт тебе оно. Влияние алкоголя на центральную нервную систему Алкогольная энцефалопатия – относится к группе психозов, при которых сочетаются психические нарушения с соматическими и неврологическими расстройствами. Алкогольная энцефалопатия развивается (у людей принимающих регулярно алкоголь через 5 лет, а у женщин через 3 года. Заболевание начинается с нарушения психических функций со скудными, отрывочными однообразными и статичными зрительными галлюцинациями и иллюзиями. Участник1 Проповедуют русский обычай, Ложь вливая нам в мозг через уши, И становятся легкой добычей Неокрепшие детские души. (стихи о вреде алкоголя) Используемая литература и ресурсы: 1. www.russlav.ru/stat/pravdaalkogolya.html 2. Стихи Н.Абрамова о вреде алкоголя 3. Стихи Кочергиной Л.Л. Сценарий№5 «И срок печали - явно не на час.… Когда огонь в родном окне угас……» на доске фотографии «Отец и сын» Сын Не знаю, кто меня поймет, Что водка - это тот же яд, И кто мне даст совет - об этом знаю я… Что делать, если папа пьет, не зря соседи говорят: А мне двенадцать лет? «Несчастная семья!» Отец «Слышь, Федя, где рюкзак колхозный ? Возьмем картошку в гараже. Пойдем, сынок, пока не поздно, А то 9-й час уже. Декабрь - опять аврал у мамы, Две смены с ночи до утра… Поужинаем нынче сами. Да не копайся ты - пора!» Он долго рассуждал дорогой О том, чем кормится семья: Не магазином, слава Богу, И что картошка есть своя. Придя в гараж, отец машину Погладил ласково рукой. Подумал, повернулся к сыну И говорит ему: «Постой, Я кое-что придумал, Федя, Ты здесь побудь пока внутри… Я прогуляюсь до соседа, А ты картошки набери. Поговорю насчет резины… Дверь я запру…» И он ушел К соседу - мимо магазина. Чтоб было, с чем присесть за стол. … Проснулся дома на рассвете. В прихожей свет, разбит трельяж… Все тихо! Сына дома нету! И вдруг, как обухом: «Гараж!…» Не помня как, полуодетый, Добрался он до гаража. Хрипел, как зверь: «Сыночек, где ты?!» Стуча зубами и дрожа. От ужаса землисто-серый. Ключом нащупал щель замка… Не глядя, как к железной двери Примерзла голая рука, Рванул… Пронзителен и тонок Замерших петель ржавый стон… И в ледяных слезах ребенок Упал со стуком на бетон… Сын Не знаю, кто меня поймет, Что водка - это тот же яд, И кто мне даст совет - Об этом знаю я. Что делать, если папа пьет, Не зря соседи говорят: А мне двенадцать лет? «Несчастная семья!» Используемая литература и ресурсы: 1. www.russlav.ru/stat/pravdaalkogolya.html 2. В. Лебедев. “Гараж” Стих на реальных событиях, случилось сие в Новосибирске…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«что я знаю об этикете?»
Цель: познакомить с большой и важной частью общечеловеческой культуры, правилами выработанными на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Оформление доски:
Глоссарий:
Определение термина «этикет»
Этикет м. франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. -тный, к сему относящ. -ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.
/ В. Даль /
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.
/ Большая советская энциклопедия /
Ход классного часа
Вопрос классу: А вы знаете происхождение слова «этикет»?
Выслушав ответы, слово предоставляется учащемуся с заранее приготовленной информацией.
Ученик:
Историческая справка
Происхождение слова «этикет»
Слово этикет - французского происхождения. Etiquette в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.
Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что - не принятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, определяемая особыми условиями их исторического развития. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, - унизить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов Новой Гвинеи как раз наоборот. Поделиться таким образом своей едой считается у них высшим проявлением дружеских чувств. Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет намека.
Действительно, этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека, и нарушение этикета вызывает те или иные санкции. Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления и кончая штрафом за нарушение общественного порядка.
Значение «этикета»
Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Вопрос классу: А вы знаете где зародился «этикет»?
Выслушав ответы, слово предоставляется учащемуся с заранее приготовленной информацией.
Ученик:
Историческая справка
Где зарождался этикет
Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии госодствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.
Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.
Вопрос классу: В чём на ваш взгляд заключается практическое значение этикета?
Выслушав ответы, слово предоставляется учащемуся с заранее приготовленной информацией.
Ученик:
Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.
Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.
Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Слово учителя:
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми .Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет - слово французского происхождения ,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней . В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Класс делится на 4 группы и каждая из них получает задание.
Задание: прочитать предложенные памятки, довести информацию до класса и ответить на вопрос – каковы причины выработки обществом этих правил?
Памятка№1
Этикет юмора и смеха
- Веселый собеседник весьма приятен в обществе, и для хозяев дома он всегда желанный и приятный гость. Но шутить нужно умеючи. В обществе позволительна шутка с тонким смыслом и юмором, никого из присутствующих не оскорбляющая, деликатная, сказанная кстати и то лишь между людьми, умеющими отличить шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважения к их личности и очень легко могут рассердиться.
- Со старшими неприлично позволять себе шутки, так как это равняется нарушению должного к ним почтения и уважения. Так же и лица, поставленные выше, не должны позволять себе шуток со своими подчиненными; это было бы не великодушно с их стороны. Не следует позволять себе издеваться или насмехаться над другими. Такие лица не пользуются симпатиями в обществе; злого насмешника избегают, его даже боятся, и в собственных насмешках он обнаруживает свое скудоумие и недостаток воспитания. Как легкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка доказывает противоположное и нетерпима в порядочном обществе.
Памятка№2
Мобильный этикет
Правила мобильного этикета
- Мы не пользуемся телефоном в самолетах, медицинских учреждениях и везде, где видим сигнал «Пожалуйста, отключите телефон».
- Управляя автомобилем, мы стараемся не отвлекаться на звонки, что делает дорогу безопаснее.
- В театрах, музеях, на выставках мы наслаждаемся впечатлениями, а наш телефон не нарушает тишину внезапным сигналом вызова.
- Нам не сложно установить минимальную громкость звонка там, где мы отдыхаем вместе с другими людьми – например, в ресторане или кафе.
- Мы выбираем рингтоны, которые приятны нам и в то же время не тревожат окружающих.
- Пользоваться чужим телефоном или сообщать его номер без разрешения владельца – не в наших правилах.
Правила выработаны представителями компании BEE LINE
Памятка №3
Этикет в общественных местах, на улице
Будь вежлив с окружающими или прохожими. Не забудь извиниться, если причинил другому беспокойство или неудобство.
Не смотри пристально на окружающих. Не показывай пальцем на людей или предметы.
Не оборачивайся и не смотри вслед прошедшим людям. Не ешь, идя по улице.
В театре, проходя между рядами, иди спиной к сцене.
В кино, войдя в зал, не забудь снять головной убор. Мужчина должен снять шляпу в фойе.
Путешествуя за границей, не забывай, что по твоему поведению судят о нравах твоей страны. Соблюдай правила и обычаи страны, где находишься.
В купе следует вести себя корректно. Неприлично класть ноги на противоположное сиденье, курить, слишком громко разговаривать, веселиться, петь, свистеть и т.д.
Представляться спутникам, с которыми едете в одном купе, не обязательно. Однако при входе в купе нужно поздороваться, а при уходе попрощаться.
За рулем автомобиля помни не только о правилах движения, не забывай об удобствах и спокойствии других водителей и пешеходов. Не сигналь, если в этом нет необходимости. Проезжая по мокрой, грязной улице, не забывай, что твоя машина может забрызгать грязью пешеходов и другие машины.
При пользовании общественными средствами транспорта не следует толкаться, нарушать очередь. При этом правила хорошего тона рекомендуют пропустить вперед себя пожилых людей, женщин, матерей с детьми, больных и инвалидов. Молодые люди должны уступать место женщинам и пожилым.
Сорить, бросать на пол использованные билеты, бумажки и другой мусор неприлично.
Памятка №4
Памятка №4
Этикет - внешний вид и привычки
- Не забывай постоянно заботиться о своем внешнем виде, опрятности и чистоте.
- Не пренебрегай деталями своего туалета. Однако заниматься этим можно только дома или в местах, где нет посторонних.
- Никогда не следует причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм и т.д. на приеме, в гостях, в общественных местах или на улице.
- Не носи одежды ярких цветов или слишком пестрых узоров. Выбирай спокойные тона и фасоны, которые более всего тебе подходят.
- Не носи драгоценностей только как украшения. Можно носить булавку для галстука, цепочку для часов, брошь, заколку и пр., потому что эти вещи полезны, но чем они проще, тем лучше. Женщины особенно должны быть внимательны к своим украшениям.
- Не клади в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы. Не выходи на улицу в нечищеной обуви. Не носи мятый костюм, не выглаженную рубашку, галстук.
- Не носи шляпу натянутой на глаза или сдвинутой за затылок.
- Следи за своей походкой. Не ходи вразвалку. Ходить следует твердо, прямо, не сгибаясь и с достоинством.
- Не жестикулируй без необходимости. Всегда держи под контролем свои руки. Не клади руки в карманы.
- Не носи пижаму, халат или домашние туфли нигде, кроме спальни или ванной комнаты.
- Не насвистывай на улице и в других общественных местах.
- Не смейся слишком громко. Не кури, если это неприятно другим. Никогда не забывай, что на твой внешний вид и на твои манеры обращают внимание окружающие.
Работа в группах, обсуждение и ответы на вопрос.
Список использованной литературы и источников: