Сплочение детского коллектива.

Чужинова Любовь Павловна

Сплочение детского коллектива.

А с чего начинать? С детской организации в классе. И  вот в руки попался журнал «Классный руководитель» № 4 1988 г. В нём я нашла ответ на свой вопрос – взять за основу жизнедеятельности моих младших школьников  персонажей из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и  его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon splochenie_klassnogo_kollektiva.doc878.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Классный руководитель –

         самый многодетный родитель.

Учитель без классного руководства  -

 сирота наоборот».

                                В. А. Караковский

Сплочение детского коллектива.

Опыт работы учителя начальных классов Чужиновой Любови Павловны

____________________________________________________________________________________________

В чудетство откроешь окошки  –

Счастливень стучит по дорожке,

Цветёт васелютик у речки,

И звонко поют соловечки,

И где – то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом …

      Мы с ними в чудетсво скорее войдём …

Спешит тропинка под самым окном,

Зовёт нас   глядеть – заглядеться:

Что там за окошком?

Чу! … Детство!

        Вы улыбнулись? Вы поняли? Тогда то, о чём я хочу  с вами поделиться, будет интересно  и  увлекательно!

Вот уже более двух десятков лет окунаюсь в нелёгкую жизнь классного руководителя младших школьников. За эти  годы я поняла, что ребят надо не только учить писать, читать и  считать, но и  формировать у них такие качества личности, как самостоятельность, дисциплинирован-ность, ответственность, осознание себя в коллективе. Но как это реализовать? Ведь опоры на октябрятские звёздочки, на пионеров – героев давно нет. На кого равняться? А чем хуже мои ученики? Почему не сделать так, чтобы они стали примером для своих сверстников (не каждый в отдельности, а как единый коллектив)?

А с чего начинать? С детской организации в классе. И  вот в руки попался журнал «Классный руководитель» № 4 1988 г. В нём я нашла ответ на свой вопрос – взять за основу жизнедеятельности моих младших школьников  персонажей из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и  его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе». У меня была уверенность, что персонажи  этих сказок, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными  видами деятельности, с творчеством и  моим  педагогическим опытом помогут ребятам  в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в накоплении опыта самодеятельности, самоорганизации.

Возникла идея  возродить детское движение – октябрятскую группу и  пионерский отряд, используя и  применяя только лучшие традиции прошлого опыта работы с детьми, внести элементы новизны. За основу взяла    программу – максимум воспитательной работы, которую назвала «Радуга – дуга». Цель - воспитание творческой личности через коллективную деятельность.

Наметила пункты работы, задачи:

  1. Заинтересовать ребят общим делом.
  2. Сформировать микрогруппы (первое время по интересам, позднее – делила на группы список класса).
  3. Способствовать раскрытию интересов и  возможностей каждого ребёнка, предоставить возможности самореализации.
  4. Составить воспитательную программу сплочения детского коллектива, учитывая возрастные особенности  1- 2 классов, 3 – 4 классов.

Между вторым  и  третьим классами  происходит качественный скачок в развитии учащихся. Поэтому свою Программу разбила на две части.

Первой  частью программы стала организация «Солнечного города» для 1 – 2 классов. Дети познакомились с его гимном, законами  «жителей» города, выбором поручений в «городскую Думу».

Организацию        жизни класса построила  по такой схеме:

г. Солнечный

Заместители

Мэр

Дума

Торопышки  

Тюбики  

Знайки

Медуницы  

и  

Пилюлькины

Синеглазки

и  

Кнопочки

Винтики  

и  

Шпунтики

Цветоводы

Синоптики  

Гусли  

и  

Цветики

Коротышки  -

Малыши  и  малышки

Адрес:

бульвар

Васильков

улица

Колокольчиков

аллея

Ромашек

Каждый житель города входит  в состав «городской Думы». У членов Думы свои  поручения и  задачи:

                                   Знайки:

Нет в мире любопытных коротышек!

Об этом  знают в городе малышки.  

Всё видеть, слышать Знайка должен первым.

Науке, книгам  служит верно!                

  1. Следят за подготовкой к уроку, помогают  учителю в проверке дневников, прикрепляются к слабым  учащимся.

                                           Медуницы и  Пилюлькины:

Все рецепты Медуницы

Не такие, как  в больнице.

Знает свой она состав

Из кореньев и  из трав.

  1. Это те ребята, которые очень заботятся о своём  здоровье  и  здоровье своих друзей.

                                              Торопышки:

Он первый чемпион по спорту!

Он, чуть заря, и  к  теннисному корту.

Зовёт друзей своих он на зарядку:

«А, ну – ка, стройся! Рассчитайся по порядку!»

  1. Проводят физминутки, раздают и  собирают спортивный инвентарь для игр на переменах, разучивают подви жные и гры.

                Винтики  и  Шпунтики :

У Винтиков и  Шпунтиков – золотые руки!

Коротышкам  этим вовсе не до скуки.

Пилят, точат, клеят, шьют –

Замечательно живут!

                Гусли  и Цветики:

Им день без творчества нельзя прожить.

Стихи и музыка – какая радость в этом:

И не приходится друзьям  тужить,

Как хорошо быть музыкантом и поэтом!

  1. Помогают  проводить мероприятия, классные часы.

                                        Тюбики:

Без них был серым этот мир.

Художник Тюбик – наш кумир!

Ты в руки  кисточку берёшь –

В мир  удивительный зовёшь!

  1. Проводят опросы, анкетирование среди  одноклассников, готовят  выпуск газет.

                Синеглазки и  Кнопочки: 

Подружки – Кнопочки и  Синеглазки.

Любители  читать рассказы, сказки.

Всегда на выставках, в кино

И  не пропустят ничего!

  1. Следят  за порядком  в классной библиотечке, заводят абонементные книжки на каждого ученика, следят  за состоянием  учебников.

                Синоптик:

У природы нет плохой погоды.

Всякая погода – благодать!

Дождь идёт или  стужа,

Наш синоптик делу служит!

  1. Следят за сезонными  изменениями погоды, отмечают

это в дневнике наблюдений.

                                        Цветоводы:

Поливать цветочки – вот моя забота.

    Очень мне нравится эта работа.

    Будет уютно в классе у нас.              

     Зелень растений приятна для глаз.     

  1. Ухаживают  за растениями  в классе.

Всю эту работу направляет  и  контролирует «администрация» города -   мэр и  его заместители.

В классном уголке помещены правила Коротышек, с которыми  ребята познакомились на классном часе:

  1. С  научной кто не дружит  книжкой

Быть не достоин  коротышкой!

Все в нашем  городе Цветочном

Должны стремиться к знаньям  прочным!

  1. Будем  к чистоте стремиться,

Чтоб нигде не осрамиться.

Доски, ручки, книжки, карты

Очень чисты, аккуратны!

  1. Малышек будем  уважать,

Как можно меньше обижать.

А если дёрнем за косичку,

Тому виной во всём  - привычки!

  1. Сила каждому нужна

Для учёбы и  труда,

Будем есть творог, омлет

И  компотик на  обед!

  1. Эти  правила нужны,

Эти  правила  важны.

Только выполняя их,

Будешь выглядеть на завтра

Даже лучше космонавта!

При  организации  школы актива я пользуюсь таким приёмом, как включение учителя в поручение на один день. Учитель как бы выполняет  поручение старшего и в то же время показывает детям образец  выпол-нения  какого – либо дела, выход из трудной (конфликтной) ситуации.

Было решено закупить визитные карточки для каждого поручения – бейджики. Впоследствии, бейджик оказался  очень удобной вещью – прочный, бросается в глаза своей  оригинальностью и  важностью, а самое главное -  красивая надпись говорит  всем,  какое у тебя поручение. Чтобы внести элемент таинственности  во время перевыборов актива Думы (а они проходили каждый месяц), все бейджики   вкладываются в конверты, заклеиваются и  ребята вытягивают конверты – кому что достанется! Это самый волнующий момент – звучит  команда учителя: «Открыли конверты!» - и  школа содрогается от  радостных ребячьих криков.

Класс   разбивается на микрогруппы.  Для учёта выполнения поручений все малыши и  малышки изготовили   домики, в которых будут  «жить» весь  учебный год. Каждая микрогруппа имела    свой адрес и                                                              домики  с поручениями, на которых появлялся оценочный узор на шторах:

                                                                     

Мэр

                                                                                                                                                          

                                                                                   

                                                                       

                                         

       

                             

                           

Якупова  Яна

- Можно смело ставить «5»                       -  Хорошо идут дела        ,                                        

        Так держать!                                              Видно, что  старательны        ,

                                                                Но немного подтянуться

        - Ни то, ни  сё,                                             Надо обязательно!                                          Ни  так, ни  сяк,

     А только маленький трояк!                       - Очень плохо,

                                                       Стыдно, братцы!

                                                                     Не пора  ли  постараться?

        

Мэр города отмечал результаты в  таблице (выводится общий балл на основе узоров на шторах домиков):

         

поручения

улица Колокольчиков

аллея

Ромашек

бульвар Васильков

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

Знайки

2

Тюбики

                       

При подведении  итогов на заседаниях «городской Думы» учитывалось качество выполнения поручения, активность членов группы и дисциплина. Такая форма подведения итогов  активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

Создание «Солнечного города» стало I этапом к сплочению детского коллектива, к осознанию себя в коллективе.

К третьему классу мои  ученики не только подросли, но и  повзрослели.  Поэтому главная задача второй части программы «Радуга – дуга» - воспитать детей добрыми, нравственно чистыми, духовно богатыми, знающими  и  ценящими  историю и  культуру страны – достойными  гражданами России.

Мы уже не малыши  и  не малышки, поэтому выбрали роман -       тическое название отряда – «Аргон» - актив  горящих  ребят гори  навечно! Теперь мои  ученики  называют себя «аргонцами». Аргонец – житель огромной страны, который должен знать и  признавать её законы (правила поведения), государственные символы: флаг, герб, гимн. Мы выучили  государственный Гимн России, знаем,  как выглядит её Герб и  Флаг. После знакомства с символикой  страны была разработана и  сим –волика отряда: законы аргонцев, девиз, «Приветственный гимн», условия приёма в отряд. Атрибутами  отряда стал парусник. Паруса на нём  в виде раскрытых книг, на которых отражена схема организации  коллектива:

АРГОН

Условия

вступления

Заместители

Актив

Командир

Девиз

Гимн

Библиотекари  

Корреспонденты

Санитары

Физорг

Синоптики

Цветоводы

Оч. Умелые

Ручки

 

Актив  горящих  ребят гори навечно!

Были изменены названия поручений, но их функции остались прежними.  Учёт  выполнения поручений теперь ведётся на парусах кораблика:

Физорг

Сиденко Н.


        В 3 – 4 классах стала применять  интересный   приём  при  работе с детским  коллективом.  Ребёнок, школьник – это, прежде всего человек. Он независимо от возраста, характера и  успеваемости – личность, т . е. «член общества, имеющий права и  обязанности перед собой и  другими» - трактует Толковый словарь школьника. О правах ребёнка  мы говорим  на классных часах, обсуждали  их перед тем, как  стать аргонцами. Обязанности  аргонцев были  отражены в законах отряда. Понимая, что человек не  идеален, совершает ошибки, может причинить боль другому, унизить и  оскорбить, нарушить законы общества, стала продумывать, как внушить, подвести  детей к мысли, что человеку  хорошо в той семье и  в том коллективе, где есть ценность, где люди умеют  договариваться между собой. Договариваться трудно, но это приятнее и  надёжнее, чем  действовать по приказу.  Поэтому предложила ребятам выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе, записать их в документе, который так и  называется «Договор», а если они  его прини – мают, одобряют, то Договор, как любой другой документ, необходимо скрепить своими  подписями. »Общественный Договор» стал логическим Договор № __

г. _______________                                                                                                 «__» ______ г.

        Негосударственная организация дружного детского коллектива «Аргон» в лице учеников 3 класса «Б» заключили  настоящий Договор о нижеследующим:

  1. Предмет  договора:

1.1           Предметом настоящего договора является установка на то, что договариваться трудно, но это приятнее и надёжнее, чем действовать по приказу, выработать с оглашение о правилах сов местной жизни  в классе.

2.   Мы  договорились, что:

  1. Не обижаем слабых, не дерёмся.
  2. Учимся договариваться.
  3. Не смеёмся над ошибками других.
  4. Уважаем своих товарищей.
  5. Не перебиваем друг друга при  разговоре.
  6. Слушаем внимательно учителя, ответы своих товарищей.
  7. Не опаздываем  на уроки.
  8. Бережём школьное имущество.
  9. Помним о технике  безопасности  на переменах, во время игр.

3. Отказ от исполнения Договора.

        В случае, когда  возникла невозможность исполнения  Договора, то коллектив отряда «Аргон» вправе  выяснить причину отказа  исполнения Договора и   принять решение по случаю отказа.

                        4.   Прочие условия.

1.4  Настоящий договор заключён сроком на ___ год.

1.5  Договор составлен в одно  м  экземпляре.

                        Реквизиты и подписи.

          Заказчик:                                                        Исполнители: (подписи  детей)

Коллектив отряда «Аргон»                                1._____________________________

_____________________                                        2._____________________________

_______________                                                3._____________________________

____________                                                4._____________________________

(Фактический адрес)

завершением работы по сплочению коллектива:Главным стержнем 2 части программы стало посвящение ребят в аргонцы у памятника погибшим воинам  205 бригады. В торжественной обстановке моим ученикам повязали галстуки одного цвета с флагом РФ.

А на слова:

И  в работе, и в учёбе

Наш девиз всегда таков:

На любое поручение

Будь готов! – «Всегда готов!» - мы отвечаем пионерским салютом. У      аргонцев есть  и  свой слоган:   «Аргон» – это я, «Аргон» - это мы, «Аргон» - это лучшие дети страны!

Мы так и продолжаем  жить всем коллективом  по четырём основным направлениям: сами  придумываем , сами решаем, сами делаем, сами себе ставим оценку.

Я очень надеюсь, что мой труд поможет подготовить поколение к тому, что оно будет первым кто, займёт   своё место  в новом и быстро  развивающейся  рыночной экономике,  что в стране появится поколение, после которого начнётся что – то другое, другой мир.

Время всегда даёт знаки. К сожалению, у нашего поколения есть  свой знак: «мы дети – полудорог, нам имя – полдорожье». Мы действи- тельно умеем  останавливаться на полпути. И  дай, Бог, новому поколению пройти  весь путь и  извлекать опыт.

Буду рада, если мой опыт работы  кому – то пригодится!    

Чужинова Л. П.


Комментарии

Рябова Галина Георгиевна

Любовь Павловна, здравствуйте! Ваша работа замечательная. Заслуживает внимания со стороны всех учителей начальных классов. Я думаю, многие творческие учителя не оставят без внимания Вашу работу. А я уже отдаю свой голос за Вас.