Классный час "Я - гражданин!"

Горшкова Анна Юрьевна

Классный час "Я - гражданин!"

Современные дети – воспитанники СМИ. Они знают о других странах по голливудским блокбастерам, завидуют живущим за рубежом и мечтают уехать из России, чтобы жить в достатке и комфорте. Они не понимают смысла поговорки «где родился, там и пригодился», не чувствуют на себе ответственности за будущее страны. Одно из важнейших направлений в работе классного руководителя - гражданско-патриотическое, наша генеральная цель - воспитание у молодежи таких качеств, как истинный патриотизм, историческая память, сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей. Гражданственность, уважение конституционных прав и умение соблюдать обязанности - это основа жизненной позиции, которая должна быть сформирована у современного молодого россиянина.
Предлагаю Вам разработку первого классного часа в 5-м классе по данному направлению.
Задачи классного часа:
• Воспитать у учащихся уважительное отношение друг к другу.
• Расширить представления учащихся о родной стране.
• Познакомить учащихся с новыми понятиями “гражданин”, “гражданский долг”.
• Развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Классный час был проведён в рамках программы "День открытых дверей", в классе присутствовали родители, поэтому перед классным руководителем стояла ещё одна задача - сделать родителей полноценными участниками процесса, заинтересовать их.
В презентации представлены ключевые моменты классного часа, его итоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin.rar1.91 МБ

Предварительный просмотр:

5.27

Тема классного часа: «Я - гражданин».

Задачи:

  1. Воспитать у учащихся  уважительное отношение друг к другу.
  2. Расширить представления учащихся о родной стране.
  3. Познакомить учащихся с новыми понятиями “гражданин”, “гражданский долг”.
  4. Развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование: карта Российской Федерации, музыкальный проигрыватель.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На доске написана тема классного часа, присутствует карта.

  Ребята, какова тема сегодняшнего классного часа?

  Многие из нас употребляют слово «гражданин», не задумываясь над его значением:

- гражданин, вы выходите? – слышим мы в автобусе.

  Слово «гражданин» заменило в нашей речи устаревшее обращение «товарищ» и не прижившееся «господин». Чтобы понять смысл этого слова, надо вспомнить однокоренные слова и словосочетания, где оно употребляется.

  Давайте определим значение каждого выражения.

  Как называется государство, гражданами которого мы являемся?

   Соответственно мы – россияне. Нас объединяет русский язык – официальный язык нашего государства, история нашей страны, общие традиции и праздники.

   Ребята, скажите, чтобы быть гражданином, обязательно родиться в этом государстве? Может ли чужое государство стать Родиной?

   Есть замечательная поговорка: Родина там, где сердце! О ком вы сейчас подумали, кто в вашем сердце?

  Все, или большая часть этих людей живут здесь, значит для всех нас Российская Федерация является Родиной!

 

  Итак, все мы граждане одной страны и несем перед ней гражданский долг, в чем он заключается?

  Воинскую обязанность в нашей стране несут только юноши, а долг касается каждого: и девушки, и дедушки.

  В нашей стране есть одна замечательная награда, получить которую может и военный, и врач, и артист  – это медаль ордена "За заслуги перед Отечеством".

Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" награждаются граждане за заслуги в области промышленности и сельского хозяйства, строительства и транспорта, науки и образования, здравоохранения и культуры, а также в других областях трудовой деятельности; за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности подразделений, частей и соединений, за отличные показатели в боевой подготовке и иные заслуги во время прохождения военной службы; за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности.

  Кавалерами этого ордена являются Майя Плесецкая, Алла Пугачева, Лео Бокерия, Жак Ширак! Кто все эти люди?

  А вы знаете, кто такой Соловьёв Анатолий Яковлевич?

   Это летчик-космонавт, командир корабля. Т.е. не обязательно  быть известным на всю страну артистом, режиссером, политиком, нужно честно, каждый день, выполнять свои профессиональные обязанности, таким образом отдавая свой гражданский долг Родине!

  Мне, и вашим родителям интересно, какую профессию вы для себя выбрали. Я раздаю вам шаблоны, на которых попрошу вас дорисовать атрибуты своей будущей профессии, не забудьте подписать свои шедевры.

  На время выполнения задания можно включить фоном какую-нибудь музыкальную композицию, например «Берега России» в исполнении Витаса.

   Теперь давайте посмотрим, что за профессии вы выбрали.

 Учитель озвучивает профессии, наклеивает листочки на карту РФ в виде полукруга (на листочки заранее наклеиваются полоски двустороннего скотча).

  Вот так, плечом к плечу, мы будем творить историю нашего государства! Ведь именно от нас, его граждан, зависит, каким оно будет: богатым или бедным, добрым или безжалостным, красивым или обезображенным, культурным или нет.

   Давайте сфотографируемся на память, родители, помогите нам!

  Учащиеся озвучивают тему.

Учащиеся называют слова:

  1. граждане;
  2. гражданский долг;
  3. гражданская война;
  4. гражданский кодекс;
  5. гражданская одежда и т.д.

В результате беседы приходят к мнению, что

  1. граждане – это жители одного государства;
  2. гражданский долг – обязанности гражданина перед своей страной;
  3. гражданская война - война между гражданами одного государства;
  4. гражданский кодекс – свод правил, по которым должны жить граждане;
  5. гражданская одежда и т.д.

 Скорее всего, ребята ответят «Россия», необходимо поправить их, ведь Россия – это лишь часть государства, правильное название – Российская Федерация.

  При ответе на этот вопрос спор неизбежен, учитель обязан привести к выводу, что не важно где ты родился, важно где и как ты живешь сейчас!

  Учащиеся называют родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, друзей.

Служить в армии.

Учащиеся, при помощи учителя и родителей называют профессии.

Ребята в недоумении.

Учащиеся в течение 3-х – 5-ти минут выполняют задание.

Учащиеся и их родители размещаются у доски, в руках у них плакат «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!»

    Вариант шаблона

План-конспект разработан Горшковой А.Ю.