«Успех развития способностей у детей – поддержка родителей – совместное творчество»
Что должны знать и на что обращать внимание родители, которые хотят помочь своим детям раскрыть и развить заложенный в них потенциал, состояться как личности. Делюсь опытом из моей практики работы с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Успех развития способностей у детей – поддержка родителей – совместное творчество»
Воистину – человек создан для того,
Чтобы творить. А для чего же ещё
Мог создать его Вечный Творец ?!
Сегодня большое внимание со стороны правительства уделяется выявлению и развитию одарённых детей. Этому свидетельствуют документы: президентская программа «Дети России», включающая раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальная доктрина образования РФ» (2000), «Концепция модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Умные, способные, одарённые и талантливые дети – это наша надежда, наше будущее и будущее всей нашей страны. Решать эту задачу, призваны основные и дополнительные учебные заведения. Школа и доп. образования вводят ряд мероприятий и форм обучения для выполнения этой задачи. Но, немаловажная роль здесь отводится семье. Так как в семье происходит становление ребёнка как личности, получают первоначальное развитие заложенные в нём способности и таланты. Что же должны знать и на что обращать внимание родители, которые хотят помочь своим детям раскрыть и развить заложенный в них потенциал, состояться как личности. Из моей практики работы с детьми я отметила следующие моменты.
Каждый год, в начале сентября, в нашем доме творчества проходят экскурсии для детей младшего школьного звена. Дети ходят по студиям, где им показывают и рассказывают о том, чем здесь занимаются и чему обучаются воспитанники. Дети, любознательны от природы, они хотят посещать одновременно несколько кружков и школ дополнительного образования, не оценив свои силы и возможности. В дальнейшем могут быть некоторые неудобства, это и накладка в расписании занятий, и недостаточное время для подготовки к основным школьным предметам, и усталость от большой нагрузки. Поэтому родителям нужно помочь ребёнку сделать выбор. Причём отдавать предпочтение выбранному виду деятельности или нескольким видам должен ребёнок, ведь он руководствуется стремлением освоить на данном этапе своего развития то, что ему сейчас необходимо. А родители как добрые друзья должны помочь ему в этом, например, в игровой форме как предлагает О. Чеботарёва. На карточки выписать все увлечения ребёнка и предложить ему разложить их по степени важности для него.
Второй момент – это оказание помощи в обеспечении необходимыми для работы материалами и инструментами. Когда ребёнок приходит на занятие не имея необходимого, возникает неловкая для него ситуация. Конечно с ним делятся его товарищи или педагог, это тоже положительный момент в деле воспитания, но если эта ситуация будет повторяться от занятия к занятию, то это может охладить и отбить всякое стремление заниматься любимым делом. Очень воодушевляет детей, когда родители с пониманием относятся к их нуждам. Нужно видеть, как они горды (в хорошем смысле этого слова), когда им покупают книги и прочие нужные вещи для работы. Не экономьте на этом, добрые отношения между детьми и родителями закладываются с детства.
Чтобы огонёк желания, заниматься выбранным делом, не ослабел, мамам и папам нужно интересоваться успехами своих детей. Задавать им вопросы, чему новому они сегодня научились, всё ли у них получается. Было бы очень хорошо, чтобы не только педагог шёл первый на контакт с родителями, но чтобы и родители звонили и заходили в дом творчества. Часто складывается отношение к дополнительному образованию, как к чему- то маловажному, но ведь здесь и сейчас закладываются дисциплина, ответственность и уважение к другим людям. Я благодарна тем родителям, которые это понимают, и отношения с которыми у нас сложились не односторонние. Посещайте родительские собрания, и другие мероприятия которые проводятся, для укрепления ваших взаимоотношений с ребёнком. Педагоги с пониманием относятся к загруженности и усталости наших дорогих мам и пап, но главное не пропустить сейчас самого важного, показать ребёнку, что вам не всё равно, чем он занимается и что у него получается.
Каким бы не казался маловажным труд ребёнка, относитесь к нему серьёзно. То, чем занимаются наши дети, для них это очень важно, ведь они стараются, трудятся, переживают, когда у них не получается, и когда удаётся задуманное, для них это большая радость, и они с этой радостью бегут домой чтобы поделиться с вами. И, конечно же, их нужно поддержать, похвалить и придать им сил для новых побед.
То, что взрослый человек может сделать в считанные минуты, школьнику младшего, а иногда и среднего звена нужно потратить значительное время. Не всегда получается справиться самостоятельно с какой - то работой, фраза «делай сам» не всегда достигает своей педагогической цели чтобы ребёнок рос самостоятельным, не пасовал перед трудностями. Чаще бывает, что начатую и непонятную или трудную работу он забросит и больше к ней не вернётся. Поэтому взрослые должны оказывать помощь ребёнку. Хотелось бы рассказать об одном научном открытии, оно известно под названием «зоны ближайшего развития», открытие это принадлежит выдающемуся психологу Льву Семёновичу Выготскому. В каждом возрасте для каждого ребёнка, как известно, есть круг дел или задач, с которыми он может справиться сам. Но есть и другие – те, которые он может делать только вместе со взрослыми. Теперь давайте представим себе два круга: один внутри другого. Маленький круг будет означать все дела, которые ребёнок делает сам, а полоса, или «зона», между границами малого и большого круга, дела, которые ребёнок делает только вместе со взрослым. За пределами большого круга окажутся задачи, которые вообще недоступны сейчас ребёнку – ни одному, ни вместе с нами. Л. Выгорский показал, что по мере развития ребёнка круг задач, решаемых им самостоятельно, увеличивается за счёт совместных дел со взрослыми. Другими словами, то, что вчера ребёнок делал вместе с мамой, сегодня он может делать сам. Зона совместной деятельности – это зона потенциальных возможностей местной деятельности зона потенциальных возможностей ребёнка, которые в полной мере реализуются завтра, другими словами зона его ближайшего развития. И только от взрослого зависит, будет эта зона широкой или узкой, т.е. будет ребёнок развиваться быстрее или медленнее! «Давай вместе» - это буквально волшебные слова, которыми родитель вводит ребёнка в круг новых дел, интересов, способностей! Поэтому понятно, что оставлять из педагогических соображений ребёнка одного там, где ему трудно, где у него не получается, - грубая ошибка.
Большую услугу в развитии способностей ребёнка окажет совместное творчество. «Творчество, - пишет психолог Давыдов, - является уделом всех, оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». Главные же наши помощники в развитии творческой активности – родители. Участвуя в творчестве вместе с родителями, ребёнок приобретает уверенность в своих силах, он ориентируется на взрослого как на носителя собственных возможностей. К тому - же укрепляются отношения между участниками творческого процесса родителями и детьми. Каждый год проводится в нашем районе выставка – конкурс «Все краски Ямала», в котором есть номинация «семейное творчество», воспитанники нашей студии ежегодно принимают в нём участие. Помимо побед районного и окружного уровня, я хочу отметить, что повысился интерес к совместному творчеству со стороны моих воспитанниц и их мам, появилась определённая мотивация у родителей и детей. И что самое приятное мамы и дочки стали сотоварищами, единомышленниками общего дела, папы тоже вносят свою посильную лепту (кто - то вытачивает на станке вазочки, кто – то достаёт ценный материал – проволоку, а кто – то даёт дельные советы). Увлечение стало общим семейным делом. И это не только даёт возможность развития творческих способностей детей, но и укрепляет семейные узы.
Уважаемые родители, если вы считаете своим долгом помочь ребенку в развитии его способностей, если вы видите его в будущем творческим и состоявшимся человеком, поддерживайте его познавательный интерес, помогите ему поверить в свои возможности, будьте для него путеводителем в жизни.