Годовой анализ работы

Годовой анализ работы библиотеки МБОУ СОШ №2

г. Ак-Довурак

за 2021/2022 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_analiz_21-22.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Ак-Довурака

668050, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, улица Ленина 22, tyva_school_155@mail.ru тел.8(394)33-21163

                                                                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ________ Булавко И.С.

Годовой анализ работы библиотеки МБОУ СОШ №2

г. Ак-Довурак

за 2021/2022 учебный год.

г. Ак-Довурак 2022г.

Анализ работы школьной библиотеки

Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Школьная библиотека прививала обучающимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивала их потребности в самообразовании, учила ответственности. Библиотека много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;

- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Перед библиотекой стояли следующие задачи:

- знакомство обучающихся с основами библиотечно-библиографических знаний;

- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;

- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.

Работа с книжным фондом.

Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. В учебном 2021-2022 году пополнился учебный фонд в количестве 100 учебников на сумму 54291,60 руб. В этом году продолжилась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причинённого книгам. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с обучающимися о бережном отношении к книгам.

С обучающимися начальной школы проведён библиотечный урок «Правила обращения с книгой».

Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий. По мере поступления книг в библиотеку осуществляется приём, систематизация, техническая обработка, запись в суммарную и инвентарную книгу, в каталоги.

Для учёта фонда заведена следующая документация:

- книги суммарного учёта основного и учебного фонда;

- инвентарные книги;

- журнал учёта выдачи учебников;

- инвентарная книга подарочных изданий;

- читательские формуляры.

Частью библиотечного фонда являются периодические издания. В учебном 2021-2022 году была осуществлена подписка на периодические издания: на сумму 28220,56 журналы, серия книг, газеты «Карамелька», «Шишкин лес», «Авиация и космонавтика», «Шын» «Парламентская газета» и т.д.

 Работа с учебным фондом

Учебный год

Фонд художественной литературы

Фонд учебников

Книговыдача

Обеспеченность %

2020-2021 гг.

4156

4517

80%

2021-2022 гг.

4168

5073

3978

84%

Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с заместителем директора по УВР, руководителями МО, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2022/23 год с учётом ФГОС. Поведена работа по проверке учебного фонда. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы обучающимся.

Выполнен мониторинг обеспеченности и потребности в учебниках и учебных пособиях.

Библиотека систематически работала по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этой работе большую помощь оказывают классные руководители, учителя школы.

В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:

- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2021-2022 уч. год;

- составлен и оформлен заказ на новый учебный год;

- подготовлены формуляры к выдаче учебников;

- подобраны комплекты учебников по классам;

- осуществлена выдача и прием учебников.

Показатели библиотечной статистики за _2021 – 2022_ учебный год.

Наименование

прочие

Кол-во

1.

Контингент читателей

Всего

345

обучающихся

из них: записанных впервые

292

25

учителей и прочих категорий

54

2.

Контингент обучающихся

всего

292

1-4 классы

119

5-11 классы

173

3.

Посещаемость

74%

Среднее количество

посещений в день

 

26

4.

Книговыдача

всего

5696

5.

Читаемость

40%

6.

Обращаемость

7,8%

7.

Книгообеспеченность (учебники)

84%

Основными показателями работы школьных библиотек являются: книгообеспеченность, читаемость и посещаемость.

Для анализа использовались средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. В отчётном году максимальное количество недель, когда ученики могли посещать библиотеку и пользоваться её услугами, было 32, что означает при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время обучающиеся должны были посетить библиотеку не менее 32 раз, т.е хотя бы один раз в неделю, далеко не все обучающиеся смогли приблизиться к этой норме. Обучающиеся среднего и старшего звена, в основном, брали только программную художественную литературу. Активными читателями в этом учебном году были обучающиеся начальной ступени. По анализу работы библиотеки, наибольшее количество книг и периодических изданий было взято обучающимися начальных классов. Обучающиеся основного и среднего звена мало брали в школьной библиотеке книг и другой литературы, редко пользовались периодическими изданиями по своему желанию и интересу. Провожу библиотечные уроки с использованием новых информационных технологий мультимедийные презентации, экскурсии по виртуальным выставкам в Интернете. Такие уроки обучающиеся воспринимают лучше, чем простые беседы, так как структура традиционных библиотечных уроков не отвечает требованиям времени.

Библиотечно-библиографическая работа

Постоянно ведётся работа по редактированию алфавитного каталога. Этот каталог помогает выявить наличие книги в библиотеке, составить список литературы по запрашиваемой теме или автору.

Массовая работа. Работа с читателями.

 В течение учебного года в библиотеке велась индивидуальная и массовая работа. Для педагогического коллектива по требованию подбирался необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и других мероприятий. Также проводились рекомендательные беседы при выборе книг.

Цели массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу, сделав чтение первейшей потребностью. Массовые мероприятия, проводимые в различных формах, помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. В течении учебного года проведено следующие мероприятия: «День Воинской славы», «Аяк хээлиг тыва чуртум», «Сказочное лукошко», «4 октября Всемирный день защиты животных», Библиотечный час «В мире профессий», «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» посвященный 200 летию со дня рождения писателя, «Математика – гимнастика ума», «24 октября День ООН», «Мама мир подарила», «Информационный стенд к 310-летию М.В. Ломоносова», «Остров ошибок», «Подари - книгу подари мир» и.тд.

В школьной библиотеке ежегодно в марте проводится традиционная «Неделя детской и юношеской книги». Основной целью мероприятия, безусловно, является пропаганда чтения среди школьников. Для раскрытия фонда и привлечения внимания к книгам оформлены выставки: «Неделя детской и юношеской книге», «Литературный калейдоскоп». Многие мероприятия, проводимые на «Неделе детской книги», приурочены к юбилейным и памятным литературным датам. Ребята познакомились с биографией писателей, с большим интересом обсуждали произведения, отвечали на вопросы литературной викторины.

В работе использовались различные формы и приемы, которые помогают обучающимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. С этой целью проводились библиотечные часы. Также, для привлечения детей к чтению, оформлен стенд «С днем рождения, писатель!», где своевременно выставляется портрет писателя и его произведения, если они имеются в наличие в библиотечном фонде школы. Дети активно принимают участие в изучении авторских произведений. В течение года проводится анализ по определению читательских потребностей обучающихся: «На какие темы дети любят читать» и «Что детей привлекает в книге».

Школьная библиотека оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021/2022 учебный год.

Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

Задачей на новый 2022 - 2023 учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно - информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.

В следующем учебном году целью библиотеки, как и прежде, будет: грамотное информационно - библиографическое обслуживание читателей библиотеки.

Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:

– Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;

– Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке;

– Работа с коллективом школы по привлечению детей к чтению.

Исходя из этого, в следующем 2022-2023 учебном году необходимо уделить внимание:

-воспитанию обучающихся в умении пользоваться библиотекой;

-сохранности учебного фонда;

-повышению престижа библиотеки в школе.

Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди обучающихся школы.

Заведующий библиотекой  ____________ Анчаа А.Ю.