Прект "Увлекательный мир птиц"

Хорошева Наталья Юрьевна

Прект "Увлекательный мир птиц"

В последнее время метод учебных проектов стал весьма популярен, и на данный момент его можно назвать основным методом внеурочной деятельности учащихся.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.Предлагаем на Ваш суд проект " Увлекательный мир птиц" для учащихся начальной школы. Работа над этим проектом сплотила не только ребят класса и классного руководителя, но и подружила учащихся 4 класса с учащимися 2 класса. Весь микрорайон, в котором расположена наша школа любовалась результатами проекта "Увлекательный мир птиц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:



Проект

 Проект  «Увлекательный мир птиц»

Разработан учителями МОУ «Воровская средняя общеобразовательная школа», Судогодского района, Владимирской области

Хорошевой Н.Ю. I квалификационная категория

Тюриковой М.Е. I квалификационная категория

УМК: «Школа России».

Проект проводился в 4-б и 2 классе.

Краткая аннотация проекта .

Данный проект предназначен для реализации в начальной школе, в рамках учебных предметов "Окружающий мир", факультативного курса "Наш край", "Краеведение", "Литературное чтение".

По доминирующей в проекте деятельности- поисково-прикладной.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся начальной школы через их включение в краткосрочный проект по теме «Увлекательный мир птиц».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт, формирование эстетических потребностей. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения: развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формировать умение слушать и слышать собеседника; умение работать в группе.

Учебные  задачи, направленные на достижение предметных результатов:

Познакомиться с миром птиц, показать их разнообразие, красоту;

изучить птиц Владимирской области и определить их значение в природе.

Что участие в проекте даст его участникам

Данный проект расширяет кругозор и знания о природе, развивает познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, воспитывает бережное отношение ко всему живому. Данный проект призван развивать у учащихся начальной школы умение увидеть окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных элементов. При разработке проекта у учащихся формируются умения анализировать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, решать проблемы. Работая над проектом, учащиеся начальной школы развивают коммуникативные умения,  креативность и любознательность, учатся работать с информацией и медиасредствами.

Результаты проекта

После завершения проекта учащиеся узнают птиц, обитающих на территории страны и определять их значение в природе; создадут стенгазеты, книжки-малышки; сформируют портфолио, представляющее полную картину прогресса умений, навыков ученика по учебной теме. Итоговые работы (Кормушки) ребята представят на последнем занятие-празднике.

Как будут оцениваться и обсуждаться:

1. Провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью:

презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы, заполнение листа самооценки.

2.Обсуждение общего плана проекта и планов работы групп.

3. Составление критериев оценивания будущих работ (презентация, буклета, фотоальбома).

4. Контроль и самоконтроль в группах.

5.Совместно корректируется работа групп в нужном направлении и обеспечивается обратная связь.

6.Заполнение листов самооценки.

7. Рефлексия.

Технологическая карта проведения итогового занятия в рамках проекта «Увлекательный мир птиц»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Организация деятельности учащихся:

Добрый день и добрый час!

Мы очень рады видеть вас!

Чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать.

Вы друг к другу повернитесь
Друг другу мило улыбнитесь.

И скажите от души чем соседи хороши.

Произнесите друг другу комплименты.

Ведь всем приятны такие моменты.

Учащиеся поворачиваются к соседу, говорят друг другу комплименты.

Дети читают загадки о птицах и стихотворение

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

I I  Целеполагание.

Вспомните, над какой большой темой мы работали целый месяц. О чём же мы будем говорить на итоговом занятие нашего проекта? А какую цель вы перед собой поставите?

У вас на партах карточки с возможными задачами на сегодняшнее занятие. Выберите , по вашему мнению, подходящие к теме нашего проекта.

Ребята отвечают на поставленный вопрос

- Обобщить и углубить полученные знания о птицах

-1.Обобщить полученные знания о птицах.

2.Формировать умение работать в группе.

3.Оценивать свою деятельность.

4.учиться слушать собеседника

-

-

-

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

I I I. Страница 1.Презентация итоговых работ проекта

В нашем проекте участвовали 4 группы и сейчас я предлагаю им провести небольшой отчёт своей работы:

1 группа «Удивительные птицы»

2 группа «Легендарные птицы»

3 группа «Перелётные птицы»

4 группа «Зимующие птицы»

- Какие трудности возникли в ходе проекта?

-  Как их разрешали?

- Довольны ли своей работой?

Учащиеся делают краткие сообщения по изученному и представляют свои работы.

Познавательные : Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

I V.Разделение по группам

-Я предлагаю вам выбрать карточку любого цвета и занять своё рабочее место.

Учащиеся выбирают карточку определённого цвета и занимают соответствующее место

Познавательные: Умение работать по алгоритму.

V. Страница 2. Делаем кормушки.

Вам необходимо в группе определить функции и роли каждого участника, занести их в инструкционную карту

В соответствии с инструкцией выполнить необходимую работу.

Проанализировать вашу работу в группе и подготовиться к презентации своей работы.

Учащиеся выполняют задание учителя:

1.Распределяют обязанности.

2.Выполняют работу по плану.

3.Делают самооценку.

4.Готовятся к самопрезентации

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; определение общей цели и путей её достижения.

Коммуникативные:  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

 различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Познавательные: Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Регулятивные: Определение последовательности действий, развитие умения делать анализ хода и способа действий: внесение необходимых дополнений и корректив в план.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

V I Страница 3.Презентация выполненной работы (Кормушки)

Предлагаю вам презентовать свои кормушки.

Учащиеся показывают выполненные работы, презентуют их группой .

Познавательные: Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

V I I Страница 4.Акция «Покормите птиц»

А сейчас я предлагаю выйти на школьный двор и поместить изготовленные  кормушки на деревья.

Ребята с преподавателями отправляются на школьный двор

Личностные: Формирование Эстетических потребностей, ценностей, чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

V I I I Итог занятия. Рефлексия

Ребята, все вы сегодня , как мне  кажется, потрудились на славу. Но я предлагаю Вам самим оценить свою работу над проектом. Если Вам было сложно, и вы не очень довольны своей работой, то поселите в кормушку синюю птичку; если вам не было сложно и в общем работой довольны, хотя есть некоторые замечания к себе ваша птичка – жёлтая; Если вы полностью удовлетворены своей работой И считаете, что  у вас всё прекрасно получилось – поместите в кормушку красную птичку.

Ребята выбирают птичку необходимого им цвета и прикрепляют  в нарисованную кормушку.

Познавательные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные действия: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Я предлагаю закончить наш праздник песней «У дороги чибис»

Стихотворение  «Не разоряйте птичьего гнезда»

Визитная карточка проекта:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Хорошева Наталья Юрьевна, Тюрикова Марина Евгеньвна

Регион

Владимирская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

п.им. Воровского

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ «Воровская средняя общеобразовательная школа»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Увлекательный мир птиц»

Краткое содержание проекта

Проект может быть проведён с учениками начальных классов. Он охватывает изучение учебных тем: «Богатства природы», «Природа и мы», «Птицы Владимирской области», «Экологические системы».

Данный проект расширяет кругозор и знания о разнообразие мира птиц, природе родного края, развивает познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, воспитывает бережное отношение ко всему живому.

Данный проект призван развивать у учащихся начальной школы умение увидеть окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных элементов.

При разработке проекта у учащихся формируются умения анализировать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, решать проблемы.

Работая над проектом  учащиеся начальной школы развивают коммуникативные умения, креативность и любознательность, учатся работать с информацией и медиасредствами, План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков управления своим обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.

Предмет(ы)

Окружающий мир, краеведение, литературное чтение.

Класс(-ы)

Для учащихся начальной школы

Приблизительная продолжительность проекта

месяц

Основа проекта

Образовательные стандарты

  1. Сформированность уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны, её современной жизни…;
  2. Освоение доступных способов изучения природы ( наблюдение, запись, сравнение, классификация и т.д. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытом информационном пространстве);
  3. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание начального общего образования по учебному предмету:

Животные и их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных(воздух, вода, тепло , пища)Птицы, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, краткая характеристика на основе наблюдений.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

После завершения проекта учащиеся смогут:

  1. называть птиц обитающих во Владимирской области( зимующих и перелётных);
  2. распределять обязанности в проектной группе;
  3. продемонстрировать с помощью компьютерных презентаций, фотоальбомов, буклетов знание и понимание особенностей животного мира  на примере выбранных птиц ;
  4. выполнить проверочную работу по теме учебной  программы;
  5. выполнить мониторинг своего продвижения в изучении темы (получения новых навыков в ходе проекта);
  6. собрать портфолио,  отражающее полную картину прогресса умений, навыков ученика в ходе изучения выбранной  темы;
  7. в ходе защиты проекта продемонстрировать итоговый продукт работы группы;
  8. принять участие в акции «Покормите птиц».

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему мы должны заботиться о животных?

Проблемные вопросы учебной темы

Как можно помочь птицам зимой?

Как птицы приспособились к зимовью?

Что знает русский народ о птицах?

Почему птицы выбирают нашу местность?

Учебные вопросы

Где зимуют птицы?

Каких перелётных птиц знаете?

Какие птицы зимуют у нас?

Какие существуют легенды о птицах?

Чем питаются птицы зимой?

Как сделать кормушку для птиц?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Формирующее оценивание:

  1. просмотр презентации учителя, сопровождаю- щийся эвристической беседой,
  2.  обсуждения в малых группах,
  3.  наблюдение за учениками, вовлечёнными в структурирован- ные и неструктуриро- ванные мероприятия.
  4.  самооценка.
  5. мониторинг понимания учебного материала
  6. анализ проблемных вопросов по темам исследований,
  7. выдвижение гипотез,
  8. определение целей исследования
  9. выбор формы представления работы

  1. «Мозговой штурм в группах»
  2. «Заполнение таблицы     З-И-У»
  3. Работа в малых группах по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации,
  4. работа с контрольными листами самооценки (индивидуальной и в группах)
  5. Наблюдение за прогрессом
  6. самооценка навыков самоуправления обучением
  7. Самооценка самостоя- тельности и успешности 

  1. «Самооценка навыков работы в группе»
  2. Взаимооценка
  3. Оформление портфолио
  4. Презентация итоговых работ: представление работы группы
  5. Проверочная работа по учебному плану
  6. Индивидуальная работа учителя с учениками по материалам (заполненным бланкам) личных портфолио участников проекта
  7. Мониторинг  успешности развития умений и навыков по теме проекта

Описание методов оценивания

  1. В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание)  с помощью презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы. 
  2. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.
  3. Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, фотоальбом, стенгазета, книжка-малышка, кормушка для птиц), по которым  происходит контроль и самоконтроль в группах.
  4. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются:
  1. соответствие целей результатам работы.
  2.  логичность изложения и подачи информации,
  3. умение делать выводы,
  4. правильность ее выполнения,
  5. творческий подход,
  6.  своевременность выполнения работы,  
  7. источники информации,

Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.

  1. В свою очередь учащимися заполняются свои листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта. На протяжение проекта несколько раз осуществляется  рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную работу.
  2. После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оцениваются:
  1. умение аргументировано выступать перед аудиторией,
  2. умение   участвовать в обсуждении,  
  3. умение задавать вопросы,
  4. краткость и полнота выступлений,
  5.  грамотность,
  6. творческий подход.
  1. В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации или публикации, рефераты, фотоальбомы и т.п. и изготавливают кормушку для птиц. Остальные учащиеся оценивают представление работ с помощью бланков оценивания.
  2. Завершается проект акцией «Покормите птиц», коллективной рефлексией и обсуждением вопросов:
  1. Что удалось и не удалось сделать в данном проекте?
  2.  Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?

 

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

  1. Знания по предмету «Окружающий мир» 2 класс,
  2. Умение работать с различными источниками информации
  3. Навыки подготовки и проведения презентации

Учебные мероприятия

1.Приглашение в проект ( презентация для учащихся "Зачем нужны птицы на земле", буклет для родителей)

2.Выявление интереса, потребностей и степени готовности учащихся к участию в проекте (беседа, заполнение листов самооценки)

3.Осознание проблемы и формулировка основополагающего вопроса

4.Формулировка проблемных и учебных вопросов

5. Взаимооценка работ группами

7. Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, настенных газет, книжек-«раскладушек», рефератов, рисунков, сочинений-сказок, компьютерных презентаций, буклетов.

8. Проверочная работа по учебному плану

9.Представление результатов исследования

  1. защита проекта;
  2. презентация (отчёт) работы группы по теме проекта;
  3. изготовление и презентация кормушек
  4. акция «Покормите птиц»

10. Этап заключительный «Как было? Как будет?»  - подведение итогов работы над проектом.  Рефлексия 

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Каждая группа работает над темой, которая ей наиболее интересна, поэтому здесь есть возможность выбора для «проблемного ученика»:  

  1. поиск информации;
  2. участие в экскурсиях;
  3. техническая обработка материала в текстовом редакторе;
  4. тестирование;
  5. участие в обсуждениях внутри группы.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

        -

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта:

  1. обработка литературных и Интернет – ресурсов;
  2. организация и проведение экскурсий;
  3.  компьютерная обработка и анализ результатов;
  4. организация собственных выступлений;

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программа создания электронных презентаций, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, справочный материал и т.д.

Другие принадлежности

        -

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирская_область

Другие ресурсы

Для успешного проведения проекта необходимо пригласить родителей и организовать экскурсию в природу.

Приложение.

Матрица проекта.

Название этапа

Сроки

Деятельность учащихся

Деятельность педагогов

1.Погружение в проект

1 урок

Формирование основополагающего и проблемного вопроса

Презентация учителя.

Распространение буклетов для родителей.  

2.Планирование

Определение темы исследования.

Определение направлений исследовательской деятельности

  1. Исследование

Две недели

Сбор информации.

Выполнение творческих работ, оформление собранного материала

Координация работы.

  1. Презентация проекта

Одно занятие

Принимают участие в акции, представляют свои работы.

Подводится итог проделанной работы.

6.Оценка и результат.

Сбор информации в портфолио.

Оформление сценария, сохранение презентации , создание фотоальбома.

Инструкционная карта

Учебная задача: Изготовление кормушки для птиц(из деревянных реек.

- Распределите  обязанности.

Мастер

Имя

Капитан группы

Придерживает заготовку

Скрепляет детали при помощи гвоздей

Прикрепляет веревку

Украшают кормушку

Мастер по презентации изделия

Инструкционная карта

Учебная задача: Изготовление кормушки для птиц(из картонных коробок).

- Распределите  обязанности.

Мастер

Имя

Капитан группы

Вырезает и клеит

Складывает кормушку

Прикрепляет веревку

Украшают кормушку

Мастер по презентации изделия

Инструкционная карта

Учебная задача: Изготовление кормушки для птиц(из пластмассовой бутылки).

- Распределите  обязанности.

Мастер

Имя

Капитан группы

Вырезает окно

Прикрепляет палочку-нашест

Прикрепляет веревку

Украшают кормушку

Мастер по презентации изделия

Инструкционная карта

Учебная задача: Изготовление кормушки для птиц(из пластмассовой посуды).

- Распределите  обязанности.

Мастер

Имя

Капитан группы

Соединяет детали между собой

Прикрепляет веревку

Украшают кормушку

Мастер по презентации изделия

Лист самооценки

Ф И учащегося………………………………………………………………………………..

Мои знания и умения в учебном проекте

Результаты

да                        нет                  частично

Я умею принимать и сохранять учебную задачу.

Я умею планировать свою деятельность.

Я умею оценивать свою деятельность.

Я умею слушать и слышать товарищей.

Я умею находить нужную мне информацию.

Я умею четко излагать свое мнение.

Я умею работать в группе.

Я приобрел простейшие навыки исследовательской деятельности.

Я могу назвать птиц, проживающих в нашем крае.

Я знаю, как помочь птицам зимой.

Проект «Увлекательный мир птиц», разработан Хорошевой Н.Ю., Тюриковой М.Е.