Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Использование педагогической технологии «Учусь заботиться о своем здоровье» Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминаются слова Сократа о том, что “здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто”. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Учителя надо обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей. Концепция модернизации российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. В данной ситуации каждому образовательному учреждению предстоит выбрать способы решения поставленных задач. В связи с этим коллектив педагогов Частинской начальной школы – детского сада третий год работает по технологии Токаевой Т.Э. Наша школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей, это частица жизни, где ученик готовится к будущему, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике, учитель помогает ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. За годы экспериментальной работы произошли следующие изменения в жизни школы: • разработан и внедрен ряд здоровьесберегающих технологий; • принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов начальной школы; • разработаны научно-методические основы для осуществления интеграции развивающей, оздоровительной, образовательной деятельности; • определены принципы организации индивидуального подхода к ребенку (на основе работы по маршрутам в зависимости от состояния здоровья учащихся, уровня учебных возможностей и социально-психологической адаптированности). Первое, с чего начали: определили цель работы, основные направления. Для решения поставленных задач была разработана педагогическая технология «Учусь заботиться о своем здоровье». Общие принципы технологии это: Учебный план, расписание занятий, режим дня школы стали составляться с максимальным учетом физиологических, психологических особенностей, стимулирующих успешную учебу школьников. Для снятия статического напряжения, в целях профилактики утомления детей предусмотрена динамическая пауза (игровая) по 20 минут. Расписание уроков составлено в соответствии со шкалой трудностей предметов (Сивков И.Г, 1988 г.) В нашем расписании учебные предметы по трудности распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Следующее, на что обратили внимание, - организация урока. Это важнейшая составная часть здоровьесберегающей работы школы. Продолжительность уроков 40 минут, исключение составляют лишь учащиеся 1 класса, у них “ступенчатое” обучение. Для учащихся 2 класса педагог использует комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (жужжащее чтение, разучивание комплексов физических упражнений и др.) Во всех классах традиционно проводятся по 2 физминутки , 1 - через 20 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторая физминутка проводится в зависимости от идущего предмета. Либо это физминутка для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, дыхательная гимнастика, либо гимнастика для глаз. Но по какой системе не работал бы педагог, в нашей школе на его уроках просматривается четкая система по отработке общеучебных умений и навыков, способов деятельности учащихся, а так же работа по развитию памяти, внимания, мышления учащихся. Создается атмосфера комфортности, успеха учащихся. Для учителя очень важно, чтобы ребенок доверял и верил своему учителю, верил в себя. Поэтому в своей работе учитываем психологический фактор и стремимся сделать урок интересным для каждого ребенка. Для этого мы в своей работе используем самые разные формы, методы и приемы работы, способствующие в первую очередь развитию ребенка, становлению личностных качеств, а также сохранению хорошего самочувствия, поддержанию интереса к процессу учения, к предметам и формированию механизмов саморазвития личности, познавательной активности. Помимо создания условий для морального и эмоционального обогащения и развития, а также духовного спокойствия, психического здоровья, в нашей школе огромное внимание уделяется и физическому развитию учащихся, сохранению их здоровья. В кабинетах начальных классов мебель соответствует возрастным особенностям детей и регулируется для удобства каждого ребенка, соблюдается цветовой, световой, воздушный режим. Кроме этого в режиме учебного дня также проводятся различные оздоровительные мероприятия: офтольмотренаж, релаксация, игры на свежем воздухе, подвижные игры на переменах. В этом учебном году из регионального компонента в школе проводятся еженедельно три урока физкультуры. Учебный план ориентирован на компетентностный подход к образованию, создает возможности для реализации следующих тенденций: - рост вариативности и личностной ориентации образования (личностно-ориентированое обучение); - усиление в содержании и формах организации образования деятельностного компонента, практической ориентации образования; - обеспечение целостности представлений учащихся о мире, усиление интегративного подхода в организации учебного процесса; - - формирование широкой информационной культуры учащихся. Педагоги используют на уроке 4-7 видов учебной деятельности, продолжительность видов деятельности – 6-8 минут. Виды деятельности: опрос учащихся, чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Учителя используют на уроке не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Большое внимание на уроке уделяется посадке учащихся. На каждом уроке в учебном процессе просматривается здоровьесберегающее образование школьников, позволяющее им изучать свой организм, наблюдать за своим состоянием, регулировать его. Вся проводимая работа во время учебного процесса дополняется внеклассными и внеурочными формами работы с учениками. Планирование воспитательной работы в школе осуществляется по направлениям, соответствующим основным потенциалам личности учащегося, позволяет разнообразить школьные дела. Среди них ребенок может выбрать такое дело, которое в наибольшей мере соответствует его интересам и потребностям. Например, в последние три года предметом выбора учащегося могли стать такие проведенные в школе дела. а) познавательная деятельность: Викторины: «Страна Почемучия», «Путешествие в мир насекомых», «Чудо листья», «Кроссвордомания», «Олимпиада по русскому языку и математике», игра «Что? Где? Когда?», «Интеллектуальное сражение». Все эти мероприятия познавательной направленности расширяют кругозор учащихся, позволяют иногда в необычной форме узнать о самом обычном, позволяют использовать знания детей в разных ситуациях. б) нравственно-гражданственная деятельность: Выставка «Моя мама», «Познакомьтесь, вот она – наша школьная страна», «Праздник осени». Все эти совместные дела позволяют сохранить историческую преемственность поколений, развивают национальную культуру, воспитывают бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России. в) спортивно-оздоровительной деятельность: «Уроки здоровья», «Декада Здоровья», походы, «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Богатырские состязания», «Спортландия», и др. Все эти проведенные мероприятия формируют основы здорового образа жизни, создают условия для самореализации личности. г) художественно-эстетическая деятельность: Конкурсы, выставки рисунков, газет, плакатов, Новогодний спектакль, участие в районном фестивале детского творчества. Прощание с Азбукой – праздники в 1-ых классах. Эти мероприятия формируют эстетические навыки учащихся, создают условия для самореализации личности, воспитывают у детей чувства прекрасного, целостность мировосприятия, формируют культуру, способность к успешной социализации в обществе. д) коммуникативная деятельность: программы «Пойми меня», «Праздник Царица Осени», «У нас гости» (встреча с пятиклассниками), «День друзей», праздники именинников во всех классах, «День смеха», «Смешные истории из жизни первоклассников», «Фабрика Звезд» и др. Эта деятельность формирует социальную и коммуникативную компетентность школьников. Совместное выполнение работы учит видеть хорошее в каждом человеке и замечать изменения в нем к лучшему, сплачивает коллектив. Традицией стало проводить конкурс «День знаний», «Праздник последнего звонка», ярмарка «Школьные достижения». Рейды «Чистота», «Внешний вид», Целенаправленная работа школы-сада по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся приносит положительные результаты. Благодаря разработанной нами технологии «Учусь заботиться о своем здоровье» были получены следующие результаты: • Создана Здоровьесберегающая среда в классе; • Произошло снижение уровня заболеваемости; • Изменилось отношение детей к себе и своему здоровью, что было представлено в диагностике, составленной Т.Э.Токаевой Исходя из всего вышесказанного и из данных статистики учета заболеваний и состояния здоровья детей школы, можно сделать вывод: несмотря на все более снижающийся процент здоровых детей при поступлении в школу, в нашей школе созданы условия, позволяющие сохранить здоровье детей и по возможности оздоровить их., а это немаловажно в наше непростое время.