трудный ребенок в классе
трудный ребенок в классе
Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремится подражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этом доминирующее влияние на него оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками.
Поэтому ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ – создать БЛАГОПРИЯТНЫЕ условия для саморазвития детей! Стремиться предотвратить проблему, своевременно установить и устранить причины, порождающие её, обеспечить ПРОФИЛАКТИКУ негативных явлений, отклонений в поведении школьников.
Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, могут и должны работать в тесном контакте взаимодействия во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
В данной работе рассматриваются формы работы и механизм взаимодействия классного руководителя с учеником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.87 МБ |
![]() | 191.5 КБ |
![]() | 436.5 КБ |
Подписи к слайдам:
В рамках городского конкурса «Лучший социальный проект по профилактике социального сиротства, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних среди учреждений и предприятий города»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: ГНАТЮК НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА учитель изобразительного искусства, Мировой художественной культуры МБОУ «СОШ №2» ул. Мира, 85 тел/факс 8(34675)70262
Пояснительная записка Социализация в современном обществе понимается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремится подражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этом доминирующее влияние на него оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками.Однако вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации. Они могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.Поэтому ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ – создать БЛАГОПРИЯТНЫЕ условия для саморазвития детей! Стремиться предотвратить проблему, своевременно установить и устранить причины, порождающие её, обеспечить ПРОФИЛАКТИКУ негативных явлений, отклонений в поведении школьников.Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, могут и должны работать в тесном контакте взаимодействия во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями. Типы проблемных семей
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
неуспевающие и недисциплинированные
с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие")
с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы)
с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные)
дезорганизаторы пассивные и активные
бродяжничество, воровство, хулиганство
психические и соматические заболевания
социально запущенные
право нарушители
отклоняющиеся от нормы по здоровью
Запущенные дети Цели Включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношенияПривлечение его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; Создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям Успешное окончание основной школы Задачи включить "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, привлечь его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; создать условия для нормализации и регуляции взаимоотношений классного руководителя и "трудного" подростка; использовать все имеющиеся возможности школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудному" ребенку обучить методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН. №
ФИО
Год рождения
класс
Результаты обследования
1.
2.
3.
Результат
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Лидеры
2
2
4
Отверженные
3
2
1 + 1 (вновь пришедший
Устойчивые группы
2
2
1
Ребенок должен научиться с помощью учителя решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.
имеющаяся проблема у ребенка; список методик использованных в ходе диагностического исследования; краткие результаты тестирования; план мероприятий работы классного руководителя и психолога с учеником; использованные коррекционно-развивающие программы; динамика наблюдения; рекомендации специалистам (перечень специалистов, которых необходимо привлечь).
8в
Коллективно- творческие дела
Шефская работа
Помощь ветеранам
Вожатые 3а
Спортивные мероприятия
2. Дни Здоровья
4. Соревнования
3. Кроссы
1. Турслет
Коллективно- творческие дела
Портфолио
1. Оформление кл.уголка
2. Конкурсы
3. Экскурсии
4. Концерты
5. Акции
6. Социальные проекты класса
Спортивные и Здоровьесберегающие мероприятия
Шефская работа
Портфолио
Индивидуальное
класса
1 орбита
2 орбита
1
2
3
4
Оздоровительная орбита класса
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ПРИЛОЖЕНИЕ
к воспитательной программе
«Проблемный ребенок в классе»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
учитель изобразительного искусства,
Мировой художественной культуры
ГНАТЮК НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ «СОШ №2» ул. Мира, 85
Тел/факс 8 (34675) - 7-02-62
г. Югорск 2010
Приложение
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Программа диагностики, регулирования и коррекции (ДРК)
План проведения ДРК
- Инструктаж участников по технологии анкетирования.
- Составление каждым участником собственной программы.
- Определение сроков исследования и обработки материалов диагностики. Составление карт воспитанности учащихся.
- Составление и принятие программы воспитания учащихся родителями, классными руководителями по выявленным тенденциям.
Инструктаж
- Воспитанность – это интегративный показатель сформированных отношений ученика (его позиции) к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
- Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцированы по возрастным периодам: 1-5; 6-9; 10-11 классы.
- Оценка проводится по трехбалльной системе: 3 – да, 2 – не совсем, 1 – нет. По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. в результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год – в сентябре и мае.
- Как проводится оценка:
- необходимо ознакомить учащихся с ценностными ориентациями, по каждой из них провести обсуждение на различных занятиях (классных часах, диспутах, устных журналах, «круглых столах»), чтобы учащиеся осознали смысл показателей;
- применяя трехбалльную систему оценки, мы придаем ей несколько иной смысл: 3 – да, 2 – не совсем, 1 – нет;
- по критерию «интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, по критерию «позиция» итоговая оценка выводится за каждый показатель. В результате получается 17 оценок. Всего же будет 18 оценок. Эти 18 оценок заносятся в карту ученика;
- экспертная группа избирается самими учащимися, в нее входят 2-3 ученика, 2-3 учителя, наиболее уважаемые всеми;
- оценка производится в конце учебного года. В результате у ученика появляется больше уверенности в том, что он имеет собственную позицию, основанную на духовных, нравственных и моральных ценностях, которые он воспринял.
Качества личности | Самооценка | Оценка родителей | Оценка учителей и кл. рук. | Оценка товарищей по классу | Итоговая оценка |
1. ЭРУДИЦИЯ (НАЧИТАННОСТЬ, ГЛУБОКИЕ ПОЗНАНИЯ В КАКОЙ-ЛИБО ОБЛАСТИ НАУКИ): | |||||
прочность и глубина знаний; | |||||
культура речи; | |||||
аргументированность суждений; | |||||
сообразительность; | |||||
использование дополнительных источников. | |||||
2. ПРИЛЕЖАНИЕ (ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ): | |||||
старательность и добросовестность; | |||||
регулярность и систематичность занятий; | |||||
самостоятельность; | |||||
внимательность; | |||||
взаимопомощь. | |||||
3. ТРУДОЛЮБИЕ (ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ): | |||||
организованность и сообразительность; | |||||
бережливость; | |||||
привычка к самообслуживанию; | |||||
следование правилам безопасности в работе; | |||||
эстетика труда; | |||||
4. Я И ПРИРОДА: | |||||
бережное отношение: | |||||
к земле, | |||||
растениям, | |||||
к животным; | |||||
стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде; | |||||
помощь природе. | |||||
5. Я И ОБЩЕСТВО (ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ И ЗАКОНАМ): | |||||
выполнение правил для учащихся; | |||||
выполнение правил внутреннего распорядка; | |||||
следование нормам и правилам человеческого общежития; | |||||
милосердие как противоположность жестокости; | |||||
участие в жизни класса и школы. | |||||
6. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС (ОТНОШЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ): | |||||
аккуратность (опрятность); | |||||
культура привычки в жизни; | |||||
внесение эстетики в повседневную жизнь; | |||||
умение находить прекрасное в жизни; | |||||
посещение культурных центров. | |||||
7. Я (ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ): | |||||
самоуправляю собой, своим поведением; | |||||
умею организовать свое время; | |||||
соблюдаю правила личной гигиены; | |||||
забочусь о здоровье; | |||||
у меня нет вредных привычек. |
Приложение
Мини- исследование классного руководителя
С целью реализации данной проекта и изучения особенностей детей группы риска для коррекции их поведения, было проведено мини-исследование.
В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста конкретного класса (4человека).
Для изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей была проведена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка»
В ходе анализа анкет были выявлены следующие социальные характеристики:
Состав семьи: у исследуемых детей 100% (4семьи) составили полные семьи, но имеются и семьи, состоящие в повторном браке - 75% (2 семьи), а также выявилась семья, в составе которой мама -инвалид, не работает.
Эти четыре подростка учились в данном классе по два года, сменяя друг друга (один из-за неуспеваемости оставался на повторный год обучения, другого определяли на его место).
Никита Л. 5-6 кл. (2005-7) | Андрей П. 6-7 кл. (2006-8) | Павел О. 8-9 кл (2008-2010) | Виктор Ф. 9 кл (2010) |
имеет интеллектуальный потенциал выше среднего, но частые длительные уходы из дома, связь с подростками старше возрастом, употребление алкоголя, а значит, пропуски уроков привели его к неусвоению учебной программы и, как результат – повторный год обучения, лечение в ПНД. Причина: пьянство мамы, развод, первоначально ребенок жил с мамой в другом городе. После отец забрал сына к себе. Женился. После -начались проблемы с сыном. | пришедший (второгодник) имеет поведенческие отклонения, проявляя грубость и хамство по отношению к учителям и взрослым. Удивительным моментом явилось то, что мама данного ученика в прошлом – учитель данной школы постоянно покрывала своего сына. Отчим | (второгодник) появился в классе на место второго. Высокие интеллектуальные способности, особенно в области гуманитарных наук. Проявляет противостояние, утверждая свое «Я» неподчинением Уставу школу, систематическими уходами с последних уроков, игнорированием КТД класса. Отношение мамы к школе – негативное, открытое. Паша это видит, понимает и пользуется, зная, что будет под защитой матери, которая любую ситуацию обернет против школы как некомпетентность учителей. Отец ни разу не был в школе | Ученик, который появился в классе во втором полугодии 9-ого выпускного класса. Успеваемость удовлетворительная. Сложно проходит адаптация в новом коллективе. Мама- инвалид. Из-за болезни- сына оставила отцу. По непонятным причинам в середине выпускного класса перевозит к себе. Семья испытывает постоянные финансовые трудности. Карманных денег у подростка нет. Это раздражает и заставляет чувствовать некоторую ущербность. Проблемы со здоровьем из-за смены климата. Неудачный первый опыт любви. Самоутверждение через грубость матери, неподчинение отчиму, уход из дома на 2-3 суток. |
В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей - здоровье занимает одно из последних мест. Хотя двое из них занимаются спортом.
Санитарно-жилищные условия жизни семей достаточно хорошие, 2 семьи имеют отдельные благоустроенные квартиры, 1 семья – снимает жилье, но с удобствами, 1 семья проживает в благоустроенном общежитии.
Доход очень низкий у одной семьи, 2 семьи – средний достаток, и семья Павла имеет доход выше среднего.
Несмотря на то, что семьи в основном полные, почти все имеют благоустроенные квартиры, уровень социального благополучия семей достаточно низкий. В семьях часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен к пьянству.
Поведение двух подростков в школе неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении. Трое исследуемых состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Вышеперечисленные показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.
В городе и школе созданы все условия для досугового общения по интересам. Несмотря на то, что двое из ребят посещают секции, общение подростков строится на основе пустого времяпрепровождения, а один из них влился в криминогенную группу, которая состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 2 подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 2 отсутствуют определенные цели и планы на будущее, отсутствует установка на общественно полезный труд. Интересы 3 подростков ограничены, у троих детей имеются правонарушения.
Многие родители относятся к детям как к дополнительной проблеме. Во всех четырех семьях для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное, это в основном семья, состоящая в повторном браке.
В связи с данным исследованием особенностей и социального статуса семей, можно сделать следующие выводы: среди исследуемых были в основном полные семьи; школьная успеваемость детей - неудовлетворительная. Трое из подростков имеют заболевания различного характера. Санитарно-жилищные условия хорошие. Почти все испытуемые имеют отдельную жилплощадь Доход семей средний. Уровень социального благополучия семей также низкий. В семьях случаются ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению спиртных напитков. Поведение у подростков в школе неудовлетворительное. Из-за неумения организовать собственный досуг, общение детей строится на основе пустого времяпрепровождения, отсутствия позитивных целей. В связи с этим жизненные цели детей расплывчаты и неопределенны. Отношение родителей с детьми равнодушные, отсутствует забота о детях, среди детей встречается безнадзорность, дети в семьях воспринимаются как дополнительные проблемы для родителей.
На втором этапе исследования детей группы риска, была взята методика исследования ценностных ориентаций зарубежного психолога М.Рокича. Она основана на ранжировании списка социальных ценностей на два класса:
· терминальные - убеждения в том, что какая-то конкретная цель индивидуального существа стоит того, что бы к ней стремиться;
· инструментальный - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Опросник содержит 18 терминальных ценностей и 18 инструментальных ценностей.
В ходе обработки результатов опроса выявляется ценность, которая является наиболее доминирующей в общей системе ценностных ориентаций личности. Для получения достоверных результатов применяемая методика рекомендует отвечать на вопросы опросника («да» или «нет») по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом.
Проанализировав ответы каждого респондента, можно представить общую картину, дающую представление о доминировании тех или иных ценностей в данной исследуемой группе.
Так, из указанных выше ценностных ориентаций в опрошенной группе, ведущее место занимает та, смысл которой заключается в «приятном, необременительном времяпровождении, отсутствие обязанностей». Такой результат позволяет прийти к выводу о том, что у детей не сформированы жизненные цели, дети предоставлены сами себе. Кроме этого, наиболее важным ценностным ориентиром является приобретение ими рационализма, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения.
В результате опроса выяснилось, что большое внимание подростки уделяют своему внутреннему состоянию, и такая ценность, как «внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений» занимает в их жизни одну из ведущих позиций. Наравне с этим, не чуждым респондентам, оказалось «наличие хороших и верных друзей», определенное в списке значимых ценностных установок.
В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся учащимися как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей - здоровье занимает одно из последних мест.
У подростков группы риска, проведенное исследование, позволило выявить психологические, социальные, педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. На данном этапе возникла острая необходимость разработки программы по их решению.
В задачи программы входит: - своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей; - своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации; - организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям; - внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.
Главный аспект проблемы - это разрушение семейного воспитания. Немаловажным аспектом проблемы является социальная запущенность детей и подростков, нежелание посещать центры творчества и спорта. Формирование подростков идет под влиянием криминогенных подростковых групп
Приложение
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя.
Ф.И.О. классного руководителя Гнатюк Н.А. Класс 9в 2009–2010 учебный год.
Основными стратегическими направлениями воспитательной деятельности на 2009- 2010 учебный год были:
1. Построение воспитательной деятельности:
- организацию самоуправления в классном и школьном коллективе;
- формирование правовых знаний учащихся;
- формирование ключевых компетенций выпускника школы;
создание условий для социального успеха ребенка
2. Повышение роли классного руководителя в классном и школьном коллективе
Задачи на 2009-2010 год были поставлены следующие:
- продолжить работу по снижению пропусков без ув. причины, через посещение уроков, взаимодействие с родителями
- совершенствовать технологию Взаимодействия с др. учреждениями (разработать цикл мероприятий с библиотекой «Забава») как одно из условий повышения воспитательного потенциала и расширение интеллектуальной деятельности уч-ся
- развитие навыков самоорганизации (проектирование собственной деятельности для успешной сдачи экзаменов)
Приоритетное направление: активная гражданская позиция, готовность к самостоятельному нравственному выбору
Планируемые приращения, освоение новых технологий, методик, приемов и т.д. в работе:
учащимися | родителями | Учителями- предм. | социумом | |
8 класс 2008-09 | Помочь определиться в выборе экзаменов | Взаимодействие. Помощь в выборе экзаменов. Успешность в учебе. | Сохранность групп обученности. | Взаимодействие с предприятиями города (через экскурсии по профориентации) |
Реальные приращения | ||||
9 класс 2009-2010 | Выбор экзаменов сделан 60% -с первой попытки 40% - с третьего раза | Взаимодействие налажено регулярное, родители проявляли интерес, инициативу в помощи кл. руководителю | В течение года Ушаков С. сохранял позицию «ударника»; из группы «резерв» в группу высокого уровня вышла И. Айсель, Ф.Виктория. выведена на индивидуальное обучение, сохраняя успешность хорошиста | Экскурсии проводились по плану с профориентационной направленностью, Приглашались специалисты для бесед по правовым нарушения, профилактике употребления наркотиков и т.д. |
По результатам ДРК возможно вывести следующие показатели:
1. Статус ребенка в классе
2.Определение роли классного руководителя в классе
3.Изучение состояния межличностных отношений в классе и психологического климата
4.Выявление проблемных зон
Диагностика показала следующие результаты:
1.В классе инициаторами и организаторами дел являются 3 человека: Дмитрий М, Адиль Г, Виктория Р
55% учащихся участвуют в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывают их организаторами;
28% учащихся удовлетворительно выполняют поруче ния, на просьбы взрослых и товарищей откликаются, но без особого желания;
16% учащихся неохотно выполняют поручения, уча ствуют в общественной работе лишь при наличии настойчи вых требований со стороны классного руководителя;
1 учащийся (Павел О.) – постоянно уклоняется от поручений, от участия в делах класса, отказывается помогать в осуществлении классных проектов.
Вывод: низкий показатель уровня общественной активности в целом по классу
2.По уровню активности организации приоритеты таковы:
на 1 месте - пассивно-исполнительская активность; на 2 месте – активно-исполнительская активность; организаторской активности практически не наблюдалось
3. По результатам ДРК - выводы достаточный уровень по формированию личностных позиций учащихся.
4. По охвату внеклассной работой наблюдается стабильность по охвату учащихся внеклассными мероприятиями: посещение музея, мероприятия в библиотеке «Забава», экскурсии в художественное училище, классные часы и пр.
Наблюдается положительная динамика по участию учащихся в классных мероприятиях.
В целом по классу сформированы:
1 место- Общекультурные компетенции.
2 место – Ценностно-смысловые компетенции.
3 место - Информационные компетенции.
4 место - Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.
Определены основные проблемы:
1. Не способны к участию в проектно-исследовательской деятельности с целью овладения навыками продуктивной деятельности большая часть класса
2. Не готовы адаптироваться, достигать согласия с другими -35%
3.Не имеют навыков взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, позволяют грубость или хамство по отношению ко взрослым и т.д.).
Итоги ДРК по тесту Спилберга «Уровень тревожности
Низкий | средний | Высокий | Фамилии | ||
9в | Гнатюк Н.А. | 8% Айсель И | 76% | 16% | Александра П, Павел Щ |
Вывод: Соотнеся группы по уровню тревожности с группой риска была определена дальнейшая психолого-педагогическая работа в качестве педподдержки в целях профилактики правонарушений и предупреждения конфликтов.
Класс | количество учащихся | Спортивные в школе |
Творчество в школе | Городские спортивные учреждения | Городские творческие | Охват | ||||||||||||||
Секции | Проектная деятельность | Элективные Факультатив | Кружки | Студии | НОУ | ГПД | ФСК | Центр досуга (Кони, мото, парашют) | Смена гонг | ФОК Лыжная база | ОГПС-20 | УМТСик | Школа иск. Муз. шк. | Прометей | Норд | Югра-През. | Другое | Охват | ||
9 «В» | 20 | 8 | 19 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 10 |
Анализируя категорию занятости можно сделать следующие выводы:
Учащиеся, которые нашли себе занятие по душе, стабильно занимаются и рационально организуют свое время. Группы учащихся, занимающихся и не занимающихся в сфере доп.образования – стабильны. Стабильность не занимающихся говорит об инертности и нежелании в полную силу использовать внутренний потенциал.
Самым главным положительным моментом, критерием оценивания собственной деятельности как классного руководителя, считаю то, что за 5,5 лет работы с данным детским коллективом (склонным к правонарушениям) ни один учащийся не был поставлен на учет в детскую комнату милиции, учитывая и второгодников (приходящих и уходящих) : Никита Л, Андрей П, Павел О.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
воспитательная программа
«Проблемный ребенок в классе»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
учитель изобразительного искусства,
Мировой художественной культуры
ГНАТЮК НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ «СОШ №2» ул. Мира, 85
Тел/факс 8 (34675) - 7-02-62
г. Югорск
2010
содержание
Пояснительная записка | |
Цели программы | |
Признаки проблемных детей | |
Проблемы воспитания педагогически запущенных детей. | |
Механизм построения и пути реализации | |
Основные направления работы классного руководителя | |
Содержание деятельности классного руководителя | |
План педагогической коррекции | |
Формы работы классного руководителя | |
План индивидуальной работы | |
Учащиеся группы риска (диагностическая карта) | |
Комплексная группа сопровождения | |
План работы классного руководителя совместно с социальным педагогом | |
Бланк-отчет «Коррекционная работа» | |
Возможные риски | |
Стратегия реализации | |
Педподдержка | |
Маршрут мыслительных действий ребенка | |
Индивидуальный лист успешности учащегося | |
Приложение | |
Определение уровня воспитанности учащихся | |
Мини- исследование классного руководителя | |
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя |
Выход из безвыходного положения там же, где вход.
В.Л.Леви, психолог
Пояснительная записка
Социализация в современном обществе понимается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремится подражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этом доминирующее влияние на него оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками.
Однако вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации. Они могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.
Поэтому ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ – создать БЛАГОПРИЯТНЫЕ условия для саморазвития детей! Стремиться предотвратить проблему, своевременно установить и устранить причины, порождающие её, обеспечить ПРОФИЛАКТИКУ негативных явлений, отклонений в поведении школьников.
Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, могут и должны работать в тесном контакте взаимодействия во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
Цели программы
- включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения
- привлечение его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей;
- создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям для формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения.
Признаки проблемных детей
Проблемы воспитания педагогически запущенных детей.
- недостаточный уровень владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
- недостаточная индивидуальная работа классного руководителя с трудным подростком и их родителями;
- недоработки классного руководителя и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.
Механизм построения и пути реализации
- повышение профессиональной компетенции классного руководителя
- освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им
- объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита)
- привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления, отдела по делам несовершеннолетних (ОДН);
Основные направления работы классного руководителя
- Изучение проблемных детей в классе и их семей
- Составление индивидуального плана работы с этими детьми
- Организация помощи педагогически запущенным детям
Содержание деятельности классного руководителя.
Классному руководителю необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
- тесно работать с психологом, социальным педагогом, с родителями, с учителями – предметниками;
- закрепить «наставников» из членов коллектива за этим учеником для оказания помощи в учебе
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
План педагогической коррекции должен дать ответ на три вопроса:
- что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);
- как это устранить (как проанализировать учебу школьника, с кем изменить характер взаимоотношений, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь и др.).
- кому и что надо делать (распределение обязанностей между участниками группы сопровождения, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы).
Патронаж
Консультирование
Тренинг
Цели:
1. Диагностические - ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;
2. Контрольные - оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и прочее;
3. Адаптационно-реабилитационные - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
Цели:
Взаимодействие между двумя или несколькими людьми, которые служат для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини тренинг и т.д.
Цели:
Групповые методы работы с семьей для активизации потенциала отдельных членов семьи.
Формы работы классного руководителя
План индивидуальной работы:
- определение конкретных недостатков и объективных трудностей воспитания данного ученика в семье и школе;
- анализ нравственных и психологических особенностей его личности;
- выявление имеющихся у него положительных интересов и увлечений;
- пути и средства формирования положительных качеств личности (указать каких) и организация социально ценного жизненного опыта;
- изложение конкретных мер по устранению или нейтрализации выявленных отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения.
Учащиеся группы риска (диагностическая карта)
№ | ФИО | Год рождения | Класс | Результаты обследования |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Формы контроля
- Собеседование
- Тестирование
- Практическая работа
- Анкетирование
- Тренинг
Критерии оценивания
Участие и представление своих достижений на конференциях, неделях Творчества, конкурсах, защите проекта, выставках.
Применять полученные знания и умения и навыки общения в практической деятельности и повседневной жизни.
Считаю, что данный проект программы обладает рядом преимуществ:
- возможность работы в индивидуальном режиме
- возможность работы в парах, в группах, в коллективе
- возможность делового общения с товарищами, в социуме
- достижение результатов коррекции в оптимальный срок через вовлечение в творческую деятельность
Проект программы рассчитан на 5 лет (начиная с 5ого класса и заканчивая 9-ым выпускным классом). Является одной из составляющих воспитательной программы педагога- классного руководителя. При этом ежегодно ведется мониторинг (приложение 6), который дает возможность отследить успехи личностного роста подростка.
Комплексная группа сопровождения
План работы классного руководителя совместно с социальным педагогом
СРОК | Общие дела | Мероприятия с «особыми» уч-ся | Работа с педагогическим коллективом | Работа с родителями | Отметка о выполнении | |
Опекаемые, социально неблагополучные дети | Девиантного поведения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь-октябрь | 1.Проверка личных дел. 2.Составление социального паспорта класса. 3.Организация бесплатного питания | 1.Сверка базы данных по опекаемым. 2.Рейды в семьи (контрольные акты обследования жилищных условий опекаемых) совместно с соц.педагогом
| 1.Сверка базы данных учащихся (состоящих на ВШУ, ИДН ). 2.Учёт занятости уч-ся девиантного поведения в кружках, клубах. 3.Индивидуальные собеседования с уч-ся «группы риска» | 1.Собеседование с учителями о причинах пропусков, неуспеваемости уч-ся «группы риска» | 1.Индивидуальные встречи с родителями уч-ся «группы риска» 2.Рейды в семьи социально опасного положения совместно с соц.педагогом.
|
|
Ноябрь - Декабрь | 1.ДЕКАДА профилактики наркомании алкоголизма употребления табака. 2.ДЕНЬ ПРАВА: « Знание и выполнение Устава школы» (Кл.час)
| 1.Контроль за успеваемостью. 2.Посещениеуроков и учет пропусков опекаемых уч-ся 3.Учёт занятости опекаемых в кружках, клубах. 4.Индивидуальные собеседования. | 1. Реализация Закона РФ №120. (знакомство) «Профилактика правонарушений» 2.Консультация у медика «Вред табакокурения». | Индивидуальные собеседования с учителями: -социальная поддержка «особых» уч-ся, -пропуски уроков | Род. Собрание «Матери за здоровый образ жизни своих детей» (о вреде курения, табака). Выступление нарколога. 2.Индивидуальные встречи родителей с психологом (по запросу родителей) |
|
Январь - Февраль | 1. Выявление «группы риска» учащихся с ослабленным здоровьем (часто болеющих) | 1.Контроль за здоровьем опекаемых (собеседование с медиком) Методы профилактики; помощь в учебе во время длительной или частой болезни | 1.Мониторинг уровня воспитанности уч-ся «группы риска», состоящих на учёте. 2. Групповые встречи с инспектором ИДН | Контроль за успеваемостью, пропусками (по болезни, по уважит. причине, без уважит. причины ) | 1. Презентация «Чем занять трудного подростка» – Встреча с инспектором ИДН, представителями подростковых клубов. |
|
Март - Апрель | Месячник по пофилактике правонарушений среди уч-ся. | Консультации у психолога
| 1.Социальная поддержка слабоуспевающих уч – ся по предупреждению второгодничества. 2.Анкетирование «Мои интересы» участие уч-ся «группы риска» в общественной жизни школы, класса. | 1.Индивидуальные беседы с учителями – педагогическая поддержка слабо успевающих уч-ся. | 1.Рейды в семьи социально опасного положения. |
|
Май | 1.Организация практики 2.Организация летнего труда и отдыха уч-ся. 3. Летняя школьная площадка | 1.Посещение семей на дому, составление актов. 2.Контроль за успеваемостью и окончанием учебного года. 3.Организация отдыха и занятости уч-ся летом. | 1.Занятость – Организация летнего отдыха. 2.Контроль за посещаемостью «Трудных», предупреждение второгодничества. | 1.Выход в отдел молодежи- организация Трудоустройства подростков. |
|
Бланк-отчет «Коррекционная работа»
- имеющаяся проблема у ребенка;
- список методик использованных в ходе диагностического исследования;
- краткие результаты тестирования;
- план мероприятий работы классного руководителя и психолога с учеником;
- использованные коррекционно-развивающие программы;
- динамика наблюдения;
- рекомендации специалистам (перечень специалистов, которых необходимо привлечь).
Таким образом, предполагается:
1. введение диагностического инструментария
2.выявление возможностей мониторинга правонарушений, что приведет к их снижению; повышению интереса к активным видам деятельности для самореализации.
Эффективным средством вовлечения проблемных детей и их родителей в оценку самостимуляции и самореализации является Дневник достижений учащегося, тренинги, консультирование и даже перспектива в формировании навыков здорового образа жизни семьи и его оценка.
Поэтому необходимо расширение сферы деятельности школы и превращение ее в центр обучения и педагогической помощи в соблюдении норм поведения, сохранения физического и нравственного здоровья детей и родителей.
Не вызывает сомнения тот факт, что классный руководитель сталкивается с возможными отрицательными результатами реализации проекта.
Риск | Пути решения |
1. Отсутствие умения рефлексировать свои поступки (понимаю, что делаю плохо, но не знаю, как или когда остановиться) | Привлечение психологической службы. Тренинги. |
2. Дополнительная нагрузка для педагогической деятельности. | Привлечение к сотрудничеству всех служб и специалистов образовательного учреждения для формирования родительского и ученического актива по вовлечению «трудных» в КТД. Простраивание коммуникационных связей с внешкольными учреждениями. |
3. Пассивность родителей | Организация классных мероприятий по вовлечению родителей «трудных» подростков и взаимодействию данных родителей со службами школы; Индивидуальные консультации родителей |
Все это является основой, на которой при активном участии всех субъектов процесса будут созданы единые педагогические условия для формирования у "трудных" подростков объективной самооценки, для обучения их методике самостимуляции положительного поведения.
Стратегия реализации
- освоение детьми и родителями приемов проектирования сознательной деятельности
- обучение практическим профилактическим упражнениям и тренингам по решению собственных проблем
- простраивание индивидуального маршрута досуга и свободного времени трудного ребенка и семьи
- участие в традиционных мероприятиях школы, в социологических исследованиях, в проведении акций и конкурсов.
Педподдержка
Для того, чтобы «свободоспособность» трудного ребенка не перешла в отрицательную зону, необходимо усилиями «педагогической поддержки» создавать условия для формирования ответственности перед собственной судьбой, привычки образовывать себя и становиться самим собой.
Педподдержка - совместное с ребёнком проживание его проблемной ситуации со всё уменьшающимся проявлением активности со стороны педагога и возрастающей активностью самого ребёнка; помощь ему в освоении собственных, им самим находимых конструктивных выходов из жизненных противоречий. И тогда ситуация напряжения становится образовательной ситуацией - направляя своё сознание на её анализ и на проектирование деятельности по преодолению трудностей, ребёнок взрослеет. На каком-то этапе педагог уже предлагает ребёнку побыть один на один со своей проблемой и принять на себя ответственность за её разрешение.
Ребенок должен научиться с помощью учителя решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.
+ =
-
Целью педагогической поддержки является «выращивание» субъектной позиции ребёнка. Такой, которая предполагает наличие развитого сознания, способного к самостоятельному выбору; наличие воли - механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; наличие деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать.
Наиболее успешно такая цель достигается тогда, когда ребёнок попадает в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает как помеху. Причём эта помеха приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что-либо предпринять. Педагогу нет необходимости мотивировать ребёнка на деятельность; наоборот, у ребёнка есть естественное побуждение к деятельности по преодолению проблемы.
Способность строить сознательную деятельность по преобразованию проблемы в нужном для себя направлении - это обратная сторона того, что называется «свободоспособностью» ребёнка. Поэтому педагогу необходимо заботиться о становлении в сознании ребёнка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. Ребёнок должен учиться не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлять над этим.
Маршрут мыслительных действий ребенка
Как и почему возникла эта проблема
Что я хочу, чтобы получилось в результате этих действий
Насколько это реально
Что я могу сделать для осуществления желаемого
Что мешает
Как справиться с этой помехой
Как отразится то, что я задумал, на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию
Как поступить, чтобы, по возможности, не усугубить эту ситуацию
Гипотеза: если «трудный» подросток освоит методику саморегуляции и самостимуляции собственного поведения и деятельности, то возможно положительное интеллектуальное развитие личности, позитивная социализация. Для этого два раза в год подводятся итоги участия в различных мероприятиях по следующей таблице и вывешиваются в классном уголке, что положительно мотивирует на школу, формируя рефлексивную компетентность учащегося.
Индивидуальный лист успешности учащегося
Ф.И.О. Никита Л. (2005 -2006 уч.год)
Дела класса | Школьные мероприятия | Участие в конкурсах, конференциях… | Творческие задания | Спортивные достижения |
Трудовой сектор (регулярно участвовал в ремонте мебели класса) | Школьная интеллектуальная олимпиада по истории (Участие) | Оформление классной газеты, посвященного Дню здоровья в микрорайоне | Участие городском кроссе Наций | |
Участие в Дне Здоровья | Участие в Турслете | Дипломант конкурса «Мы – будущее России» | Занятие в секции силовых видов спорта | |
Периодическое участие в классных развлекательных мероприятий | ||||
Комментарии
Спасибо, хорошая программа.