Годовой анализ работы
Годовой анализ работы библиотеки МБОУ СОШ №2
г. Ак-Довурак
за 2021/2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_analiz_21-22.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Ак-Довурака
668050, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, улица Ленина 22, tyva_school_155@mail.ru тел.8(394)33-21163
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ________ Булавко И.С.
Годовой анализ работы библиотеки МБОУ СОШ №2
г. Ак-Довурак
за 2021/2022 учебный год.
г. Ак-Довурак 2022г.
Анализ работы школьной библиотеки
Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Школьная библиотека прививала обучающимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивала их потребности в самообразовании, учила ответственности. Библиотека много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;
- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Перед библиотекой стояли следующие задачи:
- знакомство обучающихся с основами библиотечно-библиографических знаний;
- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;
- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.
Работа с книжным фондом.
Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. В учебном 2021-2022 году пополнился учебный фонд в количестве 100 учебников на сумму 54291,60 руб. В этом году продолжилась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причинённого книгам. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с обучающимися о бережном отношении к книгам.
С обучающимися начальной школы проведён библиотечный урок «Правила обращения с книгой».
Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий. По мере поступления книг в библиотеку осуществляется приём, систематизация, техническая обработка, запись в суммарную и инвентарную книгу, в каталоги.
Для учёта фонда заведена следующая документация:
- книги суммарного учёта основного и учебного фонда;
- инвентарные книги;
- журнал учёта выдачи учебников;
- инвентарная книга подарочных изданий;
- читательские формуляры.
Частью библиотечного фонда являются периодические издания. В учебном 2021-2022 году была осуществлена подписка на периодические издания: на сумму 28220,56 журналы, серия книг, газеты «Карамелька», «Шишкин лес», «Авиация и космонавтика», «Шын» «Парламентская газета» и т.д.
Работа с учебным фондом
Учебный год | Фонд художественной литературы | Фонд учебников | Книговыдача | Обеспеченность % |
2020-2021 гг. | 4156 | 4517 | 80% | |
2021-2022 гг. | 4168 | 5073 | 3978 | 84% |
Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с заместителем директора по УВР, руководителями МО, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2022/23 год с учётом ФГОС. Поведена работа по проверке учебного фонда. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы обучающимся.
Выполнен мониторинг обеспеченности и потребности в учебниках и учебных пособиях.
Библиотека систематически работала по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этой работе большую помощь оказывают классные руководители, учителя школы.
В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:
- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2021-2022 уч. год;
- составлен и оформлен заказ на новый учебный год;
- подготовлены формуляры к выдаче учебников;
- подобраны комплекты учебников по классам;
- осуществлена выдача и прием учебников.
Показатели библиотечной статистики за _2021 – 2022_ учебный год.
№ | Наименование | прочие | Кол-во |
1. | Контингент читателей | Всего | 345 |
обучающихся из них: записанных впервые | 292 25 | ||
учителей и прочих категорий | 54 | ||
2. | Контингент обучающихся | всего | 292 |
1-4 классы | 119 | ||
5-11 классы | 173 | ||
3. | Посещаемость | 74% | |
Среднее количество посещений в день |
| 26 | |
4. | Книговыдача | всего | 5696 |
5. | Читаемость | 40% | |
6. | Обращаемость | 7,8% | |
7. | Книгообеспеченность (учебники) | 84% |
Основными показателями работы школьных библиотек являются: книгообеспеченность, читаемость и посещаемость.
Для анализа использовались средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. В отчётном году максимальное количество недель, когда ученики могли посещать библиотеку и пользоваться её услугами, было 32, что означает при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время обучающиеся должны были посетить библиотеку не менее 32 раз, т.е хотя бы один раз в неделю, далеко не все обучающиеся смогли приблизиться к этой норме. Обучающиеся среднего и старшего звена, в основном, брали только программную художественную литературу. Активными читателями в этом учебном году были обучающиеся начальной ступени. По анализу работы библиотеки, наибольшее количество книг и периодических изданий было взято обучающимися начальных классов. Обучающиеся основного и среднего звена мало брали в школьной библиотеке книг и другой литературы, редко пользовались периодическими изданиями по своему желанию и интересу. Провожу библиотечные уроки с использованием новых информационных технологий мультимедийные презентации, экскурсии по виртуальным выставкам в Интернете. Такие уроки обучающиеся воспринимают лучше, чем простые беседы, так как структура традиционных библиотечных уроков не отвечает требованиям времени.
Библиотечно-библиографическая работа
Постоянно ведётся работа по редактированию алфавитного каталога. Этот каталог помогает выявить наличие книги в библиотеке, составить список литературы по запрашиваемой теме или автору.
Массовая работа. Работа с читателями.
В течение учебного года в библиотеке велась индивидуальная и массовая работа. Для педагогического коллектива по требованию подбирался необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и других мероприятий. Также проводились рекомендательные беседы при выборе книг.
Цели массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу, сделав чтение первейшей потребностью. Массовые мероприятия, проводимые в различных формах, помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. В течении учебного года проведено следующие мероприятия: «День Воинской славы», «Аяк хээлиг тыва чуртум», «Сказочное лукошко», «4 октября Всемирный день защиты животных», Библиотечный час «В мире профессий», «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» посвященный 200 летию со дня рождения писателя, «Математика – гимнастика ума», «24 октября День ООН», «Мама мир подарила», «Информационный стенд к 310-летию М.В. Ломоносова», «Остров ошибок», «Подари - книгу подари мир» и.тд.
В школьной библиотеке ежегодно в марте проводится традиционная «Неделя детской и юношеской книги». Основной целью мероприятия, безусловно, является пропаганда чтения среди школьников. Для раскрытия фонда и привлечения внимания к книгам оформлены выставки: «Неделя детской и юношеской книге», «Литературный калейдоскоп». Многие мероприятия, проводимые на «Неделе детской книги», приурочены к юбилейным и памятным литературным датам. Ребята познакомились с биографией писателей, с большим интересом обсуждали произведения, отвечали на вопросы литературной викторины.
В работе использовались различные формы и приемы, которые помогают обучающимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. С этой целью проводились библиотечные часы. Также, для привлечения детей к чтению, оформлен стенд «С днем рождения, писатель!», где своевременно выставляется портрет писателя и его произведения, если они имеются в наличие в библиотечном фонде школы. Дети активно принимают участие в изучении авторских произведений. В течение года проводится анализ по определению читательских потребностей обучающихся: «На какие темы дети любят читать» и «Что детей привлекает в книге».
Школьная библиотека оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021/2022 учебный год.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Задачей на новый 2022 - 2023 учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно - информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.
В следующем учебном году целью библиотеки, как и прежде, будет: грамотное информационно - библиографическое обслуживание читателей библиотеки.
Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:
– Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
– Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке;
– Работа с коллективом школы по привлечению детей к чтению.
Исходя из этого, в следующем 2022-2023 учебном году необходимо уделить внимание:
-воспитанию обучающихся в умении пользоваться библиотекой;
-сохранности учебного фонда;
-повышению престижа библиотеки в школе.
Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди обучающихся школы.
Заведующий библиотекой ____________ Анчаа А.Ю.