Литературно-музыкальная композиция "День матери-казачки"

Литературно-музыкальная композиция "День матери-казачки"

Пояснительная записка

Одним из ключевых компонентов казачьей культуры является традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, православия, служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности. Эта особенность позволяет ей органично интегрировать традиционную православную и современную светскую педагогику, теорию и практику, обучение, воспитание, социализацию и реальную жизнь в формах личностно и общественно значимой, педагогически организованной деятельности православных казаков.
Основные идеи воспитательных мероприятий, проводимых для казаков в лицее:
 воспитание детей и молодежи на идеалах и ценностях православной казачьей культуры;
 воспитание свободного человека в традициях казачьего соборного народовластия;
 воспитание в духе патриотизма, готовности к служению Отечеству, казакам, другим людям по казачьему долгу и христианской любви.
Цель духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в лицее – высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.
На основе ряда мероприятий, классных часов происходит духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация православных казаков, нацеленное на решение задач:
в сфере личностного развития,
в сфере семейных отношений,
в сфере общественных отношений.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Концепция развития лицея ориентирована на решение задач, обозначенных в стратегии модернизации образования Российской Федерации.
Ценности, на которых основана воспитательная работа:
• осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
• уважение исторического прошлого своего народа, знание, сохранение и приумножение его культуры и традиций;
• доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников лицея;
• стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
• атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей.
Проводимая работа способствует формированию активной гражданской позиции, выбору выпускниками лицея профессий, связанных со служением Родине.

Литературно-музыкальная композиция «День матери-казачки»

Место проведения: актовый зал

Возрастная категория: 10-13 лет
Цель:
В сфере личностного развития:
- формирование патриотизма, любви к России, казачеству, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России и казачества;
- формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;
- развитие способности к совершенствованию социальных отношений во благо человека, своей семьи, казачества, общества, многонационального и многоконфессионального народа России.

В сфере семейных отношений:
- осознание семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина, духовной связи поколений;
- понимание значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;
- понимание и поддержание православных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.

В сфере общественных отношений:

- становление и развитие ответственных, социально-активных граждан России, приверженных православному соборному единству, казачьему братству, способных к продуктивному взаимодействию с согражданами для решения общенациональных задач;
- готовность к военной службе, защите Отечества, формирование сознательного отношения к военной службе как священному долгу казака и почетной обязанности гражданина России;
- законопослушность, формирование сознательной, активной позиции и готовности к поддержанию законности и правопорядка.

Ход мероприятия

Ведущий. Мы живем на Кавказе, где тема казачества тесно переплетается с традициями и обычаями соседствующих народов.
Чтец. По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково – «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
Ведущий. 4 Декабря мы празднуем день казачки. Казачки – это наши мамы, наши сестры, дочери внучки – все те, кто сохранил в своей душе и передает другим, гордое казачье звание.
Чтец. Казачка, казачка – желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть доля казачья бывает суровой,
Но слава не меркнет в мелькании лет.
Ведущий. Есть в истории русского народа события, значение которых выходят за рамки своего времени. Множество великих испытаний выпало на долю русского народа, казаков, а еще больше русской казачки.
Ведущий. Казаки далекие потомки первого человека; они знали; что «не хорошо человеку быть одному» и умели ценить своих Казачек, друзей и помощниц в трудах и во всех делах праведных и греховных. Они никогда не сомневались, что их жены — «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего рода.
Ведущий. Женщина в казачьей семье свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия.
Ведущий. Века постоянных боевых тревог выработали в Казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом Умела. встать с оружием в на защиту своих детей, куреней, станиц.
И несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
Ведущий. Много страданий пришлось на долю матерей и жен.
Ведущий. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:
Разыгрывание сказа
Автор. «Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда Казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павший неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах. Однажды, спустилась на землю. Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой.
Пречистая Мати - Ах, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
- Как же они попали сюда? — воскликнула Она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли Казаки и передали для меня.
Сын - Нет, .Матушка, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Автор. Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».

Ведущий. День Казачки-матери праздновался 21 ноября каждого года.
Ведущий. История праздника дня казачки уходит своими корнями в далекий 1774 год. Во время русско-турецкой войны, многочисленный отряд противника, перейдя Терек, напал на станицу Наурскую. Строевые казаки находились в походе и на защиту малой родины встали женщины, старики и дети. Спустя четыре года история повторилась в станице Марьинской. И снова казачки отстояли свои семьи и свою землю.
Чтец. Сквозь черные дымы станиц разоренных
Походным порядком с мужьями ушли,
В сердцах, с малолетства любовью зажженных,
Святую любовь, как алмаз, пронесли.
Ведущий. В обороне Азова от турок и татар в 1641 году героически сражались более 800 женщин-казачек. Большинство их пало в боях.
Ведущий. Поэт – казак Пётр Поляков посвятил казачке свои стихи:

Чтец. Отче наш… звенят слова молитвы…
Трупы турок покрывают вал…
Ты в Азове не боялась битвы
И в руке дымился самопал.
Веря свято Покрову Пречистой,
Ты за мужем на валы пошла,
И, шипя по склонам травянистым,
Полилась кипящая смола.
…Сколько слёз твои пролили очи,
сколько болей затаила грудь…
Отче наш…В грядущей страшной ночи
Освети ей, мученице, путь.
Ведущий. Имя этой - кубанской колхозницы известно всему миру. Её материнский подвиг - в ореоле славы и бессмертия. Приравняв ее подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Федоровну Степанову боевым орденом.
Чтец. "Казачка, казачка" - желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть доля казачья бывает суровой,
Но слава не меркнет в мелькании лет.
Великая слава сияла в Азове,
Где жены-казачки дрались на стенах.
Любимые лица лишь были суровей,
В крови и огне незаметен был страх.
Тяжелые годы войны и лишений
Казачки несли на усталых плечах.
Их мысли летели стадами оленей
О них, ненаглядных своих казаках,
Сквозь черные дымы станиц разоренных
Походным порядком с мужьями ушли,
В сердцах, с малолетства любовью
зажженных,
Святую любовь, как алмаз, пронесли,
Они в зарубежье все те же и те же.
Наследье далеких прабабкиных лет
Их души ласкает, волнует и нежит,
Дает им в сомненьях достойный ответ.
Спасибо Вам, Нины, Евгении, Веры,
Храните с молитвой отеческий дом.
Спасибо за все и за то, дорогие,
Что муж остается на век казаком.
Ведущий. Отрывок из письма, написанного Сашей, последним сыном Епистинии Фёдоровны. Чувствуя состояние матери, он писал ей с фронта:
Голос за сценой
"Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, вам нужно гордиться тем, что столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают страну. Скоро, мама, мы возвратимся с победой!"

На сцену вызывается 7 казаков, им даются вопросы:

1.Почему «День матери-казачки» отмечался казаками 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы?
2.В каком городе находится мемориальный музей имени семьи Степановых? (г.Тимашевске)
3.Имя этой семьи вошло в историю России, все сыновья не вернулись с войны. Сколько их пало на полях боя? 9 сыновей.
4.Назовите имя сына Епистинии Фёдоровны Степановой, который в 20 лет командовал ротой, погиб в бою и ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза (Александр)
5. Что за образ изображен на гербе Тимашевского района? (образ матери)
6.В каком хуторе жила Епистиния Фёдоровна Степанова? ( 1 мая)
7. Этой женщиной была подписана «жалованная грамота» Черноморскому казачьему войску. Назовите её имя. (Екатерина II(1774)

Ведущий. Милые женщины – казачки. Сколько бы нам ни было лет 7 или 37, нам всегда будет нужна мама, ее забота, ласка и внимание. Вы всегда нужны нам и без вас мужчинам очень трудно, спасибо, что вы всегда рядом.

Песня о маме, вручение цветов.